Расскажите о формировании минейного круга. (Арранц)

М. Арранц «Око Церковное» (Переработка опыта ЛДА 1978г. История Типикона). М.: 1999г.

Очень мало пока изучена эта 12-томная книга. Мансветов приписывает ее окончательное образование к III периоду истории Типикона, но это приписывание все же относительно. Такие праздники, как Рождество, Богоявление, Благовещение, Преображение, Успение и т.п. – существовали с давних времен, а некоторые из них, по крайней мере, с IV века. Они, конечно, не могли не привлекать интерес великих гимнографов Константинополя VI-VII вв. (кондаки Романа Сладкопевца), Палестины VIII-IX вв., и потом Константинополя IX-X вв. Однако, гимнография этих праздников и самых популярных святых не составляет еще самостоятельную книгу «Минею», но является лишь как приложение к Октоиху и, более часто, к Триоди.

Существуют грузинские переводы таких документов, описанных в очень важной книге ученика Дмитриевского: «Свящ. Корнилий КЕКЕЛИДЗЕ. «Грузинские памятники в отечественных книгохранилищах», Тифлис, 1908». Следующие переводы: 1) Минея – Триодь (9в.), 2) Октоих – Минея (10в.). Примечание: «Октоих-Минея 10 века» – исключительное свидетельство монашеской жизни в Палестине перед разрушениями 1009 года: указываются паломничества и поклонение палестинским святыням по Иерусалимскому Синаксарю. Много деталей и о топографии.

Судя по обильному не изданному минейному греческому материалу, находящемуся в библиотеках и до сих пор мало изученному, можно предполагать, что каждый монастырь (по крайней мере, самые важные из них), дополнял свою Минею собственными усилиями, и часто произведениями своих монахов. Студийские монахи, эпигоны школы Феодора Студита и Иосифа Солунского, особенно усердно сочиняли стихиры и каноны в память местных святых, дополняя тем Константинопольский Синаксарь. Современные 12 томов Минеи — это маленькая часть неизданного существующего материала. Последние годы, по инициативе профессора G. Schirё, в Государственном Университете Рима были изданы 12 томов, содержащих каноны греко-итальянским святым; но это издание далеко не исчерпывает богатый фонд неизданной византино-италийской гимнографии.

О Минее существует очень мало исследований литургистов и почти никакой окончательной работы. Очень ценная работа В. Ягича об одной древней славянской Минее – является похвальным исключением.

Надо признать, что славянские и грузинские рукописи пока пользуются большим вниманием, чем греческие оригиналы. Для литургической науки важнее анализировать отдельные рукописи, чем заблуждаться во всеобщих синтезах, мало обоснованных на фактах.

Расскажите о Студийских Типиконах.

М. Арранц «Око Церковное» (Переработка опыта ЛДА 1978г. История Типикона). М.: 1999г.

А) Константинопольские Типиконы

1. Алексиевский Типикон. Типикон, данный Успенскому монастырю, созданному близ Константинополя в 1034 г., его ктитором Константинопольским патриархом Алексеем (1025-1043), бывшим студийским монахом. Именно этот Типикон вводится в Киево-Печерской Лавре в конце 60 гг. XI в. св. Феодосием Печерским. Греческий оригинал не сохранился, зато существуют несколько экземпляров славянского перевода.

2. Евергетидский Типикон. «Синаксарион-Типикон»: с 1-го сентября по 31 августа. Основатель монастыря Павел (†1054) и второй игумен Тимофей уже поминаются (16 апреля). Типикон редактировался после их смерти, т.е. несколько лет спустя после редакции Алексиевского Типикона. После 31 августа идет Триодная часть, соответствующая Канонарию, начиная с недели Мытаря и Фарисея. На каждый день указываются: а) начало всех стихир, тропарей и канонов, б) начало святоотеческих чтений на утрени, в) начало Апостола и Евангелия, г) разные типиконные указания. В конце, после недели Всех Святых, находится целый ряд важных указаний общего характера: а) Воскресное бдение (содержащее: 1) повечерие, 2) отдых, 3) панихида, чтение Деяний, утреня); б) Богослужения в Великом и других постах; в) Прокимны и аллилуия; г) Различные типиконные указания.

3. Пантократорский Типикон. Методический дисциплинарный типикон, без Синаксаря и Канонаря, с интересными литургическими указаниями, разбросанными в тексте.

4. Мамонтский Типикон. Методический Типикон без Синаксаря и Канонаря, как Пантократорский.

5. Богородицы “тон Елегмон” Типикон. Как предыдущие пп. 3 и 4, с указанием о частном причащении.

6. Св. Михаила Типикон. Как предыдущие, методический дисциплинарный Типикон.

Примечание

Типиконы 3, 4, 5 и 6 находятся в одной единственной рукописи XVIII в., но по содержанию они могут приписываться XII-XIII веку. Они принадлежат студийской традиции, но, одновременно, показывают палестинское влияние, что уже замечалось и в п. 2, в Евергетидском Типиконе. Студийская традиция будет дольше и лучше сохраняться в далекой периферии империи, в таких странах, как Италия, Грузия и Россия.

Б) Афоно-Грузинские Типиконы

1. Синаксарь-Типикон Георгия Мтацминдели. Афонского Иверского монастыря: первый полный Афонский Типикон в грузинском переводе.

2. Типикон игумена Евфимия. Переписанный из соседней Вел. Лавры: Синаксарь и Канонарь (сначала по месяцам: сентябрь и т.д., затем по Триоди; Типикон, как Очертание.

В) Русские Студийско-Алексиевские Типиконы

1. Моск.Типографская Библиот. (ЦГАДА) 285/142/1206 (XI-XII в.). ("Типографский Устав"). Канонарь (начинающийся с Мясопустной недели); без Синаксаря. Прибавлен Кондакарь на весь год. Это сокращенная версия древнерусского перевода Студийского Алексеевского Типикона. Также содержит отдельные элементы из «Типикона» Св. Софии Константинопольской.

2. Софийско-Новгородский: рукоп.: СПб РНБ 1136 (XIII в.).

3. Моск. Синод. Библ. (ГИМ) 330/380 (XII-XIII вв.). Канонарь (с недели Мытаря и Фарисея) и полный Синаксарь по календарю Св. Софии Константиноп.;следуют типиконные указания. Примечание. Типикон менее древний, чем предыдущий, но старше по редакции всех других известных полных Типиконов (грузинские, италийские и константинопольские), так как Канонарь еще находится перед Синаксарем. Вероятно, близок к оригиналу патриарха Алексия.

4. Моск. Типограф. Библ.144 (1236 г.).

5. Моск.Синод.Библ. 333/381 (1398 г.). Без дисциплинарной части. Примечание. По мнению Скабаллановича, все эти Типиконы очень похожи. После цитированных работ Петраса и Пентковского, стало подтверждаться предположение, что русские Студийские Типиконы (в которых Канонарь предшествует Синаксарю) принадлежат к очень древней редакции Студийского типикона: вероятно, к самой редакции патриарха Алексия (1034г.). Кроме того, эта редакция сохранилась в России до XV в., когда Студийский Типикон начал мало–помалу уступать место Иерусалимско-савваитскому.

Г) Южно-Италийские Типиконы

Предварительное примечание: поскольку после издания «Описания» Дмитриевского, найдены и изданы ему неизвестные рукописи Италийских Типиконов Студийской традиции, сказанное им необходимо проверить в свете новых исследований. До XI в. с давних времен, существовали в византийской Южной Италии независимые друг от друга многочисленные монастыри неопределенной литургической традиции, или, вероятно, разных традиций. Известно, что италийское монашество обновлялось постоянно прибывавшими слоями монахов, бежавшими с беспокойного Востока: приезжали из Палестины, Малой Азии, оккупированных исламом, и из самого Константинополя в пору иконоборчества. В конце X в. влияние этих монахов доходит до Рима с созданием монастыря Гроттаферраты. Этот монастырь имел, вероятно, какой-то Типикон по образу Начертания, но он до нас не дошел. По известным теперь рукописям, Италийские Типиконы с XI века можно разделить на три «семьи».

а) Древняя калабрийская традиция

1. Типикон “архетипос”. По традиции редактирован между 1017 и 1050 гг. 4-м архимандритом Гроттаферраты, св. Варфоломеем из Россано; он до нас не дошел и, быть может, письменно никогда и не существовал.

2. Типикон из Патирион. Считается копией с предыдущего; написан между 1130 и 1150 гг. Рукопись находится в г. Йене (Германия). Патирский монастырь в городе Россано – самый известный монашеский центр Калабрии. В конце XI века, после освобождения от ислама, его обновляет св. Варфоломей из Семери, посетивший перед тем Константинополь, чтобы ознакомиться со студийской традицией и достать Типикон и нужные святоотеческие и литургические книги.

3. Типикон из Гроттаферрата. По традиции он тоже скопированный с «архетипоса», но доказательств на это утверждение нет.

б) Калабрийско-сицилийская традиция

1. Типикон из Мессина, монастыря Спасителя. Написан в 1131 г. св. Лукой, основателем монастыря и архимандритом всех 40 монастырей Калабрии и Сицилии, учеником св. Варфоломея из Семери, основателя Россанского монастыря. Некоторые элементы этого Типикона, который является самым древним существующим текстом полного Студийского Типикона, могли быть характерны местной пре-студийской традиции. Содержание Типикона: (1) Личное введение самого основателя об истории монастыря (но личность основателя обнаруживается и в других местах Типикона), (2) Общие методические указания по подобию Начертания, (3) Синаксарь-Канонарь точно по Константинопольскому календарю; но не исключено, что этот порядок является лишь аранжировкой переплетчика, и что раньше Канонарь находился перед Синаксарем. Общие литургические и дисциплинарные указания по подобию Начертания, но часть текста сходна также с Тактиконом Никона Черногорца. Имеет разные приложения.

2. Типикон из Гала. Скопированный с предыдущего в 1211 г.

3. Типикон из Мили.

4. Типикон “св. Феодора Студита”.

5. Типикон из Бова. Интересен факт, что соборные службы отправлялись уже тогда по монастырскому уставу, что теперь является общепринятым во всей Византийской Церкви.

6. Типикон из Вены.

в) Апульская традиция (Отранто)

Сохранился один только Типикон XIII века главного местного монастыря св. Николая тон Касулон; он изучался в диссертациях Петра Ругериса при Восточном Институте в Риме и Апостолоса Апостолидиса при Богосл. Экум. Институте в Бари. Отрантская традиция различается от Сицилийской, как более строгая в постах и более близкая к Иерусалимскому Типикону, хотя, в основном, она тоже студийская.

Наши рекомендации