Пророчество иисуса христа о разрушении иудейского храма в иерусалиме

«Христос вошел некогда в храм иудейский, который находился тогда в цветущем состоянии, блестел везде множеством золота, красотою и великолепием зданий, содержал все другие драгоценности искусственные и вещественные, й сказал: «...видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24, 1-2), подразумевая будущее его разрушение, истребление, запустение, нынешние развалины в Иерусалиме. Нигде не было такого храма, столь славного и пользовавшегося таким почитанием. Иудеи, жившие повсюду до самых пределов земли, издревле приходили туда, принося дары, жертвы, МИЛОСТЫНИ И'МНОГО другого, и украшая храм богатством вселенной; и все отовсюду стекались туда, и велика была слава этого места, достигавшая до самых последних пределов вселенной»1.

«Эти слова Иисуса нашли свое точное исполнение в годы Иудейской войны, когда в 70 году по Р. X. римские войска ворвались в Иерусалим и предали город страшному разграблению: «Войско не имело уже кого убивать и что грабить. Ожесточение не находило уже предмета мести, так как все было истреблено беспощадно. Тогда Тит приказал весь город и храм сравнять с землей; только башни, возвышавшиеся над всеми другими, Фаа-зель, Гиппик, Мариамма и западная часть обводной стены должны были остаться: последняя — для образования лагеря оставленному гарнизону, а первые три — чтобы служить свидетельством для потомства, как величествен и сильно укреплен был город, который пал перед мужеством римлян. Остальные стены города разрушители так сравняли с поверхностью земли, что посетитель едва ли мог признать, что эти места некогда были обитаемы. Таков был конец этого великолепного, всемирно известного города»27.

Здесь необходимо подчеркнуть, что во время осады и штурма Иерусалима Тит, руководивший римскими войсками, сделал все зависящее от него, чтобы сохранить во что бы то ни стало знаменитый храм, хотя многие военачальники предлагали его уничтожить. Даже когда обезумевшие римские солдаты, ворвавшиеся в город, подожгли храм, Тит пытался спасти его, рискуя собственной жизнью, побуждая солдат потушить огонь. Но гнев и ненависть к иудеям и пыл сражения сделали свое дело «и превозмогли даже уважение к Цезарю и страх перед его карательной властью... И вот, в то время, когда Цезарь... пытался усмирить солдат, один из них проник во внутрь храма и подложил огонь под дверными крюками, а когда огонь вдруг показался внутри, военачальники вместе с Титом удалились и никто уже не препятствовал стоявшим снаружи солдатам поджигать Храм. Так Храм против воли Цезаря был предан огню»1. (Опарин A.A. Судьи, приговорившие себя. Археология Нового Завета. Харьков: Факт, 2001).

«И действительно, все эти блистательные и знаменитые здания обратились в развалины. Видишь ли великую и неизреченную силу Его в том и другом, — в том, что почитающих Его

Он устроил и размножил, и в том, что враждо-

_ /

1 И. Флавий. Иудейская война. Минск, Беларусь, 1991, кн. 7, т. 4,1, С. 398.

вавших против Него смирил, сокрушил и искоренил?

Одно слово Христово уничтожило и истребило все это и рассеяло, как прах; и туда, куда прежде не всем иудеям, даже не всем священникам, а только одному первосвященнику дозволялось входить, и притом только однажды в год в его облачении, венцах и митре и прочей священной одежде, теперь можно входить и блудникам распутным и прелюбодеям развратным без всякого препятствия. Потому что слово Христово, обращенное к нему, разрушило и уничтожило все; и от этого храма остается столько, сколько нужно для указания, где он находился в древности»1.

«Мы специально так подробно привели рассказ о гибели Храма, чтобы показать, что как бы ни старались люди, в том числе и императоры, помешать исполнению пророчеств Библии, Слову Божьему, все их попытки обречены на неудачу.

Шло время, минуло почти 300 лет со дней Тита и разрушения Иерусалима, когда на престол римской империи вступил Юлиан (361-363 гг. по Р. X.), которому история дала прозвище Отступник. Поклонник греческой философии, император решает повернуть колесо истории вспять, восстановив языче-

’Св. Иоанн Златоуст. Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог ство как государственную религию. Он объявляет открытый вызов Христу, поставив целью уничтожить Его Церковь. Император решил немедленно начать строительство на холме Мориа великолепного храма, что вызвало отклик в сердцах иудеев, давно мечтавших вновь построить Храм, «...серебряные лопаты и заступы были доставлены тщеславием богачей, а мусор переносился в шелковых и пурпуровых мантиях. Все кошельки открылись для щедрых пожертвований, все хотели участвовать в этой... работе...»28. И вот, когда казалось, что Храм непременно вот-вот будет отстроен, а слова Христа не найдут исполнения в истории, произошло необычайное событие. Здесь мы предоставим слово очевидцу этого необыкновенного события, римскому солдату и историку язычнику Аммиану Марцеллину, который записал его по-военному четко и конкретно: «Юлиан... желая оставить для будущих веков память о своем правлении великими сооружениями, задумал восстановить славный некогда Иерусалимский храм, не жалея для этого никаких расходов. Веспасиан, а затем Тит выдержали целый ряд кровавых битв, прежде чем удалось осадить это здание и взять его штурмом. Спешное исполнение этого предприятия Юлиан поручил антиохийцу Алипию, который был до того вице-префектом Британии. Али-пий усердно принялся за дело... но страшные клубы пламени, вырывавшиеся частыми вспышками близ фундамента, сделали это место недоступным для рабочих, так как их несколько раз обожгло. Так и прекратилось это начинание из-за упорного сопротивления стихии»29. Как мы видим, перед силой Божьих слов оказались бессильны и богатство иудеев всего мира, и их энтузиазм, и желание и приказы императора, и ресурсы могучего Рима. Здесь будет уместно вспомнить, что когда в планах Господа было восстановление храма во времена Зоровавеля, около 500 года до Р. X. (по возвращении иудеев из Вавилонского плена), то его строительство происходило успешно вопреки, казалось бы, всему. Теперь же, спустя 800 лет, когда все обстоятельства складывались самым каилучшим образом и с земной точки зрения ничто не могло помешать строительству храма, все рухнуло только по одной причине: воля Господа была против этого.

Спустя менее двух лет после неудачи в Иерусалиме, император Юлиан погибает во время месопотамского похода. Последними словами этого человека были слова, обращенные ко Христу: «Галилеянин, Ты победил!»

Действительно, смерть Юлиана в Месопотамии окончательно похоронила идею возрождения язычества. Однако, несмотря на неудачу 361 года, иудеи продолжали лелеять в своем сердце мечту о воссоздании храма. И казалось для того, чтобы поставить в этом точку, арабы, ставшие в VIII веке хозяевами этих земель, сооружают на месте, где когда-то стоял древний иерусалимский храм, мечеть Омара. Эта мечеть, являющаяся одной из главных святынь ислама, несомненно помешала воссозданию храма, когда в 1948 году было образовано государство Израиль, и когда, казалось бы, стало возможным осуществить давнюю мечту целого народа.

Возведение этой мечети имеет исключительно большое значение, так как строжайшее требование иудаизма заключается в том, что еврейский храм может быть построен только на одном месте — на Храмовой Горе в Иерусалиме, и никакого подобия ему не разрешается строить в иных местах.

Мечеть Омара, подобно неприступной крепости, исключает саму возможность этого, хотя ортодоксальные евреи, так и нежелающие сделать вывод из своей собственной истории, продолжают лелеять мечту о возрождении храма. И сегодня на суде истории несуществующий новый иерусалимский храм выступает свидетелем пророческой силы слов Иисуса». (Опарин A.A. Судьи, приговорившие себя. Археология Нового Завета. Харьков: Факт, 2001).

«Представь же, какова сила, совершившая это дело. Те, которые имели такое могущество, преодолевали народы и царей, многократно одерживали победы на войнах без пролития своей крови и воздвигли множество необыкновенных и дивных трофеев, не могли построить одного храма с того времени и до сих пор, и притом тогда, как было столько царей, содействовавших им, и такое множество их самих, рассеянных по вселенной и имевших у себя такие богатства. Видишь ли, как того, что Христос устроил, никто не разрушил, а что Он разрушил, того никто не построил? Он устроил Церковь, и никто не может разрушить ее; Он разрушил храм, и никто не может восстановить его, и притом в такое продолжительное время; между тем и Церковь пытались разрушить, но не могли, и храм старались восстановить, но не могли. Это попытки были дозволены Господом, чтобы никто не мог говорить, что, если бы они попытались, то смогли бы восстановить храм. Вот они и пытались, но так и не смогли ничего сделать. Превзошедший всех нечестием царь Юлиан дал им тогда позволение и содействовал им, и они приступили к делу, но не могли иметь никакого успеха, так как вырвавшийся из основания огонь разогнал их. А что они желали построить, доказательством этого доныне служит обнаженное основание храма, чтобы ты видел, что они пытались раскапывать землю, но не построили, так как им противодействовало упомянутое изречение Христово. Что же препятствовало, если не Божественная сила, противящаяся этому? Разве нет у иудеев великого обилия богатства? Разве патриарх их, отовсюду со всех собирая доходы, не владеет несчетными сокровищами? Разве этот народ не смел, не бесстыден, не настойчив, не дерзок, не воинственен? Разве не много их в Палестине? Разве не много их везде? Как же они не могли восстановить одного храма, и притом видя, что от этого их богослужение повсюду задерживается, а обычаи иудейские нарушаются, и жертвы, и приношения и прочие подобные постановления закона отменяются и прекращаются? Ибо ни поставить жертвенника, ни принести жертвы, ни сделать возлияния, ни возложить овцы и фимиама, ни читать закона, ни совершить праздника, и ничего другого подобного им не было дозволено вне преддверий того храма.

Иудеи, имевшие такое множество и денег, и вооружения, и воинов и отражавшие многих полководцев, не могли восстановить одного храма. Синагоги они построили во многих городах, а того места, которое давало силу собственному их государству, где они привыкли совершать все и чем держалось иудейство, того одного места восстановить не смогли.

Так сила Христова, создавшая Церковь, разрушила это место. И пророк предсказал о том, что придет Христос и совершит это, хотя сам жил уже после плена. Послушай, что говорит он: «лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» (Мал. 1, 10-11). Видишь ли, как он ясно и отверг иудейство и представил христианство блистающим и распространившимся по всей земле? Свойство же этого богослужения другой пророк изображает так: «и Ему будут поклоняться, каждый со своего места и служить Ему единодушно» (ср. Соф, 2, 11; 3,10); и еще иной: «упала, не встает более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее» (Ам. 5, 2)»1.

Наши рекомендации