Ветхозаветная территориальность
Во всем Ветхом Завете совершенно очевидно, что народы того времени - к сожалению, временами включая Израиль рассматривали богов, богинь, самых различных духов. И ангельские силы как имеющих власть над конкретными территориями. Выдающимся тому примером может послужить крайне неодобрительное отношение Бога Иеговы к высотам. Невозможно перечислить огромное множество отрывков, где детям Израиля запрещено создавать такие высоты. Например, в Книге Числа 33:52 мы читаем: Прогоните от себя всех жителей земли и изрубите все изображения их, и всех литых идолов их истребите и все высоты их разорите, Как я упоминал в предыдущей главе, в этих камнях образах и высотах было сокрыто намного больше, чем можно предполагать, если видеть в них только образцы невинного народного искусства. Многие из этих предметов и объектов стали местом обитания демонических духов, которые позже в Новом Завете были названы «начальствами», «властями» и «силами».
Самые яркие случаи проявления гнева Божьего были связаны с теми ситуациями, когда израильтяне, вместо того чтобы уничтожать высоты, поклонялись и служили демоническим существам, которые обитали там. Ахаз, например, был одним из тех, кто «по всем городам Иудиным устроил высоты для каждения богам иным, и раздражал Господа Бога отцов своих» (2Пар.28:25). И к чему это привело? «Но они были на падение ему и всему Израилю» (2Пар.28:23). Время от времени Бог был вынужден осуществлять суд и наказывать Израиль за то, что пророки часто называли «духовным блудом». Вавилонское пленение и было одним из таких наказаний.
Пятикнижие
В Пятикнижии имеется один из ключевых текстов, который поможет нам понять идею подчинения территорий духовным существам. Это часть песни Моисея в Книге Второзаконие (32:8). К сожалению, истинное значение этого текста сокрыто в английском варианте, переведенном с древнееврейского масоретского текста. В варианте перевода короля Иакова этот отрывок звучит следующим образом:
Когда Всевышний давал Свое наследие народам,
Когда Он отделил сынов Адамовых,
Тогда поставил пределы народов
По числу сынов Израилевых.
Проблема возникает с фразой «сыны Израилевы», которая сама по себе имеет незначительное отношение к духам, управлявшим территориями. Однако такие выдающиеся библейские ученые, как Ф. Ф. Брюс, говорят нам, что благодаря исследованиям находок Мертвого моря, обнаруженным в пещере номер четыре в Кумране, мы теперь знаем, что версия Септуагинты, являющаяся переводом с древнееврейского на греческий и сделанная почти за двести пятьдесят лет до рождения Христа, намного точнее представляет оригинальный текст. Вместо границ народов по числу сынов Израилевых там сказано, что Бог установил эти границы «по числу ангелов Божьих». Стоит отметить, что это весьма существенная разница.
Ф. Ф. Брюс говорит: «Такое прочтение позволяет предположить, что управление различными народами было поделено среди соответствующего числа ангельских сил». Далее он развивает эту мысль и переходит к отрывку из десятой главы Книги пророка Даниила, где упоминаются «князь царства Персидского» и «князь Греции». Он связывает все сказанное с Новым Заветом, делая следующее заключение: «В нескольких местах эти ангельские правители представлены как враждебные начальства и власти, как "мироправители тьмы века сего", как о них сказано в Послании к Ефесянам 6:12».
Возвращаясь от Моисея к Аврааму, мы еще больше узнаем о духовной территориальности в ветхозаветные времена. Анализируя духовный контекст Ура Халдейского и шумерской цивилизации, откуда Бог призвал Авраама, библейский ученый Дон Уильяме указывает, что над шумерами господствовал «пантеон богов» и «централизованное правление воспринималось ими как дар, который позволял им жить спокойно». Территориальный дух по имени Энлиль возглавлял эту иерархию богов, но он правил, согласовывая свои действия с небесным советом. «Каждый город находился во владении своего бога, а его жители были его рабами. Авраам был первым из них, кто понял, что Иегова был Царем всей вселенной. Разница между Богом и территориальными духами становилась для него все более очевидной.
Исторические книги
Израиль воевал с Сирией (Араном) почти за девятьсот лет до рождения Христа. Венадад, сирийский царь, планировал одержать победу при помощи своей военной стратегии. Его советники сказали ему что боги (в оригинале множественное число) Израиля — это боги гор, в то время как боги Сирии были богами долин. Поэтому царь запланировал сражения таким образом, чтобы они происходили на равнинной части (см. 3Цар.20:23). Это показывает, что сирийцы воспринимали духов если не как территориальных правителей, то, по крайней мере, как топографических. Ничто в этом отрывке или в других местах Ветхого Завета не противоречит такому восприятию территориальных духов, которые управляют целыми областями и регионами. Сирийцы решили, что они все рассчитали правильно. Однако они жестоко ошиблись, приняв Бога Иегову за одного из территориальных духов.
Вот почему Иегова в это время поднял пророка, который обратился к Ахаву, царю Израиля. Бог сказал через пророка: «За то, что Сирияне говорят: "Господь есть Бог гор, а не Бог долин", Я все это большое полчище предам в руку твою, чтобы вы знали, что Я - Господь» (ЗЦар.20:28). Когда началась битва, она превратилась в однодневную войну! Многочисленное войско израильтян в один день поразило его тысячи сирийских воинов, наглядно продемонстрировав, что Иегова был Господом долин, гор и всей вселенной в целом.