Афиногор Афинянин. Его учение о воскресении.
II в. Практически неизвестен. Первое упоминание Мефодий Олимпийский (+ 311\312) – ссылка на «Прошение за христиан» Афинагора. Второе V в. Филипп Сидет – диакон Златоуста – в обширном (утерянном) труде говорит об александрийском огласительном училище, где Афинагор был первым учителем, и он же подал «Прошение» импп. Марку Аврелию и Коммоду (177 г.). «Исповедовал христианство в плаще философа». Для противоборства христианам стал изучать Писание, но был поражен и обращен. Много путешествовал, сохранилось предание в Малой Азии. Скорее всего недолго оглашал в Александрии.
Труды: Уже упоминавшееся «Прошение за христиан» (37 глл.) Защита христианства здесь строится по трем основным пунктам: 1) опровержение обвинений христиан в безбожии, 2) опровержение обвинений их в людоедстве и 3) опровержение обвинений в кровосмесительстве. По логичной стройности, ясности и четкости языка сочинение Афинагора явно превосходит аналогичные труды предшествующих греческих апологетов.
«О воскресении мертвых» (80-е гг. II в.) – распадается на две части: в первой части («отрицательной») автор устраняет аргументы, направленные против учения о воскресении, а во второй («положительной») приводит доводы в пользу этого учения. Значение трактата состоит в том, что он является первым в христианской письменности сочинением, целиком посвященным теме воскресения из мертвых и представляющим этот аспект христианского вероучения в достаточно систематическом виде.
Язычники не принимали. Кельс, современник Афинагора, образованный языческий философ называет учение о воскресении «мерзостным и невозможным». Внутри Церкви также существовало определенное противление учению о воскресении мертвых, гностики, делая из цитат ап. Павла крайние выводы, гностики увлекали за собой и некоторых нетвердых в вере членов Тела Христова. Подобный церковно-исторический контекст и определил во многом написание трактата Афинагора «О воскресении».
Архонтики – воскресение души, валентиниане – воскр духовного тела.
Христианский платонизм II в. У философов – познание себя и Логоса через очищение. Профессиональный философ, ритор, цитирует поэтов. Эллинизм: Бог – безличная сила, статичность и неизменность. Пифагорейство: Бог – Единица, Единый, бесстрастный, непостижимый, незримый. Это наложилось на семитский тип мышления (Бог – личность). Взаимопроникновение понятий (перихоресис). Учение о Боге есть везде, но у нас самобытное учение о Сыне. Средний платонизм – Альбин, Нумений: Первый Ум, Второй Ум и т.д. Афинагор: Отец-Ум, Сын-Ум (не безликие умопостигаемые сущности). Сын – идея (потенция) и действие (реализация). «Бог Отец Бог Сын и Святой Дух... сила в единстве, различие по чину». Некоторое умаление Св. Духа (доникейская черта). София = Логос, Дух = Излияние. Христология отсутствует.
О воскресении Человек = бессмертная душа + смертное тело. Животные для человека и по использованию умирают и отличаются отсутствием способности мыслить (ум). Тление присуще нам изначально. Грехопадение совершилось и совершается и виноват сам человек и бесы. По воскресении мы будем не как плотские, хотя и будем иметь плоть. «О воскресении» – воскресение богоугодно, и всякое действие имеет цель, поэтому че-к должен воскреснуть с плотью, т.к. цель его – вечная жизнь. Душа и тело – гармоничное (платонизм) целое. Смерть как и сон естественны, тело меняется непрерывно от семени к нетленному телу. Должен быть суд. В этой жизни справедливости нет, после смерти суд не возможен, т.к. нет тела => только в воскресении.
[Асмус] Учение о воскресении. Человек состоит из души и тела; единство души и тела, нарушенное смертью, должно восстановиться при Воскресении. Воскресение есть также и моральная необходимость; все, что человек совершал во время своей земной жизни, он совершал с участием тела. Поэтому тело должно участвовать или в радости вечной жизни, или же в загробном воздаянии за грехи. Еще один аргумент в пользу Воскресения – это, то, что человек сотворен для блага, а поскольку человек не может достичь полноты блага в земной жизни, необходимо думать, что эта полнота блага наступает после смерти. Учение о Воскресении – это очень важная сторона христианского учения, причем, это именно то, что было преткновением для очень многих язычников и даже христиан, которые находились под влиянием язычества. Язычники очень охотно допускали бессмертие души, но специфически христианское учение о телесном Воскресении было для язычников совершенно непонятно также, как оно было непонятно и для христиан, скажем для того же Татиана Ассирийского.
Афинагор – это первый богослов христианской Церкви, который пытался научно, т.е. богословски и философски обосновать монотеизм. Он доказывал, что сама идея творения заставляет нас думать о Боге, как о едином Боге. Афинагор говорит о Святой Троице в более точных выражениях, чем то что мы находим у св. Иустина. Афинагор много говорит о боговдохновенности Священного Писания. Афинагор немало говорит на нравственные темы; так он развивает строгое христианское учение о браке. Брак не только не расторжим, но требование единобрачия Афинагор проводит настолько последовательно, что даже осуждает и весьма решительно второй брак вдовцов.