Социальная деятельность — Послание Иакова
Послание Иакова содержит рекомендации для практической жизни христианина. «Цель Иакова — практическая» (Ladd 1974:589). Независимо от того, кому в первую очередь предназначалось это Послание — христианам-иудеям или всей христианской Церкви (Barclay 1964:49), задача Иакова заключалась в том, чтобы помочь им в ежедневном выражении веры. Это служит объяснением тому, почему автор Послания такое большое значение придает «делам». Иаков показывает необходимость социального действия, что особенно важно для обсуждения социальных вопросов в церковной миссии сегодня.
Иаков затрагивает многие проблемы, связанные с законом Моисея и ветхозаветными пророками. В начале своего Послания Иаков пишет о богатом: «Он прейдет» (1:10), «так увядает и богатый в путях своих» (1:11). Являются ли его слова предупреждением для богатых или утешением для бедных (1:9), но они отражают и библейское отношение к богатым и социальное устройство новозаветной Церкви. Церковь в большей степени принадлежит бедным.[50] Барретт утверждает, что Христос основал Церковь бедных, но сегодня она в основном стала Церковью богатых (Barrett 1983:146). Как пишет Иаков, это накладывает на богатых большую ответственность (1:17-18,22,27). Библия не осуждает богатство как таковое, но предупреждает об опасности, которое оно таит в себе, призывая искать богатства духовного и использовать материальные богатства надлежащим образом (напр., Пр. 30:8; Мф. 6:19; Лк. 6:24; 12:16-21,33-34; 18:24-25). Иаков призывает своих читателей подтверждать свою любовь делами: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только» (1:22). Истинная вера заключается в том, чтобы «призирать сирот и вдов в их скорбях» (1:27). По мнению Иакова, настоящее поклонение «состоит в практическом служении человечеству и в чистоте своей личной жизни. Иаков настаивал на том, что самые прекрасные формы поклонения никогда не смогут сравниться с христианским милосердием» (Barclay 1964:72). Бог всегда призывал к справедливости по отношению к сиротам и вдовам (Исх. 22:22; Вт. 10:18; Зах. 7:10).
Обсуждая проблему различий в Церкви, Иаков определенно занимает сторону бедных (2:1-7). В обществе, где между богатыми и бедными лежит пропасть, это действительно актуально. Когда классовые различия оправданы по религиозным причинам, как в индусской кастовой системе и доктрине кармы, эта проблема стоит очень остро. Однако Иаков пытается расшатать основы таких различий. В Церкви нет никакой дифференциации — все должны быть равны. Не повторяя богословие Павла о единстве во Христе (Гал. 3:28; Еф. 2:14-16), Иаков предлагает подобное богословие с практической точки зрения. Одобрение социальной несправедливости есть грех (2:9). Настоящий христианин должен поступать по закону любви (2:8). Однако, как возлюбить ближнего своего как самого себя? Иисус отвечает на этот вопрос (Лк. 10:25-37; 18:18-22), и Иаков, вероятно, хочет напомнить своим читателям об учении Христа. Он также напоминает им о требованиях, которые выдвигает ветхозаветный закон (2:10-11). «По мнению Иакова, весь закон отражает волю Божию» (Barclay 1964:81). В контексте обсуждения отношений богатых и бедных в Церкви суть заключается в том, что важнее — любовь к ближнему или любовь к богатству. Показать слабость в этом вопросе означает нарушить все десять заповедей! Любовь выражается в практическом проявлении единства во Христе через дела милосердия (2:12-13). «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).
Именно это обещание заставляет Иакова заняться обсуждением дел, которым это Послание и знаменито. Дело не в том, что Иаков противоречит Павлу и предлагает оправдание скорее делами, чем верой. Иаков считает, что вера, если она истинная и живая, обязательно будет выражаться через дела. Он уточняет: давать пищу и одежду! Христиане отзывчивы, когда дело касается основных человеческих нужд (2:15), или они не настоящие христиане (2:14-17). Вера, которая является богословски правильной, но не проявляет себя на деле, не является спасительной (2:19). Иаков считает, что вера должна действовать (2:22). Здесь заключена важная роль христиан в обществе. По мнению Иакова, Евангелие требует от христиан социальной ответственности (2:24).
Иаков выступает против эгоизма. Зависть и эгоистические амбиции являются основными причинами неустройства и испорченности (3:16). В противовес этому выступает божественная «мудрость», которая выражается через доброе поведение (3:13), ведущее к праведности и миру (3:18). Злой язык (3:6-12) является проявлением эгоизма и ему нет места в жизни христианина (3:10). Ему противопоставлена истинная мудрость, которая исходит от Бога (3:17) и выражается в самоотверженных делах милосердия. Эгоизм и вожделение становятся причиной вражды (4:1-3). Разве войны возникают не по причине зависти? Иаков напоминает нам о десятой заповеди: «Не желай ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17). Церковь должна освободиться от зла, которое присуще обществу (Исх. 4:11-12).
Бог не терпит несправедливости. Ветхозаветные пророки сурово осуждали награбленные приобретения (Ис. 3:14,15), эксплуатацию (Ам. 8:4,6), несправедливое отношение к бедным и нуждающимся (Мих. 3:1-3). Иаков осуждает богатых за то, что они творят подобные несправедливости. Они удерживают плату у работников (5:4), живут в роскоши и полном духовном упадке (5:5) и убивают праведников (5:6). Но Бог справедлив. Он обязательно будет вершить суд. Злые богачи заслужили наказание, которое к ним придет (5:1), и узнают гнев Божий (5:2-3). «Тот, кто ищет легкого богатства и утоления своих эгоистических желаний, подобен человеку, который откормил себя для судного дня. Конец его удовольствий означает печаль, а цель его роскоши есть смерть. Эгоизм и стяжательство всегда ведут к духовной смерти» (Barclay 1964:141). В этой связи можно вспомнить о махараджах в прежней Индии, которые жили в роскоши и мало думали о жалком существовании своих подданных. Даже сегодня, как иногда указывается, проблема Индии заключается не в недостатке богатств, а в сосредоточении их в руках меньшинства.
Как должен поступать христианин перед лицом несправедливости и разложения? Иаков считает, что нужно набраться терпения. Все несправедливости прекратятся после второго пришествия Христа (5:7). Иаков не приветствует революцию или насилие. Но он настаивает на том, чтобы народ Божий жил по закону справедливости и выступал в защиту угнетенных. Человек веры является также человеком дела: «вера без дел мертва» (2:17,26). Оправданные будут трудиться для дела справедливости в мире (2:14-17). Тем временем Иаков поощряет стойкость в перенесении страданий (5:10-11). Ссылка на то, как нужно реагировать на несправедливость, по всей видимости, подразумевает непротивление. Христианин должен научиться стойко переносить испытания (1:2 и сл.). Его жизнь (и жизнь Церкви) должны служить примером справедливости (1:2).
Существует позитивный подход к проблеме страданий (5:13). В ответ на вопрос о страдании и человеческих нуждах Иаков говорит о служении исцеления (5:14-16). В современной ситуации нужды и болезней стран Третьего мира служение и богословие исцеления должны восприниматься со всей серьезностью. Мбити спрашивает: «Так ли существенно богословие исцеления? Не должна ли одержимость бесами быть демифологизирована?» (Mbiti 1976:13). Богословие целостности, по словам Гиберта, «должно включать богословие божественного водительства, провидения и исцеления, а также богословие предков, духов и невидимых сил этого мира, богословие страдания, несчастий и смерти» (Hiebert 1982:46). Эти вопросы должны стать частью полноценного библейского богословия Церкви и ее миссии.
По сути Иаков говорит нам о том, какой должна быть христианская Церковь. Целью христианской миссии должно стать образование такой Церкви.