Почему Богу требуются наши молитвы?

Мы узнаем из Писания, что ходатайственная мо­литва является ключом к выполнению Божьей мило­стивой цели для всех людей на земле. Он приглашает нас: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» (Пс. 2:8). Иезекииль говорит нам, что Бог ищет кого-нибудь, кто бы «стал... в проломе за сию землю» (Иез. 22:30). А через Исайю Господь говорит, что Он поставил сторожей на стенах Иерусалима, которые «не будут умолкать ни днем, ни ночью», беспрестанно напоминая Господу «доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иеру­салима славою на земле» (Ис. 62:6-7).

Почему же Всемогущий Бог ограничивает Себя обязательствами перед молитвами надеющихся на Него людей?Можно предполо­жить, что это загадочная тема, но я считаю, что она восходит к тому моменту, когда человечеству была дана власть над землей. Эта власть, как мы уже ви­дим, и в момент падения человека, и в последствии передана сатане и его подручным. Но через искупи­тельную жертву Христа эта власть восстанавливает­ся. И через молитву мы, Его искупленный народ, вос­станавливаем нашу данную Богом власть над миром, правя и царствуя со Христом «превыше всякого на­чальства и власти» (Еф. 1:21; 2:6). Через молитву, ис­полненную веры, мы открываем дверь для Божьего вмешательства в наш безумный мир. Дух Святой учит нас, как молиться, и на самом деле молится че­рез нас согласно Божьей воле (Рим. 8:26-27). Иисус дал нам действительный незаполненный чек, по ко­торому мы можем получить желаемое через совмест­ную молитву с другими верующими: «Истинно так­же говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попроси­ли, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18:19). «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сде­лаю... Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14:13-14).

В Евангелии от Марка (гл. 9), когда Иисусу нужно было изгнать демона, Он сказал Своим ученикам: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и по­ста» (стих 29). Если это истинно в случае одержимос­ти отдельных людей, может ли это быть не истинным при духовном порабощении общества? Именно по­этому совместная молитва Божьего народа, испол­ненная веры, является очень важной для разрыва дьявольских уз, сковывающих города и народы. По этому поводу Хендрик Беркхоф говорит о даре разли­чения духов, который Бог дает людям во время мо­литвы. Он говорит, что «этот дар включает различе­ние сил господствующих над сердцами и руководя­щих действиями людей в определенное время в опре­деленном месте»29.

Дик Истмэн описал роль, которую сыграла целе­направленная молитва в распространении литерату­ры членами миссии «Каждый дом для Христа».

В одном районе, где они распространяли литературу без молитвы, откликнулись на их деятельность все­го 10%. Но в другом месте, где персонал молился за данный район, этот показатель составлял 55%. А в третьем районе, где они молились за каждый дом, этот показатель оказался самым высоким — 80%30.

Слово предостережения и критики. Хотя мы упо­минали о важности различения духов в связи с ходатайственной молитвой, следует быть осторожными в случае наступления на начальства и власти. В Писа­нии нигде явно не сказано, чтобы мы это практикова­ли, нет также примеров таких действий в служении Иисуса, Павла и других библейских персонажей. Б. Дж. Вилхайт из «Миссии Народной Молитвы» (National Prayer Embassy) писал: «Не похоже, чтобы апостолы тратили много времени на разъяснение на­роду сведений об этих невидимых силах. Я не уверен, что Петр, Павел, Иаков или Иоанн учили, что хрис­тиане должны распознавать эти духовные силы и по­велевать им, «привязывая» их друг к другу. Чем можно объяснить то, что у апостолов не было четких понятий по этой части? Оставил ли их Иисус в неве­дении относительно таких вопросов? А может, они были незрелыми для того, чтобы Дух Святой мог от­крыть им подобные вопросы? Возможно, они верили, что власть сатаны была свергнута крестом Иисуса и что когда человек обращался ко Христу, то власть са­таны в жизни этого человека была связана? Если го­род переживал возрождение, сатана не мог больше править этим городом» 31.

Кажется логичным, что такой чрезвычайно важ­ный вопрос должен был быть освещен более широко и четко, а также продемонстрирован в Новом Завете. Вместо этого мы видим, что Иисус и Его первые по­следователи сконцентрировали свои усилия на слу­жении людям и имели дело с бесами лишь в случае необходимости, когда те проявляли себя обычно в от­дельных людях. Они никогда намеренно не концент­рировали свои усилия на бесовском. Всегда это вы­глядело случайным при выполнении их основной миссии — провозглашении Благой Вести о Царстве людям. Апостол Павел утверждал, что нужно мо­литься о людях, облеченных властью, особенно о ца­рях, потому что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:2,4). Как мы уже говорили выше, такой вид молитвы дает оше­ломляющий результат в смысле духовного возрожде­ния и избавления людей и целых обществ от власти тьмы.

Безболезненный, легкий подход к изгнанию «тер­риториальных духов», который сильно отстаивается некоторыми западными, особенно американскими, молитвенными руководителями, считающими, что их призвание — работа на космическом или страте­гическом уровне, может оказаться самонадеянным и опасным. Самонадеянным, потому что мы можем сделать необоснованное заявление о полном соответ­ствии наших молитв с определенными политически­ми или историческими изменениями, приписывая себе все заслуги, тогда как в действительности дина­мичное взаимодействие божественных, человече­ских и дьявольских факторов, вовлеченных в каж­дое такое изменение, является совершенно непости­жимым. И тут всегда есть опасность духовной гордо­сти, именно того греха, в котором был повинен Лю­цифер. Например, некоторые американские ходатаи заявили, что они связали территориальных духов России во время специальных молитвенных собра­ний на Красной площади и таким образом косвенно повлияли на гласность, перестройку и большое воз­рождение в России! Восхищенные рассказы такого рода часто встречаются в глянцевых бюллетенях. Но подобная деятельность, в лучшем случае, является причиной лишь частично, так как тысячи других людей также молились о том же, нередко в течение очень продолжительного времени.

Я убежден, что падение коммунизма в бывшем Со­ветском Союзе и изумительная духовная открытость для миллионов людей являются суверенным ответом Бога на молитвы десятков тысяч российских христи­ан, переносивших страдания и молившихся в тече­ние десятилетий в сталинских ГУЛАГах. Один из та­ких христиан, пастор Николай, рассказывал мне о долгих годах, которые он провел в камере без солнеч­ного света, без Библии и книг вообще. Когда я спро­сил его, чем же он занимался все это время, он ска­зал: «Я молился за этот город». И неудивительно, что город, за который он ходатайствовал, теперь являет­ся эпицентром духовного возрождения.

Конечно же, Господь может использовать и ис­пользует молитвы американских ходатаев, как и ос­тальных людей, которые возносят Ему свои молит­вы. Но давайте не будем упрощать процесс разруше­ния духовных уз. Сообразуясь с нашей удобной аме­риканской культурой, мы хотим обеспечить быстрое и легкое решение, тогда как местные верующие не только молились, но также переносили в течение многих лет большие трудности.

Нам нужно также обратить внимание на серьезное предупреждение из Послания Иуды тем, кто «злосло­вит высокие власти» (ст. 8). Даже Архангел Михаил уважительно говорил с сатаной: «Да запретит тебе Господь», и он «не смел произнести укоризненного суда» (ст. 9). Если Бог ведет нас к тому, чтобы связать молитвой начальства дьявола, нам нужно делать это осторожно и уважительно. Самым безопасным, ввиду отсутствия четких указаний в Писании, может слу­жить пример Архангела. Как и он, попросите Господа, чтобы Он связал и изгнал. В конце концов, Он — «Господь духов», единственный, Кого действительно боятся сатана и бесы и Кому должны подчиняться.

Провозглашение Благой Вести о Христе. Из Еванге­лия ясно, что основной целью служения Иисуса было провозглашение и демонстрация Благой Вести о Цар­стве. Он спешил от одного города к другому, где еще не слышали Его Вести, потому что «Я для того пришел» (Мк. 1:38-39). И лишь в процессе распространения Евангелия и из сочувствия к несчастным Он вмеши­вался в сферу «бесовского». Его действия по изгнанию бесов всегда были ответными, чтобы освободить узни­ков. Его усилия были направлены на освобождение людей, а не на конфронтацию с силами тьмы.

Один индийский руководитель миссионерской группы «Друзья молитвы» (Friends Missionary Prayer Band) сказал, что члены его группы никогда не ищут бесовского, оно само находит их, когда они несут миру Благую Весть. И когда они сталкиваются с ним, что неизбежно происходит, стараются прини­мать это как часть своих евангелизационных усилий. Б. Дж. Вилхайт соглашается с этим: «О чем спор? Разве не освобождаются души, которые были в плену у сатаны? Мы освобождаем их не тем, что разговари­ваем с сатаной. Мы освобождаем их, когда говорим правду об Иисусе... Мне кажется, что существует опасность в том, что связывание таких духов стано­вится необходимым условием для жатвы. Иисус не велел Своим апостолам идти в мир и связывать бесов­ские силы в небе. Он велел проповедовать Благую Весть всем людям»32.

Так же и апостол Павел проявлял подобный под­ход к служению. Он провел два года в Ефесе, пропо­ведуя и научая, пока «все жители Асии не услышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины» (Деян. 19:10). Это проповедование привело к ос­вобождению людей от сил тьмы, когда многие пуб­лично сожгли колдовские книги и принадлежности. И только потом, когда Димитрий и другие мастера почувствовали угрозу и были спровоцированы на бунт против христиан, произошло то, что можно бы­ло бы отнести к конфронтации с «духом высокого ранга» (ст. 23-41). Главной задачей апостола было провозглашение Благой Вести о Христе и повсемест­ное распространение знания о Нем. Для него духов­ная борьба была битвой за души и умы людей, чтобы они могли быть спасены, перешли от тьмы к свету и стали такими людьми, какими их хотел видеть Бог (Деян. 26:17-18; 2 Кор. 2:12-15).

И целью проповедования Павла было уничтоже­ние «твердынь», неправильного образа мышления его слушателей, порожденного сатанинским обма­ном (2 Кор. 10:3-4). Эта задача включала в себя убеж­дение людей в ходе беседы о Божьей истине.

Чарльз Финней, известный лидер пробуждения в Америке, часто говорил о том, что молитва и свиде­тельство о Божьей истине являются той комбинаци­ей, которую Бог использует для духовного возрожде­ния. Бог использует наши молитвы для ограничения сил зла и провозглашения нами Благой Вести о Хри­сте с целью заполнения вакуума, образовавшегося после изгнания этих сил. Только посредством пропо­ведования Благой Вести об Иисусе Христе можно ра­зоблачить начальства и власти. Власть иллюзии, с помощью которой они пытаются управлять челове­чеством, разрушена. Об этом пишет Беркхоф: «Когда с них сорваны маски, когда открыта их истинная сущность, ослабевает их сильная хватка. Крест их разоружил; и где проповедуют о Христе, там срыва­ют маски и разоружают власти. И хотя они все еще есть, но где провозглашают о Христе и верят в Него, там они ограничены в том, что могут делать»33.

Ричмонд Чиундиза согласен с тем, что основной нашей целью должна быть работа с людьми. «Иногда церкви допускают ошибку, атакуя систему и струк­туру территориальных духов, — говорит он. — Цер­ковь должна проповедовать несущее освобождение Евангелие и принимать участие в последующем про­тивостоянии сил»34.

Жить так, как учит Бог. Послушание Богу и Его стандартам является важной частью духовной борь­бы. Часто мы определяем духовную борьбу в слиш­ком узком смысле данного понятия. На самом же де­ле в Писании дан более широкий, более целостный взгляд. Апостол Павел, оглядываясь на свою жизнь, как слуга Христа, говорит о том, что он «подвигом добрым подвизался» (2 Тим. 4:7). Он описывает свою борьбу в служении Богу: «В великом терпении, в бед­ствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под уда­рами, в темницах, в изгнании, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при пори­цаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; ... нас наказывают, но мы не умираем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6:4-10)

В духовной борьбе для Павла заключалось все вышеперечисленное, так как это было необходимо в его войне против князя тьмы, чтобы завоевать народы для Христа. Во Втором послании к Коринфянам и в других Посланиях апостола перечислены многие сто­роны этой борьбы. Это свидетельствует о ценности на­стоящей духовной борьбы, в отличие от борьбы в уз­ком понимании, которую пропагандируют некоторые американские молитвенные лидеры, что объясняется их подходом по принципу «не поднимешь шума — не избежишь скандала». В их понимании духовная борьба заключается лишь в молитве против духов космического уровня. Но если придерживаться такой позиции, можем ли мы быть виновны в упрощении вопроса духовной борьбы путем переноса его на слиш­ком высокий уровень, чего не стоило бы делать?

Израильскому народу постоянно толковалось, что его основной обязанностью было проявлять послуша­ние Господу, ходить Его путями, и Он позаботится об устранении врагов. «О, если бы народ Мой слушал Меня, и Израиль ходил Моими путями! Я скоро сми­рил бы врагов их, и обратил бы руку Мою на притес­нителей их» (Пс. 80:14-15; Исх. 14:14; Втор. 1:30). Мак-Кэндлиш Филлипс считает, что послушание Богу и Его Слову является основным оплотом защи­ты христиан от дьявола. Он отмечает, что сатана за­хватывает власть над народами вследствие того, что люди отпадают от веры в Бога и Его Слово. Это проис­ходит вначале, затем усиливается терпимость ко гре­ху, потом приходит очередь идолопоклонства и веры в сверхъестественные силы, и, наконец, настает час диктатуры и тирании. Он считает, что Америка нахо­дится на третьей стадии. И как важно для нас, хрис­тиан, жить так, как угодно Богу! Это может быть са­мой эффективной формой духовной борьбы, которую мы можем вести! Шлиер говорит об этом следующее: «Борьба против начальств начинается, в основном, с себя и в себе. И если я должен противостоять дьяво­лу, изгнать его и препятствовать усилению его влас­ти, то средством ведения борьбы может быть отказ поддаться его искушениям, выбор и пребывание в ис­тине, справедливости, мире и надежде... Лукавый бессилен против нашей жертвенной богоугодной жизни и, в случае необходимости, смерти ради дела Христа»35.

Работа в области социальных реформ: проявле­ние справедливости и милости.

Как уже упоминалось выше, в Писании отражен более широкий взгляд на составляющие духовной борьбы. Это борьба со злом во всех его проявлениях. И так как ярость властей направлена против людей, мы должны видеть их деятельность там, где есть не­справедливость, включая эксплуатацию бедных и слабых. В Псалме 81 говорится: «Давайте суд бедно­му и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость. Избавляйте бедного и нищего, ис­торгайте его из руки нечестивых» (ст. 3-4).

У Израиля была та же проблема, что и у многих американских евангельских церквей: они толковали посвящение Богу как исполнение определенных предписанных сугубо религиозных обязанностей. Они были виновны в том, что закрывали глаза на че­ловеческие страдания в их собственном обществе. Бог через пророка Исайю осуждает такое узкое пони­мание духовности. Он говорит, что предпочитает сле­дующий пост: «Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и рас­торгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь на­гого — одень его» (Ис. 58:6-7).

И через пророка Амоса Бог говорит примерно то же: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обо­няю жертв во время торжественных собраний ва­ших... Удали от Меня шум песней твоих... Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!» (Ам. 5:21-24).

Является ли борьба против несправедливости фор­мой духовной борьбы? Является ли работа над рефор­мированием несправедливых, эксплуататорских со­циальных структур частью духовной борьбы? Если рассматривать это в более целостном смысле, то, ко­нечно же, те, кто вовлечены в такого рода борьбу, сражаются против духовной тьмы, так как она во­площена в социальных структурах.

Винк считает социальный протест против зла фор­мой «изгнания нечистой силы» во времена коллек­тивной одержимости общества. Он считает движение за гражданские права и усилия Мартина Лютера Кинга в 1960-х годах «обличением беса расизма, срыванием с него покровов законности и привычнос­ти перед лицом всего мира». Он задает вопрос о том, что могло бы случиться, если бы германские пасторы и церкви провели акции протеста за стенами нацист­ских концентрационных лагерей? Изменило ли бы это историю? В качестве библейской модели он берет очищение храма Иисусом, как пример коллективно­го очищения института, который использовался в со­вершенно других целях (Мк. 11:11-19). Винк ут­верждает, что изгнание бесов нужно понимать с этой точки зрения «как ответ на проблемы идеологиче­ской слепоты». «Наше вовлечение во зло, — говорит он, — превосходит наше социальное участие во зле. Мы в большей степени одержимы ценностями и си­лами несправедливого строя, чем мы думаем»36. По­этому, каждый из нас как личность ответственен за то, каким образом наш народ откликается на нужды обездоленных в еде, одежде, крове, медицинской по­мощи и справедливом обращении.

Страдаем ли мы, американцы, такого рода «идео­логической слепотой»? Задумываемся ли мы над тем фактом, что, хотя мы составляем лишь 6 процентов мирового населения, но потребляем 40 процентов мировых ресурсов? Наши алчные международные ресурсы и дешевую рабочую силу других стран мы используем лишь с тем, чтобы увеличить прибыль и поставить на свой рынок недорогие товары потребле­ния. Например, американские компании покупают и используют наилучшие земли в бедных странах Ла­тинской Америки для выращивания говядины для рынка США, в то время как местное население голо­дает. Подумайте об этом, когда будете есть свой сле­дующий деликатес — «Биг Мак».

В мире насчитывается от двадцати пяти до трид­цати миллионов бездомных детей в городских райо­нах. По самым грубым подсчетам, около двухсот миллионов работают практически, как рабы, зачас­тую по восемнадцать часов в день в нечеловеческих условиях. Бесчисленное количество малолетних де­вушек эксплуатируется в сфере проституции и пор­нографии. Примерно один миллиард из мирового на­селения живет в абсолютной нищете, без необходи­мой пищи, одежды и крова над головой. Ежедневно сорок тысяч детей умирают от недоедания и болез­ней, от которых несложно вылечить. Это ли не духов­ная борьба, если вы боретесь против ужасных усло­вий, порабощающих человеческую расу?

Распознаем ли мы влияние сил тьмы на подобные вещи? В нынешних условиях, когда современные средства связи сделали из нас «глобальную деревню» и мы знаем обо всех мировых нуждах, увеличивает­ся ли наша ответственность за то, чтобы любить и за­ботиться о страдающих людях, а также бороться про­тив сил угнетения? Это может быть ненасильствен­ный социальный протест, «лоббирование» (оказание воздействия) политических лидеров, участие в ходатайственных молитвах, провозглашение Евангелия Христова и образа жизни, управляемого ценностями Царства Божьего.

В 1979 году, во время голода в Камбодже, вьетнам­ские власти отказались пропустить транспорт с гума­нитарной помощью, n христиане различных деноми­наций предприняли значительные усилия для разре­шения ситуации. Мы молились, делали пожертвова­ния, «лоббировали» наших политических предста­вителей, некоторые из нас участвовали в демонстра­ции перед зданием Организации Объединенных На­ций, посылали тысячи прошений во Вьетнамское и Российское консульства с просьбой оказать давление на власти в Камбодже. Бог использовал все эти уси­лия наряду со многими другими и чудесным образом изменил ситуацию. Вьетнамские оккупационные войска в Камбодже смягчились и позволили пройти конвоям с гуманитарной помощью. От двух миллио­нов человек была отведена угроза голодной смерти. Это, несомненно, была духовная борьба в более широ­ком смысле, как она описана в Писании. И нам необ­ходимо практиковать такого рода духовную борьбу, усилиями христиан приближая Царство Христа во всех аспектах, а не концентрироваться на узком уча­стке чисто «духовной» реальности.

В «Хрониках Нарнии» К.С. Льюиса четверо детей робко пробираются через стенной шкаф в совершен­но иное измерение реальности. Это мир, в котором правит злая Белая Колдунья и держит все создание в оковах леденящего страха. Вначале эти четверо де­тей чувствуют себя порабощенными ее властью. Но затем они понимают, что Ослан, Великий Лев имеет большую власть и является их другом, готовым осво­бодить и одарить так, чтобы они смогли присоеди­ниться к нему в битве против ведьмы и ее прибли­женных37. И, как детям в фантазии Льюиса, нам то­же не нужно ничего бояться, потому что наш Господь идет со «всей властью на небесах и на земле», чтобы одарить и дать силу тем, кто вступил в битву с сила­ми тьмы в нашем мире. И мы, несомненно, знаем, у кого верховная власть и за кем истинная победа, ка­кую бы тактику ни использовал лукавый.

Глава 8

Приближая Божье Царство

Том Уайт

Используя современную терминологию, мы мо­жем говорить о примерах духовных «ударных груп­пировок», возникающих в различных областях. От­дельные христиане, признающие превосходство сил зла и ощущающие себя призванными к войне против этих сил, разрабатывают стратегию и для обороны, и для наступления на «твердыни» врага.

В течение последних двенадцати лет я руководил молитвенными шествиями, занимался изгнанием бе­сов и молился за города нашей местности на вершине горы, которая известна как место ритуального кол­довства. Когда меня просят о служении в чужих го­родах и странах, я делаю призыв в «армию» святых, которых Дух Святой побудил к битве за души на бо­лее высоком уровне. Мы просим Господа излить на нас Дух Святой, дабы остановить волну зла, захлес­тывающую наши города и народы. Это длительное и искреннее прошение.

Я верю, что в послушании Иисусу Христу, как представители Его Царства и уполномоченные Его властью, мы должны активно и зримо противостоять злу, разоблачая замыслы врага в своих сферах слу­жения, связывая дьявольские силы властной молит­вой и изгоняя силы тьмы из людей, церквей и хрис­тианских организаций. Далее, мы должны посвя­тить себя противостоянию и ограничению влияния злых сил на города, области, группы людей и наро­ды. Предлагая действующую модель такой борьбы, я хочу обратить внимание на жизненно важные прин­ципы. В настоящее время используется множество новых методологий и режимов духовной борьбы. Так давайте сначала убедимся, что стоим мы на библей­ском основании, прежде чем ринемся в бой против «врат ада».

Принципы и перспективы

Духовный солдат должен понимать и помнить о превосходстве Божьей власти над злом. Мы должны, как Иов, подтвердить, что «намерение Твое не может быть остановлено» (Иов. 42:2). Точнее говоря, мы по­нимаем, что Бог направляет ход человеческой исто­рии. Однако я считаю, на индивидуальном уровне битвы за души могут быть выиграны или проиграны, в зависимости от нашей способности к повиновению Духу Святому и нашей эффективности в благовествовании. Согласно слову Иисуса к Его ученикам (Лк. 10:17-20), мы должны придерживаться того убежде­ния, что самым важным в работе Царства является «написание имен» в Книге Жизни. Духовная борьба космического уровня, как и любой другой аспект служения, не должна превалировать над другими. И. здесь заключается опасность кре­стового похода против «твердынь» зла. Если видение боли Божьего сердца за потерянных будет похороне­но за операцией группы по штурму врат ада, то теря­ется смысл Великого Поручения.

Мы должны позволить Иисусу Христу, как Главнокомандующему воинств Господа, планиро­вать и вести наши духовные битвы. Гордость и упое­ние властью подкрадываются к палатке воина. Мы должны проявить истинное упование на Всемогуще­го и сдерживать любой фанатизм, который может проистекать от плотского рвения. По выражению Джесс Пенн-Льюис, дьявольские «орлы» парят над вершинами христианского руководства, пробуждая чувство гордости, упоения властью и сознание собст­венной значимости1. Грандиозности не место в духов­ной борьбе.

Это служение не для тех, кто не подвергался испы­таниям. Те, кто призван к такому служению, долж­ны испытать очищающую милость Духа в таких об­ластях греха, как похоть, страх, гордость, обман и честолюбие. Далее, они должны эмоционально исце­литься и быть неуязвимыми для страха, ложного чувства вины, депрессии, и чувствовать, что Дух Святой наделил их силой и властью для такой осо­бенной работы. Среди тех, кто считается духовными «отцами» (1 Ин. 2:12-14; 1 Кор. 4:15), должны быть зрелые, стойкие, преданные всей душой мужчины и женщины. Потенциальные потери будут сведены к минимуму, если сразу исключить ретивых новообра­щенных, а также тех, чьи мотивы сомнительны.

Для такого типа сопротивления необходимо четко ориентироваться по следующим двум направлениям: 1) на Бога: чутко вникать и слушать источник, полу­чать ясные впечатления и наставления от Самого Иисуса Христа. Молитвенный образ жизни должен быть усилен постоянным прославлением (Еф. 5:19-20), «выдыхая» прошение, «вдыхайте» служение мира и полномочий от Духа (Фил. 4:6-7); 2) на сатану: сопро­тивление, основывающееся на власти и активизируе­мое молитвой, усиленной объективной истиной. Это сопротивление не просто «молитва». Это — противо­стояние, вовлеченность в действия, «борьба». Мы не «Молимся» дьяволу. Мы сражаемся с ним небесным Всеоружием. По этой причине многие из нас исполь­зуют термин «противостояние сил» для этого аспекта нашей работы.

Успешная стратегическая молитва имеет несколь­ко необходимых элементов. Предполагается истин­ное единство сердец участников, преданность друг другу и общему «делу» (Деян. 1:14; 4:32). В поиске Божьего мнения должно быть согласие во имя Иисуса просить согласно Его воле и цели (Мф. 18:18- 20, Деян. 4:30). Вера группы должна быть яркой и непоколебимой (Мк. 11:22-25). И необходимо трезво оценивать ситуацию — выступление против царства сатаны обязательно будет подвергаться проверке — нам придется претерпеть преследования, испытания и даже смерть (Лк. 18:1-8).

Я не одобряю такой подход к противостоянию си­лам зла, который предполагает нанесение сильного удара, способного вышвырнуть их с территории. Я разделяю взгляд на «борьбу» как на глубокую, дли­тельную форму молитвы, просьбу к Богу о действии. Это значит — посвятить себя вместе с соратниками смелой воплощенной истине, которая ослабляет дей­ственность зла. Например, стирание расовых пред­рассудков, оказание милости бедным, консультации перед абортом могут воплощать непобедимую силу Евангелия. Для этого нужны выдержка, духовное мужество и посвящение себя жизни в соответствии с ценностями Царства. В свете Послания к Ефесянам (3:10), Бог извещает о «тайне Христа» (строительст­ве церкви) начальства и власти на небесах. Это про­исходит, когда церковь живет в динамичном взаимо­действии с Духом и при господстве Иисуса в повсед­невной жизни.

Это не большой всплеск. Большинство ослепи­тельных замыслов рождено человеком. Бог сохраня­ет за Собой парадоксальное право избрать слабого для посрамления умов мудрых. Что-то динамичное и вечное происходит на небе, когда истина торжеству­ет. Это не всегда сразу очевидно или измеримо. Хри­стианский характер, выкристаллизовавшийся в ис­пытаниях, демонстрирует превосходство пути Иисуса и обличает грех.

Наши рекомендации