Царь полагается на помощь Даниила (4:1-6)
«Я, Навуходоносор, спокоен был в доме моем и благоденствовал в чертогах моих. Но я видел сон, который устрашил меня, и размышления на ложе моем и видения головы моей смутили меня. И дано было мною повеление привести ко мне всех мудрецов Вавилонских, чтобы они сказали мне значение сна. Тогда пришли тайноведцы, обаятели, Халдеи и гадатели; я рассказал им сон, но они не могли мне объяснить значения его. Наконец вошел ко мне Даниил, которому имя было Валтасар, по имени бога моего, и в котором дух святого Бога; ему рассказал я сон. Валтасар, глава мудрецов! я знаю, что в тебе дух святого Бога и никакая тайна не затрудняет тебя; объясни мне видения сна моего, который я видел, и значение его».
Мы можем заключить, что даже такой человек, как Навуходоносор, был достаточно сломлен в своем сердце, чтобы поверить в Бога, принимая во внимание, что он назначил начальником над правителями областей Даниила — человека с чистой верой, встречавшегося с Богом каждое утро и вечер. Наше влияние как верующих больше, чем мы осознаем. Вот почему Павел говорит: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим...» (1 Коринфянам 7:14) Отношения в браке показывают самое великое воздействие такого рода.
Когда один супруг имеет веру, он обязательно воздействует на партнера.
Влияние христиан похоже на горчичное зерно. Оно выглядит маленьким, но, будучи посеянным, вырастает, превращаясь в большое дерево. Наше влияние также можно уподобить дрожжам. Небольшого количества дрожжей достаточно для закваски большого объема теста.
Под влиянием веры Даниила упрямый и злой Навуходоносор стал новым человеком после восстановления своего здоровья. Его неверие было полностью разрушено, и он стал поклоняться Богу. Приветствие в начале его декрета и хвала Богу очень похожи на послания в Новом Завете такого великого человека веры, как апостол Павел: «...Мир вам да умножится! ...Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его!» (см. 3:31,33).
Только одно должно было волновать этот языческого правителя — установить свое царство и передавать трон из поколения в поколение. Но вместо этого Навуходоносор признал, что Царство Божье — «царство вечное, и владычество Его — в роды и роды» (см. 3:33).
Это — неординарное изменение человека. Навуходоносор был виновен в падении Израиля. Он послал армию, чтобы свергнуть эту нацию и уничтожить храм Божий. Тем не менее, благодаря Даниилу, пленнику, который служил при его дворе, Навуходоносор пришел к вере в Бога и восхвалил Его.
Такова сила веры. Когда Иисус слышал, что Петр исповедал свою веру в Него, то сказал: «...ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матфея 16:18). Что это за камень? Это — человек, который признает, как Петр: «...Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Матфея 16:16). Каждый, кто сегодня верит и исповедует, что Христос — это Сын Бога Живого, является этим камнем, на котором Иисус строит Свою Церковь.
Кроме того, Иисус говорит о Себе как о камне: ...кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Матфея 21:44). Иисус пребывает в вас и во мне. Поэтому, когда неверующие сталкиваются с верующими, они разбиваются» и приходят к покаянию.
Конечно же, мы сейчас говорим о тех христианах, которые живут жизнью веры, имея Иисуса в центре своей жизни. Печально, но есть и другой тип христиан, которые ведут худшую жизнь, чем неверующие, хотя могут заявлять о своей вере в Иисуса Христа. Такие люди позорят Его.
Библия говорит: «...вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иакова 2:17) и «...возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матфея 22:39). Любить Бога и своего ближнего — основные принципы христианства.
Почему Библия подчеркивает, что вера должна сопровождаться делами? Через дела веры мы можем позволить своим ближним увидеть Бога. Царь Навуходоносор языческого Вавилона увидел Бога Седраха, Мисаха, Авденаго и Даниила. Так как их вера сопровождалась делами, царь смог стать таким же, как эти дети Божьи.
То же самое истинно и сегодня. Люди вокруг нас наблюдают за нами. Являемся ли мы старейшиной или дьяконом, лидером домашней группы или просто членом церкви, они следят за нашим поведением. Они хотят увидеть в нас Бога.
Среди этого мира, со всеми его проблемами, нет никого, кто бы ни обратился, — настолько люди хотят поверить в нашего Бога. Покажите им Бога, как Даниил и его друзья. Через веру и поведение, достойные детей Божьих, явите им Бога, их Творца. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матфея 5:16).
Чтобы прославить Христа, у христиан должно быть такое отношение: если кто-то вынуждает нас идти одно поприще (около 2 км — прим. перев.), мы должны идти два; если кто-то хочет отобрать нашу рубашку, мы должны отдать ему и верхнюю одежду; если кто-то бьет нас по правой щеке, мы должны повернуться к нему также и левой (см. Матфея 5:39-41). В глазах людей этого мира мы можем выглядеть неудачниками, если станем поступать так. Но так как Бог за нас, кто может быть против нас (см. Римлянам 8:31)? Бог является нашей силой, и Он благословит нас.
Поэтому нам необходимо старательно изучить образец поведения, показанный Даниилом. Его вера имела такую целостность, что произвела впечатление на языческого царя и показала ему Бога. Даниил был превосходным проповедником Божьим через свою жизнь. Я молюсь во имя Иисуса, чтобы вы также смогли стать драгоценным святым, подобно Даниилу, который отражает Бога в своей повседневной жизни.
Содержание сна (4:715)
«Видения же головы моей на ложе моем были такие: я видел, вот. среди земли дерево весьма высокое. Большое было это дерево и крепкое, и высота его достигала до неба, и оно видимо было до краев всей земли. Листья его прекрасные, и плодов на нем множество, и пища на нем для всех: под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть» (ст. 7-9).
До этого момента сон царя был приятен, и ему едва ли стоило звать истолкователей. Но внезапно сон превратился в кошмар.
«И видел я в видениях головы моей на ложе моем, и вот, нисшел с небес Бодрствующий и Святой. Воскликнув громко. Он сказал: «срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его; но главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается небесною росою, и с животными пусть будет часть его в траве земной. Сердце человеческое отнимется от него, и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времен. Повелением Бодрствующих это определено, и по приговору Святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми». Такой сон видел я, царь Навуходоносор; а ты, Валтасар, скажи значение его, так как никто из мудрецов в моем царстве не мог объяснить его значения, а ты можешь, потому что дух святого Бога в тебе» (ст. 10-15).
Голос с небес, подобно грому, нарушил мирное течение сна, испугав Навуходоносора.
Когда он проснулся, то знал, что это было Божественное откровение. Поэтому он позвал всех волшебников, чародеев и астрологов Вавилона для истолкования. Но никто из них не смог этого сделать, потому что бесы не могут истолковать Божественное откровение.
Мы должны помнить об этом, когда молимся. Когда мы молимся на своем обычном языке, наша молитва понятна и Богу и дьяволу. Но когда мы молимся на иных языках, молитва непонятна никому, кроме Бога, если только Он не дает истолкования. «Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом» (1 Коринфянам 14:2).
По этой причине, если мы исполнены Духом Святым и можем молиться на иных языках, мы должны молиться, таким образом, чаще. Такая молитва нашего духа возносится прямо к Богу и приносит нам большую пользу.