Большая часть Ветхого Завета основана на предположении о том, что некоторые сверхъестественные духовные существа обладают властью над геополитическими сферами.

Наиболее подробное описание территориального характера так называемых «языческих богов» можно найти в семнадцатой главе Четвертой книги Царств. Израиль находился в плачевном духовном состоянии. Израильтяне «построили себе высоты во всех городах своих» (4Цар.17:9), «поставили у себя статуи и изображения Астарт на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом» (4Цар.17:10) и возбудили у Господа гнев, потому что «служили идолам, о которых говорил им Господь: "не делайте сего"» (4Цар.17:12). И, словно этого было недостаточно, они «поклонялись всему воинству небесному», служили Ваалу, приносили в жертву богу огня своих детей, колдовали и гадали (см. 4Цар.17:16,17). Бог действовал решительно и «отверг их от лица Своего» (4Цар.17:18), после чего на их землю вторглись ассирийцы и поселили на ней чужестранцев.

Новые поселенцы принесли с собой новых духов, изготавливали новые образы и воздвигали новые святилища, в которых поклонялись духам. Духи носили конкретные имена. Мы читаем, что переселенцы из Вавилона делали себе Суккот-Бенофа, кутейцы — Нергала, переселенцы из Емафа делали Ашиму, аввийцы - Нивхаза и Тартака, а сепарваимцы приносили своих детей в жертву всесожжения богам Адрамележу и Анамелеху (см. 4Цар. 17:29-31). Нет сомнений в том, что каждая группа осознавала прямое воздействие на себе конкретных начальств, чьи имена и привычки они хорошо знали и кому они полностью подчинялись.

Пророки

В слове, которое Иеремия-пророк изрек против Вавилона и земли Халдейской, Бог сказал: «Вавилон взят, Вил посрамлен, Меродах сокрушен, истуканы его посрамлены, идолы его сокрушены» (Иер.50:2). Имя «Вил», или «Ваал», является обобщающим названием «Господа», которое применяется по отношению к Меродаху как к Господу Меродаху. Он был главным богом Вавилона, или высокопоставленным территориальным духом над этим народом.

В третьей главе я упоминал отрывок из десятой главы Книги пророка Даниила, где говорится о «князе царства Персидского» и «князе Греции». Нет смысла повторять здесь подробности, но я хочу просто лишь напомнить о концепции территориальности. Ветхозаветные ученые Кейл и Делиц приходят к выводу, что «князь царства Персидского» действительно является демоном Персидского царства. Они говорят о нем как о «сверхъестественной духовной силе, стоящей за богами народа, которую мы вполне обоснованно можем назвать духом-хранителем этого царства».

В заключение хочу сказать, не вдаваясь в подробности, что большая часть Ветхого Завета основана на предпосылках, согласно которым определенные сверхъестественные духовные существа обладают властью над определенными геополитическими областями. И не только это. Важно отметить, что эти понятия были вынесены из периода между двумя Заветами и переданы еврейскому народу в новозаветное время. Оскар Кульман говорит: «Это во многом объясняет тот факт, что поздне-еврейская вера в то, что все народы управляются через ангелов, выражена в таких произведениях, как "Книга Даниила", "Мудрость Иисуса, сына Сирахова" и Книга Еноха", а также представлена в Талмуде и мидраше... Существующая земная политическая власть также относится к сфере этих ангельских сил».

Новый Завет

Я начал эту главу с цитаты о блуднице из Книги Откровение, которая является наиболее ярким новозаветным примером, иллюстрирующим демонический дух, контролирующий нации и народы. Сюзан Гаретт в своем подробном исследовании произведений Луки приходит к выводу о том, что «Лука рассматривает сатану как могущественное создание, во власти которого находится большая часть мира. Он контролирует отдельных людей при помощи болезней и одержимостью бесами. Он контролирует целые страны, чьи жители живут во тьме идолопоклонства, поклоняясь сатане и отдавая ему славу, которая принадлежит только Богу». То, что сатана контролирует целые страны, становится очевидным из того предложения, которое он сделал Иисусу во время искушения Его в пустыне, когда он показал Иисусу все царства мира и сказал: «Всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мат.4:9).

Начальства и власти

В течение десятилетий во время Второй мировой войны, и зверств нацистских войск богословы спорили друг с другом о смысле отрывка из Послания к Ефесянам (6:12): «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». Но каким образом духовные начальства и власти связаны с плотью и кровью нашей и земных лидеров? Возможно ли, чтобы духовные силы действительно направляли людей в их действиях? Если это так, то какова природа этих сил? Наиболее выдающиеся люди принимавшие участие, в подобного рода дискуссиях это: Г.Б Кэерд, Маркус Барт, Генрих Шлиер, Ричард Maу, Джон Говард Йодер, Хэндрик Беркхов, и другие. В настоящее время одним из самых влиятельных лидеров является Уолтер Уинк.

Социальные структуры, как и отдельные люди, могут быть избавлены от демонического контроля через воинственную молитву... История принадлежит ходатаям.

Хотя мы с Уолтером Уинком не можем увидеть глазами истинную природу этих духовных сил, но мы соглашаемся с тем, что в обществе действует какое-то, зло, которое невозможно объяснить ни применением социологических принципов, ни анализом человеческой натуры не зависимо от того, насколько она искажена. Уинк утверждает, что ранние христиане считали, что «каждой нацией, племенем языком, и народом управляет конкретная духовная Сила».

Хотя мы с Уолтером Уинком не можем увидеть глазами истинную природа этих духовных силно мы соглашаемся с тем, что в обществе действует какое-то, зло, которое невозможно объяснить ни применением социологических принципов, ни анализом человеческой натуры не зависимо от того, на сколько она искажена. Уинк утверждает, что ранние христиане считали, что «каждой нацией племенем языков народом управляет конкретная духовная Сила».

Уинк цитирует, как и я. Книгу Второзаконие (32:8-9) и книгу пророка Даниила (10), которые, по его словам «представляют полную библейскую картину этих ангелов и народов». Не прибегая к определению «Воинственная молитва», он полностью соглашается с тем, что молитва является нашим главным духовным оружием, подтверждая, что «этот новый элемент в молитве – сопротивление тёмных сил Божьей воле – являет собой решительный прорыв в ранее бытовавшем представлении о том, что Бог несёт ответственность за все, что происходит на земле... Молитва меняет нас, но она также меняет то, что возможно Богу». Однако из его классических утверждений - история принадлежит ходатаям. Я, совершенно согласен с таким утверждением.

Что касается природы этих сил, Уинк не верит что это небесные, трансцендентные существа, но скорее «действительная внутренняя духовность самой социальной сущности». Рональд Дж. Сайдер из Восточно-баптистской семинарии видит в этих силах «и социополитические структуры человеческого общества, и невидимые духовные силы, которые захватывают, держат и каким-то таинственным образом способствуют образованию социополитических структур».

Глубоко уважая работу этих ученых и присоединяясь к их желанию разоблачить, невидимые силы, стоящие за видимыми структурами, я, однако, придерживаюсь мнения, что начальства и власти — это очень конкретные злые духи или демоны.

Я согласен с Леоном Моррисом, который утверждает, что мы не получим ясного понимания концепции Павла, касающейся спасающей работы Христа, до тех пор, «пока не будем смотреть на нее на фоне зла и бессмысленности этого мира, мира, населенного злыми духами, как и злыми людьми».

Говоря это, я хочу подтвердить мое согласие с Уинком и с лидером, а также другими в том, что социальные структуры сами, по себе можно рассматривать как демонизированные. Но в моем понимании это просто видимые сущности, которые используются невидимыми демоническими силами в собственных целях. Точно так же, как эти демонические силы могут использовать идола, хотя идол сам по себе может быть просто куском дерева или камня.

Одержимый человек сам не является демонической сущностью, но скорее жертвой демонической силы, на много более могущественной, чем он сам. Таким же образом социальные структуры сами по себе не демонические сущности, но могут быть захвачены, и над ними часто господствуют какие-то исключительно злобные и преобладающие демонические личности, которые я называю «территориальными духами».

Я придерживаюсь мнения, которое, по крайней мере, позволяет иметь надежду Оно открывает возможность того, что социальные структуры, как и одержимые человеческие существа, могут быть избавлены от демонического угнетения через воинственную молитву. Вот почему я верю, что история принадлежит ходатаям.

Артемида Эфесская

Можно предположить, что в столкновении Павла с волхвом Вариисусом, или Елимой, на Кипре участвовал также территориальный дух. Однако дух назван не был, и в тексте нет ничего конкретного, что могло бы подтвердить или опровергнуть такое заключение (см. Деян.13:6-12). Такая же ситуация наблюдается в случае с изгнанием духа порицательного из девушки-служанки в Филиппах (см. Деян.16:16-24). Я сильно подозреваю, что там также присутствовал территориальный дух, однако у меня нет на то никаких доказательств.

История служения Павла в Эфесе несколько отличается от этих двух. Здесь нам достоверно известно имя правившего там духа Лианы (римское имя), или Артемиды (греческое имя) Эфесской. Клинтон Е. Арнольд из Талботской богословской школы является новозаветным ученым, который специализируется на Послании к Ефесянам и который существенно помог нам увидеть подтекст духовной войны в этом Послании. Он сокрушается: «Очень немногие новозаветные ученые видят в культе Артемиды соответствующий фон обстановки в Эфесе и еще меньше учение о враждебных "силах"». Он утверждает, что попытка понимать начальства и силы в Эфесе отдельно от культа Артемиды является ошибкой.

Я соглашаюсь с Арнольдом в том, что руководители города Эфеса были так расстроены служением апостола Павла, что испугались, что храм богини Дианы будет в презрении, а ее величие пострадает (см. Деян.19:27). Они хвалились тем, что их богиню «почитает вся Асия и вселенная» (ст.27). Городской чиновник провозгласил: «Какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?» (Деян. 19:3 5). Исторические исследования Клинтона Арнольда подтверждают тот факт, что Артемиде поклонялись также в Колоссах, Лаодикии, Иераполе и во всей Азии.

Сила Артемиды действительно была великой. Арнольд говорит: «Неоспоримой характеристикой Артемиды Эфесской является непревзойденная космическая сила, приписываемая ей». Он говорит, что из-за ее исключительной силы «она могла самым жестоким образом вмешаться в судьбу тех, кто следовал за ней». Они называли ее «Спасительницей», «Госпожой» и «Царицей космоса». Вокруг ее шеи изображали знаки зодиака, и она «обладала властью и силой, превосходящей астрологическую судьбу».

Наши рекомендации