Исцеления принадлежат Царству

Наконец, есть еще один вопрос, в котором мы должны тщательно разобраться. Чудеса подтверждают Евангелие, но это не повод для чудес. Фактически, это большая ошибка — предполагать, что Бог исцеляет больных, просто чтобы доказать нечто или установить нечто. Если это было бы правдой, то тогда недостаток исцелений имел бы противоположный эффект и опровергал бы христианство. Но на самом деле, когда больной остается больным, это ничего не опровергает.

Одна часть этой ошибки приходит от учения, которое говорит, что исцеления были лишь временным даром, даваемым в начале христианской веры для того, чтобы утвердить ее. Это — шокирующее и клеветническое предположение. Действительно ли Бог таков! Исцеление больных было не ради них, но для Его личных интересов? Действительно ли Бог использовал пораженных болезнью людей просто как удобную возможность сотворить несколько чудес, пока не установится христианство, а затем Он не проявлял практически никакого интереса к ним? Это любовь или бессердечность?

Мы говорили в другом месте, что ссылка Павла на «харизмы» в Первом послании к Коринфянам 12 — это часть его доктрины Церкви, то есть дары — это основная особенность Церкви. Нигде нет и малейшего намека, что то, что тогда было дано Церкви, теперь отобрано обратно.

Конечно, это было частью исходной истины. Они проповедовали Христа, который исцелял. Именно так евангелисты описывают Его в книгах Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Какое право есть у кого-либо проповедовать Христа, Который не исцеляет, если он проповедует Христа четырех Евангелий?

Если Бог не предполагал продлить эту милость до наших времен, то мы, конечно, не получили бы такого впечатления от чтения Писания. По меньшей мере, там нет утверждения, которое делало бы это ясным. Напротив, каждое утверждение предполагает, что Христос никогда не меняется, что Он продолжает ту работу, которую Он начал.

Иисус послал учеников провозглашать Царство Божье. Чудеса исцеления были доказательством силы этого Царства. Где же это Царство без такого свидетельства? Веками в Церкви недоставало знамений подлинной силы. Вместо этого вся идея Царства была перенесена в преходящую власть Церкви, а Царство превратилось в империю, которой правили короли и королевства через Папу Римского. Это описано в книге Августина «Град Божий».

Если мы отрицаем чудеса, что многие делали и делают до сих пор, будь они либеральными теологами или евангельскими христианами — мы меняем характер благой вести, которую мы проповедуем. Благая весть без чудес превращается в чисто духовную религию, неэффективную на земле. Если мы так поступаем, то мы приходим к необходимости сделать подобное небесное учение подходящим для людей, ходящих своими ногами по земле. Настоящее Евангелие не нуждается в том, чтобы представляться подходящим для кого-либо, ибо оно таковое и есть. Булочник не нуждается в том, чтобы спорить, что его магазин «подходящий», ему достаточно просто продавать там булки. Евангелие — это хлеб жизни, оно несет жизнь и исцеление уму, телу и душе — проповедуй его, и весь мир увидит его смысл.

Царство Божье было представлено на земле, и исцеление показывает его. Если бы это было не так, то как бы мы узнали, что это — то же самое Евангелие? Евангелие свидетельствует само о себе следующими за ним знамениями. Без исцеления оно было бы лишено мощного элемента своего собственного подтверждения. Исцеление неотделимо от Евангелия, это набор инструментов или приспособлений для работы. Исцеление входит в Евангелие.

Мы действительно проповедуем Христа? Да! Тогда Матфей показывает, что куда бы ни шел Иисус, когда Он переходил с места на место, Он всегда исцелял. Это была постоянная практика Христа. Петр также говорил, что исцеление — это то, что Он совершал. Таков Иисус.

Дар

Теперь мы подходим к дарам исцелений. Выражение «дар исцеления» не упоминается в Библии. Это — полезный термин, но к сожалению он был присвоен себе духовными целителями, экстрасенсами, последователями учения «Новая Эра» и прочими. Впрочем, христиане использовали исцеление задолго до того, как началась современная «эпидемия целительства» (как кто-то окрестил ее).

Павел всегда использует множественное число — «дары исцелений». Это выражение встречается трижды (1 Кор. 12:9; 28; 30). Эти множественные дары подразумеваются как идущие от одного человека к другому; то есть многие исцеления происходят через одного человека, как через канал, через который приходит исцеление нуждающимся и пораженным. Если мы соединим контекст с этим образом, то мы могли бы прочитать: «Иному дается проявление даров исцелений», или в более общих терминах: «дар даров исцелений». Это не есть должность — исцелять всех, но это для тех, кому Святой Дух дает проявление.

Слова исцеления

Давай посмотрим внимательно на слово, использованное в оригинале Библии для исцеления. В Первом послании к Коринфянам 12:9 это «физическое излечение» (иама/ иаомаи). Это слово не используется для чего-либо еще, разве что метафорически в нескольких местах. Это обычное слово для медицинского выздоровления. Лука, «возлюбленный врач», использует его особенно часто: 13 раз.

Два других греческих слова, используемые для исцеления — «созо» и «диасозо», которые встречаются 97 раз и переводятся «лечить» — 16 раз. Их лучший эквивалент — «сделать целым», духовно или физически, как в книге Марка 6:56: «И которые прикасались к Нему, исцелялись». Слово «созо» использовалось греками, пишущими своим друзьям, особенно при пожелании хорошего здоровья.

Это фундаментальный факт, что как человеческие существа мы есть не только плоть, но и дух. И они неразрывно связаны, и часто бывает невозможно различить, что идет от тела, а что от духа. Библейское учение об этом союзе — это не случайная тема, но она находится в сердцевине откровения, данного Писанием, включая все, касающееся спасения. Всякая теология, которая пытается разделить преимущества спасения между телом и душой, непременно будет вычурной.

И вот как отцы раннего христианства видели это. Иреней, ученик Поликарпа, который знал апостола Иоанна, пишет в послании «Против ересей». «Тело может быть спасено». Иустин Мартир, умерший в 165 году н. э., провозглашает, что Бог спасает человека, не часть его, не только его душу, но также и его тело.

Другой термин используется у Марка 16:18: «возложат руки на больных, и они будут здоровы». Фраза «будут здоровы» буквально звучит как «колос ексоусин» — процесс восстановления.

Четыре различных слова используются в Евангелии от Луки 17:11-19 для описания исцеления десяти прокаженных: милость, очищение, иэлечение и исцеление: «елеесон» — смилостивиться, «екатаристесан» — был очищенным, «иасте» — был излечен, «сесокен» — исцелил. Это также слова спасения, но они, естественно, используются здесь для физического выздоровления.

Наиболее, часто используемое слово для «исцеления» в Новом Завете это «терапия», оно встречается 45 раз. Оно относится к процессу или средствам излечения.

Утверждалось, что в Новом Завете нет постепенных исцелений. Фактически же, ни одно из выше упомянутых греческих слов не подразумевает мгновенного выздоровления. Например, постепенное исцеление описано в случае с десятью прокаженными. Они исцелились, «когда они шли». Они следовали из Галилеи до Иерусалима, и этот путь должен был занять два или три дня. Все, что мы знаем о ветхозаветных исцелениях, так это то, что это были постепенные выздоровления. Мы знаем, что некоторые исцеления были мгновенными, но лишь потому, что нам специально сказано про это. В Евангелии Марка, слово «немедленно» является излюбленными для других действий, кроме исцеления. Петр был импульсивным человеком, и, как предполагают, именно он помогал в написании Евангелия Марка. Немедленные исцеления впечатляли его. Мгновенные выздоровления гораздо лучше запоминаются. И так же обстоит дело и сегодня.

В Ветхом Завете нет эквивалентного еврейского слова для русского «здоровье». Не быть больным означало нормальное состояние. Болезнь рассматривалась, как изъятие Богом нормальной жизни. Это проистекает из Книги Бытия 2:17: «А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь».

Грех привел к потере жизненной силы и началу смерти. Всякое выздоровление принималось как прощение. Восстановление благоволения Божьего восстанавливало жизненную энергию от Бога, которая поддерживала всякого в нормальном состоянии, спасая людей от смерти. Болезни и немощи представляли проклятие Божье. Они истощали жизненные силы человека, ведя к молчанию и неактивности в могиле, где кончается восхваление Бога.

Это было общим учением до Христа. Типичный пример — псалом 102:1-4: «Благослови, душа моя, Господа... Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою». И далее «могила» противопоставляется возвращению юношеской силы: «обновляется, подобно орлу, юность твоя» (стих 5). Исцеления и прощения неизменно упоминаются вместе в Ветхом Завете. Смотри, например, Псалом 31:1-5.

Во Второй книге Паралипоменон 16:12 царь Аса обратился к врачам вместо того, чтобы искать Господа. Это понималось очень искаженно. Это не осуждение докторов. Это место использовалось, как основание говорить, что верующие не должны ходить к докторам. Писание не говорит чего-либо против врачей. Настоящее объяснение состоит в том, что царь Аса согрешил и верил, что потому-то он и был болен. Вместо покаяния и поисков прощения прежде всего, дабы получить исцеление — он отлично знал, что это нужно сделать, — он попросил врачей излечить его, дабы перехитрить Бога и чтобы ему стать здоровым без покаяния и прощения.

Больше света

В Новом Завете Господь дает нам гораздо больше света. Он изменяет или смягчает ту идею, что если человек страдает, то он лично должен быть виновен и заслуживает наказания (хотя мы все таковы). Именно эта идея приводила в замешательство Иова и его друзей, и авторов многих псалмов, например, псалмов 36 и 72. Господь все еще ставит нас перед фактом, что грех и страдание связаны, и что ад ожидает грешников, но Он также признает, что невинные страдают.

Иисус проявляет особую заботу о жертвах зла, идущего от других людей. Борьба отцов и матерей, горе детей, обделенные, запуганные, обладаемые дьяволом, нежеланные и отверженные, голодные, неприкасаемые, изгнанные и все те, кто ничего не сделал, чтобы заслужить подобные несчастья. Больные шли к Нему, как бесконечная река. Они трогали Его сердце, и над ними он проливал слезы и, в конце концов, свою Кровь. Он вступился за всех страдающих. Обидеть одного из малых Его (а мы все — малые Его, между прочим), сказал Он, — это значит навлечь на себя такое горе, что быть брошенным в море с мельничным жерновом на шее будет означать лучшую долю.

Чтобы понять, что такое болезнь, мы должны осознать, что есть всеобщее нарушение Божьего порядка, в которое мы все вносим вклад. Личный грех делает нас более слабым по отношению к преобладающим условиям зла, так что болезнь может быть отлично связана с нашими собственными промахами. Во время Христа страждущие массы людей верили, что болезнь выдавала их, как грешников. Это только усугубляло их горе. Иисус показал им, что Он прощает и заботится о них. Вина могла быть снята с их совести, чтобы дать им покой небес для их душ.

Когда Он сказал: «Я пришел для того, чтоб имели жизнь» (Иоан. 10:10), то они поняли лучше, что означает жизнь для тела и души, чем многие понимают сегодня. Он сказал парализованному, что тот прощен (Мат. 9:2), и сказал ученикам: «Мир [шалом] оставляю вам» (Иоан. 14:27); то есть, благополучие и процветание. Община в синагоге в Назарете (Лук. 4) ясно поняла, что имелось в виду и исцеление, когда Иисус прочитал из пророка Исаии 61:1, 2, особенно когда он использовал иллюстрацию исцеления прокаженного Неемана.

Порой ошибочная теология порождает ошибочный перевод Библии. Одно место, которое мы должны откорректировать, это Евангелие от Иоанна, глава 9. Увидев слепого человека, ученики начали философствовать, спрашивая, кто согрешил — его родители или он — перед своим собственным рождением, как будто такое возможно! Иисус сказал: «ни он, ни родители его».

Неправильная пунктуация стиха 3 скрыла то, что сказал Иисус на самом деле. Например, Синодальный перевод (а вместе с ним и «Новый международный перевод») говорит: «но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Это, пожалуй, приближается к клевете на Бога. Иисус использовал повелительное наклонение: «Пусть дело Божье будет сделано!». Греческий текст не использует придаточного предложения. Он не подразумевает, что человек был рожден слепым, чтобы быть исцеленным. Правильно этот стих следует читать так: «Этот человек не согрешил, не согрешили и его родители, но пусть в его жизни будет сделано дело Божье. Я должен творить дело Божье, пока Я в мире».

Другими словами, дело Божье не в том, чтобы делать людей слепыми, но в том, чтобы давать им зрение. Бог сделал глаза из глины во время творения, а Иисус повторил этот процесс для того слепого человека. «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день», — сказал Христос (стих 4, Синодальный перевод). Иисус делал то, что делал Отец, и добавил: «Доколе Я в мире, Я свет миру... на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели» (ст. 5, 39). Этот фрагмент (Иоан. 9) приведен здесь, чтобы показать, что Бог не поражает людей, чтобы затем исцелить их, лишь ради доказательства Своего могущества.

ИСЦЕЛЕНИЕ

ЧАСТЬ II

Теперь мы готовы взяться за фразу «дары исцелений»: то есть многие дары для многих болезней. Многие пытались интерпретировать эту фразу. Особенно часто предполагалось, что один человек может исцелять одну болезнь, а другой человек исцеляет нечто иное; один — слепых, другой — глухих и так далее.

Некоторые интерпретировали дар, основываясь на своем опыте, а это — всегда небезопасное занятие. Они обнаруживали, что лечат одну особую болезнь, или исцеляли больше эту болезнь, чем другие болезни, и они говорили, что это означает, что они «нашли свой дар». Один говорил о себе, что он — специалист по артритам. А другой претендовал на то, что он удлиняет ноги и имеет дар различения духов для выявления страдающих от этой болезни. Конечно, Бог выравнивает конечности, но подобный «дар» остается спорным. Измерение длины ноги существенно трудно, даже в госпиталях. Незначительное движение бедра, сделанное даже невольно, может произвести впечатление растущей ноги. Этот вид исцеления выглядит подозрительно, подобно технике, а не чуду. Наблюдатели порой интересуются, чья же нога удлинилась!

В Писании никто не специализировался на одной болезни. Подобно спасению, исцеление — «всякому». Дар исцеления одной болезни — скажем, глухоты, но не болезни сердца — это было бы дискриминацией. Евангелист никогда не предложит Божье прощение только за воровство, но не за прелюбодейство. Наша вера должна основываться на Боге, а не на исцелении; она не должна быть ограничена тем, что исцелил Бог, как мы увидели. Если мы увидели, что только одна болезнь исцелена, и мы верим только в это, то это все, что мы увидим.

Пришло время вернуться к Слову. Иисус ходил, «исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мат. 4:23). Также поступал и Петр. Люди приносили к нему «больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все» (Деян. 5:16). «Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса» (Деян. 5:12). Мы видим, что когда Павел был на острове Мелит (Мальта), «прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы» (Деян. 28:9). Дар исцеления только для одной особой болезни не имеет прецедента в Библии.

Создавать надежды?

Если ты молишься за больных, ты встретишь обвинения, что ты бессердечный, даешь надежду, а исцеляются не все. После моей «Огненной конференции» во Франкфурте газеты сообщали, что некоторые немецкие священники делали подобные заявления. Трудно понять тот вид мышления, который предполагает, что более благородно никого не исцелить, чем исцелить несколько сотен. Я знаю много немецких священников, которые основываются на этой морали и проявляют сострадание к больным в том, что не молятся ни за кого из них! Я уверен, что они разочаровывают одного Человека — Самого Господа Иисуса Христа.

Одна женщина была принесена на сцену во Франкфурте, когда ей оставалось жить несколько дней. Она умирала от рака. Перед восемью тысячами людей Бог дал мне решающее чудо, которое Он обещал, и поднял ее. Если ее выздоровление стоило разбитых надежд других людей (что неверно), то мы должны оставить это Богу.

Если кто-то полагает, что мы не должны давать людям надежды в том случае, если они не исцеляются мгновенно, то лучше бы они посоветовали больным никогда не открывать своих Библий. Несомненно, что Слово Божье больше всего обижает людей, давая им ожидания! Фактически, я, подобно большинству своих коллег, никогда не возлагал бы рук на кого-либо без власти Библии и не будучи вдохновлен непосредственно Словом Божьим делать это.

Конечно, некоторые отрицают, что Библия учит об исцелении, так же как некоторые отрицают, что она говорит, что Иисус — Сын Божий. Нет ни одной христианской доктрины, о которой говорит Писание, которая бы не отрицалась некоторой группой людей. Я полагаю, однако, что сложное и продвинутое толкование Библии не нуждается в том, чтобы проповедовать сверхъестественное исцеление. Ведь это такая простая истина. Золотое правило толкования Библии состоит в том, что обычно простое объяснение является и самым подходящим даже в трудных случаях. То, что исцеление — это библейская истина, лежит на самой поверхности. Места в Писании об исцелении отнюдь не сложны, если их не обращают в свою противоположность — общая стратегия тех, кто не верит в то, о чем в действительности говорит Библия.

Именно это и произошло в случае с исцелением Джин Нейл из Рачби, Англия. Этот случай вызвал злую реакцию от одного или двух богословов, чьи любимые теории он задел. Госпожа Нейл двадцать пять лет страдала от физической болезни, иногда ей становилось лучше, иногда она возвращалась в прежнее состояние, такое же, как после автомобильной аварии, когда ее позвоночник был поврежден. Однажды она видела сон, такой яркий, что она запомнила каждую подробность. Она видела себя в очень большом здании, и мужчина подошел сначала к другой женщине в инвалидной коляске, а затем и к ней.

Почти два года большую часть времени она проводила в инвалидной коляске. Она могла делать несколько шагов, хромая и поворачиваясь из стороны в сторону. Одна нога у нее была вывихнута в бедре. Она носила специальный медицинский корсет, чтобы приспособиться к этому смещению. Медикаменты испортили цветовое восприятие ее глаз; у нее были сердечные приступы, которые оставили ее с грудной жабой. Ее позвоночник был уже подлечен хирургически, а копчик удален. Она испытывала ужасную боль и иногда кричала, когда двигалась. Различные специалисты лечили ее в госпиталях. В то время она решала, соглашаться ли еще на одну опасную и дорогую операцию на позвоночнике. Хирург сказал, что после нее ей может стать хуже или же она до какой-то степени получит облегчение. У Джин был бронхит, астма, а также огромная грыжа.

Однажды, вскоре после сна, ее повезли вместе с мужем на собрание в Бирмингемский национальный выставочный центр (Англия). Она осмотрелась и узнала, что это было место из ее сна. Присутствовало одиннадцать тысяч человек, и они слушали мое послание о спасении. После этого я начал служение больным и вначале возложил руки на пациента в инвалидной коляске. Затем Бог заговорил со мной и направил меня через огромный холл к женщине у прохода — к госпоже Нейл. Я помолился и попросил ее встать, что она неуверенно сделала. Затем внезапно, как она потом рассказывала, большая сила пронзила весь ее организм. Через две минуты она оставила навсегда оковы своей коляски и буквально стала бегать вокруг, прыгая, словно с ней никогда ничего плохого и не происходило. Всякая немощь в ее теле мгновенно исчезла.

Мисс Нейл проехала с того времени тысячи миль, свидетельствуя о благости Божьей. Она бегала трусцой и плавала, и сегодня, примерно шесть лет спустя, она находится в хорошем состоянии и никогда не чувствует ни одного спазма боли. Величие этого чуда проявляется в том, что лечащий врач не мог найти ни одного ухудшения в ее двигательных функциях, хотя, конечно, часть ее позвоночника была вылечена хирургическим путем, и это видно сейчас на рентгеновских снимках. Двигательная способность организма была полностью восстановлена.

Одно из возражений, возникших после этого исцеления, состояло в том, что мы напрасно опубликовали эту историю. Утверждалось, что если Бог сотворит чудо, мы не должны свидетельствовать о нем, если это дает ложные надежды страдающим от похожих заболеваний, Однако сама Библия очень даже побуждает свидетельствовать. «Так да скажут избавленные Господом» (Пс. 107:2). Писание во многом состоит из свидетельств о величии дел Божьих, и намерение этого также ясно — побудить нас верить, что Бог, Который делал это вчера, будет творить те же самые дела сегодня. Самые позитивные основы изложены в бесчисленных стихах, говорящих, что «истина Господа пребудет в роды родов».

Критика Христа

Это непослушание Богу — не проводить служения исцеления. Выдвигать возражения относительно того, что не все исцеляются, — значит критиковать Иисуса, Который заповедал нам исцелять. Он Сам избавлял одних, но проходил мимо других, и Он делает то же самое сейчас через Свою Церковь.

Критики упускают из вида и нечто иное. Молитва об исцелении — лишь часть нашей ответственности: приносить свои прошения к Богу. Не всякая молитва получает ответ. Нет разницы между просьбой об одной вещи или о другой. Если люди не молятся за больных на основании того, что те могут не получить исцеления, то не будут ли они последовательными, если не станут молиться в случае какой-либо другой проблемы, на тот случай, если ничего из этого не выйдет? Может, мы никогда не должны просить Бога о чем-либо, дабы ничьи надежды не были разрушены? В конце концов, если мы ничему не верим и ничего не ожидаем от Бога, то мы никогда не будем разочарованы, не правда ли?

Это подлинное чудо на Западе, когда чудеса на самом деле происходят, несмотря на иссушающий ветер безверия. Целые нации подобны Назарету, где Иисус не смог совершить великих деянии.

Когда больные исцеляются на моих собраниях, я слышу: «Иисус чудесный». Когда на моих собраниях больные не исцеляются, я слышу, как некоторые говорят: «Боннке не такой уж хороший». Я согласен с ними. Если есть провал, то он может быть моим или их, у Иисуса же не бывает неудач.

Дар и дары

Теперь мы должны вернуться к фразе «дары исцелений» Мы зададим вначале вопрос, и это приведет нас к полному объяснению фразы. Означает ли это, что не так уж много исцелений припасено для пациентов? Нет. Во-первых, вспомни, что Бог нелицеприятен (см. Деян. 10:34). Иаков, воспитанный вместе с Иисусом в семье Иосифа и Марии, был особенно впечатлен не делающим различия подходом Христа. Он говорит: «Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками» (Иак. 2:9). Это было частью «закона царского» (ст. 8), чтобы мы любили своего ближнего, как самого себя. Это названо «законом царским», поскольку Сам Царь поступает в соответствии с этим принципом.

Кто же тогда получит исцеление? Иаков снова поможет нам. «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак. 2:5). Христос подчеркнул для Иоанна Крестителя тот факт, что «нищие благовествуют» (Мат. 11:5). В Книге Деяний 3:1-8 Петр использовал дар исцеления, говоря хромому: «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (ст. 6).

Лишенные прав

У Иисуса были глубокие чувства к бедным, но это были не единственные обделенные. Естественно, что Закхей и другие сборщики податей были богатыми. Когда Иисус проповедовал в синагоге в Назарете, Он нарисовал картину физического избавления для обездоленных людей, поскольку они были чужестранцами. Он ссылался на вдову-нееврейку, жившую вне территории Израиля, к которой Бог послал пророка Илию. Иисус затем пошел в тот же языческий район, Сидон, к другой нееврейской женщине и принес исцеление в ее дом. В Сидоне был свой бог-покровитель исцеления, Ешмон, и был его храм, но он ничего не мог сделать для этой женщины, чья дочь была одержима бесом (Мар. 7:24-30). Она слышала, что там был Иисус, и она решила найти Его, Ученики пытались прогнать ее, и даже Иисус испытывал ее, но она настаивала, пока Он в конце концов не ответил.

Замечание Христа стало знаменитым: «Дай прежде насытиться детям; ибо не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мар. 7:27). Он описывает людей с правами и без. Дети — это Израиль, и у них есть права. Им принадлежали обетования и завет с Богом. «Псы» — это те, кто находился вне сообщества израильтян.

Для детей семьи хлеб дается по праву, их право — с рождения. Для внешних по отношению к семье это — дар, «брошенный» им как милость. Иисус сказал, что исцеление — это хлеб детей Израиля. Женщина быстро сообразила, что то, что не может быть ее по праву, она может получить, как дар; и она умно сказала об этом, ответив: «Так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей» (ст. 28). Для ее образования и полуязыческого происхождения она показала понимание всеобщей милости Божьей, которое сравнительно редко встречается и две тысячи лет спустя.

Ранние евангелисты обычно «нажимали» на своих слушателей, говоря, что если те желают исцелиться, то сначала они должны быть спасены от греха. Они были и правы, и заблуждались. Если люди желали быть в действии обетований исцеления, они должны были быть исцелены. Но они могли быть исцелены посредством даров исцелений, даже если они не были рожденными свыше детьми Божьими — если Бог желал этого и если они могли получить исцеление верой. Это основывалось на благодати Божьей.

Порой казалось, что неспасенные исцеляются, в то время, как верующие — нет. Это могло быть, и Иисус говорил об этом. Он объявил, что люди придут с востока и запада и сядут вместе с отцом Авраамом, а дети Царства будут выброшены вон, Верующие могут не веровать. Пасторы объясняли недостаток исцелений на своих служениях в таких терминах, которые не создают ожидании. Проповедь на тему «Шесть причин, почему больные не исцеляются» не выстроит ожидающих чуда больных в очередь к сцене. Негативное учение, грех или явное неповиновение воле Божьей требует покаяния в первую очередь. Между тем, неверующие с простым мировоззрением получают выгоду посредством даров исцелений. Вот что возможно: что Бог в Своей милости начинает чудеса, дабы вдохновить веру — то есть библейское учение. Таким образом, Он может использовать дары исцелений, чтобы помочь верующим, которые могли быть затянуты в трясину безверия,

Слово и исцеление

Теперь посмотрим на отношение Слова к исцелению. Когда Иисус говорил об исцелении, как о хлебе, Он также говорил о Слове Божьем, как о хлебе. Исцеление — это Слово Божье в действии! Он учил нас молиться: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мат. 6:11). Он также говорил: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную» (Иоан. 6:27) — то есть о Слове Божьем. Мы нуждаемся в этом хлебе ежедневно. Это — Слово жизни, которое дает жизнь, оздоравливает и исцеляет. «Слово Твое оживляет меня» (Пс. 118:50). «Послал слово Свое, и исцелил их» (Пс. 106:20). Для тех, кто живет каждый день хлебом жизни, хлеб исцеления это не дар, но здоровье, которое дается им ежедневно через их духовную пищу.

В своих кампаниях я не проповедую исцеления, но я проповедую Слово Божье, и оно высвобождает живительную веру. И тогда Святому Духу легко двигаться в толпе и касаться людей с открытыми сердцами. «Ищите прежде Царства, и это приложится» (Мат. 6:33, перефразировка).

Если мы живем Словом, мы должны находить жизнь в Нем. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мат. 4:4). Потеря жизни (смерть из-за греха) «лечится» Словом жизни. «Всякое слово» — это не просто ежедневный паек, но добрая пища. То множество людей, которых Христос накормил обычным хлебом, не заплатили ни копейки — корзинки для пожертвований не пускались по рядам. Иисус сказал: «Вы дайте им есть», и так именно и произошло. Хлеб чудесным образом размножался в их руках, когда они ходили вокруг, раздавая пищу людям. Церковь получила заповедь: «Вы дайте им есть». И эта пища есть как раз Слово Божье, ибо в этом Слове есть здоровье и жизнь.

Верующий может болеть из-за греха, как мы читаем в Первом послании к Коринфянам. Грех блокирует здоровый поток жизни, аппетит к Хлебу Жизни исчезает, и некоторые страдают от духовной анарексии* — «[Он] послал язву на души их» (Пс. 105:15). Если старейшины (пресвитеры) позаботятся о таком человеке, то их молитва веры спасет больного (Иак. 5:14-16). Те, кто согрешили и ослабели, будучи отсеченными от прав Царства Божьего, могут быть исцелены и прощены. Исцеление — это дар для них, чтобы восстановить для них все привилегии Царства.

_

* Анарексия — патологическая потеря аппетита, отвращение к еде. Прим. пер.

Атака на исцеление

Все молящиеся за больных, частным образом или публично, будут встречать столько же уговоров не молиться, сколько и помощи. Неверующие пытаются истолковать исцеления. У них есть несколько удобных способов сделать это, и те же самые аргументы возникают снова и снова пациенты не были больны, или диагноз был ошибочен, или у них было только психосоматическое заболевание.

Давайте признаем тот факт, что во вселенной, подобной нашей, смешно говорить, что Бог не может исцелять больных. Как может кто-то знать, что Он не может? Наше знание так ограничено. «Я лично подозреваю, — говорит ученый-атеист Дж. Б. С. Хэлдейн, — что вселенная не только более необычна, чем мы предполагаем; но, что она более необычна, чем мы можем предположить». И мы должны были бы знать все о ней, чтобы знать, что в ней не может происходить. Мы не можем принять утверждение о личной непогрешимости, но есть люди, которые считают своим долгом информировать человечество о своих догмах. Но Бог знает все, и Он полагает, что чудеса вполне возможны.

Есть любопытное состояние ума среди неверующих. Когда происходит чудо исцеления, они говорят, что Бог не мог совершить его, поскольку это нарушает научные законы. Они верят во «внушенные болезни» и психологические процессы. Может ли психосоматика нарушать научные законы, в то время как Бог Всемогущий — не может? Можем ли мы верить во всесилие психологии, но не во всесилие Божье? Я верю, что Бог может все, исключая неудачи.

Некоторые исцеления видны для всех как результат молитвы, и их очень тяжело воспроизвести другими средствами, включая психиатрические и гипнотические методы, которые, как всем известно, весьма нестабильны. В истории медицины нет ничего подобного некоторым из удивительных событий, происходящим на наших евангелизационных собраниях и в церквах по всему миру, включая исцеления врожденных пороков, слепоты, паралича, глухоты, исцеления серьезно больных и имеющих повреждения от катастроф.

Одно я знаю: никто не нашел в Писании ни одного положительного утверждения против чудесного исцеления. Напротив, критики вынуждены были обратиться к церковной истории, дабы утверждать, что чудеса кончились после апостолов. Есть христиане, претендующие на то, что Библия — их единственный авторитет, но чтобы доказать свои доктрины, что Иисус больше не исцеляет, они ссылаются на историю Церкви.

Всеобщая проблема страданий будет, в конце концов, полностью решена в соответствии с Книгой Откровение 21:4: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло».

Мы еще не живем во время тысячелетнего правления Иисуса, мы не в идеальном мире, ибо это будет тот финал, ради которого Бог и разрабатывает свои планы. А пока все творения стенают в ожидании пришествия того времени, как мы читаем в Послании к Римлянам 8.

Вспышки славы от того грядущего дня освещают небо, подобно молнии. Святой Дух работает с Церковью, как Он однажды работал с Иисусом. Каждое исцеление — это словно лазерный луч, разрезающий тьму этого мира, пока не взошел день и не стал править Христос. А что делать сейчас? Мы ведем добрую битву веры, поддержанную милостью Бога и даром даров исцелений.

Чудеса

Мы не должны полагать, что «чудотворение» — это что-то более сверхъестественное, чем остальные восемь даров из Первого послания к Коринфянам 12. Все они — проявление Духа. Конечно, рациональные критики упускают из вида идею, что эти дары сверхъестественны, они рассматривают их как природные таланты. Тот талант, который представляется как чудотворение, скорее всего, является фокусами. Если чудесное отвергается, то эта глава становится чем-то совершенно таинственным. Усилия рационалистически мыслящих богословов создать христианство без сверхъестественного, произвести на свет нечто, не имеющее ничего общего с той пульсирующей энергией и жизнью Евангелия, которые повели апостолов в языческий мир две тысячи лет назад.

Чтобы подойти к этой теме, я полагаю, будет очень полезно подумать сначала о восхитительных и волнующих свидетельствах о чудесной силе Бога, которая действовала везде, куда приходила Благая Весть. Новый Завет — это книга чудес, и христианство — это вера в сверхъестественное. Творение чудес упоминается три раза в Первом послании к Коринфянам 12 (ст. 10,28 и 29).

Иисус — это капитан нашей веры. Он сокрушался о Капернауме, который не раскаялся, несмотря на Его «великие дела», используя термин «силы» три раза (Мат. 11:20-23). Синодальный перевод говорит о «чудесах» в Евангелии от Матфея 7:22 и сообщает о Его «силах», которые изумляли жителей Назарета (Мат. 13:54). Петр напомнил евреям, что Христос был «засвидетельствован вам от Бога силами и чудесами и знамениями» (Деян. 2:22). «Чудеса», творимые руками Филиппа, удивили волхва Симона в Самарии (Деян. 8:6). Это происходило везде, как, например, в Галатии, где были чудеса (см. Гал. 3:5). Рассеянные еврейские христиане «вкусили... силу [чудес] будущего века» (Евр. 6:5). «При засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле» (Евр. 2:4). Ветхозаветная община Израиля, собственно Церковь в пустыне, стала существовать через пророческое чудо и была установлена сверхъестественным образом. Даже тогда, со всеми чудесами исхода, это была лишь тень Церкви Иисуса Христа, сотворенной как бы из раненого бока Искупителя и рожденной от Бога, чтобы быть наполненной Духом древних пророков. Как Израиль был ведом столбом огненным и облачным, так Церковь движется в Духе.

Что такое чудеса?

Какими бы ни были чудеса, мы должны вначале понять само слово «чудо». Библейское слово более корректно переводится как «деяния силы». Это ключевое слово, встречающееся примерно сто двадцать раз в Новом Завете. Христианская вера есть чудо, и всякое представление ее без силы Святого Духа мертво.

Во многих случаях мы читаем о могучих деяниях без каких-либо иных подробностей. Ученики никогда не посылались без соответствующей божественной силы, даже когда Иисус был на земле (Мат. 10:1-3). Перед тем как оставить их, вознесясь во славе, Он велел им не покидать Иерусалим, пока они не будут облечены силою (дунамис) свыше (Деян. 1:4). И это произошло (Деян. 2:4). Начиная с того времени они всегда ходили в совершенной уверенности, что они двигаются в могуществе Божьем. Павел говорил: «И уверен, что, когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова» (Рим. 15:29).

Вообще, могучие деяния — это были исцеления и освобождения от демонов. Это мы видим в Книге

Наши рекомендации