Защита веры — Второе послание Петра и Послание Иуды

Оставшиеся соборные Послания, Второе послание Петра и Послание Иуды, предлагают немногое для нашего понимания миссии. Послание Иуды призывает «подвизаться за веру» (3). Второе послание Петра предупреждает против лжеучителей (2:1 и сл.). Миссия Церкви не может продвигаться вперед, если учение Христа искажено (2 Пет. 1:16-21; 2:20; 3:12). Таким образом, следует защищать веру и подвизаться за нее. Но делать это следует таким образом, чтобы преумножить евангелизацию. Бог не хочет, чтобы кто-либо погиб, Он желает, чтобы все пришли к покаянию (2 Пет. 3:9). Таким образом, еретики также являются объектом Божьей любви. «Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» (2 Пет. 3:17-18). Каких бы лжемнений не придерживался человек, как бы далеко он не отошел от Бога, цель христианской миссии заключается в том, чтобы привести их обратно в дом Божий. «Миссия жива своими учениками: однако живет она для тех, кого не хватает в доме Божием» (Cragg 1968:171). По этой причине миссия должна выстоять до конца времен.

Восстановленный рай

Миссия — до конца времен! Последняя книга Библии дает видение конца мира. Кроме того, она имеет определенное миссионерское значение. Борьба новых церквей показана на фоне враждебного окружения и преследований. Первая часть книги, в которой говорится о посланиях семи церквям в Малой Азии (Отк. 2 — 3), особенно важна в контексте церковного развития в современной Азии. Эти молодые церкви, которые возникли в результате миссионерской деятельности, сами включились в эту деятельность. Они поступали так среди угнетения и преследований. Как отмечает Гернер:

Откровение Иоанна, возможно, было написано около 95 года н. э. в условиях жестоких гонений против церквей в римской провинции Азии. Император Домициан объявил себя божеством и приказал всем подданным называть себя «Господь», чтобы подтвердить свою преданность императору. Это могло бы расцениваться просто как патриотический жест... Азиатские христиане, тем не менее, посчитали это испытанием веры. У них не было иного Господа, кроме Христа, поэтому подтвердить, что Цезарь является «Господом» было бы богохульством и ересью. Престарелый Иоанн, сосланный на остров Патмос, написал письмо, чтобы убедить церкви оставаться твердыми и не отрекаться от своего Господа (Goerner 1979:148).

За письмами семи церквям следует видение.[52] Посредством типичного апокалиптического стиля и символики автор уверяет верующих христиан, что Бог контролирует исторический процесс. «Иоанн возрождает уверенность церквей в том, что Евангелие обязательно распространится по всему миру... Преследования и убийства не могут остановить уверенного распространения Благой Вести до тех пор, пока не услышит каждый, кто обитает на земле» (Cook 1924:135). Песнь двадцати четырех старцев, которую они поют Агнцу Божьему, празднует избавление людей всех народов. «Ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (5:9). «Раскрывается освободительный план Божий для всех народов и предсказывается окончательная победа Праведного» (Goerner 1979:150). Они искуплены из всех народов для цели Божией: Он «соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (5:10). В другом видении Иоанн узнает «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков» (7:9). Гернер дает следующий комментарий: «Это видение олицетворяет обращенных язычников, число которых было велико и в дни Иоанна, а впоследствии должно невероятно умножиться. Они действительно придут из всех народов и всех племен» (Goerner 1979:151).

Изучая перспективы миссии в Книге Откровение, Дю Преез (Du Preez 1970) обнаруживает, что большая часть ветхозаветного языка используется для раскрытия понятий Нового Завета. Во-первых, Бог дает возможность Своему Царству прийти (ветхозаветная апокалиптическая тема) посредством Своего завета с миром. «Бог раскрывает Себя во Христе как Царь Своего народа, Он позволяет Своему Царству наступить посредством благодати Завета» (Du Preez 1970:153). Во-вторых, Бог собирает вселенский народ завета из всех народов. Многие из символов, которые мы находим в Откровении, подразумевают универсальный народ Божий. В-третьих, Бог Завета использует Свой суд, чтобы приблизить приход Своего Царства. В-четвертых, Бог использует Свой народ в суде благодати, который Он посылает народам; то есть, избранные Божий являются Его рабами и свидетелями. Знакомая ветхозаветная тема избрания для служения, таким образом появляется вновь в последней книге Библии. Сам Иоанн является рабом и свидетелем Бога (1:1-2). Все верующие в Апокалипсисе появляются как свидетели Божий. Два таинственных человека в главе 11 названы «двумя свидетелями» (11:3). Церковь в Филадельфии получает похвалу как церковь свидетельствующая (3:7 и сл.). Народ Божий — это Царство священников, которые свидетельствуют жизнью, возвещением Евангелия, страданиями и молитвой. Откровение делает упор как на missio Dei, так и missio ecclesia, поскольку миссия Церкви берет свое начало в миссии Бога. «Таким образом, Бог Завета хочет, чтобы в Его Царство вошли все народы, которые... в обновленном творении споют хвалебные песни через вечность Ему, Кто восседает на троне, и Агнцу» (Du Preez 1970:167).

Автор Апокалипсиса, преодолевая временные границы, видит День Божий. Он слышит, как возвещают: «Царство мира сод слалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (11:15). Иоанн зрит «через испорченность этого века и тяготы, которые переживает его народ, и видит Царство Христа, установленное в силе своей среди людей» (Cook 1924:137). Мы также должны смотреть в будущее и верить в славное завершение христианской миссии во время прихода Христа (20:4; 21:4,22-27). «Диктаторы приходят и уходят, царства возникают и рушатся, цивилизации достигают расцвета и приходят в упадок, но всемирная миссия Церкви будет продолжаться до конца времен, несмотря на повороты в мировой истории» (Капе 1976:254).

На Международном Конгрессе по мировой евангели-зации (Лозанна, 1974) Бейерхауз отметил, что «еванге-лизм вдохновляется видением Царства славы, которое наступит после возвращения Христа». Он также обратил внимание на напряженность между «настоящим предложением, берущим начало в победе Христа на кресте» и «эсхатологическим обещанием, основанном на Его окончательной победе после возвращения» как движущей силе евангелизма. «Он предлагает благодать Бога во Христе и новую жизнь в Святом Духе. Он обещает полное искупление наших тел и всего творения в Царстве Славы, которое должно наступить» (Beyerhaus 1974:283-95).

Мы живем во времена этой напряженности. Теперь наступает день спасения. Мы должны иметь в виду деятельность сегодня и будущую надежду. В настоящее время мы заняты евангелизаторской работой. Мы ожидаем исполнения откровения в Царстве Христа, и это дает нам надежду и мужество. Бейерхауз обращает наше внимание на слова Павла о том, что «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих... в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:19,21). Однако это случится только после возвращения Христа. «Он преобразует Свою воинствующую Церковь в Церковь-Победительницу, которая будет править с Ним в Его мессианском Царстве всеобщего мира» (Beyerhaus 1974:283-95).

Христос обязательно вернется. Миссионерские обязательства Церкви не должны прекращаться до Его прихода (Мф. 24:14). Кейн отмечает, что миссионерские лидеры прошлого и настоящего были часто движимы ожиданием второго пришествия. «Второе пришествие всегда было сильной мотивацией для всемирной миссии Церкви» (Капе 1976:255). В сегодняшнем мире открытых дверей и растущих потребностей Церковь Христова снова нуждается в ревностном послушании и жертвенной жизни в свете второго пришествия. «Это славное и великое событие не может случиться прежде, чем не исполняться все цели Христа в этом мире. Конец времен произойдет, когда Евангелие будет проповедано до концов земли... Миссиология и эсхатология идут рука об руку. Эсхатология не будет реализована, пока не исполнится миссиология» (Каnе 1976:263-64). Как утверждает Бейерхауз, «евангелизм является главным вкладом Церкви, чтобы приблизить установление Царства Божия на земле. Только когда завершится эта работа, придет Христос, чтобы освободить Свою стонущую тварь от бремени настоящей жизни» (Beyerhaus 1974:283-85). Тогда все царства этого мира станут Его, и Он «будет царствовать во веки веков» (Отк. 11:15).

Книга Откровение завершается видением нового неба, новой земли и вечного града, в котором Господь есть Свет. Здесь опять мы видим народы: «Спасенные народы будут ходить во свете Его, и цари земные принесут в Него славу и честь свою» (21:24). В новом раю есть древо жизни с листьями «для исцеления народов» (22:2). Итак, мировая драма заканчивается. Народы, семьи земли всегда были объектом любви Божией; искупленные, они занимают место в новом создании Бога. Он, Кто творит все заново, делает это хорошо. «Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (22:5).

Те, кто разделит славу нового мира, должны быть в числе спасенных. Существуют определенные ограничения: «А вне — псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду» (22:15, курсив авт.). Не все были искуплены. Только искупленные, «в белых одеждах», имеют доступ к древу жизни; только они могут войти в город (22:14). «Когда искупительная миссия Христа закончится, освобожденные будут радоваться райским видениям» (Ladd 1974:632). Однако здесь есть и другой, отрезвляющий аспект. Христос не оставляет нас во власти пустой мечты: быть вне Христа означает быть вне вечной жизни — и некоторые действительно остаются вне Христа. Этот факт должен побуждать нас к миссии. Существует надежда. Суд Божий смягчатся Его милостью. Бог требует чистоты и единства. Он предлагает милость. Знаменательно, что Библия заканчивается предупреждением (22:18-19) и призывом «Прииди!» Это слово повторяется (22:17) на языке, перекликающимся с призывом Исайи (55:1). Кто должен прийти? Призыв обращен ко всем. Времени мало, ибо Христос скоро вернется (22:20). Его приход завершит миссию и откроет двери Царства. Уверенность в этом стимулирует церковную миссию приготовления к этому Дню.

«Аминь. Прииди, Господь Иисус!»

Содержание

Предисловие к американскому изданию............................................................................. 3

Предисловие к азиатскому изданию .................................................................................... 4

Вступление к азиатскому изданию ...................................................................................... 5

Наши рекомендации