Вопрос охраны окружающей среды
Земля, растительный и животный мир также являются объектами божественного внимания. Сохранение запасов недр земных было занесено в закон Моисея и касалось даже таких ситуаций как найденное птичье гнездо (Вт. 22:6). Было разрешено употреблять в пищу птенцов, но птицу-мать следовало отпустить. Таким образом, ни один вид животного или растения не будет уничтожен. Во время войны могут быть уничтожены города, но деревья уничтожать запрещается (Вт. 20:19). Таким образом, окружающая среда будет сохранена для блага народа Божьего (Вт. 22:7). Конечно, закон не мог воссоздать рай на земле, но он все же ограничивал разрушительные наклонности человека. Божественный принцип ахимсы (ненасилие и уважение всего живого) предназначен для того, чтобы предотвратить губительное отношение к земле. Каждый седьмой год земля должна оставаться в покое (разумный сельскохозяйственный принцип) — «чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые» (Исх. 23:11). Забота об окружающей среде основывается на том, что богословие Реформации называет «культурным наказом», который берет свое начало в божественном наказе плодиться, размножаться и наполнять землю (Быт. 1:28). Исполнение этого плана началось еще в Эдеме. «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15).
Культурный наказ связан с развитием человеческой цивилизации. Ответственность за землю, которая возлагается на человека, описана в Пс. 8. Бог, Создатель, — это Царь всей земли. Он даровал человеку, венцу Своего творения, быть Его наместником на земле. «Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, а также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских» (Пс. 8:7-9). Выполнять культурный наказ означает развивать и сохранять, а не эксплуатировать земельные ресурсы.
Человеческая цивилизация зависит как от экологических, так и от социальных ресурсов. Человек — даже если он не является обращенным — обязан достойно вести себя в обществе и продуктивно использовать земные богатства. «Земля является центром для мира человека, на ней он — хозяин» (Verduin 1970:10). Наказ Бога плодиться и наполнять землю означает, что человек должен почувствовать ответственность за нее. Однако падший человек по природе своей эгоистичен, склонен к жадности и несправедливости; он безответственен и беспечен. В отличие от марксистских убеждений, человек оказывается неспособным развить в себе лучшие качества во имя общественного блага. Согласно учению времен Реформации об общей для всех благодати, Бог сдерживает дурные наклонности человека и поощряет его врожденный инстинкт к созиданию и творчеству. Человек ответственен за предотвращение опасности перенаселения и удовлетворение любых своих желаний. Он должен использовать свои способности для развития искусства, обучения, для продвижения цивилизации и культуры, экономики и общения. В достижении своих целей человек склонен забывать о Боге. По Божьему замыслу само существование Израиля должно было служить предостережением против безбожия и напоминать о Создателе, Который один есть «Бог всех царств земли» (4 Цар. 19:15). Присутствие Израиля на земле должно было быть примером заботы обо всяком творении, о том порядке, который Бог установил для всех живущих, и, в конечном итоге, должно было привести все народы к Богу. Сама жизнь должна была свидетельствовать о существовании Бога.
Вопрос о равенстве
Бог указал Своему народу эгалитарный и гуманный образ жизни. Израиль не мог иметь земельную аристократию, богатства для избранных и бедности для большинства (Лев. 25). Существовали особые законы, которые ограждали преступников от чрезмерного наказания (Вт. 19), а также законы, защищавшие права рабов (Лев. 25:39 и сл.), национальных меньшинств, вдов и сирот (Вт. 10:18,19). Было запрещено также классовое разделение. Праздность наказывалась, а трудолюбие поощрялось. Рабство ограничивалось очень жесткими законами. Каждые семь лет рабы должны были получать свободу (Исх. 21:2; Вт. 15:12 и сл.). Все эти законы были созданы, чтобы построить общество равных. В израильскую общину вошло много пришельцев и вольноотпущенников. Введение Соломоном принудительного труда (3 Цар. 5:13-16; 9:15-23) было особенно отвратительно, поскольку влекло за собой социальную реорганизацию, которая создала структуры неравенства и несправедливости. Это нарушило замысел Бога для израильтян, который охранял права человека. Общество, задуманное Богом, не могло состоять из имущих и неимущих, элиты и черни. Для Бога отвратительна кастовая система, которая провозглашает узаконенное неравенство.
Забота Господа о социальной справедливости распространяется на всех людей, искупленных и неискупленных. Тем не менее нельзя сказать, что социальный аспект никак не связан с проблемой искупления. Указания о социальной жизни, которые Бог давал Израилю, были вставлены в контекст освобождения Израиля. «Помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь освободил тебя оттуда: посему я и повелеваю тебе делать сие» (Вт. 24:18). Исход из Египта принес освобождение от нечеловеческих условий рабовладельческого строя. Этот милосердный акт не был совершен в изоляции; наоборот, это освобождение имело целью «совершение служения Богу на этой горе» (Исх. 3:12). Израиль был освобожден Тем, Кто послал Моисея стать освободителем. Результатом этого было избавление от несправедливости человеческого общества, а само событие повлекло за собой избрание и заключение завета. Задача Израиля состоит в служении Богу.
Служение Бога и служение человека имеют общую основу. Забота об общественном благе не умаляет заботу об искуплении. И та, и другая должны в равной степени присутствовать в жизни. Искупительная миссия Бога направлена на достижение социальной справедливости. «Особое благословение Божие народам через потомков Авраама состоит а восстановлении социальной справедливости» (Scott 1980:50). Многочисленные стихи Ветхого Завета указывают на то, что социальная справедливость отражает саму природу Бога (Исх. 22:21-23; Вт. 16:20; Пс. 36:28; Пр. 21:3; Мих. 6:8). Бог хочет, чтобы Его создания любили Его всем сердцем, всей душой, всем разумением своим — и шесть миллиардов своих соседей так же, как себя. Трагедия заключается в том, что Израиль никогда не исполнял серьезно этот наказ и никогда в полную силу не служил народам от имени Бога.
Божий закон завета сразу вступает в силу по отношению к народу, с которым он был заключен. Тот, кто не связан отношениями завета, может почувствовать их влияние только в том случае, если войдет в израильскую общину. Они не могут стать участниками завета, если не примут его условий. Таким образом, миссия Бога становится миссией народа Божьего.
Забота о пришельцах
Забота Бога о справедливости касается также представителей других народов, которые проживают на территории Израиля. То, о чем заботится Господь, должно быть предметом заботы и для Его народа. Часть продукта, произведенного в Израиле, должна была облагаться десятиной и храниться для всех пришельцев, живущих в израильских городах (Вт. 14:29). Существовал особый закон, запрещавший плохое обхождение или корыстолюбие по отношению к чужестранцу. «Пришельца не притесняй, и не угнетай его; ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх. 22:21). Законодательство в защиту бедных, вдов и сирот, рабов и домашних слуг предусматривало также и защиту прав пришельцев (Вт. 24:14,17). Достоинство каждого человека нуждается в защите. Социальное законодательство устанавливало систему абсолютной социальной защиты, в том числе и для иностранцев, проживавших в Израиле. «Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове» (Вт. 24:19). Те же правила применялись и для урожая маслин и винограда (Вт. 24:20-21). В Книге Руфь этот принцип подтвержден примерами из реальной жизни (Руфь 2:2-3,17-18; ср. Вт. 24:19). Забота Бога о нуждающихся распространялась и на пришельцев, таких как Руфь-моавитянка.
Таким образом, израильтяне несли ответственность за другие народы. «Бог всегда знал, что среди Его народа можно будет встретить достаточное количество чужестранцев» (De Ridder 1975:42). Присутствие пришельцев, как мы видели, всегда представляет своего рода искушение, ловушку для народа Божьего. Однако Господь, должно быть, предусмотрел подобную ситуацию, чтобы появилась возможность миссионерского служения. «Израиль не просто жил среди других народов; народы мира также находились в центре жизни израильтян» (De Ridder 1975:41). Для других людей также существовала возможность вступить в завет с Богом через вхождение в израильскую общину. «Представители других народов также могли участвовать в спасении, если они исповедовали веру в Ягве» (De Ridder 1975:47). В Библии можно встретить несколько примеров такого обращения.
В одном из примеров рассказывается о блуднице Раав, которая поверила тому, что Бог сделал для Своего народа при исходе из Египта и во время странствий в пустыне. «Господь, Бог ваш, есть Бог на небе вверху и на земле внизу» (Нав. 2:11). Раав, таким образом, исповедала свою веру в Бога и поступала согласно ей. Раав была спасена по ее вере (Евр. 11:31) и была принята в израильскую общину. «Раав же блудницу и дом отца ее и всех, которые у нее были, Иисус оставил в живых, и она живет среди Израиля до сего дня» (Нав. 6:24). В Новом Завете мы встречаем имя Рахавы, хана-нейской блудницы, спасенной по благодати, среди членов народа Божьего. Она включена в родословную нашего Господа, Иисуса Христа, вместе с Руфью (Мф. 1:5). Руфь также являет собой пример человека, включенного в израильскую общину. Принятие Руфи в число народа Божьего произошло по ее собственному выбору: «народ твой будет моим народом, и твой Бог моим Богом» (Руфь 1:16). Из данных примеров мы можем вывести два миссиологических принципа: сила евангельского слова способна преобразить даже самых падших членов общества — люди из всех слоев общества призываются к вере и покаянию; Бог любит каждого человека — Он хочет, чтобы все люди пришли к Нему и были спасены.
Вышеприведенные примеры могут рассматриваться скорее как исключения. Имело ли место крупномасштабное вхождение представителей других народов в израильскую общину? Брайт считает, что да. Учитывая всю сложность происхождения израильского народа, Брайт отмечает резкое увеличение его численности, которое, по его мнению, должно рассматриваться как нечто большее, чем биологический прирост. Биологические законы не допускают, чтобы семьдесят мужчин (потомков сыновей Иакова) произвели столь большое потомство в рассматриваемый период. Брайт считает, что во время исхода «израильтяне» представляли собой смешанный народ, толпу беглых рабов различного пронахождения (Bright 1959:120, 121). Среди еврейских имен мы встречаем имена египетские. Жена Моисея была мадианитянкой, племя которой присоединилось к израильтянам в походе на Ханаан (Чис. 10); потомки мадианитяй (кенеяне) продолжали жить среди этого народа (Суд. 1:16). Халев, один из героев осады, и Го-фониил, один из судей, были кенезеянами, представителями ветви, отличной от ветви Иакова, — ветви иду-меян, которые впоследствии стали считаться представителями племени Иуды (Нав. 14:14; Суд. 3:9). Брайт указывает на то, что в пустыне к израильтянам присоединилось большое количество людей, которые приняли закон Моисея и ассимилировались с народом Божи-им. Жители Гаваона (Нав. 9) пример этому, хотя и неоднозначный. Есть и другие примеры. Среди манассеев упоминаются Хефер, Фирца и Шехем — названия ханаанских городов, завоеванных Израилем. Брайт выдвигает предположение о том, что эти ханаанские города были поглощены израильской культурой и включены в колено Манассии. В израильскую общину, возможно, были приняты различные семитские народы.
Повествование Иисуса Навина... не содержит никакой информации о завоевании центральной Палестины. Тем не менее очевидно, что Израиль являлся хозяином этой территории... Хотя (за исключением 11-й главы) мы не располагаем сведениями о завоевании Галилеи, к двенадцатому веку Израиль занимал на этой территории прочные позиции. Следовательно, мы можем не сомневаться в том, что израильская культура поглотила культуры родственных народов, которые проживали на этих территориях и не участвовали ни в исходе, ни в завоеваниях.
Помимо этого, существуют свидетельства, что различные племена поселились на территории Палестины независимо от главных завоеваний и также слились с Израилем. Лучший пример этому представляет юг Палестины. Здесь мы находим... кенеян, кенезеян, иерахме-елян (1 Цар. 27:10; 30:29) и других. Эти племена были впоследствии подчинены Иудее. (Bright 1959:123).
Израильский народ отличало не происхождение, а завет, заключенный с Богом. «Другие народы видели в Израиле потребность повиновения Богу, Который посредством избрания Израиля Своей искупительной благодатью заключил завет со всем человечеством» (De Ridder 1975:47). Исключительность Израиля состояла в его поклонении и служении Тому, Кто объявил: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Вт. 6:4). Израиль должен служить Ему одному и не последовать иным богам (Вт. 6:13-14). Таково было требование ко всем, кто был принят в израильскую o6щину. Исключительность поклонения отныне распространялась и на них, независимо от того, к какому народу они ранее принадлежали. Библейская вера является исключительной по форме поклонения, но объединяет всех людей. Каждый может получить дары благодати, если станет одним из членов народа Божьего. Как отмечает Питере, «откровение Ветхого Завета не является религией, ограниченной рамками одного народа: она доступна каждому... Она с радостью на равных основаниях примет все народы, которые обратятся к ней» (Peters 1972:114). Таким образом, любой пришелец может разделить и обязательства, которые накладывает завет, и благодать, которую дарует Бог.
Включение представителей других народов в состав Израиля было начальным этапом на пути прогрессивного развития миссионерской деятельности, о которой говорит Библия. Введение иноземцев в израильскую общину свидетельствует о серьезности миссионерских замыслов Бога. «Ясность, глубина и богатство замысла Божия, который запечатлен в сознании человека и в Церкви, наиболее полно проявляет себя в нашей заботе о всеобщей евангелизации и участии в ней, в главной Missio Dei» (Peters 1972:339). Эта кампания по евангелизации находит свое полное отражение в Новом Завете, где миссия ставит целью дать откровение всем народам. Между тем, Ветхий Завет говорит преимущественно о тех народах, которые сами ищут присоединения к Израилю. Соломон (3 Цар. 8:41-43) и пророки понимали миссию как центростремительное движение, как поток чужеземцев, желающих примкнуть к Израилю. Так, например, «будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа» (Зах. 8:22). Это представление имеет важность и по сей день. Скотт подчеркивает: «Центростремительный аспект миссии, раскрытый в Ветхом Завете, напоминает нам, что мы должны быть истинными свидетелями Того, Кто проповедует Евангелие делом и словом. Он показывает притягательную силу народов, живущих по закону Бога, Который желает для всех людей и народов... шалома» (Scott 1980:60). Центростремительное движение характерно и для поэтической части Писания, к которой мы сейчас обратимся.
Псалтирь и миссия
Псалтирь представляет собой книгу, в которой отражено поклонение Израиля Богу. Вместе с тем, эти замечательные хвалебные песни содержат очень важные элементы миссионерства. Через всю Псалтирь проходит тема универсальности и всеобщности всего того, о чем в ней написано. Главная богослужебная книга Израиля постоянно говорит о заботе, которую Господь проявляет ко всякой твари. Питере насчитал в Псалтири более 175 ссылок, выражающих надежду на спасение всех народов земли. Исходя из этого, он делает вывод, что «Псалтирь является одной из величайших миссионерских книг мира» (Peters 1972:116). Ряд псалмов имеет ярко выраженную миссионерскую направленность.
Миссионерские псалмы
Псалом 2
Если мы разделим этот псалом на четыре части, то раскроется его миссионерская композиция. В ст. 1-3 человечество восстает против Бога и помазанника Его. Однако Господь обладает полнотой власти (ст. 4-6): Он управляет, и Его управление не нуждается в одобрении людей. В ст. 7-9 Господь объявляет о миссии народам; этот текст, полный миссионерского духа, цитируется в Евр. 1:5 и пересказывается в Отк. 2:27, где он имеет прямую связь с посланием семи церквям в Малой Азии. В ст. 10-12 у народов остается единственная надежда — подчиниться помазаннику. Однако это повеление звучит скорее как милостивое приглашение, чем как приказ. «Блаженны все, уповающие на Него».
Псалом 32
В этом хвалебном псалме появляются несколько миссионерских тем. Первая связана с прославлением Бога (ст. 1-3): «Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить... Пойте Ему новую песнь». Прославление Бога — первая и конечная цель миссии. Вторая тема касается общего откровения (ст. 4-9); труд Создателя запечатлен на земле. Третья тема поднимает вопрос о том, что Господь действует среди народов (ст. 10-12). Народы не знают Бога, но им противостоит Израиль. Поскольку «Блажен народ, у которого Господь есть Бог, — племя, которое Он избрал в наследие Себе». Благословение Бога в Израиле. Бог действует среди народов через Израиль. «Совет Господень», который «стоит вовек» и предлагает «помышления сердца Его род в род», — это Писание, которое Израиль передает другим народам. Израиль благословен своим знанием о Боге. Благословенны также те народы, которые избрали своим Богом Ягве. Четвертая тема говорит о тщетности земного войска (ст. 13-17). Господь призирает с небес на всех: Он видит бесполезность упования на военную силу и оружие. Только Господь может дать спасение. В последней теме звучит надежда (ст. 18-22). Надежда — это опыт народа Божьего: «Он — помощь наша и защита наша... как мы уповаем на Тебя». Бог освобождает Свой народ; Он дает ему уверенность. «В христианской жизни вера должна занимать первое место, а надежда главное» (Moltmann 1967:20). Надежда рождается из веры.
Псалом 65
В этом псалме звучит призыв к народам, живущим в Израиле, поклоняться Богу. Возможно, этот псалом исполняли на Пасху. Если это так, то пересказ событий, имевших место во время исхода, служил приглашением для всех народов прийти и поклониться Богу, Который действует в истории.
Псалом 66
Темой этого псалма является благословение Аарона в Чис. 6:24-25: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует Тебя!», а также упование Авраама в Быт. 12:3, которое изложено в стихе 3 псалма: «Дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое». Псалом начинается с молитвы об Израиле, а затем обо всех других народах: «Да веселятся и радуются племена!» Псалом отражает потребность человека в общении с Богом и обращение Израиля с благословениями другим народам. В стихах 4-6 поется хвала Богу, Которого должен исповедать каждый народ: «Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все!» Эта хвала обусловлена знанием о Боге и поклонением Ему, Псалом завершается изображением благости Божией, которая изливается на всех (ст. 7-8). Господь благословил нас; давайте теперь помолимся, чтобы Он благословил все народы земли: «Да убоятся Его все пределы земли!» В этом псалме выражено предчувствие будущего обращения народов.
Псалом 67
В Пс. 67 звучит торжественная песнь в честь освобождения. Это праздник миссионерства, поскольку он призывает признать единого живого Бога и поклоняться Ему в Его храме. «Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары... Прийдут вельможи из Египта; Ефиопия прострет руки свои к Богу» (ст. 30-32). Освобождение Израиля знаменует освобождение всех язычников.
Псалом 71
Этот псалом, который можно назвать одновременно мессианским и миссионерским, лег в основу знаменитого миссионерского гимна Исаака Уотса «Jesus Shall Reign». Тема этого гимна заимствована из ст. 8: «Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли!» Его Царство будет вовек (ст. 17), и все народы будут служить Ему (ст. 11). В ст. 12-14 мы находим отражение знакомой темы заботы о бедных и нуждающихся, о жертвах насилия и угнетения. В заключение звучит молитва о наполнении славой Божией всей земли (ст. 19).
Псалом 86
Как указывалось в одной из первых глав, в этом псалме Израиль радуется обращению своих традиционных врагов: Вавилона, Филистии и Ефиопии. Привилегии, которые дает израильское гражданство, также распространяются и на эти народы.
Псалом 95
Восхваление Господа противопоставлено здесь идолопоклонничеству, однако, контекст этого псалма имеет миссионерскую направленность: «Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его... Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь. Воздайте Господу славу имени Его... Скажите народам: Господь царствует!» (ст. 3,7,8,10). Псалом заканчивается словами о справедливом суде вселенной и народов (ст. 13)
Псалом 97
В этом псалме говорится, что Господь творит Свои дела перед всеми народами: «открыл пред очами народов правду свою... Все концы земли увидели спасение Бога нашего» (ст. 2-3). Призыв хвалить Бога (ст. 4), Который справедливо судит всех людей (ст. 9), обращен ко всем людям. Это утверждение укрепляет народы в их выборе.
Псалом 116
Самый короткий из всех псалмов, состоящий из двух стихов, призывает всех людей земли хвалить Господа.
Псалом 144
Этот псалом имеет миссионерский смысл, поскольку он говорит о том, как одно поколение возвещает о делах Божиих другому поколению (ст. 4) для того, чтобы все люди могли узнать о всемогуществе Бога и о славном величии Его царства (ст. 12). Этот псалом превозносит величие царства Божия: «Царство Твое — царство всех веков, и владычество Твое во все роды» (ст. 13). Подчеркивается не только величие Божие, но и Его благость. «Близок Господь ко всем призывающим Его» (ст. 18). Тот, кто обращается к Нему, получит помощь (ст. 15-16). Он праведен и благ (ст. 17), поэтому люди должны обратиться к Нему, чтобы обрести спасение (ст. 19-20).
Выше мы привели примеры псалмов, в которых заложен миссионерский потенциал. В Псалтири мы также находим ряд миссионерских тем, о которых речь пойдет ниже.
Миссионерские темы
Общее откровение
Представление об общем откровении отражено в ряде псалмов. Наиболее известен в этом отношении Пс. 18: «Небеса проповедуют славу Божию... Нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» (Пс. 18:2-5). Систематическое богословие называет это общим откровением. Откровение Бога через природу является универсальным, но не характерным для Творца свидетельством. Оно доступно всегда всем людям. В Пс. 103 перечислены различные аспекты величия Бога, которое проявляется в творении: облака и ветер, горы и долины, которые Он создал, запасы воды для птиц и зверей, трава для скота, пища для человека, солнце и луна. «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих» (Пс. 103:24). Откровение в природе, хотя оно не называет Его имени и не является искупительным в своем изложении, указывает на величие и славу Бога — свидетельство, которое побуждает человечество склонить голову в священном трепете. В Рим. 1 говорится, что человек, который выказывает неповиновение вместо благодарности, начинает почитать лжебогов и идолов, которые являются лишь продуктом его воображения и делом его рук.
Лжерелигии
Некоторые псалмы высмеивают практику идолопоклонства. Пс. 134 представляет собой классический пример презрительного отношения к идолам: «Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их» (Пс. 134:15-18). Идолопоклонство отвергается как лжерелигия. Вторая заповедь запрещает поклонение идолам как одну из форм лжерелигии. В Пс. 30 верующий-израильтянин подтверждает свою ненависть к лжерелигии и веру в Ягве: «Ненавижу почитателей суетливых идолов, но на Господа уповаю» (Пс. 30:7). Идолопоклонство является признаком лжепочитания среди других народов. «Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 95:5).
Идолы представляют собой не более чем пустое изображение бессильных богов. «Ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами» (Пс. 96:9). Псалмопевец противопоставляет истинную религию и ложную, верующих в единого Бога и тех, кто поклоняется другим богам. «Да постыдятся все, служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги» (Пс. 96:7). Всякая тварь призывается к поклонению Богу, Который один достоин почитания и любви всех людей.
Народы
Ссылки на народы встречаются в Псалтири во множестве. Давид поет: «За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками» (Пс. 17:50). В Пс. 21 Давид торжественно (и пророчески) возглашает: «Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников» (Пс. 21:28). В Быт. 12:3, содержащем обетование Аврааму, заключено великое миссионерское предвидение, которое не только признает единую власть Бога, но также предсказывает обращение всех племен земных. Пс. 46 подобным образом утверждает власть Бога над всеми народами. «Бог — царь всей земли... Бог воцарился над народами... Князья народов собрались к народу Бога Авраа-мова; ибо щиты земли — Божий» (Пс. 46:8-10).
О всеобщем поклонении Богу говорит Пс. 85: «Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи» (Пс. 85:9). Созданные Им, они начинают признавать Его господство и поклоняться Ему. Сион является местом поклонения Израиля, но также знаменует приход других народов к святилищу Господа.
И убоятся народы имени Господня,
и все цари земные — славы Твоей.
Ибо созиждет Господь Сион,
и явится в славе Своей;
Призрит на молитву беспомощных,
и не презрит моления их.
Напишется о сем для рода последующего,
и поколение грядущее восхвалит Господа:
Ибо Он приникнул с святой высоты Своей;
с небес призрел Господь на землю,
Чтобы услышать стон узников,
разрешить сынов смерти,
Дабы возвещали на Сионе имя Господне
и хвалу Его в Иерусалиме,
Когда соберутся народы вместе
и царства для служения Господу
(Пс. 101:16-23).
В конце времен Господь сотворит Себе новый народ, в который войдут представители тех народов, кто признает Его власть. В Ветхом Завете надежда возлагается на скорое появление Мессии.