Назовите основные этапы развития науки с древнейших времен до наших дней.

Перечислите важнейшие признаки науки как особой формы рациональности.

непротиворечивость, доказательность, системность

11. Эмпирические законы…

A. формируются на основе обобщения единичных фактов;

B. строятся «от единичного к общему»;

C. выводятся посредством творческого воображения;

D. суть законы сходных исторических ситуаций.

12. Теоретические законы…

A. строятся «от единичного к общему»;

B. выводятся посредством творческого воображения;

C. суть законы сходных исторических ситуаций;

D. формируются на основе обобщения единичных фактов.

13. Положение о том, что «понятие или суждение имеет значение, если, и только если, оно эмпирически проверяемо» раскрывает принцип…

A. фальсификации;

B. дополнительности;

C. объективности;

D. верификации.

14. Положение о том, что «если утверждение нельзя научно опровергнуть, то оно ненаучно» раскрывает принцип…

A. объективности;

B. дополнительности;

C. фальсификации;

D. верификации.

15. Какие принципы научного знания считаются главными при демаркации (разграничении) науки и не-науки?

.

фальсификации; верификации.

Причинность, относительность, истинность

Определите место науки как особой специфической подсистемы духовной культуры наряду с философией, религией, искусством.

Наука создает мир знаний, состоящий только из экспериментально доказанных данных об этом мире, и выводов, полученных на основе законов логики. основную функцию -обеспечивать и облегчать жизнь человека, являясь связующим звеном между человеком и природой. средство в решении различных проблем человеческого существования.

Мировоззрение

17. Дедукция представляет собой размышление…

A. об общих и существенных признаках предмета;

B. которое строится от общего к частному или от общего к единичному;

C. которое строится на основании существенного сходства двух или более предметов;

D. строящееся «от частного к общему», но и «от единичного к общему».

18. Индукция представляет собой размышление…

A. строящееся «от частного к общему», но и «от единичного к общему»;

B. которое строится от общего к частному или от общего к единичному;

C. которое строится на основании существенного сходства двух или более предметов;

D. об общих и существенных признаках предмета.

Перечислите основные подходы к периодизации истории научного знания и определите их специфику.

Формальный, когда в основу вычисления периодов кладется тот или иной признак

Условное деление исторического процесса

Выделение трех этапов: классический неклассический постклассический

Связь истории с развитием общества

A. Преднаука — зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, доевклидова геометрия, грамоты, нумерологии.

B. Античная наука — формирование первых научных теорий (атомизм) и составление первых научных трактатов в эпоху Античности: астрономия Птолемея, ботаника Теофраста, геометрия Евклида, физика Аристотеля, а также появление первых протонаучных сообществ в лице Академии.

C. Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии Джабира ибн Хайяна.

D. Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле в трудах Галилея, Ньютона, Линнея.

E. Неклассическая (постклассическая) наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, теория Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.

20. Какими моделями в настоящее время можно представить процесс развития науки? В чем их особенности?

A. история науки как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс;

B. история науки как развитие через научные революции.

Назовите основные этапы развития науки с древнейших времен до наших дней.

A. 1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. Объект исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии).

B. 2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи).

C. 3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16 вв). Объект исследования – микромир. Совокупность элементарных частиц. Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний.

D. 4 этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука. Объект исследования – микро-, макро- и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания.

Античная наука — формирование первых научных теорий (атомизм) и составление первых научных трактатов в эпоху Античности: астрономия Птолемея, ботаника Теофраста, геометрия Евклида, физика Аристотеля, а также появление первых протонаучных сообществ в лице Академии.

Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии Джабира ибн Хайяна.

Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле в трудах Галилея, Ньютона, Линнея.

Неклассическая (постклассическая) наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, теория Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.

22. Сформулируйте основные положения Гелиоцентрической картины мира (Коперника/Галилея).

Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты

23. В чем, на Ваш взгляд, заключается значимость открытия Ч. Дарвина для естествознания в целом?

1. Выявлены закономерности превращения одной органической формы в другую.

2. Объяснены причины целесообразности органических форм.

3. Открыт закон естественного отбора.

4. Выяснена сущность искусственного отбора.

5. Определены движущие силы эволюции.

24. Кто считается родоначальником философии науки?

A. У. Уэвелл;

B. О. Конт;

C. Ф. Бэкон;

D. Т. Кун.

25. Кого можно отнести к основоположникам позитивизма?

A. Ф. Бэкон;

B. У. Уэвелл;

C. О. Конт;

D. Т. Кун.

26. Как называлась первая книга Т. Куна, посвященная истории и философии науки?

A. «Новый органон»;

B. «Коперниканская революция»;

C. «Порядок из хаоса»;

D. «Структура научных революций».

27 Какой из терминов не принадлежит Т. Куну?

A. нормальная наука;

B. патологическая наука;

C. научная парадигма;

D. научное сообщество.

Наши рекомендации