Кто хранит и бережет нашу жизнь
Иисус Христос объяснял Своим ученикам, что заповедь Божия о любви к близким относится не только к родственникам и друзьям. Ближним, по воле Божией, для христианина является всякий человек, которого Господь ставит на жизненном пути.
Как же тогда нам следует понимать заповедь Божию о почитании отца и матери? Только ли в отношении собственных родителей? Разумеется, нет!
Мы получили свою жизнь от наших родителей, а они – от своих, которые приходятся нам бабушками и дедушками. Заповедь о почитании отца и матери во всей полноте относится и к ним.
Давайте подумаем: только ли о наших родственниках говорит нам пятая заповедь? Возьмем пример: доктор, делающий операцию ребенку, заботится о том, чтобы сохранить ему жизнь и здоровье, поэтому он достоин нашего доброго отношения и искреннего уважения. А когда мы находимся в больнице, врач и другие медицинские работники заменяют нам родителей и заботятся о нас.
Многие дети ходят в детский сад или ясли. Пока они там находятся, воспитатели, нянечки, повара в определенной степени заменяют им родителей. Поэтому и их надо любить, уважать и слушаться.
В школе учителя в некотором смысле тоже заменяют наших родителей. Они учат нас, подготавливают к взрослой жизни, поэтому нам необходимо относиться к ним с любовью и уважением и внимательно прислушиваться к их наставлениям. На дальнейшем жизненном пути у нас будут начальники, руководители, и к ним тоже следует относиться с уважением.
Многие люди вкладывают в нас свои силы и любовь, проявляя этим свою заботу. Мы должны быть благодарны им и относиться с уважением, которое во всей полноте раскрывается в отношении к родителям.
Говоря о человеческой жизни, мы имеем в виду как жизнь нашего тела, так и нашей души.
Жизнь души является более важной, чем жизнь тела, поэтому особым почитанием, наравне с родителями, должны пользоваться наши наставники и учителя в православной вере, а особенно пастыри Православной Церкви, которые возносят о нас молитвы к Божиему Престолу, принимают во имя Христово наше покаяние, учат нас спасительной вере и причащают Святых Таин Тела и Крови Христовой.
Святой апостол Павел пишет: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая (Евр.13:17).
Пастырей наставляет святой апостол Петр: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет.5:2–3).
Таким образом, все те, кто передал нам от Бога жизнь, заботится о ней, спасает от бед наши души и тела, должны быть дороги нам. В меру своих сил и возможностей они делают Божие дело по отношению к нам.
Вопросы:
1. К кому из наших родных может относиться пятая заповедь?
2. Кто заботится о нашей земной жизни?
3. Кто заботится о жизни нашей бессмертной души?
4. На кого распространяется пятая заповедь?
Мы взрослеем
Как в жизни верующего человека должна воплощаться пятая заповедь? Возьмем несколько примеров из жизни православного христианина.
Вот школьник, ему 10 лет. Как и что он может делать, чтобы исполнять эту заповедь?
Прежде всего, на богослужении в храме и ежедневно дома молиться о здравии и спасении своих родителей. Быть дружным с ними, не обманывать, честно говорить о своих трудностях и неудачах; советоваться как с более опытными, близкими людьми. Самому садиться делать уроки, а не дожидаться, когда мама или бабушка заставят. Конечно, сдерживать свои капризы. Убирать за собой, посильно помогать в домашней работе. Может быть, следует помочь при совершении покупок в магазине, донести тяжелые сумки.
Значит ли это, что нам просто надо помогать, когда об этом попросят? Отнюдь, нет. Смотрите, мама ведь не ждет, пока мы проголодаемся. Она сама, когда время подходит, готовит еду, а когда требуется – стирает одежду. Так же и нам не надо дожидаться родительских просьб, а самим, без напоминания, помогать, когда следует.
Но вот прошло время, человек вырос. Ему уже 18 лет. Ответственный возраст. Время учиться и осваивать профессию. Новые друзья и новые подруги. Родители уже не такие молодые, как были раньше. Иногда у них и здоровье пошаливает. Маме труднее выполнять столько же работы, сколько делала раньше, нам же хочется погулять и поразвлечься, а еще – чтобы родители не лезли в наши дела… Да и старомодными они уже нам кажутся, отсталыми от жизни. Хотя, по сути, отсталыми вполне могут быть и сами молодые люди, если заменяют жестокими боевиками или пустыми комедиями чтение серьезных книг, компьютерными играми и Интернетом – общение с родителями, не отличают «раскрученные» плоды шоу-бизнеса от настоящего искусства и т. п.
Молодые люди мечтают о настоящей любви. А оказывается, что любить своих близких людей, которые их родили и воспитали, разучились. Однако если человек разучился любить тех, на чьей любви вырос, то своя любовь, которой так хочется, обманет и не сложится. Ведь заповедь Божия предупреждает, что не удастся построить личное счастье, если окажется преданной родительская любовь. Вследствие этого возникает множество трагедий и разочарований.
Мудро поступают молодые люди, которые стараются поближе держаться к своим не очень молодым родителям, советоваться о своем личном и сокровенном. Ведь кто же как не папа с мамой хотят нам счастья! Появляется у юноши знакомая девушка или у девушки юноша, который ее интересует, – стоит ли прятаться от родителей? А может, лучше совсем наоборот: приводить друзей домой, знакомить с родителями и вместе общаться? Как важно во все глаза смотреть на новых знакомых и стараться их как можно лучше понять! Не отделять себя от родителей надо, а пользоваться их опытом, разумеется, имея при этом собственное мнение…
Время идет, теперь уже нужно не только дома помочь, а еще и подумать о здоровье близких людей, и в аптеку за лекарством сбегать. А если удаётся зарабатывать деньги, то стоит не прятать все в свой карман, а посоветоваться с родителями, как их лучше распределить. И молитва о своих родителях нам нужна не меньше, чем в детстве.
Проходит какое-то время. Мы еще повзрослели. Лица у нас уже не такие свежие, фигуры не такие идеальные. Нам теперь за тридцать… Наши родители постарели, живут они, скорее всего, отдельно. А у нас давно свои дети. Как трудно с ними! Кажется, мы были гораздо покладистее и уступчивее! Возможно, что наши родители уже пенсионеры, а легко ли на пенсию прожить? Мы должны деликатно, не обижая наших близких, им помогать. Но не только в продуктах дело – необходимо заботиться и о здоровье наших родителей. Не надо забывать: никто на свете не любит нас так, как они!
У нас теперь есть свои семьи, дети. У женщины – муж, у мужчины – жена. Надо мудро налаживать теплые и дружеские отношения родителей с нашими семьями. Пожилым людям, бесспорно, необходимо общение с внуками, а им – с дедушками и бабушками. Дети очень многое могут получить для себя от наших родителей и в области знаний о мире, и в отношении к тому миру, в котором мы живем. Да и любящие сердца близких людей будут согревать их детские души.
Необходимо усиленно молиться за наших родителей, а возможно, и посоветовать им почаще ходить в храм, причащаться. Если родители сильно болеют, следует их дома пособоровать и причастить. За этой помощью нужно обратиться к священнику.
Вопросы:
1. В чем вы можете сейчас проявить любовь и заботу о своих родителях?
2. Думали ли вы о том, какие проблемы и трудности бывают у папы с мамой?
3. Стремитесь ли вы к тому, чтобы ваши друзья были дружны с вашими родителями?
Любовь не умирает
Дети взрослеют, а взрослые? Взрослые старятся. Прошло еще десять лет. Нам сорок пять. Мы не старые, но уже и не молодые. Как говорят, мы – в зрелом возрасте. Ну а наши родители? Увы! Они или старые и больные люди, или уже закончили свой земной путь, и мы их похоронили, предали тела земле.
Если наши родители состарились, может так случиться, что они будут нуждаться уже не просто в нашей помощи, а в постоянном уходе. Много лет назад они с нами возились, стирали нашу грязную одежду, выхаживали нас, когда мы болели. А сколько бессонных ночей мать проводит возле своего больного ребенка! Теперь роли поменялись. Настала наша пора ухаживать за нашими родными стариками. Придется как-то потесниться дома и взять их к себе в квартиру. Теперь нам надо заботиться о здоровье родителей, их еде и одежде, как когда-то и они заботились о нас.
Безусловно, не следует забывать и об их духовной жизни. Возможно, потребуется неоднократно вызывать священника домой, чтобы наши мама и папа исповедовались и причастились. Да и Евангелие им надо почитать, если их глаза ослабели. Пусть жизнь наших родителей будет как можно более мирной и спокойной, ведь и мы со временем состаримся.
Когда наши родители скончаются, надо не забывать и об их могилке, и об их душе. Могила на кладбище украшается православным крестом – знамением победы Светлого Христова Воскресения. Могильный холмик должен быть ухожен, засажен цветами. Всё там напоминает нам о вечности и о будущем воскресении из мертвых всех людей. Мертвые тела при Всеобщем Суде Господнем восстанут и оживут. Поэтому, приходя на кладбище к родным могилам, мы молимся о упокоении близких. В день их смерти и в их день Ангела идем в храм, поминаем о упокоении наших близких. Потом стараемся пригласить священника на кладбище, чтобы на родных могилах отслужить панихиду.
Мертвым несут радость наши молитвы о них и те дела милосердия, которые мы делаем в память о них.
Любовь не умирает, с нашими усопшими мы в свое время встретимся, ведь предназначение каждого человека – после земной жизни обрести бессмертную и вечную.
Мы рассмотрели несколько примеров из жизни, показывающих, что любовь и почитание отца и матери в разном возрасте должны несколько по-разному выражаться. И нам необходимо всегда задумываться о том, что нужно нашим папе и маме в настоящее время.
Очень страшный грех – предать своих родителей, оставить их без нашей помощи и заботы или сдать их в дом-интернат для инвалидов и престарелых: они ведь, когда мы болели, не отказывались от нас и не выгоняли нас из дому…
Если мы будем к ним относиться плохо, без любви и внимания, то не стоит удивляться, если вся наша жизнь пойдет наперекосяк. Вспомним народную пословицу: «Что посеешь, то и пожнешь».
Вопросы:
1. Как нужно заботиться о наших близких людях, когда они становятся старыми и болеют?
2. Как может выражаться любовь к близким, когда они уже умерли?
3. Что будет с нами, если мы предадим наших родителей?
Заповедь шестая
Не убивай
Первый человекоубийца
Богочеловек Иисус Христос говорит о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин.14:6). Живой Бог – источник жизни во вселенной. Из неживого вещества силой Божией Мудрости возникает жизнь на земле. Вершиной жизни в нашем мире является человек, сотворенный «по образу Божию». В нем есть жизнь тела, души и человеческого духа, который может общаться с Богом и управлять жизнью души и тела.
Человек рождается от своих родителей, принимая от них ту жизнь, которую сотворил Бог. Рождаясь на земле, человек начинает существовать в земном пространстве и времени. Люди живут на земле определенное количество лет и умирают. Жизнь тела прекращается, а душа переходит в мир вечности. И ее состояние там зависит от того, как человек жил здесь, на земле, и в каком духовно-нравственном состоянии он подошел к финишу своей земной жизни. При конце земного мира во время Второго Пришествия Христова все люди воскреснут, то есть снова обретут свои тела и соединятся с ними, хотя тела их будут существенно отличаться от тех, какими они были на земле. Воскреснут люди по-разному, в зависимости от того, как они выполняли волю Божию в своей земной жизни. По словам Господа, при Втором Пришествии Христовом изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин.5:29).
Иисус Христос говорит: Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин.3:36). Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин.5:24).
Жизнь в вечности вместе с Любящим Богом в Царстве Небесном даст полноту радости и жизни тем, кто там будет. Люди же, отвергнувшие Божию любовь, окажутся после земной жизни вне Божиего Царства – в геенне огненной, то есть в страшном месте наибольшего отдаления от Бога. Причем окажутся там вместе с темными бесовскими силами, что уже никак радостью и жизнью не назовешь. Это страшное, мучительное, бессмысленное существование в вечности без всякой надежды на какое-либо улучшение или изменение.
Бог сотворил нас для жизни, чтобы, пройдя земную жизнь, мы обрели вечную. Бог не творил смерти. Смерть телесная и духовная явилась результатом греха, то есть отпадения от Бога, предательства своего Творца. Искушение пришло от дьявола. Про него Иисус Христос сказал: Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины (Ин.8:44).
Поскольку сатана искусил человека, в результате чего человек оказался побежден смертью, то через это лукавый дух укоренился во зле и стал неспособным к покаянию.
Бог есть любовь (1 Ин.4:8). Зло и ненависть несовместимы с ней. Ненависть ведет к смерти. Поэтому в Священном Писании сказано: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей (1 Ин.3:15).
Первым человекоубийцей стал дьявол. Те люди, которые идут путем ненависти и убийства, повторяют путь, пройденный дьяволом, и лишаются Вечной Жизни. Значит, их жизнь, ведущая в ад, утрачивает всякий смысл.
Что делает огородник, когда на грядке вместе с полезными овощами вырастают бесполезные сорняки? Он их выдирает с корнем и бросает в мусор. Так поступает и Господь с человеконенавистниками и убийцами. Поэтому Он, предостерегая людей, дает заповедь: Не убивай (Исх.20:13).
Вопросы:
1. Кто является источником жизни? Откуда появилась жизнь на земле?
2. Может ли человек на земле жить вечно?
3. Возможна ли вечная жизнь для людей?
4. Как смерть пришла на землю?
Когда Бог стал Человеком?
Господь Бог – Творец жизни. Он ее дает и Он ее забирает, когда Сам посчитает нужным. Никому другому права лишать человека жизни не дано. Бог строго спрашивает с каждого, кто на это посягает.
Нарушение заповеди «не убий» является смертным грехом. И не просто удаляет человека от Бога, но и ведет к страданиям, болезни, духовной смерти и вечной погибели.
Что же запрещает эта шестая заповедь Божиего закона? Лишение человека жизни, которую Господь передал ему через родителей, убийство людей с момента начала их жизни под сердцем у матери (зачатия) до последнего вздоха. Запрещается убийство в любой форме, и возраст человека не имеет значения. Как только он получает от Бога жизнь, так и становится живым человеком.
В нашем обществе возраст людей отсчитывается с момента их рождения. Другими словами, счет лет жизни человека ведется со дня отделения его от тела матери. Но ведь не секрет, что до дня своего рождения младенец в течение лунного года, то есть девяти месяцев, живет вместе со своей матерью, дышит, питается и двигается в ее теле. Так можно ли его в это время называть человеком?
В Евангелии от Луки описывается интересная история. После того, как Дева Мария получила благовестие от Бога через Архангела Гавриила и ответила на это Своим согласием, под Ее сердцем сразу же затеплилась новая Жизнь. В Ней Сын Божий принял человеческую природу и стал Сыном Человеческим.
Ангел сообщил Деве Марии, что Ее родственница Елисавета, пожилая женщина, ждет ребенка. Под ее сердцем уже шестой месяц рос маленький человечек, будущий величайший пророк Иоанн Креститель.
После Благовещения Дева Мария с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем (Лк.1:39–44).
Дева Мария сразу, или почти сразу, после Благовещения поспешила к Своей родственнице. Когда Она вошла в дом Елисаветы и приветствовала ее, еще не родившийся младенец Иоанн Креститель радостно запрыгал в материнской утробе. А ведь с момента начала его жизни под маминым сердцем не прошло и полугода! Значит, человек даже в этом возрасте способен чувствовать святыню и Бога. Следовательно, это уже человеческая личность. Младенец Иоанн ощутил Бога, Который вместился в материнскую утробу Пресвятой Девы, хотя от начала жизни во чреве Своей Матери Богомладенцу было не более нескольких дней.
Елисавета после взыграния еще не рожденного младенца Иоанна исполнилась Святого Духа и пророчески назвала Деву Марию Матерью Господа. Но ведь мать – это женщина, у которой есть ребенок. Значит, во чреве Марии уже жил Человек, хотя от начала жизни в материнском теле Ему было всего лишь несколько дней. Из всего этого ясно видно: даже еще не родившийся ребенок – уже человек, человеческая личность. Следовательно, лишение жизни еще не родившегося ребенка также является прямым убийством, смертным грехом и нарушением шестой заповеди «не убивай». Поэтому беречь и охранять человеческую жизнь надо, невзирая на возраст человека.
И в качестве примера: японцы считают возраст человека не с момента рождения, а начиная с девяти месяцев до рождения, то есть с самого начала человеческой жизни под сердцем у матери.
Вопросы:
1. Кто имеет власть распоряжаться человеческой жизнью?
2. Когда Бог стал Человеком: во время Рождества или во время Благовещения?
3. Является ли убийство не родившегося человека смертным грехом и нарушением шестой заповеди?
Телесное убийство
Убийство может быть как телесным, так и духовным.
Телесное убийство – это лишение жизни человека с помощью оружия, ударами, удушением, какими-то иными способами. Люди могут потерять жизнь, к примеру, и в автокатастрофе.
Можно говорить о преднамеренном убийстве, когда была поставлена цель лишить человека жизни. Это самый тяжкий грех перед Богом.
Случаются и неумышленные убийства, когда произошла либо авария, либо драка, либо была проявлена неосторожность и невнимательность, а человек из-за этого погиб.
Перед Богом тяжким грехом является не только совершенное убийство, но и само желание убить. Почему? Потому, что хотя грех телесно и не совершен, но человек даже самим этим стремлением уже опоганил свою душу. И Бог всё это знает.
Если мы поставим человека в такие условия, в каких он выжить не сможет и погибнет, это тоже будет убийством и страшным грехом.
В притче о милосердном самарянине (см. Лк.10:25–37) Иисус Христос объяснил, что неоказание человеку помощи, когда он в ней нуждается, а мы можем помочь, также является грехом и преступлением.
Бывает, что неугодного человека ставят перед угрозой смерти, оклеветав его перед другими людьми, которые, в результате охватившего их гнева, готовы решиться на убийство.
Обижая человека, особенно делая это несправедливо, мы рискуем довести его до самоубийства. Этим мы и его, и себя погубим для вечности. Но убийц обычно наказание настигает уже на земле.
Самоубийство – это самый страшный вид убийства. Если человек, совершивший этот смертный грех, остается жив, то у него еще есть возможность покаяться. Так, если человек тяжело заболел или попал в автомобильную катастрофу, его можно лечить, стараться спасти. Если же больной умер, то пытаться спасать его жизнь бесполезно. Ничего уже нельзя сделать. Поздно.
В духовной жизни действует та же закономерность. Пока жив человек, он имеет возможность начать путь спасения, даже если его душа искалечена смертным грехом убийства. Вспомним двух разбойников-убийц, распятых на Голгофе рядом с Иисусом Христом. Разбойник, висевший на кресте справа от Спасителя, за несколько часов до смерти нашел в себе силы совершить покаяние, и Господь не отверг его. Более того, этот разбойник первым вошел в рай после Сошествия Христа во ад. Разбойник слева не использовал оставшиеся последние минуты жизни для покаяния и навсегда погиб.
Иуда предал Христа, потеряв веру в Него. С этим страшным грехом он не смог жить. Жизнь стала пуста и невыносима. Веры Богу, надежды на Его милосердие уже не было. Поэтому он в отчаянии совершил самоубийство – повесился. Он погиб как в земной жизни, так и в вечной.
Человек решается на самоубийство тогда, когда в нем нет, как и в Иуде, веры в Бога и в Его любовь. Следовательно, он не только совершает смертный грех убийства собственной человеческой личности, но и лишает себя возможности покаяния, а значит – и спасения. Поэтому самоубийство особенно страшно перед Богом: человек по собственной воле обрекает себя на вечные страдания.
В тяжелых условиях и несчастьях люди иногда решаются на самоубийство. Но подумаем:если человеку в данное время очень плохо, то разве он, будучи в здравом уме, может хотеть того, чтобы ему так плохо было всегда? Если у человека сильно болит палец, а он возьмет и отрубит себе руку, палец болеть, действительно, больше не будет. Но разве боль от потерянной руки будет меньше, чем от больного пальца?
Так и с самоубийством. От сильной боли души или болезни тела человек лишает себя жизни. Но ведь он уничтожает только жизнь своего тела! Душу-то уничтожить нельзя, она бестелесна. Поэтому и старая боль у нее остается, и боль от совершенного самоубийства прибавляется. Как говорится, из огня да в полымя (то есть в большое пламя)! Проблема не только не остается нерешенной, но и в тысячи раз увеличивается, только уже навсегда. Разумно ли это?
Вопросы:
1. Что такое умышленное убийство?
2. Что такое неумышленное убийство?
3. Может ли спастись убийца?
4. Может ли спастись самоубийца?
5. Почему, обижая человека, клевеща на него, не оказывая ему помощи, мы совершаем грех, подобный убийству?
Духовная смерть
Человек – духовно-телесное существо, призванное к бессмертной жизни. Но бывает, что люди умирают и духовно. В состоянии духовной смерти душа не прекращает своего существования, человек не умирает физически, не уходит из этой земной жизни. Но такое жалкое прозябание в отчаянии и безысходности отнюдь не является жизнью, приносящей радость и счастье.
Духовная смерть – это полная потеря духовной связи души с Источником своей жизни, Творцом. Это почти полная утрата подобия Богу, образа Божия, возможности быть похожим на Него в свойствах души и способностях ума.
Вследствие этого теряются любовь, радость, счастье, надежда, творческие способности и силы, все самое светлое в душе. И у человека остается лишь озлобленность, отчаяние, зависть, уныние, горе и скорбь о бессмысленно прожитой жизни.
Духовное убийство – это соблазн, при котором человека искушают и совращают в неверие, разврат, беззаконие, преступление. Когда подлинная цель жизни – обретение бессмертия и победа над грехом в душе – подменяется животным насыщением организма, превращением человека в равнодушное существо, которое может и умеет только потреблять земные блага и удовлетворять животные потребности. В результате человек становится хуже самого свирепого и коварного животного и постепенно уподобляется в своих духовных качествах дьяволу.
О тех людях, которые вольно или невольно вводят других в искушение, Иисус Христос сказал: Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф.18:6–7).
Ввести человека в грех или сломать его нравственно – преступление перед Богом. По словам Христовым, наказание за это будет гораздо страшнее, чем если бы человеку повесили огромный камень на шею и утопили.
Как человек может выйти из состояния духовной смерти? Через обращение к вере во Христа и покаяние. И пример тому – благоразумный разбойник, распятый на Голгофе справа от Господа.
Еще один трудный вопрос: как относиться к убийствам, которые совершаются солдатами на войне. Всем понятно, что любая война есть зло и несет несчастья людям. Но, с другой стороны, воины защищают свою Родину! К сожалению, поскольку мир лежит во зле (1 Ин.5:19), военные действия являются необходимостью и, по-видимому, неизбежны.
Воин, с оружием в руках защищающий свою страну, заслоняет собой мирных жителей. Конечно, выполняя приказ, ему приходится применять оружие, и убийство все равно остается убийством. Но тяжесть такого греха гораздо меньше, чем при совершении добровольного или умышленного убийства. Солдаты, участвуя в боях, наносят страшные раны своей душе. Они нуждаются в искреннем покаянии и благодатном врачевании своих душ в Церкви Христовой. Но защита своей семьи, своего дома, своей Родины является вынужденной необходимостью и нашей обязанностью. Мы же защищаем наших детей, невест и жен от бандитов и хулиганов, и никто другой за нас это не сделает!
И здесь надо вспомнить слова Иисуса Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13).
Вопросы:
1. Что такое духовная смерть?
2. Что такое духовное убийство?
3. Можно ли победить духовную смерть?
4. Как относиться к убийствам, совершаемым на войне?
Заповедь седьмая
Не прелюбодействуй
Бог есть любовь
Все заповеди, данные Богом на Синае, соединены одной целью: человек должен свято относиться к тому, что он создан по образу Божиему, и должен уподобляться Богу, то есть стремиться стать подобием Божиим.
Сын Божий Сам показал Своей жизнью на земле, как надо исполнять заповеди.
Священное Писание говорит о нас и о Боге: А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины(1 Ин.2:3–4). Наш Господь сказал о Себе Самом: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин.14:6). Всех тех людей, в которых Он Своей истины не найдет, Он не признает Своими братьями и сестрами, детьми Своего Небесного Отца, а значит, и не введет в светлый и райский мир Вечной Жизни.
Если Бог есть любовь (1 Ин.4:8) и ждет от нас, чтобы мы были похожими на Него, то как же научиться любить Его? Апостол Иоанн отвечает на этот вопрос: если хочешь научиться любить Невидимого Бога, научись любить человека, который является Его образом: Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога… Кто говорит: «я люблю Бога», а брата (ближнего) своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин.4:7, 20).
Таким образом, только через любовь к людям мы учимся любить Бога. Мы можем очищать от греховной грязи тот святой Образ, который запечатлен в нашей душе, и становиться похожими на своего Создателя. Поэтому человеку, который хочет обрести бессмертие и иметь помощь Божию в земной жизни, надо не только учиться любить людей, но и стараться не растерять по глупости или неразумию саму способность любить!
Именно поэтому седьмая заповедь Божиего закона, данного на Синае, провозглашает: Не прелюбодействуй (Исх.20:14).
Мы много раз слышали об этой заповеди, в том числе и немало иронических высказываний по этому поводу. Но прежде, чем оценивать эту заповедь, следует для начала ее понять.
Проведем словообразовательный анализ:
Не пре-любо-действуй.
Не – отрицательная частица.
«Пре-» – неполногласная приставка, сокращение приставки «пере-» со смыслом «переступить, преступить». Эта приставка с таким смыслом вошла в слово «преступник».
В слове «прелюбодействуй» есть два корня: «люб-» и «действ-». Корень «люб-» взят из слова «любовь», а другой корень – из слова «действие».
Таким образом, буквальный смысл Божией заповеди: «Не совершай действий против любви!»
Вопросы:
1. Кто дал заповеди людям и кто показывает, как их надо исполнять?
2. Как можно научиться любить Бога?
3. Какая заповедь охраняет человеческую любовь?
19. Не предать любовь!
Что же объявляет преступлением и запрещает седьмая заповедь? Мы уже говорили, что во времена Ветхого Завета Бог называл прелюбодейным Израильский народ за обращение к разным суевериям и идолопоклонству. Какие же грехи в человеческих взаимоотношениях обличаются и запрещаются седьмой заповедью?
Для начала постараемся подобрать синоним и антоним к слову «прелюбодеяние». Человек, умеющий хранить и беречь свою любовь, достоин уважения. Поэтому такое качество как верность является полной противоположностью прелюбодеянию. Прелюбодеяние и верность – антонимы. Человек, предающий любовь, предает своих близких. Поэтому слово предательствоявляется синонимом прелюбодеяния.
Любовь предавать нельзя. А о какой любви здесь идет речь? В пятой заповеди объясняется, что нельзя предавать любовь к родителям или тем, кто выполняет в той или иной мере их обязанности по отношению к нам. Кроме того, нельзя предавать и свой народ, друзей, родственников, семью, детей, жену или мужа.
Любовь бывает разной: дружеской, семейной, сыновней, супружеской. Но какой бы смысл любовь ни имела – это чувство и качество, данное человеку Богом.
Постараемся привести некоторые примеры из жизни.
Вот мирно играют два мальчика. На них набросились с кулаками другие ребята. Один, спасая себя, быстренько убежал, оставив друга одного обороняться от напавших хулиганов. Кем же стал сбежавший трус? Конечно, предателем! Он предал дружескую любовь, оставив товарища в беде.
Во время Великой Отечественной войны находились люди, которые переходили воевать на сторону врагов – фашистов. Они стреляли в своих братьев и сестер, воевали против солдат, защищавших нашу страну. Так кем они оказались по отношению к своей Родине и своему народу? Конечно же, предателями: они предали любовь к своему народу и своему Отечеству.
Вот взрослые семейные люди сдают свою больную старую мать в дом для инвалидов и престарелых. Кем же становятся такие люди? Разве у кого-то есть сомнения, что это предатели своей сыновней любви к родителям?
В молодой семье родился малыш. Но вот беда: он оказался с самого рождения тяжелобольным, и вылечить его невозможно. Ребенок в этом виноват? Нет, конечно. Ему очень тяжело, и всю жизнь будет тяжело. Но родителям не хочется возиться с больным малышом, которому они сами дали жизнь. Они отказываются от родного ребенка и отдают его в детский дом. Кто эти родители? Безусловно, предатели своей родительской любви!
Вопросы:
1. Какое слово близко по смыслу слову «прелюбодеяние»?
2. Какое слово противоположно по смыслу слову «прелюбодеяние»?
3. Предателями какой любви бывают люди?
4. Приведите примеры предательства любви к родному народу, друзьям, родителям, семье, детям.
Убийство супружеской любви
Бог есть любовь (1 Ин.4:8). Эта любовь по замыслу Творца должна пропитывать всю жизнь человека, согревать все человеческие взаимоотношения.
Бог дает человеку Свои дары, в том числе и способность любить. Любовь может быть разной. Отеческая, материнская, сыновняя любовь крепится узами кровного родства. Дружеская и супружеская – строится на основе свободного личного выбора. Но человек не всегда дает раскрыться этим дарам Создателя – ему часто мешают черствость, ожесточение, эгоизм.
Господь дает человеку способность любить, и этот дар предназначен для настоящей и крепкой семейной любви. Но человек часто не желает строить свою жизнь в соответствии с Божией волей, придавая значение лишь своим страстям и желаниям. И горькие результаты такого неразумного поведения не заставляют себя долго ждать.
Супружеская любовь способна делать человека счастливым и благородным, способна возвышать все светлое и доброе в умах и сердцах, вдохновлять на самые великие подвиги и дарить радость другим. Но все самое ценное и важное в жизни требует к себе особенно бережного отношения.
Приведем для пояснения такой пример. Дары Господни, предназначенные нам для того, чтобы мы научились по-настоящему любить, можно сравнить с материалами, отпущенными нам со склада для строительства красивого и удобного дома. Вот мы их погрузили на большую машину с прицепом, но как следует не закрепили, а машину ведем на большой скорости и небрежно. На одном повороте несколько бревен потеряли, на другом – несколько мешков с цементом уронили, на следующем – половину кирпичей рассыпали. Проехали с ветерком и острыми ощущениями долгий путь, стали разгружаться, смотрим – а строительных материалов только на маленький сараюшко хватает. А ведь нам в нем жить! Так и со способностью любить и быть любимыми: нельзя в любовь играть, как нельзя играть с заряженным ружьем или гранатой!
Супружескую любовь можно убить, а можно просто не дать ей состояться, раскидав Божии дары во все стороны.
Развратные мысли, действия, чтение и разглядывание всякого рода развратных, «грязных» фотографий и изданий, которые встречаются сейчас на каждом шагу, – всё это разбрасывает в разные стороны «строительные материалы» для настоящей любви. Игра в любовь поначалу дает острые ощущения, которые метко опустошают душу человека. В итоге любовь проходит мимо, так и не состоявшись. И женятся, и замуж выходят тогда люди уже не по любви, а потому что пришло время обзаводиться семьей. А сердце-то к любви стало неспособно, хотя и продолжает бесплодно ждать осуществления своей заветной мечты. Но мечты в этом случае так и остаются мечтами…
Всякая игра в любовь является тяжелым грехом против самой любви, потому и называется прелюбодеянием.
В настоящей супружеской любви два верных друга – мужчина и женщина – соединяют две свои жизни в одну и вместе делят радости и трудности, которые выпадают им на жизненном пути, вместе растят детей, которых им дает Бог. Они теперь одно тело, одна душа, один духовно-телесный организм – семья. Брак, то есть построение семьи, – святыня для христианина, поэтому и освящается Церковью. Жених и невеста молятся на Литургии и причащаются Святых Христовых Таин. После этого Таинство Брака совершается через венчание. Теперь их уже не двое, а трое: малая Церковь – муж, жена и Христос. Он входит в тесные отношения с новым духовно-телесным организмом – христианской семьей, союзом любви мужчины и женщины. Этот христианский союз свят. Не только разрушение семьи, но и попытки исказить или ослабить прочность ее внутренних связей являются страшными грехами, равносильными убийству.
Грех против семьи есть грех против Самого Бога, Который установил семейный образ жизни людей. Поэтому любовь, которая рождается в семейной жизни из первоначальной влюбленности жениха и невесты, нужно беречь, хранить и укреплять. И оба супруга ответственны за это перед Богом. Предательство любви отеческой, сыновней и супружеской является великим грехом, несущим всем несчастье. Но более всех пострадает тот, кто предает любовь. Ему придется во всей полноте испить чашу Божиего отвержения и добровольного рабства дьяволу.
Нельзя забывать: мы призваны к бессмертию и верность Богу должны хранить в продолжение всей жизни – как до брака, так и во время семейной жизни. Бог есть любовь, и человек, уподобляясь Творцу в своей земной жизни, тоже должен стать воплощенной любовью.
Вопросы: