Простое общедоступное рассуждение с доказательствами того
ЧТО ИИСУС ХРИСТОС ЕСТЬ БОГ
О том, что Иисус Христос есть Бог, свидетельствует быстрое распространение Евангелия, обращение в христианство римлян и варваров, совершенное в непродолжительное время лицами, всеми презренными, без всякой посторонней помощи. Такое дело не могло быть делом рук человеческих.
Все главные тайны и события христианства предсказаны были Ветхозаветными пророками. О том, что Христос будет Богом и человеком, предсказывал пророк Варух [еще в VII веке до Р.Х.], что Христос родится от девы — пророк Исаия [в VIII веке до Р.Х.], что родится в Вифлееме — пророк Михей [в VIII веке ДО Р.Х.], что будет исцелять всякие болезни — также Исаия. Неблагодарность иудеев предсказана пророками Давидом и Исаией. Проповедь апостолов — Давидом и Иоанном. Об отвержении иудеев предсказывали Малахия, Исаия, Моисей. Страшный суд предвозвещен Малахией, Давидом, Варухом, Исаией.
Если неверующий спросит, откуда видно, что Христос есть Бог, то я для доказательства не укажу на небо или на что-то другое подобное. Если я скажу ему, что он сотворил небо, землю и море, он не примет этого; если скажу, что Он воскрешал мертвых, исцелял слепых и изгонял демонов, и этого он не примет; если скажу, что Он обетовал царство и неизреченные блага, если буду говорить о воскресении, он не только не примет, но еще будет смеяться.
Чем же мы будем убеждать его, особенно если он простолюдин? Ничем иным, как тем, что одинаково и беспрекословно признается и мною и им, и в чем он не может сомневаться. Что же это такое, что и неверующий признает делом Христа и чему он никогда не станет противоречить? Это христианство. Ведь и язычник не будет противоречить тому, что Христос основал Церковь во всей вселенной. Отсюда мы и заимствуем доказательство Его силы и покажем, что Он есть Бог, и скажем, что для простого человека невозможно в краткое время обойти столь обширную вселенную, и землю и море, и привлечь к христианству столько людей, и притом занятых дурными обычаями, или, лучше сказать, преданных порокам. Однако Христос успел освободить род человеческий от всего этого, не только римлян, но и персов и вообще племена варварские. Он совершил это, не употребляя оружия, не тратя денег, не предводительствуя войском, без войн, но в начале через одиннадцать человек, незнатных, уничиженных, неученых, простых, бедных, полуобнаженных, безоружных, не имевших ни обуви, ни двух одежд. Что я говорю, совершил! Он успел расположить столь многие поколения людей рассуждать не только о настоящем, но и о будущем, отвергнуть отеческие законы, истребить древние обычаи, укоренившиеся в течение долгого времени, и принять другие, оставить легкие дела и предаться Его нелегким требованиям, и притом Он совершил это несмотря на то, что все противодействовали Ему и смеялись над Ним, как претерпевшим на кресте позорную смерть. И язычники, конечно, не станут противоречить тому, что Христос был распят иудеями и претерпел от них бесчисленные мучения, и что проповедь Евангельская со дня на день возрастает. Среди язычников было много мучеников, и те, которые были свирепее самых волков, по принятии проповеди христианства стали смиреннее овец и уже рассуждают о бессмертии, о воскресении и неизреченных благах.
Пророчества об Иисусе Христе Ветхого
Завета
Притом такие благодетельные действия появились не только в городах, но и в пустыне, и в деревнях, и в селах, и на островах, и в корабельных пристанях; и не только простолюдины и их начальники, но и сами облеченные диадемами с полною верою покорились Распятому. А то, что все это произошло не случайно, но еще задолго до исполнения было предсказано, я постараюсь доказать в настоящем рассуждении; или лучше, чтобы слова мои не подверглись подозрению, нужно раскрыть книги распявших Его иудеев и заключающиеся в этих Писаниях, еще и ныне хранимых ими, свидетельства о Нем изложить пред глазами неверующих.
Так, Иеремия [еще в VII веке до Р.Х.] первый возвещает, что Бог соделается человеком, не переставая быть Богом: «сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался меэду людьми» (Вар. 3,36-38). Видишь ли, как ясно он изобразил в немногих словах все, и то, что Бог, не переставая быть Богом, соделался человеком, и обращался с людьми, и что Он же сам основал и Ветхий Завет? «Нашел, — говорит пророк, — все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю». Этими словами он показывает, что Господь и до явления Своего во плоти, Сам управлял всем, Сам совершал все: давал законы, промышлял, сохранял, благодетельствовал. А другой пророк, послушай, как говорит, что Господь не только соделается человеком, но и родится от Девы: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7, 14). Потом, дабы показать, что Господь не видимым образом только, а поистине будет человеком, он присовокупляет: «Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее» (Ис. 7,15-16).
То, что Господь не только соделается человеком и родится от Девы, но и произойдет из дома Давидова, о том, послушай, как задолго предсказывает Исаия, хотя не прямо, а в переносном смысле: «и произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис. 11,1-3). Иессей был отец Давида. Отсюда видно, что Господь произошел из этого колена, и не только из этого колена, но из дома Иессеева как и предсказал пророк в словах: «произойдет отрасль от корня Иессеева», разумея не просто жезл, но Христа и Его царство. А что он сказал это не о жезле, он сам объяснил в последующих словах; ибо сказав: «произойдет отрасль», он присовокупил: «и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума». Никто, даже весьма неразумный, не скажет, что благодать Духа снизошла на дерево, но очевидно, что она вселилась в тот пречистый Храм. Почему пророк не сказал: приидет, но говорит: «почиет»? Потому, что Дух, сойдя на Христа, остался в Нем и не отступил от Него, о чем ясно сказал евангелист Иоанн: «я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» (Ин. 1, 32).
Евангелисты не умолчали и о том, какое настроение обнаружили иудеи при самом Его рождении. Матфей говорит: «услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним» (Мф. 2, 3). А Исаия, послушай, как за восемь веков до рождения Иисуса предсказывал и об этом: «будут отданы на сожжение, в пищу огню. Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9, 5-6). То, что этого нельзя сказать о простом человеке, очевидно и для людей, весьма склонных к словопрениям; ибо искони никто из людей не назывался Богом крепким и князем такого мира, о каком говорит пророк: «умножению владычества Его и мира нет предела» (Ис. 9, 7). Опыт действительно показал, что мир Христов распространился по всей земле, по всему морю, по всей вселенной, обитаемой и необитаемой, по горам, и пещерам, и холмам, с того дня, в который Он, пред вознесением Своим, сказал ученикам: «мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27). Почему же так сказал Христос? Потому что мир человеческий легко бывает нарушаем и подвержен многим изменениям; а Его мир тверд, непоколебим, крепок, постоянен, бессмертен, бесконечен, хотя против него повсюду воздвигаются бесчисленные гонения и ежедневно строится множество козней...