Предсказание о том, как придет Спаситель
Пророки предсказали не только то, что Господь станет человеком, но и сам образ Его пришествия. Он пришел, не посылая грома и молнии свыше, не колебля землю, не потря-сая неба, и не производя какие-либо страшные явления, но родившись без шума и в неизвестности, в доме плотника, бедном и незнатном; о чем, послушай, как не умолчал Давид: «Сойдет, — говорит он, — как дождь на скошенный луг» (Пс. 71,6), выражая этими словами тишину, спокойствие. И не только об этом, но и о том, как милостиво и кротко Он будет обращаться со всеми, посмотри, как ясно говорит другой пророк. Подвергаясь оскорблению, оплеванию, злословию, бесчестию, бичеванию и, наконец, крестной смерти, Христос не мстил делавшим это, но великодушно и кротко переносил все: поношения, козни, бешенство и безумную ярость народа и другие нападения. Все это пророк выразил словами: «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине, не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова» (Ис. 42, 3-4). А другой пророк за восемь веков до рождения Иисуса Христа обозначил и место, где Господь должен родиться: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2). Он указывает и на Божество и на человечество Христа; ибо словами: «происхождение из начала, от дней вечных», изображает предвечное существование Господа; а словами: «произойдет Вождь, Который должен быть Владыкою в Израиле», — рождение Его по плоти. Заметь здесь еще другое ясное предсказание. Пророк сказал не только то, что Господь родится, но что и место Его рождения, прежде незнатное и маловажное, сделается славным: «мал ли ты между тысячами Иудиными». Действительно, вся вселенная теперь стекается в Вифлеем, чтобы видеть место, где родившийся Господь был положен, и стекается не для чего другого, а только для этого.
Другой пророк предсказал и время, в которое Господь явится: «Не отойдет, — сказал он, — скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [его] от вина, и белы зубы от молока» (Быт. 49, 10—12). Заметь соответствие этого предсказания с самым событием. Господь действительно пришел тогда, когда иудейские правители уже потеряли самовластие и были подчинены скипетру римскому; так исполнились слова пророчества: «не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель», сказанные о Христе. В одно время с рождением Его сделана и первая перепись народа, когда римляне стали господствовать над иудеями и подчинили их игу своей власти. Еще и нечто другое означается словами: «и Ему покорность народов» — то, что Господь, придя, привлек к Себе все народы.
Ирод, преследуя родившегося Иисуса, повелел умерщвлять бывших в том месте младенцев. И об этом не умолчали пророки, но задолго предсказали так: «голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер. 31, 15; Мф. 2, 18). Также и о возвращении Его из Египта ими было предсказано в словах: «из Египта воззвал Я Сына Моего» (Ос. 11,1).
Предсказано было и то, что Христос вскоре по явлении Своем в открытых местах будет совершать знамения и учить. Послушай, что говорит Исаия: «земля Завулонова и земля Неф-фалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Ис. 9,1 -2; Мф. 4, 15-16); этим он указывает на явление и учение Господа в тех местах, и на исповедание, произведенное в людях чудесами Его. Далее изображает пророк и другие чудеса и говорит, как Он будет исцелять хромых, врачевать слепых, делать говорящими немых: «тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда
хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис. 35, 5-6).
Таких чудес никогда не было до пришествия Христова. О некоторых знамениях в частности пророки также предсказали. Например, когда Иисус входил в храм, дети, еще молоком питавшиеся и неумевшие членораздельно говорить, воспели Ему священные песни, восклицая: «осанна в вышних, благословен грядущий во Имя Господне» (Мф. 21, 9). А пророк Давид задолго (еще в IX веке до Р.Х.) предсказал это в словах: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя» (Пс. 8, 3). Видишь ли, как дети невинные и не имеющие членораздельного голоса, вопреки сЬоей , природе, прославляют Создателя и возглашают апостольское благовестив?
Часто, беседуя с иудеями, по причине жестокосердия их Господь о многом говорил прикровенно, в загадочных выражениях и притчах, о чем также задолго было предсказано пророком Давидом: «открою уста мои в притчах, произнесу гадания из древности» (Пс. 77, 2). И премудрость бесед Его задолго предвозвестил пророк в словах: «благодать излилась из уст Твоих» (Пс. 44,3).
О том же предсказал и другой пророк так: «се уразумеет Отрок Мой, и вознесется и прославится зело» (Ис. 52, 13). Тот же пророк, кратко повествуя о благодеяниях пришествия Его, соединенных со знамениями, говорил так: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, пропо-ведывать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис. 61,1). И то было предсказано, что после столь многих благодеяний Его люди будут отвращаться от Него тщетно и напрасно, не имея повода ни в чем обвинять Его, ни в малом, ни в великом. Послушай, как Давид предвозвестил об этом: «с ненавидящими мир, — говорит он, — Я мирен: но только заговорю, они — к войне» (Пс. 119,6-7).
О том, что Господь, восседая на осленке, войдет в город, и это задолго (за 5 веков до Р. X.) предсказал Захария в таких словах: «ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9,9).
Христос изгнал из храма торговавших голубями и менявших деньги (Мф. 21,12; Ин. 2,15). Это сделал Он, ревнуя о доме Божием и вместе желая показать, что Он не противится Богу, но согласен с Отцом; поэтому и наказывал за дом Его, в котором производилась торговля. И это не оставлено без указания, но предсказал об этом пророк Давид, предвозвестив и намерение, с каким Христос совершал это наказание: «ревность по доме Твоем, — говорит он, — снедает Меня» (Пс. 68, 10). Что может быть яснее этого?
Христу предстояло быть преданным, и это предательство совершит тот, кто разделял с Ним трапезу. Посмотри, как и это предсказал тот же пророк в словах: «человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс. 40, 10). Заметь, как согласно с ним в Новом Завете повествует уже евангелист Матфей: «опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня» (Мф. 26, 23). Предатель не просто предал Господа, но продал драгоценную кровь Его и получил за нее деньги. И об этом не умолчал пророк, но указал и на бесстыдные условия и совещания врагов Христовых. «Боже хвалы моей! — говорит он, — не премолчи, ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные» (Пс. 108,1).
Тот же предатель, познав потом вину свою, бросил сребренники, прекратил жизнь свою, повесившись на дереве, оставив жену свою вдовою, детей — сиротами и дом опустевшим. Посмотри, как описывает пророк и это печальное событие: «дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою» (Пс. 108, 9-10). Место предателя занял Матфей; и это предсказал тот же пророк в словах: «достоинство его да возьмет другой» (Пс. 108, 8). После того, как
Христос был предан и добровольно отдал Себя в руки врагов, составилось из иудеев и язычников судилище, исполненное великого беззакония. Посмотри, как и это предвозвещает пророк: «Зачем, — говоритон, — мятутся народы, и племена замышляют тщетное?» (Пс. 2,1)? И не только это предвозвестили пророки, но Исаия ясно сказал и о молчании Господа, которое Он хранил, когда окружавшие Его много говорили и обвиняли Его: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53, 7). Потом, показывая несправедливость приговора, он присовокупляет: «во смирении Его суд Его» {Ис. 53, 8), то есть, никто не судил о Нем справедливо; а далее объясняет и причину смерти Христовой. Он, как непорочный и невинный, не за Свои грехи страдал, но предан был за грехи вселенной; на то и другое, посмотри, как указал пророк: «не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53, 9). Этими словами он объяснил, почему и Христос был предан. Следует и другая причина: «за преступления народа Моего претерпел казнь» (Ис. 53, 8). Желая показать не только причину, но и плоды крестной смерти Его, посмотри, как предвозвещает о том пророк: «все мы, — говорит, — блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5-6).
Пророк Давид предрекает наказание, которому подвергнутся иудеи за эти беззакония в следующих словах: «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их», добавляя: «Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение» (Пс. 2, 3-5), подразумевая рассеяние иудеев по всей вселенной, о чем и сам Христос в Евангелии предсказал в следующих словах: «врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною» (Лк. 19, 27).
Кроме того, сказав о смерти Господа, пророки не умолчали и о самом способе смерти, но и его изъяснил Давид так: «пронзили руки Мои и ноги Мои, можно было бы перечесть все кости Мои» {Пс. 21,17-18). Не умолчал он и о беззаконии, совершенном после крестной смерти Христовой, сказав: «делят ризы мои ме>кду собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс. 21, 19). Далее, он сказал и о погребении Господа в словах: «Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну» (Пс. 87, 7). Посмотри, как он же предсказал и о том, что Христос воскреснет: «Ты не оставишь, — говорит, — души Моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15, 10). И пророк Исаия о том же, только другими словами, предсказывает так: «Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Ис. 53,10-12). Не умолчал он и о том, что Господь совершит это Своею смертию: «за то, — говорит, — что предал душу Свою на смерть» (Ис. 53,12); предсказал и то, что Христос получит власть над вселенною: «Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу» (ст. 12). А то, что Господь по воскресении Своем не сопричтется ни к Ангелам, ни к Архангелам, ни к другой какой служебной силе, но воз-сядет на царском престоле, о том, послушай, как опять говорит Давид: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109,1).