Как стать порядочным человеком?

1. Начните с упорядочения речи

Если вы хотите научиться быть честным, искрен­ним, порядочным, то научитесь, в первую очередь, ясно и четко формулировать и высказывать то, о чем вы хотите сказать. Научитесь говорить прямо, без лукавства, без острых углов, то есть просто и четко скажите то, что вы думаете и как вы думаете. Старайтесь также быть конкретным в своих мыслях и речах, прямым в общении, в деловых разговорах. Витиеватость в речах и “хождение” в разговоре во­круг да около предмета разговора - это как раз плацдарм для обмана. В таком словесном винегрете трудно уловить, что человек имеет в виду - “да” или “нет”, какую занимает позицию. Итак, порядоч­ность человека начинается с упорядочения мыслей и речи. Всегда определяйте цель своего высказыва­ния (вопроса, желания, указания, повествования) и четко ее излагайте. Научитесь прямо без лишних слов задавать вопросы, тогда люди скорее всего не смогут избежать прямых (однозначных) ответов. Всегда называйте вещи своими именами - не гово­рите в общем.

Если вы хотите стать порядочным человеком, на­учитесь согласовывать свои слова с мотивами своего сердца. Порядочный человек всегда говорит мотив, поэтому он никогда не попадает впросак, сказав что- то невпопад, оскорбив кого-то, попавшись на лжи.

Непорядочным людям - льстецам, лжецам, лукавым - часто приходится оправдываться, говоря: “Ой, прости, я не то имел в виду... Думал, так будет луч­ше... Так, вырвалось, но мотивы у меня хорошие...”

Людей никогда не интересует, что сокрыто в ва­шем сердце, какие мотивы остались неизреченны­ми, - их волнует то, что они видят и слышат от вас сейчас, их волнуют конкретные слова и конкретные действия. Никто не будет “расшифровывать” ваше сердце, потому что никому это не интересно (кроме Бога). “Я хотел сказать...” - надо было сказать. Лю­дей впечатляет то, что вы уже сказали и сделали, а не то, что вы хотели сказать или сделать, так что ссылаться на свой мотив - напрасное дело.

Подчините свою плоть своему интеллекту, а ра­зум - духу, тогда вы не будете говорить “по плоти, не подумав”. Обдумывайте свои слова, думайте прежде, чем что-то сделать, т.е. подчините своего внешнего человека внутреннему, и вы будете гово­рить согласно мотивам своего сердца, а не прикры­ваться мотивами, после того, как уже сказали или сделали что-то несуразное.

2. Не судите!

Порядочные люди не судят. Когда вы общаетесь с людьми и рассуждаете о делах, старайтесь быть предельно объективными в своих рассуждениях, не судите людей и их поступки. Не указывайте паль­цем и не говорите: “Ну, как он может так поступать? Как можно быть таким плохим?!” Если вы из тех, кто постоянно указывает пальцем на других, осуж­дает и обвиняет людей, вы никогда не сможете быть ни объективными, ни порядочными. Поэтому Иисус заповедал нам не судить, чтобы мы сами не были впоследствии судимы. Судить других непорядочно еще и потому, что вы не можете знать, почему люди поступают именно так, а не иначе. Да вам и не надо этого знать. Вы можете, конечно, поставить себя на место этого человека и сказать: “Я бы так не посту­пил...” Это ваше дело, но не говорите при этом: “Как так можно?” и т.д. У того, кто осуждает других, как правило, и сердце, и мысли, и сама жизнь наполне­ны грязью. Иисус говорит: “И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (...) Лицемер! вынь прежде брев­но из твоего глаза, и тогда увидишь,как вынуть сучек из глаза брата твоего”(Матфея 7:3,5). Итак, осуждение - признак очень большой непорядочнос­ти человека: он хуже тех, кого он осуждает настоль­ко, насколько бревно больше сучка.

Однако есть люди, которые впадают в другую крайность: они даже констатацию факта греха счи­тают осуждением, поэтому становятся либеральны­ми ко всем. Но констатация факта - “я говорю то, что видел” - это не грех, не осуждение. Предполо­жим, вы видели, как кто-то украл какую-то вещь, и если вы скажете об этом, то не согрешите.

Многие люди, особенно верующие, часто начина­ют прятаться за этой заповедью: не судите, чтобы не быть судимыми. Они видят истину, видят факты и говорят: “Нет, я не хочу говорить, потому что не хо­чу судить”. Однако это тоже лукавство и несправед­ливость, а значит - непорядочность: вы видите, что человек грешит, идет в ад и не предупреждаете!.. В таком случае ваша святость ложная. Представьте, что все вдруг захотят быть такими “святыми” и на­чнут делать вид, что они не видят фактов. Это при­ведет к тому, что в стране не будет судебной систе­мы вообще, милиция не понадобится, потому что нельзя никого обвинять - начнется хаос, которого так ожидает сатана. Нельзя игнорировать реаль­ность. Сами собранные факты судят людей, а не мы, - мы эти факты только констатируем. И если они свидетельствуют, что человек виноват, значит, эти факты, греховные поступки человека сами его осу­дили, а не я его осудил.

3. Осознайте свое несовершенство

Следующий шаг на пути к порядочности - пони­мание того, что на сегодняшний день мы еще несо­вершенны, хотя нам хочется иногда думать: “Я нор­мальный - это они все ненормальные; я порядоч­ный - это они все непорядочные; я хорошая - это мой муж такой плохой; я порядочный - это моя же­на со странностями”. Но когда вы начинаете думать, что вы уже в порядке, что вы уже совершенны, зна­чит, и у вас еще больше проблем, чем было раньше, - только это уже проблемы другого плана: самоуве­ренность, самоправедность. А самоправедный, по словам Иисуса, еще хуже, чем грешник, который признает себя неправедным. Когда два таких чело­века (мытарь и фарисей) пошли в храм молиться, то фарисей сказал:

...Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, пре­любодеи, или как этот мытарь:

Наши рекомендации