Осквернение сосудов из храма (5:1-4)
«Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных».
В этом отрывке Навуходоносор назван отцом Валтасара, но фактически он был его дедом. На арамейском языке слово, переведенное как «отец», часто означает «предок», а слово «сын» означает «потомок».
Царь Валтасар замещал на троне своего отца, Набонида (Nabonidas), который находился в городе-оазисе Тема, выздоравливая после психического заболевания.
В то время Дарий, царь Мидии, пришел с сильным мидо-персидским войском и осадил Вавилон. Но Вавилон был огромным, несокрушимым городом, с прочными постройками.
Так как город имел запас продовольствия на несколько лет осады, вавилоняне отказались сдаться. Кроме этого, ниже города текла река Евфрат, и Вавилон казался непобедимым.
И все равно Валтасар был обеспокоен. Он боялся, что солдаты и даже генералы его армии будут деморализованы во время длительной осады города. Царь мучился, решая эту проблему, и повелел дать пир для своих подданных, чтобы успокоить их. Поэтому он подготовил большой праздник для тысячи человек своей знати.
Когда царь опьянел, глупая идея пришла в его разум. Он приказал слугам принести золотые и серебряные сосуды, которые прежде использовались при жертвоприношениях в храме Божьем в Иерусалиме, — сосуды, которые захватил его предок, царь Навуходоносор. Тогда Валтасар и его вельможи стали пить из них вино во славу своих языческих богов.
Это было богохульное осквернение святых вещей. Сам Навуходоносор не имел права даже прикасаться к ним, не говоря уже о том, чтобы пить из них. Но Валтасар был так пьян, что стал безрассуден и забыл страх Божий. И Бог но мог проигнорировать то, что они сделали!
Мы видим в Библии, что, когда люди нарушали любую из последних шести из десяти заповедей, регулирующих отношения между людьми, Бог прощал их и давал возможность для покаяния. Но когда они нарушали любую из первых четырех заповедей, которые говорили об отношениях человека с Богом, суд Божий наступал быстро. Поэтому неудивительно, что суд на Валтасара и его гостей пришел столь скоро.
Поражение Японии во Второй мировой войне — хороший пример этой истины. Во время войны император Японии заявил, что Вторая мировая война является войной между японским богом Аматера (Amateras) и Богом христиан. Так как Япония таким образом осквернила святость Божью, Господь сделал эту нацию жертвой ужасной атомной бомбардировки, и она была вынуждена капитулировать.
Аналогично этому, нацистский лидер Адольф Гитлер гордо заявил, что он будет вписан в историю как бог. Но истинный Бог поразил его.
В течение нескольких десятилетий коммунисты были высокомерны. Они поносили Бога и отрицали Его существование. Они опустошили церкви, запретили учить о Боге и не разрешали поклоняться Ему. И мы не удивились, увидев падение коммунизма, поскольку коммунисты нападали на саму сущность Божью.
Бог все еще прощает все ошибки, которые совершают христиане против своих братьев и сестер. Но если они касаются Церкви, которая является Телом Христа, Бог судит их. Когда, например, Анания и Сапфира попытались обмануть Бога и церковь, сохранив часть денег для себя, Господь умертвил их на месте (см. Деяния 5:1-11). По этой причине мы должны всегда исследовать свои отношения с Богом, чтобы обнаружить неправильное по отношению к Нему.
Конечно, что касается четвертой заповеди, о дне субботнем, Иисус сказал: «Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Матфея 12:8). Поэтому для нас, верующих в Иисуса Христа, каждый день — это день субботний. И день, когда Иисус Христос воскрес, — тоже день Господень, так что мы должны свято хранить его. Поэтому Библия говорит, что мы не должны позволять любому судить нас в отношении дня субботнего (см. Колоссянам 2:16).
Если, однако, мы нарушаем любую из остальных трех заповедей, говорящих о нашем отношении к Богу (не иметь других богов, не делать идолов и не упоминать имя Бога всуе), немедленный суд приходит на нас. Не только христиане, но и неверующие будут судимы за нарушение любой из этих заповедей. Поэтому никогда не нарушайте ни одну из этих трех первых заповедей.
Божий суд (5:5-12)
«В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве. И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его. Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нем, и вельможи его смутились» (ст. 5-9).
Как только царь Валтасар осквернил сосуды храма, пришел Божий суд. В разгар веселья раздался крик: «Посмотрите на стену!»
Валтасар, очевидно, почувствовал, что пописанное несло плохое предзнаменование, и, возможно, даже предположил, что оно имело отношение к акту осквернения. Так как он был наместником своего отца, его предложение сделать истолкователя этого послания третьим человеком в империи — главным администратором (должность, которая была чуть ниже его позиции) — говорит о том, насколько сильно он был заинтересован в понимании написанного.
Понятно, что его страх увеличился еще более, когда никто из мудрецов не смог истолковать написанное. Как мы говорили ранее, они не могли помочь царю, потому что бесы не могут истолковывать Божье откровение.
«Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества; начала говорить царица и сказала: царь, вовеки живи! да не смущают тебя мысли твои и да не изменяется вид лица твоего! Есть в царстве твоем муж, в котором дух святого Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, — сам отец твой, царь, потому что в нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак, пусть призовут Даниила, и он объяснит значение» (ст. 10-12).
Среди хаоса, криков царя и ропота гостей царица дала мудрый совет: позвать Даниила. Очевидно, Даниил в то время уже был в отставке, вдали от активной деятельности в империи из-за своего преклонного возраста.