Мудрость, а не удила и уздечка
Слово мудрости будет практичным. Это — не дар мудрости, но слово мудрости. Общая мудрость — это качество, доступное всем нам, как говорит Послание Иакова 1:5. Господь не намеревается сообщать нам, когда затачивать карандаши или что нам пить. Иисус никогда не использовал удила и уздечку, чтобы управлять учениками на каждом повороте дороги. Свобода во Христе избавляет Его последователей от жизни под законом, и Бог оставляет многие области нашей жизни на наш собственный выбор и на наше усмотрение. Что бы мы ни собирались сделать во имя Его, Он благословит нас.
Тем не менее, в Писании есть рассказы о повелениях, приходящих от Бога. Слово мудрости может повести нас сделать что-то, что обычно не происходит с нами. Самуил сказал Саулу, что ему следует сделать, когда тот искал ослиц своего отца. Примеры слова мудрости видны в книге Деяний. Павел предупреждал капитана корабля не позволять команде покидать судно (Деян. 27:31,32). Анания был послан исцелить Савла и дать ему откровения о его будущем (Деян. 9:10-19). Иаков получил мудрое слово, будучи председателем важного собрания в Иерусалиме, когда отношения язычников с еврейскими организациями оказались трудными (Деян. 15:13-21). У Павла было слово мудрости, указывающее ему оставаться в Коринфе, потому что у Бога было много людей там (Деян. 18:9-11).
Я слышал, как очень серьезные проповедники приводили людей к алтарю, чтобы те дали обет, что будут ждать каждый день, когда Бог заговорит с ними. Многие говорят: «Я жду слова мудрости от Господа». В сущности, то, чего они ожидают — это чтобы Бог принял за них решение и избавил их от ответственности. Бог говорит, Он говорил в и древности, но не потому Он говорил, что кто-то ждал, что Он будет говорить, или просил Его об этом. Бог не говорит по приказу. Мужчины и женщины, с которыми Бог говорил в библейские дни, были людьми, продолжавшими делать то, что они должны были делать. Не важно, кто говорит нам что-либо делать, мы отвечаем лично за то, что мы делаем или не делаем. Те, кто действуют, лишь получая инструкции от Бога, — те живут под «законом свободы» (Иак 1:25). Бог хочет, чтобы мы возрастали в Нем, чтобы мы были взрослыми, а не марионетками, управляемыми веревками с небес.
Верующие так часто беспокоятся и тревожатся, все время оглядываясь назад, проверяя, исполнили ли они волю Божью, словно Бог тихонько прячет свой план каждое утро, а первая задача верующего — найти его. Это налагает на верующих еще более тяжелую ношу, чем налагали на них книжники, ибо те, по меньшей мере, могли указать на место в Писании, исполнения которого, как они думали, требует Бог. Мудрость, осходящая нашу, снисходит на нас, как свободная сила, а не как закон с горы Синай.
Как действует дар
Слово мудрости — это не обязательно драматическое заявление, сказанное кем-то в церкви. Оно может прийти иными путями. Может быть, это будет в процессе общения. Имея мудрость свыше, мы консультируемся друг с другом, общаемся, затем приходит ключ к разрешению нашей ситуации. Это может прийти от кого-либо, даже от самого малозначительного человека.
Слово мудрости может прийти через Писание, книгу всей мудрости. Несомненно, это — самое общее средство, которое использует Святой Дух. Понимание часто приходит от слышания Слова, направляя наши шаги. Это — одна из причин, почему служение Слова так важно для всех нас. Библия имеет особое свойство говорить нам в наших повседневных ситуациях даже самым необычным образом.
Служение, связанное с опытом, или которое предлагает специальные знания, должно быть связано со Словом. Сотни семинаров повсюду дают советы по вопросам бизнеса и другим областям знания относительно деяний Божьих. Даже самые хорошие, они будут недостаточными без Слова. Мудрость делового мира не должна быть поднимаема выше мудрости Слова и слова мудрости или же выше ведения Божьего. Слово мудрости выше человеческого опыта. Это — откровение.
Мудрость может прийти через случайное замечание или обычный комментарий. Для говорящего человека это может остаться незамеченным, но мудрость движется Духом, словно стрела, — прямо в сердце проблемы или нужды. Подобно всем дарам, это будет дано «на пользу» (1 Кор. 12:7), позволяя нам «ходить в мудрости», особенно «со внешними» (Кол. 4:5).
Мудрость описывается, как сокровище (Мат. 13:52; Рим. 11:33; Кол. 2:3). Дар или проявление — это тоже сокровище. Оно имеет практическую цель. Оно может прийти таким путем, который вовсе не кажется чудесным. Бог не создает суеты по всякому поводу. Он действует очень тихо, почти тайно, и никогда не пытается удивить нас ради удивления. Нет нужды, чтобы это происходило эффектно. Это не чудесно само по себе, но это затрагивает суть проблемы чудесным образом.
Слово мудрости может прийти к нам для нас самих, для кого-то еще, или для всей христианской группы. Для Павла это пришло лично, а для Саула — через Самуила.
Вот предупреждения относительно поисков слова мудрости. Одна из главных целей этого дара направить нас. Некоторые просят Бога дать им совет и показать им, каким путем им следует идти. Но как им узнать, что Он хочет, чтобы они вообще начали движение! Это опасно — просить Бога показать тебе новое направление, если Он не дал вначале тебе слова мудрости, говорящего, что у него есть для тебя новое направление. Возможно, Он хочет, чтобы ты продолжал жить, как есть. И опять, если Он хочет, чтобы ты сменил направление, Он все равно скажет тебе и не скроет этого, если ты только не надумаешь поститься и молиться, чтобы выпытать, в чем дело. Если Он не говорит, то потому, что Ему нечего сказать, и Он доволен тем, что мы делаем. Бог — это не радио, которое можно включить, когда захочется. Бог даст нам знать достаточно быстро, если мы движемся в неверном направлении.
СЛОВО ЗНАНИЯ
Миллионы верующих принимают дар слова знания как действенный христианский опыт. Обычно это понимается как откровение от Святого Духа об условиях и деталях, которые могут быть полезными в жизни отдельных людей и церквей.
Например, на «Бирмингемской огненной конференции» в Великобритании в 1988 году Святой Дух назвал мне имя молодого человека среди двадцати двух тысяч присутствовавших. Он был там лишь потому, что его подружка уговорила его прийти. В действительности он не интересовался христианской жизнью. Я сказал об этом собранию, и молодой человек появился на сцене, где мы помолились с ним о принятии Христа. Подобные происшествия не так уж необычны в харизматическо-пятидесятническом мире.
Все же мы должны начинать с Писания — не с личного опыта — и позволить, чтобы оно пролило свет на подобные вещи. Давайте начнем с высказывания в одной из книг мудрости — Книге Притч 30:24,25: «Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи...» Беда в том, что они имеют мудрость, не имея знания. Муравьи едва ли являются ходячей энциклопедией. Люди, напротив, обеспечены огромным объемом знания, но подобно зубу мудрости у нас во рту, который невысоко ценится, моральная мудрость также, похоже, имеет мало места в современном мире. На это печально смотреть, осознавая, что мы уже пять веков как печатаем Библию.
Если Бог дает слово знания, то едва ли оно имеет тривиальный смысл или назначение. Оно не будет подобно предсказанию по хрустальному шару, что ты встретишь высокого странника с темными волосами. Знание само по себе в Библии — это не просто образование, но нечто более важное.
Прямо с самого начала мы читаем: «А от дерева познания добра и зла, не ешь от него» (см. Быт. 2:17). Что ж, мы знаем: они ели, и первый грех дал знание, но это было знание зла. Это не было, однако, научным знанием, но знанием, приобретенным на опыте. Они познали боль, страх, вину и стыд. Они также познали добро, но только как противоположность их разрушенному состоянию.
Так оно и продолжалось с тех пор. Настоящая наука, начавшаяся в XVII веке с Ньютона, Кеплера и компании, вначале казалась сияющей зарей, но ее ужасающее развитие дало кроваво-красные облака войны и страдания. Знание наполняет наши головы, но не сердца. Более мудрая раса последовала бы иному пути познания.
Мы говорим, однако, о божественном знании. Чтобы быть мудрыми, нам надо знать, и таким образом дар слова знания дополняет дар слова мудрости. Если особое слово освещает специальное обстоятельство, то слово мудрости может также понадобиться, чтобы сделать то, что должно быть сделано. Мой сотоварищ, Джордж Кэнти, получил ночью слово знания относительно частного собрания старейшин его церкви, так он узнал обо всем, что происходило. Чтобы он знал, что делать, Господь дал ему также слово мудрости: «Покажи, что ты знаешь, но не предпринимай никаких действий». Следуя этому указанию, он избежал возможных трудностей.
Что бы ни означало, как нам кажется, слово знания, мы не можем упустить из нашего рассмотрения тот факт, что Писание часто говорит об этом, и обычно — в особом смысле. Во всяком случае, мы знаем, что Слово Божье остается чудесным источником духовной мудрости и знания. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия» (Рим. 11:33). Написанное Слово Божье открывает живое Слово, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3).
Дары проявления слишком важны, чтобы ими пренебречь: «Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище... лучше жемчуга» (Пр. 2:3,4; 8:11). Иисус описывает знания, как сокровище (см. Мат. 13:52). И как альтернатива: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения» (Ос. 4:6); «[Семя] взошед засохло, потому что не имело влаги» (Лук. 8:6).
Дары — это инструменты строителя для созидания Церкви. Бог дает их, потому что мы нуждаемся в них.
Одну вещь мы должны подчеркнуть снова. В Новом Завете духовные дары даются для каждого местного собрания верующих. Могут быть исключительные дары, чтобы люди ехали в другие страны с международным служением для исключительных обстоятельств, но местная церковь, в принципе, должна получать назидание от местных даров, Это может казаться идеалистическим, зависящим от размера и состояния церкви, но тем не менее, это — Божий порядок вещей.
Какое знание?
Чтобы правильно подойти к пониманию того, что имеется в виду под «словом знания», нужно спросить: «О чем это знание? Что имел в виду Павел, говоря о знании?» Он не классифицирует, потому что он говорит о знании и в других местах. Это — его любимая тема, тот вид знания, который превозносится в Писании — то есть, не просто академическое знание Библии, но понимание. Псалом 118:99 говорит о понимании больше учителей — то есть о более глубоком чувстве истины. У неверующих нет знания, поскольку определенные вещи приходят к нам только через веру и любовь. Для неверующих это так же глупо и трудно для понимания, как микрокомпьютерная технология для королевы Виктории. «Но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших» (Евр. 4:2). Умственное восприятие никогда не заменит наличия веры.
«В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам... И кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Лук. 10:21,22).
Вот полезный факт в нашем исследовании: Евангелие от Иоанна никогда не использует слово «знание», но всегда «знающий». Для Иоанна истинное знание — это не что-то заполненное, словно в современных базах данных. Это — всегда нечто происходящее, динамичное, причастие «знающий», а не статичное существительное. Оно идет вместе со словами «живущий», «любящий», «видящий» и «верующий». Это направляет нас в правильное русло — истинное знание, это — процесс знания, подобно тому, как мы знаем своего родственника. Слово знания будет относиться к этому.
Знание и сила
Мы почерпнем еще одну идею из Евангелия от Матфея 22:29: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией». Это поразило раввинов. Книжники и прочие фактически постоянно штудировали Тору (Закон или Писание). Они знали много из нее наизусть и таким образом ожидали, что заслужат вечную жизнь. То, что Иисус сказал о них, — это было то, что они говорили об обычных людях, которых они полагали проклятыми как не знающих Закона.
Он показал им тайный принцип знания: «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении» (Иоан. 7:17). Сегодня многие церковные лидеры отрицают и Писание, и силу Божью, то есть делают то, чего даже фарисеи не делали. Они трактуют сверхъестественные дары как природные таланты; языки как лингвистические способности; знания как образование и мудрость, как психологию (2 Кор. 3:14). Те, кто изучают чудесную книгу, не веря в чудеса, те обречены на неудачу.