Противосектантский катехизис «Доброе Исповедание»

О единстве истины Божией-3 стр.

О Церкви Христовой-4.

Церковь и секты-7.

Научение Церкви (св. Писание и св. Предание)-12.

Священство-17.

О святости Церкви Христовой-24.

Средства достижения совершенства-27.

О христианском посте-27.

О святом крещении-29.

Крещение детей-31.

О миропомазании-33.

О таинстве покаяния-34.

О Святом Причащении-35.

О Браке христианском-37.

О монашестве-38.

Водоосвящение-39.

Крестное знамение-39.

О таинстве Елеосвящения-39.

О христианском погребении-40.

Вещественная святыня-41.

О святых храмах-41.

О святом Кресте Христовом-42.

О свящ. изображениях (иконах) и других свящ. предметах-44.

О свящ. предметах-47.

О святых мощах-47.

Церковь Небесная-48.

О почитании Божией Матери-51.

О молитвах за умерших-52.

О бессмертии души-55.

О Субботе и Воскресении-59.

Оружие правды. Приложение к «Доброму Исповеданию». Конспект для противосектантских бесед.

Предисловие-63 стр.

1. О единой истиной Церкви и о сектах. Свойства Церкви. Разбор возражений сектантов-63.

2.Спасение только в Церкви Христовой. Разбор возражений сектантов. Примечание-66.

3.Научение Церкви. Разбор возражений сектантов-68.

4.О священстве. Разбор возражений сектантов-70.

5.О святости Церкви. Разбор возражений сектантов-74.

6. Христианский пост. Новозаветный пост. Разбор возражений сектантов-78.

7.О святом Крещении. Из чего состоит крещение? Разбор возражений сектантов-80.

8. Крещение детей. Разбор возражений сектантов-82.

9. О Миропомазании. Разбор возражений сектантов-85.

10. О таинстве Покаяния. Разбор возражений сектантов -86.

11. О причащении. Разбор возражений сектантов-87.

12. О браке христианском Разбор возражений сектантов-89.

13. О монашестве-90.

14. О водоосвящении-90.

15.О таинстве Елеосвящения. Разбор возражений сектантов-90.

16. О погребении. Разбор возражений сектантов-91.

17. О Крестном знамении. Разбор возражений сектантов-91.

18. Вещественная святыня. О святых храмах. Разбор возражений сектантов-92.

19. О св. Кресте Христовом. Разбор возражений сектантов-92.

20. О священных изображениях (иконах) и священных предметах. Разбор возражений сектантов-96.

21.О святых мощах. Разбор возражений сектантов -99.

22.О Небесной Церкви. Об отношении к св. Ангелам и угодникам Божиим: воспоминании, прославлении их и призывании в молитвах. Просьба молитвы. Разбор возражений сектантов-100.

23. О почитании Божией Матери. Разбор возражений сектантов-103.

24. Молитвы за умерших. Разбор возражений сектантов-104.

25. Частные вопросы веры Божией извращаемой сектантами. О бессмертии души. Так же об отличии души от тела и о бессмертии души научает Господь Спаситель и Его Апостолы. Разбор возражений сектантов-105.

26. О субботе и воскресении. Разбор возражений сектантов. О воскресении. Разбор возражения сектантов-107.

Противосектантский катехизис «Доброе Исповедание»

От Автора

Несколько народных противосектантских курсов, проведенных мною, показали крайнюю необходимость особого катехизаторского общедоступного учебника, который бы: а) раскрывал по возможности полное христианское мировоззрение, б) указывал, что спасительная христианская вера Божия - только одна, а ереси суть антихристовы погибельные измышления, а не христианство, в) давал удобное оружие для отражения сектантской лжи и г) отличался принудительной ясностью изложения.

У нас есть много противосектантских книг, разбирающих отдельные положения нашего упования, отвергаемые сектантами; есть довольно бессистемные сборники текстов; есть катехизисы или безразличные к Православию, или, хотя и хорошие, но очень краткие; есть, наконец, ученые сочинения, мало пригодные для народа. Народного же, православного, дающего христианское мировоззрение, катехизаторского учебника я не нашел, но за то верю, что Господь чрез сорадующихся Истине людей поможет его иметь, если не в настоящем издании, то впоследствии.

Уже в начале моей работы многие меня ободрили и много мне помогли. Прежде всего откликнулся мой постоянный вдохновитель Святитель Волынский, Архиепископ Антоний, с именем которого связывается едва ли не половина православного дела в России: он дал мне указания, прочитывал и поправлял рукописи. Во-вторых, поддержал меня мой дорогой покровитель, о. протоиерей Неофит Порфирьевич Любимов, издавший много противосктантской литературы, принявший и сейчас это убыточное издание, только из- за любви к Правде и для ободрения борьбы с антихристовой мерзостью. В-третьих, научал меня приемам изложения, да и вообще миссионерскому противосектантскому делу старейший из миссионеров и талантливейший о. протоиерей Иоанн Вас. Полянский. В-четвертых, много помог мне, принявший на себя труд проверки моих рукописей и всей корректуры и пронесший его с муравьиным усердием и терпением мой друг и соработник на ниве Божией, миссионер, канд. богосл., Влад. Влад. Соколов. В-пятых, из-за одного сочувствия моему делу и затее пришел со своим художественным трудом канд. богосл. Мирон Иван. Ржепик: ему принадлежат иллюстрации в книге. Катакомбные снимки скопированы из книги А. фон-Фрикена: "Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства".

Земно кланяясь, благодарю всех воодушевлявших, помогавших, тратившихся и сочувствовавших мне лиц.

Как видно из перечисления участников, потрудившихся в издании настоящей книги, я мало доверял себе лично, не давал места сознанию собственного достоинства и самолюбию, а работал исключительно для горячо любимого дела; это, я думаю, достаточно может уверить любящих Истину и подвизающихся за Веру Евангельскую, что я нуждаюсь в их помощи и они придут на помощь мне со своими указаниями и поправками, необходимыми для возможной полноты и ясности настоящего народного учебника. Мне не стыдно слышать самую строгую критику и получить помощь от всякого православного человека, и я жду всего этого с нетерпением, чтобы скорее осуществить свое желание, помочь православному народу в день злый.

Настоящая книга "Доброе исповедание" излагает христианское учение так, как желательно преподавать его народу да, пожалуй, и в школах церковно-приходских высшего типа и церковно-учительских.

Московский Епархиальный миссионер проповедник Николай Варжанский.

Июль 1910 года. Москва, Б. Пресня, 30

О единстве истины Божией

Вопрос:Что для человека должно быть дороже всего в жизни?

То, чтобы ему спасти свою душу (Мф. 16: 26), и получить жизнь вечную (Рим. 2:7), радость бесконечную (Рим. 14: 17) и вечно славословить Бога, подобно святым Ангелам (Пс. 149: Противосектанский катехизис «Доброе Исповедание» 5,6; Лук. 2:13).

Вопрос:Каким путем человек может придти к бесконечному блаженству?

Путем истины Божией. Об этом пути просил некогда Псалмопевец Давид: " Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твоюи научи меня, ибо Ты Бог спасения моего". (Пс. 24:4,5)

Вопрос:Где же эта истина Божия?

Истина Божия - во Христе Иисусе, как Он Сам о Себе сказал: "Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня". (Ин. 14:6)

Вопрос:Как называется у нас следование за Христом?

Оно называется религией, а чаще всего верой; последнее слово указывает на то, что человек поверил во Христа и во всем следует за Ним, делает все так, как Христос повелел (Мф. 16: 24)

Вопрос:Правильно ли думают некоторые люди, что религия означает одно, а вера - совершенно другое?

Нет, неправильно и совершенно неосновательно. Религия есть слово латинское, а вера - слово русское, но оба они определяют не что иное, как отношения между Богом и человеком. Слово "религия" указывает на союз Вседержителя Творца с человеком, а словом "вера" отмечаются два существенных признака этого союза: с одной стороны указывается, что Бог открыл человеку Свою волю, а с другой стороны, - что человек верит в Бога и с послушанием принимает Его слово (Ин. 14: 10-12)

Вопрос:Можем ли мы сказать с одинаковым смыслом: "религия христианская" или "вера православная"?

Можем, потому что оба эти понятия, по своему смыслу, означают одно и то же.

Вопрос:Сколько может быть истинных вер, или истинных религий?

Истинная вера только одна. Ап. Павел говорит: "один Господь, одна вера" (Еф. 4:5)

Вопрос:Как же в настоящее время говорится о многих христианских верах: православной, латинской или римско-католической, протестантской, лютеранской, штундовской или баптистской, пашковской или "евангельской", меннонитской, молоканской, новомолоканской, адвентистской, хлыстовской, скопческой, ново-израильской, беседнической - от братчиков, духоборческой, толстовской и других?

Из всех этих многочисленных религий, или вер, только одна есть вера истинная православная, а остальные все - ложные. Они измышлены диаволом и человеческой гордостью.

Вопрос:Как называются эти ложные религии?

Они называются ересями (по-гречески), или сектами (по-латински), а те, кто оставляют истинную веру и идут за этими бесовскими измышлениями - называются или еретиками или сектантами.

Вопрос:Как же все ложные религии говорят, что они имеют Христа Иисуса?

Все эти заблуждения, ложно выдающие себя за христианские религии, отверглись от истины и выдумали себе своих Иисусов и выдают их за истинного Христа Спасителя. Подобно тому, как живущий не по закону выдает свою сожительницу за жену, хотя она ему и не жена, благословленная Богом, так и все еретики-сектанты говорят, что Христос с ними, хотя на самом деле у них не истинных Христос.

Вопрос:Возможен ли такой хитрый, чисто диавольский обман?

Вполне возможен. И Ап. Павел, опасаясь за христиан, чтобы кто не соблазнил их такой ложью, пишет так: " боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, — то вы были бы очень снисходительны к тому. (2 Кор11:3,4)

Итак, из приведенных слов Апостола ясно видно, что у некоторых проповедников может быть "другой Иисус", не истинный Спаситель, но самоизмышленный; такой же самоизмышленный "другой дух" у них и "иное благовестие" - не христианское. Они-то и есть у всех сектантов.

Вопрос:. Почему же все почти сектанты, еретики, когда встречаешь их, с виду кажутся очень ласковыми и, будто, добрыми христианами, точно и на самом деле они христиане?

Это объясняет Дух Святый через Апостола Павла следующими словами: "лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их". (2 Кор 11:13-15)

Вопрос:Можно ли каким-либо путем доказать, что все сектанты заблуждаются и проповедуют ложь?

Можно. Для этого достаточно рассмотреть св. Писание и историю Церкви Христовой, как сразу же выяснится то или другое заблуждение сектантов.

О Церкви Христовой

Вопрос:В каком состоянии находятся все люди после грехопадения прародителей - Адама и Евы?

В состоянии греховности и душевной погибели. Слово Божие так говорит об этом: "как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили". (Рим 5:12); "все согрешили и лишены славы Божией", (Рим 3:23); "всем же отступникам и грешникам — погибель" (Ис. 1:28)

Вопрос:От кого же людям нужно ожидать и где искать спасения?

От Гнева Бога, Которого оскорбили - и стали поэтому "чадами гнева" (Еф. 2: 3)

Вопрос:Обещал ли Господь людям примирение с Собою?

Обещал (Ис. 27: 4,5) и совершил его. Апостол пишет христианам: "мы примирились с Богом смертью Сына Его" (Рим. 5:10). Значит, спасение кающихся людей возможно чрез Единородного Сына Божия и только чрез Него, "ибо, - говорит Апостол Петр, нет другого имени под небом, данного человекам, которым нам надлежало бы спастись" (Деян. 4:12).

Вопрос:Что же сделал Господь Иисус Христос для спасения людей?

Он, во-первых, открыл истину Божию о том, как должно людям жить, чтобы прийти к Богу Отцу (Ин. 14:6; 8:24, 25; 8: 31,32; 14: 15,16, 21).

Во-вторых, Он пострадал за нас и умер на кресте за грехи наши и воскрес для нашего оправдания (Рим. 4:25)

В-третьих, Господь дал людям Божественную благодать, то есть силу, помогающую людям спасаться (Рим 5: 1,2)

Вопрос:Как люди могут усвоять все потребное для жизни и благочестия, дарованное нам от Божественной силы Иисуса Христа?

О Своем служении грешному роду человеческому Господь Спаситель ни в какой книге не написал Сам; Он не вверял Своих даров какому-либо одному человеку. Христос Спаситель приобрел Себе кровию Своею (Деян. 20: 28) общество исповедников Его Евангелия, назвал это общество Церковью, что по-гречески означает собрание, и этой Церкви Своей, этому обществу вверил Свое научение, Свои милости и Свою благодать.

Вопрос:Каким же образом люди могут наследовать спасение?

Всякий, кто бы пожелал воспользоваться дарами Божиими, тот необходимо должен уверовать во Христа Спасителя (Ин. 14:1), познать Его истину и присоединиться к обществу истинных исповедников Христовых (Деян. 2: 47)

Подобно тому, как если кто хочет получить в надел землю и права крестьянства, тот должен присоединиться к крестьянскому обществу, или - для того, чтобы пользоваться правами ремесленника, должно причислиться к ремесленному обществу; так точно и для того, чтобы пользоваться благами воплощения Единородного Сына Божия, нужно присоединиться к обществу, которому Господь дал Свои дары (Еф. 4: 1-8), то есть должно присоединиться к Церкви Христовой.

Вопрос:. Обещал ли Спаситель учредить общество исповедников Своих, то есть Церковь?

Когда Господь проповедовал на земле, тогда Он дал это обещание, сказавши: "Я создам Церковь Мою" (Мф. 16:18)

Вопрос:Исполнил ли Господь Свое обещание?

Да, исполнил. Апостол Павел говорит об этом обществе, как уже учрежденном, - что оно есть "Церковь Господа Бога, которую Он приобрел Себе, Кровью Своею" (Деян. 20:28)

Вопрос:Кто состоит Главою общества исповедников Христовых?

Глава Церкви есть Христос Спаситель. Бог, говорится о Христе в св. Писании, "все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, Главою Церкви" (Еф. 1:22)

Вопрос:Какие исповедники Христовы являются членами Его Церкви?

Христос в Церкви Своей объединил всех Своих истинных исповедников: и тех, которые на земле, и тех, которые на небе. Так что Церковь Христова состоит из Церкви земной и Церкви небесной. Так и говорится в Слове Божием, что Бог Свое благоволение "положил в нем (во Христе), в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под Главою Христом" (Еф. 1: 10)

Вопрос:Как устроилась Церковь Христова на земле?

Когда Господь Иисус Христос проповедовал Евангелие Царствия Божия (Мф. 4:23), Он дал обетование устроить Церковь Свою (Мф. 16,18), но устроил ее не сразу.

Когда кто намеревается строить дом, то прежде, подсчитавши свои средства, начинает заготавливать материал, нанимает надежных работников и затем приступает к постройке. Когда кто учреждает школу, то предварительно заботится приготовить для школы желательных учителей.

Точно так же поступил Господь. Чтобы учредить Свое общество для спасения людей, то есть Церковь Свою, Христос Бог прежде начал приготовлять людей, чтобы они знали, как жить, как поступать, чему учить и как управлять в Его Церкви.

Господь проходил по всем городам и селам, проповедуя Евангелие Царствия Божия. Многие, видя чудеса Спасителя, уверовали в Него, то есть признавали Его чрезвычайным посланником Божиим, но " Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке". (Ин. 2:24,25)

Как Сердцеведец, "Он позвал к Себе, кого Сам хотел и пришли к Нему..." (Марк. 3:13). Их (т.е. пришедших) приготовлял Господь, чтобы они вошли первыми членами в Его Церковь на земле, чтобы они составили первоначальное истинное Его общество, и чтобы потом уже к этому обществу присоединялись и все другие.

Три с половиной года приготовлял Спаситель учеников Своих; Он научал их и после Своего воскресения, "в продолжении сорока дней являясь им и говоря им о Царствии Божием" (Деян. 1: 3). Но это еще не есть Церковь в собственном смысле. Господь обещал послать Своим св. Апостолам Духа Утешителя (читай от этом Иоан. 16: 5-16). Пред самым вознесением Своим Спаситель напоминает ученикам о приближающемся исполнении Его обещания: "собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым". (Деян 1:4,5). Это обещание сбылось через несколько дней после вознесения Господа на небо: в день Пятидесятницы снизошел на учеников Дух Святый, и с этого часа началась Церковь Христова на земле (читай о сошествии Св. Духа: Деян. 2 гл.) Как утвердилась Церковь Христова после сошествия Св. Духа, Апостолы тотчас и начали привлекать людей в Церковь для спасения. Первым начал проповедовать Ап. Петр, говоря: "покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа". (Деян 2:38). "Охотно принявшие слово, крестились, то есть вступили в Церковь Христову, или, как сказано далее, "и присоединилось (к первоначальной Церкви) душ около трех тысяч" (Деян. 2: 41) С этого дня Церковь начала приумножаться: "Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви". (Деян 2:47).

Это общество есть истинная Церковь Христова. Об этой Церкви говорит Дух Святый, что она есть "столп и утверждение истины" (1 Тим. 3: 15). Эта Церковь, как началась при Апостолах в день Пятидесятницы, так и существует ныне и будет существовать из рода в род, из поколения в поколение, из века в век. Эта Церковь есть Церковь Православная - право, истинно славящая Бога - Церковь Апостольская, пребывающая непрерывной от дней сошествия Св. Духа и доныне.

Никто не посмеет сказать, что Православная Церковь - не от Апостолов Христовых; и если и осмелится кто сказать, то пусть укажет, когда наша связь с Апостольской Церковью порвалась.

Вопрос:Какие свойства Христовой Церкви?

Прежде всего, Церковь Христова безусловно едина: многих церквей Христос не создавал. Спаситель сказал: Я создам Церковь Мою - одну, а не много (Мф. 16: 18)

Христос есть глава Церкви, а у единой Главы может быть только одно тело. Так и говорит Апостол: "одно тело (то есть Церковь, которая есть тело Христа - Еф. 1: 23), один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания" (Еф. 4:4)

Вопрос:Какой ещё признак Христовой Церкви?

Вторым признаком Христовой Церкви является ее вечность, неодоленность, неразрушимость. То спасительное общество, которое создано Господом Иисусом, никто и ничто уничтожить не может. А почему? Потому что Глава этого общества есть Сам воплотившийся Единородный Сын Божий, Победитель ада и смерти (Откр. 1: 18; Рим. 6:9). Христос непобедим, а если так, то непобедимо и тело Его - Церковь Христова. Эту неодоленность обещал Господь Церкви Своег, когда говорил: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее"(Мф. 16:18)

Вопрос:Что означают слова "врата ада", и откуда взято это сравнение?

В древности вокруг городов строилась большая стена для ограждения от нападения врагов. В стене были ворота для въезда и выезда. У этих ворот собирались все старейшины городские, обсуждали городские дела и, вообще, совещались обо всем.

Вот и царство диавольское Спаситель представляет как бы городом со стеной и воротами. К воротам выходят все главнейшие бесы для совета. И если, как бы так говорит Спаситель, сам Веельзевул, князь бесовский, и все главнейшие советники его выйдут на Церковь Христову, то и тогда ничего не сделают ей, никакие диавольские совещания н помогут уничтожить неодоленное, вечное общество Христово.

Вопрос:Какой еще признак Христовой Церкви?

Церковь Христова -непрерывна. Она, как началась со дня сошествия Св. Духа, так и будет существовать беспрерывно изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, из рода в род до скончания века, не прекращаясь ни на один день. Сам Христос, Глава Церкви, дал обещание верующим в Него: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28: 20)

Так и Апостол Павел говорит, что Богу "слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века" (Еф. 3: 21)

Вопрос:А не может ли Церковь на время сокрыться, не быть явной для всех?

Нет, не может: она всегда должна быть у всех на виду. Сам Спаситель сказал: "не может сокрыться город, стоящий на верху горы" (Мф. 5: 14; ср. Мр. 4: 21; Лк. 11: 33). Под городом здесь разумеется Церковь Христова, истинное общество последователей Христа, которые суть "свет мира".

Вопрос:Что требовалось и требуется от всех присоединившихся к Христовой Церкви?

От всех, кто желал присоединиться к обществу исповедников истинного Сына Божия Иисуса Христа (1 Ин. 5: 20), всегда необходимо требовалась вера во Христа, как Бога и Спасителя. Поэтому-то и говорил Апостол Филипп евнуху, пожелавшему чрез крещение присоединиться к Церкви спасаемых: "Если веруешь от всего сердца, можно" креститься и присоединиться к Церкви (Деян. 8: 37). Так и теперь все христиане или, как обычно говорится, все православные, веруют во Христа, как Богочеловека и Спасителя, а если они не будут веровать, то изгладит их Господь из книги жизни.

Вопрос:Можно ли спастись помимо Церкви Христовой?

Нет, нельзя, потому что никто никогда не спасался помимо Церкви.

Вопрос:Как же говорят сектанты, что им нет надобности принадлежать к Христовой Церкви или, что то же, к Церкви православной, потому что их-де Сам Господь призвал подобно тому, как призвал Он и Ап. Павла?

Прежде всего нужно открыто говорить всем сектантам, что они совершенно лживо говорят, будто Господь призвал их, как Ап. Павла. Когда Господь чудесно призывал Ап. Павла, то, по свидетельству св. Писания, "люди шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос" (Деян. 9:7). Ап. Павел, пораженный светом видения, ослеп, и спутники его "повели его за руку" (Деян. 9:8). Ничего подобного не случалось ни с одним самообольщающимся из сектантов, которые неосновательно, дерзко сравнивают себя с Апостолом Павлом.

Во-вторых, должно объявлять сектантам, что пример Ап. Павла не может оправдать их в том, что они не принадлежат к православной Церкви Господа Бога (Деян. 20: 28). Ап. Павел хотя и Самим Христом призван, но Сам Господь не присоединил его к Своей Церкви, а послал к Дамасскому епископу Анании, который наставил Павла (тогда еще Савла), исцелил его от слепоты и крещением присоединил к Церкви (Деян. 9: 10-18 и 22: 10-18).

Да и после Ап. Павел никогда не шел против Церкви, но всегда старался быть в полном согласии с нею и не отделялся он нее. "Через четырнадцать лет" самостоятельной проповеди, рассказывает о себе Апостол, "опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению, и предложил там, и особенно знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался" (Гал. 2: 1,2). И "великие и славные" (Злат. толк. на посл. к Галат.) Апостолы Иаков и Кифа, и Иоанн одобрили Ап. Павла. Если же даже Ап. Павел без Церкви не спасся, то не спастись без нее и сектантам.

Вопрос:Правильно ли говорят некоторые, что достаточно быть порядочным человеком, и тогда легко спасешься, помимо Церкви?

Такие люди заблуждаются, не зная Писания и воли Божией. Из слова Божия мы знаем, что Корнилий сотник был "благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу" (Деян. 10:2) и, однако, без Церкви он спастись не мог. Господь сжалился над Корнилием и сказал ему через Ангела: "молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак ... призови Симона, называемого Петром ... он скажет тебе слова,которыми спасешься ты и весь дом твой". (Деян 10:4-6). Чудесно уведомленный об этом Петр, пришел к Корнилию, научил его вере во Христа и присоединил его к Церкви чрез крещение (Деян. 10: 48)

Вопрос:Правильно говорят сектанты, что они могут спастись помимо Церкви, одною верою во Христа?

Нет, неправильно, потому что, ведь, и бесы веруют и трепещут (Иак.2:19), но они, конечно, не спасутся (2 Петр. 2: 4; Иуд.1: 6). Не спастись без Церкви и сектантам.

Вопрос:Имеются ли в св. Писании примеры того, что некоторые, хотя и верили в Бога и Христа, но без Церкви не могли спастись?

Таких примеров много. В Ефесе, как видно из Деян. 19: 1-6, были "уверовавшие", но они не могли спастись, доколе Ап. Павел не присоединил их к Церкви. Вообще же сектанты не могут указать ни одного случая, кто бы в Новом Завете спасся, не присоединившись к Церкви чрез крещение.

Вопрос:Как же сектанты указывают на разбойника на кресте, который спасся без крещения одним исповеданием?

Они забывают, что это было еще до начала существования Церкви Христовой.

Вопрос:Как объяснить нам те случаи, когда христианские мученики умерли, не крестившись и, однако, почитаются святыми?

Они стали христианами перед самыми мучениями или даже во время их и не успели креститься водою, но они крестились крещением "огненным", в своей мученической крови.

Вопрос:Почему же не может быть спасения помимо Церкви?

Потому что Христос есть Глава Своей Церкви, т.е. Своего общества, и вне Церкви, т.е. вне тела Христова нет и Спасителя, а без Христа не только спасения, но и добродетели быть не может. В Евангелии Иоанна Господь говорит: "Я есмь истинная виноградная лоза ...Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. (Иоан 15:1, 4-5). Итак, Господь изображает Церковь в виде виноградной лозы, в виде дерева: корень и ствол, это - Он Сам, а ветки - это верующие в Него. Если ты будешь древесной веткой или листом, т.е. если будешь в Церкви, то будешь питаться соками от корня и ствола, т.е. от Христа, и будешь жить; а если ты не в Церкви, т.е. если ты - не ветка или лист лозы - Христа, или же и ветка, но обломившаяся, или лист, но слетевший и попираемый проходящими, тогда ты засох, погиб, и нет в тебе жизни. Вот насколько важно быть в Церкви! Если сейчас ты не в Церкви, то и без Христа, и без жизни! А питаешься ты безжизненными соками того нечестивого учителя, который, помимо Христа, посадил другое, сухое и безжизненное дерево!

Сравнивает Господь Церковь также и со стадом, у которого пастух - Сам Спаситель (Ин. 10: 1-16). Если кто не в стаде Христовом, т.е., не в Церкви, тот и не может называться овцою Христовою: Христос не Пастырь такому. Еще сравнивает Господь Церковь с неводом, который закидывается в море и захватывает рыб всякого рода. Кто не в неводе, кто не захвачен, тот, значит, и не в плену у Бога: кто не в Церкви, тот живет сам по себе, без воли Божьей.

Вопрос:Неужели, если к Церкви не принадлежишь, нельзя истинно веровать во Христа и называться христианином?

Если кто "Церкви не послушает, говорит Господь, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф. 18: 17). Тот, значит, - не христианин.

Вопрос:Неужели нельзя узнать истину Христову без Церкви?

Нет, нельзя. Сектанты думают, что они узнают истину из св. Писания помимо Церкви, а в слове Божием сказано, что не только на земле истина Божия проповедуется через Церковь (Деян. 1: 8), но даже "ныне соделалась известною через Церковьначальствам и властям на небесахмногоразличная премудрость Божия". (Еф 3:10)

Вопрос:Почему же именно через Церковь только и можно узнать истину Божию, а не чрез св. Писание, например?

Потому что не св. Писание, но Церковь "есть столп и утверждение истины" (1 Тим. 3: 15)

Вопрос:Правильно ли думают некоторые, что под Христовою Церковью должно разуметь не общество последователей Иисуса Христа, а учение Спасителя?

Такое разумение неправильно, потому что под Церковью в св. Писании всюду разумеется общество исповедников Христовых, а не учение.

Если же согрешит против тебя брат твой, говорит Спаситель, ты сначала обличи его наедине, а если не послушает, обличи при двух или трех свидетелях, но если и их не послушает, "скажи церкви" (Мф 18:17). Ясно, что сказать можно только людям, а не учению. Значит, Церковь - не учение, но общество.

Также в книге Деяний Апостольских говорится, что пресвитеров Ефесских Бог поставил "пасти Церковь Господа и Бога" (Деян 20: 28), а пасти опять-таки можно только живые существа, а данном случае - людей, а не учение. И Ап. Иоанн говорит: "Я писал Церкви" (3 Ин. 1:9), а писать можно только людям, а не учению.

Вопрос:Нельзя ли назвать Церковью всякое собрание во имя Христово?

Нет, нельзя, потому что тогда получится множество всяких обществ, часто враждебных друг другу и друг на друга не похожих, и всех их придется признать за подлинно христианские общества.

Сектанты, когда желают оправдать свою непринадлежность к Церкви Христовой Православной, то говорят, что им нет надобности принадлежать к ней, потому что-де Сам Спаситель сказал: "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их" (Мф. 18: 20)

И все секты опираются на этот текст, желая оправдать себя. Оттого и получается, что сотни самых безумных сект называют себя обществами Христовыми.

А Христос-то не разделился (1 Кор. 1: 13), но Один и одно "тело Его, которое есть Церковь" (Кол. 1: 24). Ясно, что все секты заблуждаются, когда так извращенно и лживо хотят оправдаться словами Христовыми.

Их заблуждение видно еще и из следующего: Церковь Христову составляют не два или три человека, но всегда большее число людей. В самом деле, в Евангелии от Матфея (18: 15-20) сказано, что, если согрешит против тебя брат твой, обличи его наедине; "если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелейподтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви". Ясно, что Церковь Христова больше двух или трех человек и сектанты, считающие двух или трех человек за Церковь, ошибаются.

Вопрос:О чем же говорится в приводимом сектантами месте?

В нем говорится, о совместной объединенной молитве пребывающих в Церкви, т.е. верующих во Христа; о такой молитве говорится, что ее слышит Господь. "Истинно также говорю вам", объявляет Спаситель, обращаясь к Своим Апостолам, которые всегда пребывали в Христовой Церкви и не уходили из нее, подобно сектантам, - "истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них". (Мф 18:19,20). Сектанты от той Церкви, от того Христова общества, к которому принадлежали св. Апостолы, ушли; поэтому к ним эти слова Спасителя и не относятся.

Оторвались сектанты от общества Христова, от святой Церкви Православной, неодоленной, которая идет непрерывно от дней Апостольских; оторвались они от этого "тела Христова" и погибли: нет среди них Христа, и не могут они наследовать спасения.

Церковь и секты

Вопрос:Как называется истинная Церковь?

Православная Церковь Христова называется Церковью Вселенскою.

Вопрос:Что значит это название?

Оно означает то, что Православная Церковь Христова - одна во всей вселенной, для всего мира, и другой истинной Церкви нет и быть не может.

Вопрос:Как же и в Слове Божием (Гал. 1:2), и во всех книгах говорится о многих Церквах, напр., о Церквах: Иерусалимской, Антиохской, Константинопольской, Русской и т.д.?

Это говорится о церквах поместных или частных, которые составляют части единой Церкви Христовой Вселенской.

Вопрос:Требует ли Господь такого единства от всех?

Спаситель устроил одну Церковь и желает, чтобы в ней одной все спасались, и все едино были. Об этом Господь молился Отцу Небесному так: " Не о них же только (то есть не об Апостолах только) молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино". (Ин 17:20,21)

Вопрос: Не препятствуют ли единству Вселенской Церкви многочисленные секты, которые тоже хотят называться истинными Церквами?

Нет, не препятствуют единству Вселенской Православной Церкви, так как не Христос Господь и не Апостолы святые создавали секты. Сердцеведец знал, что гордость человеческая воспрепятствует этому единству; Господь предвидел, что многие пренебрегут Его Святым обществом, т.е. Церковью Православною, и начнут создавать и устраивать свои общества, со своими, а не Христовыми порядками.

Вопрос:Какие же предсказания мы имеем о таких людях?

О них предсказывал Сам Господь и предостерегал от них верующих. "Берегитесь, говорил Он, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят". (Мф 24:4,5)

"Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам". ( Мф 24:23-25)

Иоан. 10: 1-16;

Христос есть Глава Церкви Православной, Пастыреначальник стада Своего ( 1 Петр. 5: 1-6). Кто не в Церкви Православной, тот не в стаде Христовом, не Христова овечка.

Зачинщики новых религий уводят от Христа овец и "увлекают их за собою" и все ушедшие имеют своими пастухами не Христа, а гордых противников Церкви и самочинщиков. Ими управляет начальник противления - диавол и слуги его.

Смотрите, что делают противники Веры Христовой, Православной! (Ин. 10:10)

Еще определеннее говорит об этих зачинщиках новых вер и устроителях новых религиозных обществ Дух Святый через Апостолов:

Апостол Павел говорит Ефесским епископам: "я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою". (Деян. 20:28-30)

" Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных". (Римл 16:17,18)

"Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами...". (2 Петр 2:1-3)

"Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых". (2 Кор 11:13)

Вопрос:Появились ли действительно эти люди, желающие завести свои религиозные общества?

Появилось их очень много (читай об этих древних сектантах 2 посл. Ап. Перта и посл. Ап. Иуды) еще во дни Апостолов, а после Апостолов еще больше увеличилось всяких гордых сектантов. Таковы Именей и Александр (1 Тим 1:20; 2 Тим 2: 17,18), Николаиты (Откр. 2:15). После этих появились гностики, смешавшие христианство с язычеством; маркиониты, отвергшие весь

Наши рекомендации