Как совместить Второе послание Петра, 3:9 с учением об ограниченном искуплении?

После смерти доктора Блума мы с Терри долгое время не могли продолжить изучение интересующего нас вопроса. Наконец, мне удалось выкроить время, чтобы почитать кое-что. Меня интересовал один из наиболее сложных стихов в плане учения о всеобщем искуплении, а именно девятый стих третьей главы Второго послания Петра: "Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию".

Я намеревался даже поговорить с кем-нибудь об этом стихе. Мне было очень трудно разобраться, как соотнести этот стих с учением об ограниченном искуплении, которое я считал верным, найдя подтверждение в Библии, со словами "...не желая, чтобы кто погиб..." Но затем я решил, что слова даже очень уважаемого мной человека не могут значить больше тех слов, которые я прочитаю в Библии. И я погрузился в чтение Нового Завета на греческом языке.

Сначала я, как всегда, наметил те вопросы, которые намеревался рассмотреть вместе с Терри:

1. Чему учит этот отрывок о Боге при традиционном толковании?

2. Как обычно понимают этот стих, говоря о времени до второго пришествия Христа?

3. Как обычно понимают слово "нас" в этом стихе?

4. Как звучит по-гречески "чтобы кто не погиб"?

5. Что означает слово "все" в контексте данного стиха?

При встрече с Терри я начал свои объяснения и рассуждения с первого вопроса. Те, кто говорит о смерти Христа за всех, учат, что все будут спасены, рассматривают этот стих применительно к отсрочке второго пришествия. Господь, как они считают, обещает спасти всех, Он желает этого. Он не хочет, чтобы кто-нибудь погиб. Этим и объясняется Его долготерпение: Он ждет, чтобы все пришли к Нему прежде, чем затворится дверь. Возможно, грешники хотят этого, но вполне возможно, что даже и не думают о своем спасении. Но Бог терпелив, Он ожидает, чтобы все пошли в рай, а не в ад, желают они этого или нет.

Итак, если придерживаться подобной точки зрения, то можно сказать, что Бог делает всё, чтобы все спаслись. Это верно в том случае, если Он обещает спасение для всех. Поэтому сейчас Он ждет, чтобы каждый захотел и пришел к Нему. И это период ожидания для Бога наполнен неуверенностью и надеждой. Это время, когда Бог ждет ответа людей на Его предложение, Он даже отложил второе пришествие в надежде, что все спасутся. Слово же "нас" означает в данном контексте "все". И "не желая, чтобы кто погиб" переведено правильно. А слово "все" относится к каждому человеку из живших и живущих на свете.

Изложив точку зрения сторонников полного искупления, я посмотрел на Терри. У неё не было вопросов, и я продолжил свой разбор.

Мне было очень интересно узнать, правильно ли переведено это пресловутое "не желая, чтобы кто погиб". Я прочитал в греческом оригинале, что слово "кто", переведенное со значением единственного числа, на самом деле в оригинале стоит во множественном и имеет значение "некоторые". Для сравнения я показал еще несколько мест в греческом Новом Завете, где это слово означает количество больше одного. Но не мог ли автор этого отрывка употребить это слово в значении единственного числа, как стоит в нашем переводе? И как рассматривать слово "все" в следующем предложении? Эти два предложения построены на контрасте противоположностей: в одном говорится о том, чего Бог не желает, а в другом - о том, чего Он хочет. Этот контраст представляется более четким, если слову "все" противопоставить слово "некоторые". Проще говоря, под словом "все" подразумеваются эти самые "некоторые" из греческого подлинника. Господь не хочет, чтобы некоторые погибли, но чтобы все эти некоторые, известные Ему, пришли к покаянию. Соответственно и слово "нас" не подразумевает каждого человека, речь идет об определенной группе людей.

Некоторые не верят во второе пришествие. Почему эта задержка? Не говорит ли этот факт о некотором бездействии Бога в ожидании того времени, когда свершится Его обещание? Петр, отвечая на подобные насмешки, говорит, что определенная группа людей, пресловутые "некоторые", являются причиной долготерпения Господа. И второе пришествие не откладывается, все идет так, как этого хочет Бог, согласно Его плану. Христос придет, когда войдет полное число избранных. Писание не учит тому, что Бог задерживает пришествие Христа, ожидая, пока более или менее все спасутся. Второе пришествие будет тогда, когда Господу это будет угодно для выполнения Его плана. Такая трактовка приведенного стиха соответствует не только его контексту, но и всему учению Библии о Боге, Боге великом, который всё держит в руке Своей и всё творит по воле Своей, а не по желанию людей.

Мы говорили об этом стихе ещё около часа, но ничего нового к ранее сказанному не добавили. Я лишний раз убедился, что надо непременно консультироваться с греческим текстом. В случае возникновения кажущихся противоречий в толковании тех или иных стихов просто необходимо обязательно учитывать определенный контекст и целостное учение Библии. И всегда надо помнить, что Бог может всё, человеку же никогда не сравниться с Богом!

ГЛАВА 33

Наши рекомендации