Материал, используемый на собраниях Г-12
Иногда Марио делится со своими учениками тем, что было передано по цепочке Г-12 от самого Сезара Кастелланоса. До своего недавнего переезда в Майами пастор Кастелланос встречался со своими двенадцатью учениками каждую неделю. Они (его двенадцать учеников) старательно записывали то, что говорилось на этом собрании, а затем передавали это своим ученикам. То, что они узнавали от старшего пастора, передавалось вниз по всей лидерской структуре через систему Г-12.
Однако, как мне показалось из собственных наблюдений, содержание большей части собраний групп Г-12 зависит от лидера конкретной группы и от того, что тот получает напрямую от Господа6. Марио, например, начинает свои собрания Г-12 с того, что просит каждого ученика поделиться своими нуждами. «У меня проблемы в семье, — говорит Джон. — Пожалуйста, молитесь за меня». Все присутствующие возлагают на Джона руки и молятся о том, чтобы Иисус исцелил его брак. После молитвы за каждого ученика Марио говорит: «Теперь я хочу, чтобы каждый из вас поделился тем, что произошло в ваших ячеечных группах и группах двенадцати за прошлую неделю». Для Джона прошедшая неделя была не самой лучшей, поскольку собрание его открытой ячеечной группы посетили только три человека и всего один ученик пришел на собрание группы Г-12. «Не отчаивайся, Джон, — подбадривает его Марио, — я тоже проходил через это. Обязательно обзвони всех своих учеников на этой неделе и продолжай приглашать новых людей в свою открытую ячейку», — говорит Марио.
Затем Марио напоминает своим ученикам о мужском евангелизационном собрании, которое должно состояться через три месяца. «Это будет большое событие. Мы арендовали крытый стадион, и нам всем нужно молиться о предстоящей евангелизации. Помните также, что через месяц мы пригласим наших жен и семьи на выездные семинары».
Обычно Марио назидает своих учеников на основании какого-либо отрывка из Божьего Слова и старается не затягивать собрание группы двенадцати дольше одного часа.
Место для встречи с двенадцатью
Марио, как и большинство лидеров Г-12, для встречи с учениками группы двенадцати использует свой дом. Однако я видел собрания групп Г-12, которые проходили в здании церкви сразу после богослужения — в самом зале или же в отдельном уголке вне церковного зала. Группы Г-12 могут встречаться в ресторанах, классных комнатах или в любом другом месте. Но самым распространенным местом встречи все же является дом лидера.
«Встречи в верхах»
Когда каждый из учеников Марио найдет себе по двенадцать учеников, Марио может объявить, что теперь у него сто сорок четыре ученика. Это количество может продолжать расти по мере того, как эти сто сорок четыре будут приобретать себе собственных учеников (таким образом одаривая Марио духовными «внуками» и «правнуками»).
По мере того как сеть Г-12 вырастает до ста сорока четырех учеников, может произойти искажение видения и ухудшение качества. Чем дальше находится ученик от первоначального наставника, тем выше опасность вырождения (деградации). Поэтому в МХМ принято созывать так называемые «встречи в верхах», цель которых — сохранить высокие стандарты контроля за качеством.
На этих встречах лидеры регулярно собирают всю сеть своих учеников. Некоторые лидеры групп Г-12, как, например, Марио, собирают свою сеть два раза в месяц. Другие встречаются раз в месяц, а третьи могут встречаться каждую неделю.
Вырастая в ученика
Джон еще не дошел до уровня духовной зрелости. Он до сих пор, например, имеет проблемы в браке. Однако, завершив свое обучение по программе подготовки лидера и начав активное участие в служении, он духовно возрастает с каждым днем. Он чувствует на себе большую ответственность за то, чтобы являть своим ученикам жизнь Христа, поэтому он самостоятельно изучает Библию и постоянно молится. Когда у него возникают вопросы и сомнения, он знает, что может в любое время обратиться к Марио и всегда получит ответ. Иногда Джон удивляется тому, как сильно изменилась его жизнь с тех пор, когда шесть лет назад он впервые услышал свидетельство Марио. Он так благодарен Богу за то, что стал учеником Марио и, что гораздо важнее, — учеником Иисуса Христа.
Глава 5
Успехи процесса подготовки лидеров в МХМ
Наркотики и война между наркодельцами в Колумбии сделали многих людей врагами — даже внутри семей. Один молодой человек пришел в МХМ, преисполненный горькими плодами, которые были посеяны в его собственном доме. Он ненавидел своего отца. Яростный гнев контролировал его жизнь даже после принятия Иисуса Христа. Этому человеку была нужна терапия души — глубокое очищение с избавлением от всех чуждых корней. Он начал обучение по программе подготовки лидеров в МХМ, и Иисус полностью преобразил его. После этого он смог пойти к отцу и исповедать перед ним свою ненависть и горечь, которые раньше контролировали его. После того как Иисус исцелил этого молодого человека, он стал одним из ключевых служителей в Боготе, через которого многие мужчины приходили к Иисусу Христу. Кастелланос говорит: «Есть много лидеров и пасторов, которые хотят иметь мощное служение, но из-за внутренних ран они никогда не смогут быть продуктивными. Сначала эти раны должны получить исцеление».
«Что вы думаете о церкви "Международная харизматическая миссия"?» — спросил я неверующего таксиста в Боготе, когда он вез меня на собрание. «Я не хожу в церковь, — ответил тот, — но я знаю многих людей, которые сильно изменились благодаря МХМ».
Каждая ячеечная церковь имеет определенную систему подготовки и обучения, но не все они одинаковы. МХМ создала такую программу подготовки лидеров, о которой стоит поговорить. Она напоминает своего рода механизм по воспитанию лидеров, который заставляет людей заинтересоваться, встать и начать действовать. МХМ разработали такую модель, которая освобождает людей, а затем быстро и качественно оснащает лидеров необходимыми знаниями и навыками.
Эволюция подготовки лидеров в МХМ
Сезару Кастелланосу так понравилось все увиденное им в церкви пастора Йонги Чо, что он решил скопировать их систему обучения. Библейский институт МХМ стал предлагать курсы по герменевтике, гомилетике, эсхатологии, ветхозаветному и новозаветному богословию и все остальные курсы, которые преподавались в Библейском колледже Полноевангельской церкви «Йоидо».
Библейский институт МХМ поставил перед собой цель готовить людей за два года к руководству ячеечными группами, и поэтому занятия проводились каждый день недели. В церкви «Йоидо» не требовали, чтобы каждый, кто собирался вести ячеечную группу, обязательно заканчивал церковный колледж, но МХМ потребовала, чтобы все будущие лидеры заканчивали Библейский институт.
Когда руководители церкви стали исследовать результаты, им пришлось признать свое явное поражение. Если в институте начинали заниматься семьдесят человек, то заканчивали его всего пятнадцать. Но, что еще хуже, через два года потенциальные ячеечные лидеры теряли всякие связи со своими неверующими друзьями. Они теряли желание евангелизировать после столь длительного отлучения от практического служения. Через два года студентам вдруг начинало казаться, что для эффективного служения им необходимо учиться дальше. За семь лет работы по такой обучающей институтской программе в МХМ было создано лишь семьдесят новых ячеек.
Пастор Кастелланос почувствовал угрозу неудачи делу всей своей жизни. Он возопил к Богу: «Отец, дай мне новый метод. Ты знаешь, мы пытаемся воспитать лидеров, но нам чего-то недостает. У меня такое чувство, словно я уткнулся в глухую кирпичную стену. Помоги мне».
Бог ответил на молитвы Кастелланоса и показал ему, как быстрее и эффективнее осуществлять подготовку потенциальных лидеров. В МХМ начали опытный проект, названный школой лидерства, которая позволяет молодым лидерам ячеек продолжать завоевывать души для Христа одновременно с занятиями по основным курсам. Обучение в лидерской школе сосредоточено на трех аспектах:, доктрина, видение церкви, ячеечное служение. Особое место в системе подготовки лидеров МХМ занимает трехдневный выездной семинар, во время которого новообращенный освобождается от всех уз рабства прошлого.
Каждый должен пройти интенсивную подготовку,
Чтобы стать лидером ячейки
Используя этот новый подход к процессу обучения, МХМ теперь очень быстро готовит новообращенных к выполнению функций ячеечного лидера. Кастелланос говорит: «В этом и заключается весь секрет. Мы поняли, как нужно быстро готовить каждого лидера... Проходит около полугода со дня их обращения до того момента, когда они становятся лидерами ячеек». Хотя в среднем время подготовки ячеечного лидера в МХМ составляет примерно шесть месяцев, Луис Салас, один из двенадцати Кастелланоса, выпускает своих новых лидеров за срок от четырех до пяти месяцев. С другой стороны, Сезар Фахардо рекомендует период подготовки от шести до восьми месяцев.
Еще один секрет столь успешного процесса подготовки лидеров в МХМ заключается в том, что обучение по программе подготовки лидера — это стандартное требование для каждого. Кастелланос говорит: «Пока мы не поняли важности этого момента, подготовка по программе для будущих лидеров не была обязательной. Мы предлагали людям пройти подготовку, если они того желали. С такой ментальностью было трудно подготовить даже маленькую группу лидеров численностью в тридцать-сорок человек. Но Бог показал мне, что лидерская подготовка должна стать обязательным требованием». Если человек хочет стать членом церкви, он должен пройти программу лидерской подготовки. Те же, кто отказывается пройти обучение по этой программе, не удерживаются в МХМ.
Программа лидерской подготовки в МХМ
Говоря об умножении ячеек в долгосрочной перспективе, Луис Салас заявил: «...пока вы не начнете готовить лидеров, у вас не будет желаемых результатов». Быстрое умножение требует систематической программы подготовки лидеров. Следующие шаги очерчивают официальный процесс для каждого новообращенного. Однако и здесь превалирует гибкость. Например, многие новообращенные не начинают с выездных семинаров. Они сразу поступают в лидерскую школу и только некоторое время спустя начинают посещать выездные семинары. Для этого есть две главных причины: нехватка денег для оплаты участия в выездных семинарах и колебания людей, не решающихся немедленно принять участие в «харизматическом» собрании. Молодые люди, среди которых была впервые опробована эта система, более склонны проходить ее в соответствии с официальным порядком.