IV. Перечень вопросов к государственному экзамену по направлению 48.03.01 «Теология», профиль «Культура Православия»
1. Распространение христианства в I-IV вв. Гонения на христиан со стороны римской власти.
2. Ересь арианства. I Вселенский Собор и его решения. Вторая фаза арианских споров. Император Феодосий Великий. II Вселенский собор.
3. Возникновение монашества и его основные виды. Распространение монашества на Западе. Учители западного монашества.
4. Ересь Нестория. Позиция свт. Кирилла Александрийского. III Вселенский собор. Ересь Евтихия.
5. Монофизитство. IV Вселенский Собор. Томос папы Льва. Христологическое вероопределение Халкидонского собора. V Вселенский Собор.
6. Монофелитство: христологические воззрения. VI Вселенский Собор и его вероопределения. Император Юстиниан II. «Пято-шестой», или Трулльский собор. Корпус канонов.
7. Причины возникновения иконоборчества. VII Вселенский Cобор. Восстановление иконопочитания. Отношение к иконоборческим спорам на Западе.
8. Понятие догмата. Свойства догматов. Догмат и богословское мнение. Догмат и ересь.
9. Священное Предание и Священное Писание. Учение Св. Писания о Предании. Трактовка соотношения Св. Писания и Св. Предания в традиционных христианских конфессиях
10. Естественный и сверхъестественный пути Богопознания. Аргументы в пользу бытия Божия. Характер и границы Богопознания.
11. Понятие об апофатическом и катафатическом богословии. Содержание учения о существе Божием. Онтологические (апофатические) и катафатические (духовные) свойства существа Божия.
12. Указания на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете: указания на множественность Лиц, троичность Лиц, указания на личность и божество каждого из Лиц Пресвятой Троицы.
13. Свидетельства Нового Завета о троичности Лиц в Боге. Божество Отца, Божество Сына Божия, Божество Св. Духа (свидетельства Нового Завета). Православное учение о Пресв. Троице. Единосущие Лиц Пресвятой Троицы. Различие Божественных Лиц по Их личным свойствам.
14. Учение о Боге как Творце мира. Побуждение, цель и совершенство творения. Сотворение человека. Двуединство человеческой природы. Состав человеческой природы. Назначение человека. Состояние человека до грехопадения.
15. Грехопадение прародителей. Сущность грехопадения. Следствия грехопадения. Понятие первородного греха. Действительность, всеобщность и способ распространения первородного греха.
16. Учение о Спасителе Иисусе Христе. Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода. Учение о Лице Спасителя. Господь Иисус Христос как истинный Бог и истинный человек. Безгрешность Иисуса Христа.
17. Единство Ипостаси Господа Иисуса Христа. Ипостась Господа Иисуса Христа как Ипостась Слова. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств. Значение терминов «неслитно» и «неизменно или непреложно», «нераздельно» и «неразлучно».
18. Следствие ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому, по отношению к Пресвятой Троице, по отношению к Деве Марии. Проблема двух воль и двух действований.
19. Понятие искупления. Юридическая теория искупления. Теории искупления XX века: нравственная и органическая. Первосвященническое служение Иисуса Христа: умилостивительная жертва Богу. Принесение жертвы на Кресте. Восстановление союза между Богом и человеком. Спасительные плоды жертвы Христовой.
20. Царское служение Иисуса Христа. Проявление царственной власти Иисуса Христа в дни уничижения. Чудеса Спасителя. Пророческое служение Иисуса Христа. Евангельский закон веры. Евангельский закон деятельности.
21. Сошествие Иисуса Христа во ад и победа над адом. Воскресение Иисуса Христа и значение этого события в деле искупления. Вознесение Иисуса Христа на небо и его значение.
22. Учение о Боге Духе Святом. Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми даруемого им во Христе и Христом спасения. Ниспослание Духа Святого и Его действия для нашего спасения. Учение Откровения о благодати. Участие Лиц Пресвятой Троицы в раздаянии спасающей благодати.
23. Виды благодати. Особые дарования благодати. Отношение благодати к свободе. Благодать предваряющая. Значение веры и добрых дел в спасении. Благодать сохраняющая и возращающая духовную жизнь. Необходимость Церкви в деле освящения.
24. Понятие о Церкви Христовой. Церковь Христова на земле. Образы Церкви. Иисус Христос основатель Церкви. Цель Церкви. Существенные свойства истинной Церкви Христовой: Единство, Святость, Соборность, Апостольство.
25. Богоучрежденная иерархия. Апостолы. Епископы. Пресвитеры. Диаконы.
26. Понятие о таинствах как средствах освящения человека. Действительность и действенность Таинств. Таинство и обряд.
27. Крещение. Установление Таинства. Видимая сторона и внутренняя сторона Таинства. Миропомазание. Установление Таинства. Видимая сторона и внутренняя сторона Таинства.
28. Таинство покаяния. Установление Таинства. Внешнее и внутреннее действие Таинства покаяния. Условие прощения грехов. Таинство Елеосвящения. Установление Таинства. Внешнее и внутреннее действие Таинства.
29. Евхаристия. Установление Таинства. Преложение хлеба и вина в Таинстве Евхаристии. Образ пребывания Господа Иисуса Христа в Святых Дарах. Отношение Евхаристии к Голгофской жертве. Необходимость причащения Святых Таин.
30. Брак. Понятие о Таинстве бракосочетания. Видимая сторона Таинства и невидимые его действия.
31. О Боге как Судии и Мздовоздаятеле для каждого человека в частности. Смерть телесная и бессмертие души. Частный суд. Мздовоздаяние после частного суда. Состояние душ праведных и душ грешников после частного суда. Молитвы Церкви за умерших.
32. О Боге как Судии и Мздовоздаятеле для всего рода человеческого. Второе пришествие Христово. Антихрист, время его пришествия, брань его с Царством Христовым и поражение его от Господа. Воскресение мертвых. Изменение живых. Кончина мира. Всеобщий суд. Открытие Царства Славы. Состояние праведников и состояние осужденных.
33. Особенности римо-католической экклесиологии. Учение Римо-католической Церкви об источниках вероучения. Учение о верховной власти епископа Рима и папской непогрешимости
34. Католическая сотериология. Учение о первозданной праведности и первородном грехе. Учение о чистилище, сверхдолжных заслугах и индульгенциях.
35. Католическая сакраментология. Учение о действенности таинств «ex opere operato». Священство в католической церкви.
36. Краткая история и догматическая сущность католического учения о filioque.
37. Сотериология Реформации. Учение Реформации об оправдании верой. Учение Ж. Кальвина о безусловном предопределении. Его влияние на развитие Западной цивилизации.
38. Экклесилогия Реформации: учение о Церкви и царственном священстве верных. Сакраментология Реформации: понимание таинств в протестантизме.
39. Библия. Понятие о богодухновенности. Структура греческой и (славянской) Библии. Количество книг Библии и их разделение по содержанию. Переводы. Перевод LXX и его значение. Формирование канона Священного Писания. Основные виды толкования Священного Писания (с примерами). Основные темы и методы библеистики.
40. Книга Бытие. Структура. Краткое содержание и основная идея.
41. Богоявления Ветхого Завета: Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Илия.
42. Книга Исход. Структура. Синайское законодательство (Декалог) и его религиозно-нравственное значение.
43. Мессианские места Пятикнижия: пророчества, видения и прообразы.
44. Псалтирь: покаянные и хвалебные псалмы, откровение о Христе в псалмах.
45. Пророческие книги: краткая характеристика. Пророк Исаия: общее содержание и важнейшие пророчества.
46. Рождество Христово. Родословие Иисуса Христа. Хронологические рамки евангельской истории.
47. Крещение Господа Иисуса Христа, его смысл. Основные вехи общественного служения Господа Иисуса Христа.
48. Искушения Иисуса Христа в пустыне. Первая встреча с будущими учениками. Избрание двенадцати.
49. Нагорная проповедь.
50. Чудеса Господа Иисуса Христа в Галилее.
51. События второй Пасхи общественного служения Иисуса Христа. Учение Господа о Своем равенстве Отцу и о воскресении и суде. Беседа о Хлебе Небесном.
52. Исповедание ап. Петра у Кесарии Филипповой. Преображение Господне.
53. Беседы на празднике Кущей. На празднике Обновления.
54. Три обличительные притчи Иисуса Христа и три ответа на искусительные вопросы на Страстной неделе.
55. Великий Четверг. Тайная Вечеря. Последовательность событий по четырем Евангелиям и ап. Павлу. Проблема хронологии Тайной Вечери по Синоптикам и Евангелию от Иоанна.
56. Прощальная беседа Господа Иисуса Христа.
57. Великая Пятница. Взятие Иисуса Христа под стражу. Суд у первосвященников. Суд Пилата и Ирода. Голгофа. У Креста Господня. Смерть и погребение Иисуса Христа.
58. Воскресение Христово по четырем Евангелиям. Явления воскресшего Господа ученикам по четырем Евангелиям и ап. Павлу в 1Кор. Вознесение Господне.
59. Книга Деяний Святых Апостолов. Пятидесятница. История Иерусалимской общины по Деяниям. Обращение Савла.
60. Проблематика послания св. ап. Павла к Римлянам (по гл. 1-11).
61. Проблематика Первого послания св. ап. Павла к Коринфянам. О таинстве Евхаристии. О воскресении мертвых по 1 Кор.
62. Проблематика послания св. ап. Павла к Галатам. Христианская свобода и ее соотношение с добродетелью. О соотношении веры и дел по Рим., Гал. и Иак.
63. Учение ап. Павла о Церкви и Христе по посланиям к Ефесянам, к Колоссянам, к Филиппийцам.
64. Предмет патристики. Понятие «святые отцы Церкви». Ранняя патристика. Мужи апостольские. Свв. Климент Римский, Игнатий Богоносец. Раннехристианские апологеты. Сщмч. Иустин Философ и др.
65. Отношение раннехристианской литературы к эллинистической культуре. Гностицизм и борьба Церкви против него. Свт. Ириней Лионский. Расколы и борьба против них. Свт. Киприан Карфагенский.
66. Ориген: труды, учение и их последующая оценка.
67. Тринитарные споры IV в. Свт. Афанасий Александрийский. Свт. Кирилл Иерусалимский.
68. Каппадокийский синтез. Свт. Василий Великий. Свт. Григорий Богослов. Свт. Григорий Нисский. Жизнеописания. Творения. Учение.
69. Свт. Иоанн Златоуст. Жизнеописание. Творения.
70. Поздневизантийский период. Преп. Симеон Новый Богослов. Свт. Григорий Палама. Исихазм. Николай Кавасила.
71. Периодизация истории Русской Православной Церкви. Краткая характеристика каждого периода.
72. Русская Православная Церковь в ХХ в. 1918-1943 гг. Общая характеристика периода.
73. Религиозные, этно-культурные и политические предпосылки разделения Церквей, их развитие в течение I тысячелетия. События 1054 г.
74. Религиозные, политические, социально-экономические и культурные предпосылки Реформации. «Реформаторы до Реформации». Соборное движение. Богословские предпосылки.
75. Основные направления Реформации - лютеранство, реформатство, англиканство, радикальная реформация.
IV. Рекомендации обучающимся по подготовке к государственному экзамену
Государственный междисциплинарный экзамен по направлению 48.03.01 «Теология» представляет собой итоговое испытание по богословским и церковно-историческим проблемам, устанавливающее соответствие подготовленности выпускников требованиям государственного образовательного стандарта (ФГОС ВО). В ходе государственного экзамена проверяется способность выпускника к выполнению профессиональных задач.
Междисциплинарный экзамен проводится с целью проверки уровня и качества общепрофессиональной и специальной подготовки студентов и должен, наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин учитывать также общие требования к выпускнику, предусмотренные ФГОС ВО по направлению 48.03.01 «Теология». Итоговый междисциплинарный экзамен позволяет выявить и оценить теоретическую подготовку выпускника для решения профессиональных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности.
Итоговый государственный экзамен носит комплексный характер и направлен на выявление целостной системы общекультурных, общепрофессиональных и специально-ориентированных знаний, полученных выпускником в соответствии с профессиональной образовательной программой. Он не дублирует промежуточные экзамены по отдельным дисциплинам, его содержание формируется на междисциплинарной основе.
Для успешной сдачи экзамена студент должен посетить обзорные лекции, которые читаются по предметам на материале вопросов, выносимых на экзамен.
Перед сдачей экзамена у студента есть достаточно короткий период, когда он должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Специфика периода подготовки к экзамену заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.
Приступая к подготовке, важно с самого начала правильно распределить время и силы. Подготовка должна заключаться не в простом прочтении пособий или учебников, а в составлении готовых текстов устных ответов на каждый вопрос билета или программы. На экзамене монологическое высказывание студента по любому вопросу не будет превышать 7-8 минут. На это время необходимо ориентироваться при отборе содержания и объема необходимого материала.
Подготовку по каждому вопросу следует начать с ознакомительного (просмотрового) чтения соответствующей главы или параграфа пособия, учебника. По справочной литературе следует уточнять определения терминов и выписывать их отдельно.
Далее необходимо переходить к тщательной проработке содержания пособия: подчеркнуть отдельные мысли и фрагменты, выделить самое главное. Если какой-либо вопрос освещен в пособии недостаточно, то следует обратиться к другим источникам информации.
После глубокого знакомства с темой необходимо набросать план будущего ответа. В соответствии с ним нужно переходить к следующему этапу – составлению конспекта прочитанного материала. Конспект может представлять собой как полный письменный аналог устного ответа, так и предельно сжатый тезисный план (с указанием основных терминов, фактов, причинно-следственных связей, формулировками выводов и обобщений и т.п.) В любом случае записи студента должны представлять собой последовательное развитие мысли, а не хаотическое нагромождение выписок. Их лучше всего вести на отдельных листах бумаги с большими полями (на них помещаются замечания, коррективы, дополнения, материал для ответа на дополнительные вопросы экзаменаторов, не вошедший в основной текст). По такому конспекту можно быстро восстановить содержание ответа накануне экзамена. К тому же письменное оформление конспекта ответа оттачивает логику его построения, отдельные формулировки, приучает к четкости мысли, высвечивает пробелы.
Особое внимание на экзамене уделяется владению понятийным аппаратом православной теологии, пониманию смысла и значения основных терминов.
Очень важно, чтобы студент должен уметь подкреплять доктринальные (догматические) положения ссылками на соответствующие фрагменты библейского текста.
Обязательную часть профессиональной подготовки составляют знания об изученных фактах истории Церкви и персоналиях, которые внесли значительный вклад в развитие христианского богословия.
При проведении государственного экзамена на подготовку к ответу отводится один час. Ответ на каждый вопрос должен содержать развёрнутые сведения, показывающие общую и детальную осведомлённость выпускника и готовность применить полученные знания на практике. При ответе на конкретный вопрос билета студент должен продемонстрировать понимание места частного вопроса в общей системе профильных знаний. На государственном экзамене выпускник должен продемонстрировать необходимый и достаточный уровень профессиональной компетентности теолога. Ответ выпускника оценивается по степени раскрытия им компонентов содержания полученного образования.
Требования к ответу студента на государственном экзамене:
1. Раскрытие вопроса государственного экзамена как проблемы теологии.
2. Владение понятийным аппаратом.
3. Знание, понимание и анализ первоисточников.
4. Структурированность ответа в исторической и проблемной логике.
5. Методологическая компетентность: знание категориального строя теологии, принципов теологического исследования.
6. Установление междисциплинарных и межпредметных связей.
7. Умение проявить прикладную и практическую направленность полученных теологических знаний.
8. Лаконичность, четкость речи.
Рекомендуемая литература