Блаж. Иероним Стридонский. Житие и труды.

Блаженный Иероним для Запада имеет значение, прежде всего, как уточнитель перевода Библии на латинский язык.

Родился 330 г. в Стридоне. Образование в Риме, слушал Доната, римские и греческие философы. 364 – путешествие по Галии, в Трире – решение расстаться с миром. Подвиги и уединение в Аквиле. Крещение в Риме. 373 – отправился в Антиохию. 374 – лихорадка, во сне видение суда и обвинение в «цицерианстве» (блж. Иероним чрезвычайно высоко ценил эту риторическую культуру и искренне восхищался и Цицероном, и Вергилием и другими классиками). Удаление в Сирскую пустыню, изучение еврейского. Принятие сана в Антиохии, с условием не принадлежать какой-л. Церкви и не совершать таинств. Палестина, КПль (Григорий Б) – 2 г. Перевод хроники Евсевия, бесед Оригена на Иезекиля и Иеремию, «О началах». Пребывание с папой Дамасом комментарии, перевод НЗ и Псалтыри, обличения укорявшим девство. После смерти Дамаса посещение Палестины, ученик Дидима Александрийского 386 г. Жизнь в вифлиемской пещере, уроки у раввина Бар Анании. Толкования на послания и Екклезиаст, Бытие. Перевод бесед Оригена на Луку. Проверка по экзаплам ВЗ.

Кипрский иерей Епифаний (394) из обители Иеронима написал вызывающее письмо Иоанну Иерусалимскому, в епархии которого они жили, с требованием осуждения Оригена. Иероним посылает перевод письма на запад, в то время как там были выпадки против Руфина. Обида Руфина и Иоанна. Примирение в храме Воскресения. Но Руфин переводит «О началах»(397-8 гг. + схолии Дидима, исправлениявыуц32 и – упущения еретических взглядов) и в предисловии упоминает об уважении Иер. к Ориг. Иероним отказывается от своих слов о первенстве Ориг после апостолов и называет его злым еретиком, перевод «О н». в 399 с предисловием о заблуждениях Ор. Руфин – ложные мнения Ориг. подложны. Спор Епифания с Иоанном (399-404). Соборные определения Феофила и Епифания, где осуждалось ««О н»..Но отход Иер. от Феофила Алекс после выпадов на Златоуста. 416 г. – пелагиане выгоняют Иер из мионастыря, возвращение в 418 +419 г.

Труды: Сочинения против оригенизма, письмо к Авиту – заблуждения в «О началах», 3 апологии против Руфина Аквилейского (переводчик греч. Текстов на латынь род 345 в Конкордии +410 в Мессине «Апология к папе Анастасию», «Апология от нападок Иеронима»).

[Асмус] Библейские комментарии св. Иеронима далеко не всегда были самостоятельными, он иногда просто переводил, иногда перерабатывал греческие комментарии. Однако есть немало в этих комментариях того, что принадлежит ему самому. Св. Иероним составил комментарии на апостола Павла, на Екклесиаста, на Псалмы, он разобрал некоторые вопросы, связанные с книгой Бытия. Св. Иероним от подавляющего большинства комментаторов Ветхого Завета отличался тем, что он изучал Ветхий Завет не только по переводам, но и в еврейском подлиннике. Огромный объем имеют комментарии блж. Иеронима на пророков, он почти довел до конца комментарии на все пророческие книги. Кроме Послания ап. Павла, из Новозаветных Книг он прокомментировал еще Евангелие от Матфея; это такой довольно краткий и беглый комментарий. И что небезынтересно – Апокалипсис, который во многих местах на Востоке некоторое время был как бы под вопросом и в комментарии на Апокалипсис блж. Иероним был вполне свободен от всяких заимствований, он был совершенно самостоятелен.

Важная часть переводов блж. Иеронима, которые имели большое влияние и много способствовали упрочению церковного единства, – это переводы житий, хотя они не очень многочисленны.

Целый ряд творений Иероним посвятил догматическим темам. Здесь он имеет в виду не только те догматические споры, которые волновали Восток, но и Западные споры. Например, он написал диалог против люцифериан (Люцифер – это имя западного епископа, который выступал, как совершенно непримиримый и прямолинейный защитник Никейского вероопределения). Всех, кто как-то пытался понимать, развивая это вероопределение, осмысляя его, он готов был обвинить в арианстве. Причем, люцифериане, начав с догматических споров, очень скоро пришли к церковному расколу, отказавшись признавать рукоположение, совершенное их противниками и т.д. Этот раскол существовал именно на Западе, он не коснулся Востока.

Одна из важных догматических тем времени блж. Иеронима – оригенизм. Вспышка оригенистских споров относится к самому концу IV века. Блж. Иероним принял активное участие в этих спорах, причем он был среди противников Оригена. Находясь в Палестине, он писал против Иерусалимского епископа, который выступил против антиоригенистов – Феофила Александрийского и св. Епифания Кипрского.

Наши рекомендации