Территориальность в Южной Мексике
Одним из замечательных исследований духовной территориальности в условиях миссионерской работы является работа Вернона Дж. Стерка, миссионера реформаторской церкви из Америки, который прослужил более двадцати лет среди индейцев племени цоцили в Южной Мексике. Он утверждает, что каждый в племени цоцили может определить конкретное племенное божество по имени. Они также знают имена всех злых духов, ответственных за различные виды злой активности. Они знают, например, что Яджваль Баламиль (Yajvai Balamil) контролирует болезни. Послом (Poslom) наводит по ночам на людей отеки, а Джикьялетик (Jicaletic) ответственен за грабеж и насилие.
Стерк говорит, что как злые духи, так и духи-хранители в племени цоцили «имеют территориальные обозначения и назначение», и в связи с этим он отмечает «У всех духов имеются географические границы их власти, хотя распространение злых духов может показаться намного более обширным, чем влияние духов-хранителей или духов предков». Когда территориальный дух силен, новообращенный христианин часто бывает вынужден переехать. Многие индейцы цоцили не покидают свою территорию, потому что боятся потерять защиту своих духов-хранителей, которые не могут уйти вместе с ними.
Верной Стерк представляет быстро растущее число мыслящих миссионеров, которые начинают видеть, что настающая битва за евангелизацию происходит в духовной сфере. Жалуясь на то, что его никогда не учили вести духовную борьбу на стратегическом уровне, он, тем не менее, смотрит в будущее, а не оглядывается на прошлое и верит, что воинственная молитва приведет к изменениям в духовном урожае среди индейцев племени цоцили.
Он также говорит за многих из нас, когда совершенно честно заявляет «Мне бы хотелось сообщить, что я взял власть над этими духами во имя Иисуса и рост новообращенных был фантастическим. Но ни мы, миссионеры, ни изгнанные с родных мест христиане этого племени никогда не рассматривали концепцию конкретных территориальных духов. Мы только молились обычными молитвами против власти сатаны в этой земле, и рост церкви был, как правило, медленным и непостоянным».
Я желаю, чтобы Верной Стерк и тысячи других миссионеров и евангелистов, подобных ему, с сердцами, стремящимися к евангелизации мира, научились воинственной молитве таким образом, чтобы она привела к огромным переменам в распространении Царства Божьего здесь, на земле.
Вопросы к теме
1. Вам не кажется странным, что богословы прошлого не обращали особого внимания на территориальных духов? Почему?
2. В этой главе приведено несколько примеров известных духов, контролировавших определенные области в ветхозаветные времена. Какие еще примеры вы можете привести?
3. В чем заключалась проблема израильтян, которые, в Иегове видели обычного территориального духа? Есть ли такая опасность сегодня?
4. Как вы думаете, могут ли быть демонизированными такие социальные структуры, как правительства или области промышленности? Какие примеры вы можете привести из вашего опыта или практики?
5. Имеет ли, по вашему мнению, какую-либо ценность та информация, которую обнаруживают антропологи среди разных групп народов? Может быть, так называемые «примитивные» народы действительно знают о духовном мире больше, чем многие из нас?
Глава 6
Оснащение воина
Когда молодые люди приходят во флот, их первым назначением становится подготовительный лагерь для новичков. Там они проходят интенсивную начальную подготовку, направленную на то, чтобы помочь им перешагнуть в военную жизнь через порог, отделяющий их от жизни гражданской. Главной целью подготовительного лагеря является развитие характера, который должен выдержать все тяготы воинской службы во флоте в кризисных ситуациях или сражениях. Отчасти это делается посредством жесткой физической дисциплины, направленной на укрепление мускулов и силы духа. Но более важным является психологическое состояние, необходимое для того, чтобы быть уверенным, что каждый моряк верит в свою миссию во флоте, развивает смелость и самодисциплину и полностью готов подчинить себя авторитету старших, беспрекословно повинуясь приказам командиров.
Без основной подготовки в подготовительном лагере моряки никогда не смогут одержать победу в битве, тем более в войне.