Назовите основные этапы формирования византийского обряда.

Тафт Р.Ф. Византийский церковный обряд. Краткий очерк / Пер. с англ. А.А. Чекаловой; Редакция русского перевода и послесловие В.М. Лурье. – СПб.: Алетейя, 2000. – 160с. [С. 16–22].

«Византийский церковный обряд» (по определению специалистов по богослужению) – литургическая система, которая была разработана в православном патриархате Константинополя и в Средние века постепенно была принята халкидонитскими православными патриархатами Александрии, Антиохии и Иерусалима. Этот византийский синтез, как наиболее распространенное восточно-христианское литургическое наследие, все еще используется всеми Церквами, ведущими свое происхождение от этой православной пентархии.

Византийская литургическая система, известная великолепием своего церемониального и литургического символизма, соответствовавшим имперскому блеску Константинополя до 8 века, является фактически результатом синтеза константинопольских и палестинских обрядов, постепенно сформировавшимся в течение 9–14 веков в монастырях православного мира, начиная со времени борьбы с иконоборчеством[5].

Периодизация по Р.Ф. Тафту

Фазы истории византийского литургического синтеза (частично совпадают):

1. Палео-византийская или до-Константинова эра (о которой нам мало что известно).

2. «Имперская фаза» периода поздней античности или патристики, особенно со времени правления Юстиниана I (527-565 гг.) и его непосредственных преемников. В этот период создается система соборного богослужения, которая просуществовала еще некоторое время спустя после латинского завоевания (1204-1261 гг.), совпадая, таким образом, с 3-ей и 4-ой фазами.

3. «Темные века» (610г. – ок. 850г.), особенно период борьбы с иконоборчеством (726–843 гг.), кульминационный момент которой – студийская реформа.

4. Собственно студийская эра.

5. Окончательный неосавваитский синтез после латинского завоевания (1204–1261 гг.).

В течение первого периода византийское богослужение было типично позднеантичным антиохийского образца без особых отличительных черт. То же самое было, видимо, характерно и для ранних церквей Константинополя: ни форма, ни символизм обряда или сами здания не были четко выражено византийскими. Но в последние два десятилетия 4 века, особенно начиная с правления Феодосия I (379-395гг.), константинопольский обряд начал приобретать свою четко выраженную специфику и теологические черты, которые станут отличительными для его последующей истории.

Четвертая фаза, охватывающая (если не совпадающая полностью) весь средневизантийский период, характеризуется в литургическом плане развитием студийского синтеза — монастырского обряда, совершенно отличного по размаху от «Песненного последования» (греч. «Асматикэ Аколотхиа») кафедрального обряда Великой церкви. Этот монастырский обряд нашел свое окончательное оформление в студийских типиконах, которые вытеснили соборный чин типикона Великой церкви в ходе реставрации, последовавшей за 1261г.

Что касается пятой фазы, хотя и критической для окончательного неосавваитского синтеза, который в период исихатского подъема постепенно видоизменялся и в конце концов повсюду вытеснил студийский обряд (в сущности, «савваитский» обряд более раннего времени), она представляет, в сущности, то же самое в плане литургической динамики.

Р. Тафт считает 2-ю и 3-ю фазы определяющими не только для развития византийской литургии, но и византийского литургического видения, когда возникли основы того, что Шульц называет «Erscheinungsbild» и «Symbolgestalt». Этот период был временем формирования, наивысшего расцвета, упадка, перестройки и нового синтеза. Это было время таких изменений в форме и восприятии литургии, которые в последующий, средневизанитйский период (4-я фаза) найдут отражение в изменениях архитектурного и иконографического обрамления. Все они вместе – не что иное, как отражение изменений в церковной жизни и в теологии, которая в свою очередь опосредована этой жизнью (По крайней мере, именно это сами византийцы поведали нам в дошедших до нас источниках – считает Р. Тафт).

Расскажите о «стациональной литургии».

Тафт Р.Ф. Византийский церковный обряд. Краткий очерк / Пер. с англ. А.А. Чекаловой; Редакция русского перевода и послесловие В.М. Лурье. – СПб.: Алетейя, 2000. – 160с. [С. 31–39].

Наши рекомендации