Свт. Иоанн Златоуст. Его жизненный путь и труды. Экзегеза Свящ. Писания.
Иоанн Златоуст. Родился 344-54 гг., Антиохия, богатая христианская семья, эллинизм, стоицизм, морализм, эстетика в свете этики. Он изучал философию в школе философа Андрагафия, и риторику он изучал у знаменитого языческого ритора Ливания. Антиохийский епископ Мелетий Исповедник. приблизил к себе одаренного юношу и крестил его (367), а через три года посвятил в чтеца (370). Пребывая при епископе, св. Иоанн изучал богословие в школе знаменитого антиохийского богослова Диодора, впоследствии епископа Тарского. После смерти матери – монастырь (374-5) 4 г., 2 г. в пустыне. Возвращение в мир с проповедью аскетизма. 381 г. – диакон от Мелетия Антиохийского, 386 – иерей от преемника Мелетия – Флавиана Антиохийского. 398 г. – епископ КПий, критика тепло-хладности и мнимого христианства. Низложил шесть епископов Ефеского церковного округа, которых он обвинил в симонии. Столкновение с имп. Евдоксией. Конфликт св. Иоанна с Феофилом Александрийским достиг предельной остроты, когда св. Иоанн заступился за монахов-оригенистов, изгнанных Феофилом из Египта. Собор «под Дубом» – Феофил Александрийский, одно из обвинений – оригенизм. Низложение и ссылка. Вскоре возвращен. Вторичное осуждение за возвращение без соборного постановления (правило 4 Антиохийского собора). Златоуст не признал низложение. Июнь 404 г. – вторичное изгнание и отправка в Кукуз (М. Армения) и в Пицунт. + 14 сентября 407 г. 417 – восстановление имени в диптихах. Протест Кирилла Александрийского, но принятие в 419, 438 – останки перенесены в КПль в храм Св апостолов, Решение собора «под Дубом» отменено.
[Асмус] Отдельные экзегетические творения.
Прежде всего, две серии проповедей на книгу Бытия. Обе эти серии, как и большинство творений святителя, относится к антиохийскому периоду его деятельности. Затем проповеди на Псалмы. Это проповеди на 58 избранных Псалмов. Есть предположение, что св. Иоанн изъяснял все Псалмы и то, что мы имеем – это часть несохранившегося целого. Проповеди на книгу пророка Исаии. Гораздо более многочисленны, гораздо большее значение имеют толкования св. Иоанна на Книги Нового Завета. Это, прежде всего, толкования на Евангелие от Матфея, и Иоанна. «Беседы на Деяния святых апостолов». И очень значительная часть творений святого Иоанна – это «Толкование Посланий св. апостола Павла»: «Толкование Посланий к Римлянам», обоих к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, Филиппийцам и ко всем прочим Посланиям апостола Павла, включая Послание к Евреям. Но, хотя богословие состояло, в основном, из толкований Священного Писания, оно все-таки не ограничивалось этими толкованиями и по разным поводам церковной жизни была потребность в систематическом изложении богословия, что мы видели у других богословов – у Оригена, у св. Григория Нисского, у св. Епифания Кипрского и у св. Кирилла Иерусалимского. То же самое мы видим и в творениях святого Иоанна: у него есть проповеди, так сказать, по систематическому богословию. Это, прежде всего, проповеди «О непостижимости Божией». Здесь он критикует рационализм крайнего направления в арианстве – аномеев, которые утверждали, можно сказать, полную постижимость Бога для людей.
Сравнительно недавно были обнаружены «Огласительные слова» св. Иоанна, обращенные к тем, кто готовится к Крещению. Он, собственно, постоянно готовил к Крещению в Антиохии и вот проповеди, обращенные к оглашенным, сохранились в некотором количестве.
Св. Иоанну принадлежит «Восемь слов против евреев», эти «Слова» были произнесены в Антиохии, городе, который имел самые близкие связи с Палестиной, и совершенно естественно, что св. Иоанн противился влиянию евреев на свою паству в Антиохии.
Экзегеза Значение чтение СП мирянами – голос Божий. Буквальное понимание богодухновенности Писания, распространяющейся на весь текст – нет ничего лишнего, вплоть до разногласий. Писатели были “в Духе”, отличие от одержимости, значимость лица писателя.
Обучение у Ливания и Диодора Тарского – аскет, борец против ариан и аполлинаристов мало что осталось “О созерцании и иносказании”. Предпосылки толкования: история (реализм), созерцание (высший смысл исторических событий), иносказание(волюнтаристский аллегоризм) – историко-грамматический смысл. Ученик Диодора – Федор Мопсуэтийский – нерелигиозный гуманист, несторианин. Златоуст – сами события “поучают и пророчествуют” – типологический подход (образы) – отличие от иносказания. Крайний историзм – иудаизм, аллегоризм – эллинство. Учение о прообразах и пробразованиях. Опора на ап. Павла “павлинизм”. Проникновение глубже буквы, образ д.б. причастен к истине. Предображение и прообразование – отдельные события указывают на события будущего, объяснение события и фактов, а не слова. Но слова имеют силу при истолковании пророческих речей – образный реализм.Историко-грамматическая экзегетика. Незнание еврейского, но тонкий филолог. Религиозный смысл истории.
Беседы из 2 частей: собственно изъяснение и нравственные выводы. ВЗ: Бытие, Исаия 8гл, 36 псалмов, историяч Самуила и Саула, о темноте пророчеств, Даниила и Иова. НЗ: антиохийские беседы На МФ. К рим., гал, 1кор, эфесс, Ин. Против ариан. Деяния и евр говорены в смутные для него годы. Обозрение СП – содержание ВЗ и НЗ.