Блаж. Фе­о­до­рит Кир­ский.

Толкование на книгу Судей:

«Вопрос 4. Почему писатель наименовал здесь Иовавом тестя законодателева, в прежних повествованиях названного Иофором и Рагуилом?

Говорил уже я, что Иовав был сын Иофора. Писатель называет его тестем, как брата жены. И ныне многие так называют сих родственников. Посему дети Иовава суть внуки Иофоровы» [48, с. 209].

«Из сего-то заключил я, что большая часть сказанного здесь есть краткое повторение о том, что сделано при Иисусе. Ибо писатель сказал: и отпусти Иисус люди, и отыдоша сынове Израилевы кийждо в место свое и кийждо в наследие свое наследити землю. И работаша людие Господеви во вся дни Иисусовы и во вся дни старейшин, елицы пожиша многи дни со Иисусом, елицы разумеша все дело Господне великое, еже сотвори Израилю (6–7)… Думаю же, что есть и другая причина, по которой евреи не овладели всею землею Обетованною, именно следующая: для сохранения сообразного с законом образа жизни требовалась страна, заключенная в весьма тесные пределы, потому что закон повелевал три раза в год праздновать всем, сошедшись в одно место, на котором впоследствии соорудили божественный храм. Там повелевал Бог приносить начатки и десятины, первородных овец и другие жертвы. Посему, сообразно с сим, Бог ограничил евреев небольшим пространством земли, чтобы и ленивые без труда собирались в посвященных Богу храм» [48, с. 210 – 211].

П.А. Юн­ге­ров

«От­но­си­тель­но хро­но­ло­гии кни­ги Су­дей су­ще­ст­ву­ют сле­ду­ю­щие да­ты. Ес­ли сло­жить все ци­ф­ро­вые дан­ные са­мой кни­ги о прав­ле­нии су­дей и про­ме­жу­точ­ных про­дол­жи­тель­ных пе­ри­о­дах гос­под­ст­ва над ев­ре­я­ми раз­ных вра­гов, то по­лу­чим сле­ду­ю­щий ряд цифр: Ху­сар­са­фем гос­под­ст­во­вал 8 лет (3:8), Го­фо­ни­ил су­дил 40 лет (3:11), мо­а­ви­тя­не гос­под­ст­во­ва­ли 18 лет (3:14), Аод су­дил, и ев­реи по­ко­и­лись 80 лет (3:30), Иа­вин гос­под­ст­во­вал 20 лет (4:3), Де­во­ра су­ди­ла 40 лет (5:31), ма­ди­а­ни­тя­не при­тес­ня­ли 7 лет (6:1), Ге­де­он су­дил 40 лет (8:28), Ави­ме­лех 3 го­да (9:22), Фо­ла 23 го­да (10:2), Иа­ир 22 го­да (10:3), ам­мо­ни­тя­не при­тес­ня­ли 18 лет (10:8), Иеф­фай су­дил 6 лет (12:7), Есе­вон 7 лет (12:9), Елон 10 лет (12:11), Ав­дон 8 лет (12:14), фи­ли­с­тим­ля­не гос­под­ст­во­ва­ли 40 лет (13:1), Сам­сон су­дил 20 лет (16:31). – Все­го 410 лет. Ес­ли к это­му при­ба­вить 40-лет­нее прав­ле­ние по­след­не­го су­дьи и пер­во­свя­щен­ни­ка Илия (1 Цар. 4:18), то по­лу­чим 450-лет­ний пе­ри­од для всей эпо­хи су­дей. С этим, по-ви­ди­мо­му, со­гла­су­ет­ся да­та, ука­зы­ва­е­мая ап. Пав­лом: низ­ло­жи язык седмь в зем­ли Ха­на­ан­стей, да­де им в на­сле­дие зем­лю их. И по сих яко лет че­ты­ре­с­та и пять­де­сят да­де им су­дьи до Са­му­и­ла про­ро­ка (Де­ян. 13:19–20). – Оба при­ве­ден­ные счис­ле­ния, как вид­но сход­ные меж­ду со­бою, со­став­ля­ют, мож­но ска­зать, од­ну да­ту. Дру­гая да­та за­клю­ча­ет­ся в сле­ду­ю­щих двух вет­хо­за­вет­ных ука­за­ни­ях. В (Суд. 11:26) чи­та­ем: ег­да все­ли­ся Из­ра­иль во Есе­во­не и в пре­де­лех его… и во всех гра­дех у Иор­да­на, три­с­та лет. – Так го­во­рит Иеф­фай ца­рю ам­мо­нит­ско­му, на­зна­чая 300-лет­ний пе­ри­од для эпо­хи с Мо­и­сея (Ва­лак, царь мо­а­вит­ский, упо­ми­на­ет­ся в 25 ст.) до сво­е­го вре­ме­ни. Это счис­ле­ние, оче­вид­но, не сов­па­да­ет с вы­ше­при­ве­ден­ной да­той, по­то­му что сю­да вхо­дит прав­ле­ние Ии­су­са На­ви­на (25 лет по Фла­вию. Antiqu. V. I. 23) и всех пре­ды­ду­щих до Иеф­фая су­дей (долж­но бы­ло по­лу­чить­ся 350 лет, ес­ли со смер­ти Мо­и­сея на­чать счет). Но еще боль­шее чис­ло­вое со­кра­ще­ние за­клю­ча­ет­ся в тре­ть­ей да­те: (3 Цар. 6:1): и бысть в че­ты­ре­де­сят­ное и в чет­ве­ро­сот­ное ле­то ис­хо­да сы­нов Из­ра­и­ле­вых из Егип­та, в ле­то чет­вер­тое, в ме­сяц вто­рый, цар­ст­ву­ю­щу ца­рю Со­ло­мо­ну над Из­ра­и­лем и со­зда храм Гос­по­де­ви. По этой да­те на­зна­ча­ет­ся 440-лет­ний (по ны­неш­не­му ев­рей­ско­му тек­с­ту 480 лет) пе­ри­од для всей эпо­хи с ис­хо­да до 4-го го­да прав­ле­ния Со­ло­мо­на. Ес­ли сле­до­вать этой да­те (да­же по ев­рей­ско­му тек­с­ту) и от­нять от этой ци­ф­ры 40 лет стран­ст­во­ва­ния по пу­с­ты­не, 25 лет прав­ле­ния Ии­су­са На­ви­на, 40 лет пер­восв. Илия[67], 40 лет прав­ле­ния Са­у­ла, 40 лет Да­ви­да и три го­да Со­ло­мо­на, все­го 188 лет, то на эпо­ху су­дей ос­та­нет­ся лишь 220 лет, вме­с­то 410.

Вы­ход из пред­став­лен­ных хро­но­ло­ги­че­с­ких не­до­уме­ний со­вре­мен­ные биб­ле­и­с­ты-апо­ло­ге­ты на­хо­дят лишь в до­пу­ще­нии ана­хро­низ­ма в кни­ге Су­дей. Пред­по­ла­га­ют, что прав­ле­ние не­ко­то­рых су­дей бы­ло од­но­вре­мен­ным и «по­кой» зем­ли был так­же ча­с­тич­ным и сов­па­дал с под­чи­не­ни­ем не­ко­то­рых ко­лен вра­гам. Так, су­дьи Иеф­фай, Есе­вон и Ав­дон бы­ли со­вре­мен­ни­ка­ми Сам­со­на, а по­след­ний был со­вре­мен­ни­ком Илия. В 80 лет по­коя по­сле по­ра­же­ния мо­а­ви­тян Иа­вин при­тес­нял се­вер­ные ко­ле­на (4:3; 5:31). Ког­да ам­мо­ни­тя­не при­тес­ня­ли за­и­ор­дан­ские ко­ле­на (10:7), фи­ли­с­тим­ля­не гос­под­ст­во­ва­ли над юго-за­пад­ны­ми ко­ле­на­ми (13:1). Та­ким об­ра­зом, при не­из­мен­но­с­ти дру­гих счис­ле­ний (стран­ст­во­ва­ния, прав­ле­ния Иисуса На­ви­на, Илия, Са­у­ла и Да­ви­да), мо­жет зна­чи­тель­но со­кра­тить­ся эпо­ха, опи­сы­ва­е­мая в кни­ге Су­дей, и ос­та­нет­ся в со­гла­сии с да­той кни­ги Царств[68].

Что ка­са­ет­ся сви­де­тель­ст­ва апо­с­то­ла Пав­ла, то оно уме­ря­ет­ся его соб­ст­вен­ным до­бав­ле­ни­ем: яко – wjх, по рус. око­ло. С дру­гой сто­ро­ны, как спра­вед­ли­во за­ме­чал еще Ие­ро­ним[69], хро­но­ло­ги­че­с­кие во­про­сы не име­ли су­ще­ст­вен­но­го зна­че­ния для биб­лей­ских пи­са­те­лей, не име­ют они его и для хри­с­ти­ан­ских чи­та­те­лей Биб­лии, а по­то­му не бу­дем дол­го ос­та­нав­ли­вать­ся на них. По­сле­ду­ю­щие биб­ле­и­с­ты, мо­жет быть, най­дут иное ре­ше­ние это­го во­про­са» [59, с. 125 – 126].

Наши рекомендации