Почему Богу требуются наши молитвы?
Мы узнаем из Писания, что ходатайственная молитва является ключом к выполнению Божьей милостивой цели для всех людей на земле. Он приглашает нас: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» (Пс. 2:8). Иезекииль говорит нам, что Бог ищет кого-нибудь, кто бы «стал... в проломе за сию землю» (Иез. 22:30). А через Исайю Господь говорит, что Он поставил сторожей на стенах Иерусалима, которые «не будут умолкать ни днем, ни ночью», беспрестанно напоминая Господу «доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле» (Ис. 62:6-7).
Почему же Всемогущий Бог ограничивает Себя обязательствами перед молитвами надеющихся на Него людей?Можно предположить, что это загадочная тема, но я считаю, что она восходит к тому моменту, когда человечеству была дана власть над землей. Эта власть, как мы уже видим, и в момент падения человека, и в последствии передана сатане и его подручным. Но через искупительную жертву Христа эта власть восстанавливается. И через молитву мы, Его искупленный народ, восстанавливаем нашу данную Богом власть над миром, правя и царствуя со Христом «превыше всякого начальства и власти» (Еф. 1:21; 2:6). Через молитву, исполненную веры, мы открываем дверь для Божьего вмешательства в наш безумный мир. Дух Святой учит нас, как молиться, и на самом деле молится через нас согласно Божьей воле (Рим. 8:26-27). Иисус дал нам действительный незаполненный чек, по которому мы можем получить желаемое через совместную молитву с другими верующими: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18:19). «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю... Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14:13-14).
В Евангелии от Марка (гл. 9), когда Иисусу нужно было изгнать демона, Он сказал Своим ученикам: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (стих 29). Если это истинно в случае одержимости отдельных людей, может ли это быть не истинным при духовном порабощении общества? Именно поэтому совместная молитва Божьего народа, исполненная веры, является очень важной для разрыва дьявольских уз, сковывающих города и народы. По этому поводу Хендрик Беркхоф говорит о даре различения духов, который Бог дает людям во время молитвы. Он говорит, что «этот дар включает различение сил господствующих над сердцами и руководящих действиями людей в определенное время в определенном месте»29.
Дик Истмэн описал роль, которую сыграла целенаправленная молитва в распространении литературы членами миссии «Каждый дом для Христа».
В одном районе, где они распространяли литературу без молитвы, откликнулись на их деятельность всего 10%. Но в другом месте, где персонал молился за данный район, этот показатель составлял 55%. А в третьем районе, где они молились за каждый дом, этот показатель оказался самым высоким — 80%30.
Слово предостережения и критики. Хотя мы упоминали о важности различения духов в связи с ходатайственной молитвой, следует быть осторожными в случае наступления на начальства и власти. В Писании нигде явно не сказано, чтобы мы это практиковали, нет также примеров таких действий в служении Иисуса, Павла и других библейских персонажей. Б. Дж. Вилхайт из «Миссии Народной Молитвы» (National Prayer Embassy) писал: «Не похоже, чтобы апостолы тратили много времени на разъяснение народу сведений об этих невидимых силах. Я не уверен, что Петр, Павел, Иаков или Иоанн учили, что христиане должны распознавать эти духовные силы и повелевать им, «привязывая» их друг к другу. Чем можно объяснить то, что у апостолов не было четких понятий по этой части? Оставил ли их Иисус в неведении относительно таких вопросов? А может, они были незрелыми для того, чтобы Дух Святой мог открыть им подобные вопросы? Возможно, они верили, что власть сатаны была свергнута крестом Иисуса и что когда человек обращался ко Христу, то власть сатаны в жизни этого человека была связана? Если город переживал возрождение, сатана не мог больше править этим городом» 31.
Кажется логичным, что такой чрезвычайно важный вопрос должен был быть освещен более широко и четко, а также продемонстрирован в Новом Завете. Вместо этого мы видим, что Иисус и Его первые последователи сконцентрировали свои усилия на служении людям и имели дело с бесами лишь в случае необходимости, когда те проявляли себя обычно в отдельных людях. Они никогда намеренно не концентрировали свои усилия на бесовском. Всегда это выглядело случайным при выполнении их основной миссии — провозглашении Благой Вести о Царстве людям. Апостол Павел утверждал, что нужно молиться о людях, облеченных властью, особенно о царях, потому что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:2,4). Как мы уже говорили выше, такой вид молитвы дает ошеломляющий результат в смысле духовного возрождения и избавления людей и целых обществ от власти тьмы.
Безболезненный, легкий подход к изгнанию «территориальных духов», который сильно отстаивается некоторыми западными, особенно американскими, молитвенными руководителями, считающими, что их призвание — работа на космическом или стратегическом уровне, может оказаться самонадеянным и опасным. Самонадеянным, потому что мы можем сделать необоснованное заявление о полном соответствии наших молитв с определенными политическими или историческими изменениями, приписывая себе все заслуги, тогда как в действительности динамичное взаимодействие божественных, человеческих и дьявольских факторов, вовлеченных в каждое такое изменение, является совершенно непостижимым. И тут всегда есть опасность духовной гордости, именно того греха, в котором был повинен Люцифер. Например, некоторые американские ходатаи заявили, что они связали территориальных духов России во время специальных молитвенных собраний на Красной площади и таким образом косвенно повлияли на гласность, перестройку и большое возрождение в России! Восхищенные рассказы такого рода часто встречаются в глянцевых бюллетенях. Но подобная деятельность, в лучшем случае, является причиной лишь частично, так как тысячи других людей также молились о том же, нередко в течение очень продолжительного времени.
Я убежден, что падение коммунизма в бывшем Советском Союзе и изумительная духовная открытость для миллионов людей являются суверенным ответом Бога на молитвы десятков тысяч российских христиан, переносивших страдания и молившихся в течение десятилетий в сталинских ГУЛАГах. Один из таких христиан, пастор Николай, рассказывал мне о долгих годах, которые он провел в камере без солнечного света, без Библии и книг вообще. Когда я спросил его, чем же он занимался все это время, он сказал: «Я молился за этот город». И неудивительно, что город, за который он ходатайствовал, теперь является эпицентром духовного возрождения.
Конечно же, Господь может использовать и использует молитвы американских ходатаев, как и остальных людей, которые возносят Ему свои молитвы. Но давайте не будем упрощать процесс разрушения духовных уз. Сообразуясь с нашей удобной американской культурой, мы хотим обеспечить быстрое и легкое решение, тогда как местные верующие не только молились, но также переносили в течение многих лет большие трудности.
Нам нужно также обратить внимание на серьезное предупреждение из Послания Иуды тем, кто «злословит высокие власти» (ст. 8). Даже Архангел Михаил уважительно говорил с сатаной: «Да запретит тебе Господь», и он «не смел произнести укоризненного суда» (ст. 9). Если Бог ведет нас к тому, чтобы связать молитвой начальства дьявола, нам нужно делать это осторожно и уважительно. Самым безопасным, ввиду отсутствия четких указаний в Писании, может служить пример Архангела. Как и он, попросите Господа, чтобы Он связал и изгнал. В конце концов, Он — «Господь духов», единственный, Кого действительно боятся сатана и бесы и Кому должны подчиняться.
Провозглашение Благой Вести о Христе. Из Евангелия ясно, что основной целью служения Иисуса было провозглашение и демонстрация Благой Вести о Царстве. Он спешил от одного города к другому, где еще не слышали Его Вести, потому что «Я для того пришел» (Мк. 1:38-39). И лишь в процессе распространения Евангелия и из сочувствия к несчастным Он вмешивался в сферу «бесовского». Его действия по изгнанию бесов всегда были ответными, чтобы освободить узников. Его усилия были направлены на освобождение людей, а не на конфронтацию с силами тьмы.
Один индийский руководитель миссионерской группы «Друзья молитвы» (Friends Missionary Prayer Band) сказал, что члены его группы никогда не ищут бесовского, оно само находит их, когда они несут миру Благую Весть. И когда они сталкиваются с ним, что неизбежно происходит, стараются принимать это как часть своих евангелизационных усилий. Б. Дж. Вилхайт соглашается с этим: «О чем спор? Разве не освобождаются души, которые были в плену у сатаны? Мы освобождаем их не тем, что разговариваем с сатаной. Мы освобождаем их, когда говорим правду об Иисусе... Мне кажется, что существует опасность в том, что связывание таких духов становится необходимым условием для жатвы. Иисус не велел Своим апостолам идти в мир и связывать бесовские силы в небе. Он велел проповедовать Благую Весть всем людям»32.
Так же и апостол Павел проявлял подобный подход к служению. Он провел два года в Ефесе, проповедуя и научая, пока «все жители Асии не услышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины» (Деян. 19:10). Это проповедование привело к освобождению людей от сил тьмы, когда многие публично сожгли колдовские книги и принадлежности. И только потом, когда Димитрий и другие мастера почувствовали угрозу и были спровоцированы на бунт против христиан, произошло то, что можно было бы отнести к конфронтации с «духом высокого ранга» (ст. 23-41). Главной задачей апостола было провозглашение Благой Вести о Христе и повсеместное распространение знания о Нем. Для него духовная борьба была битвой за души и умы людей, чтобы они могли быть спасены, перешли от тьмы к свету и стали такими людьми, какими их хотел видеть Бог (Деян. 26:17-18; 2 Кор. 2:12-15).
И целью проповедования Павла было уничтожение «твердынь», неправильного образа мышления его слушателей, порожденного сатанинским обманом (2 Кор. 10:3-4). Эта задача включала в себя убеждение людей в ходе беседы о Божьей истине.
Чарльз Финней, известный лидер пробуждения в Америке, часто говорил о том, что молитва и свидетельство о Божьей истине являются той комбинацией, которую Бог использует для духовного возрождения. Бог использует наши молитвы для ограничения сил зла и провозглашения нами Благой Вести о Христе с целью заполнения вакуума, образовавшегося после изгнания этих сил. Только посредством проповедования Благой Вести об Иисусе Христе можно разоблачить начальства и власти. Власть иллюзии, с помощью которой они пытаются управлять человечеством, разрушена. Об этом пишет Беркхоф: «Когда с них сорваны маски, когда открыта их истинная сущность, ослабевает их сильная хватка. Крест их разоружил; и где проповедуют о Христе, там срывают маски и разоружают власти. И хотя они все еще есть, но где провозглашают о Христе и верят в Него, там они ограничены в том, что могут делать»33.
Ричмонд Чиундиза согласен с тем, что основной нашей целью должна быть работа с людьми. «Иногда церкви допускают ошибку, атакуя систему и структуру территориальных духов, — говорит он. — Церковь должна проповедовать несущее освобождение Евангелие и принимать участие в последующем противостоянии сил»34.
Жить так, как учит Бог. Послушание Богу и Его стандартам является важной частью духовной борьбы. Часто мы определяем духовную борьбу в слишком узком смысле данного понятия. На самом же деле в Писании дан более широкий, более целостный взгляд. Апостол Павел, оглядываясь на свою жизнь, как слуга Христа, говорит о том, что он «подвигом добрым подвизался» (2 Тим. 4:7). Он описывает свою борьбу в служении Богу: «В великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнании, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; ... нас наказывают, но мы не умираем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6:4-10)
В духовной борьбе для Павла заключалось все вышеперечисленное, так как это было необходимо в его войне против князя тьмы, чтобы завоевать народы для Христа. Во Втором послании к Коринфянам и в других Посланиях апостола перечислены многие стороны этой борьбы. Это свидетельствует о ценности настоящей духовной борьбы, в отличие от борьбы в узком понимании, которую пропагандируют некоторые американские молитвенные лидеры, что объясняется их подходом по принципу «не поднимешь шума — не избежишь скандала». В их понимании духовная борьба заключается лишь в молитве против духов космического уровня. Но если придерживаться такой позиции, можем ли мы быть виновны в упрощении вопроса духовной борьбы путем переноса его на слишком высокий уровень, чего не стоило бы делать?
Израильскому народу постоянно толковалось, что его основной обязанностью было проявлять послушание Господу, ходить Его путями, и Он позаботится об устранении врагов. «О, если бы народ Мой слушал Меня, и Израиль ходил Моими путями! Я скоро смирил бы врагов их, и обратил бы руку Мою на притеснителей их» (Пс. 80:14-15; Исх. 14:14; Втор. 1:30). Мак-Кэндлиш Филлипс считает, что послушание Богу и Его Слову является основным оплотом защиты христиан от дьявола. Он отмечает, что сатана захватывает власть над народами вследствие того, что люди отпадают от веры в Бога и Его Слово. Это происходит вначале, затем усиливается терпимость ко греху, потом приходит очередь идолопоклонства и веры в сверхъестественные силы, и, наконец, настает час диктатуры и тирании. Он считает, что Америка находится на третьей стадии. И как важно для нас, христиан, жить так, как угодно Богу! Это может быть самой эффективной формой духовной борьбы, которую мы можем вести! Шлиер говорит об этом следующее: «Борьба против начальств начинается, в основном, с себя и в себе. И если я должен противостоять дьяволу, изгнать его и препятствовать усилению его власти, то средством ведения борьбы может быть отказ поддаться его искушениям, выбор и пребывание в истине, справедливости, мире и надежде... Лукавый бессилен против нашей жертвенной богоугодной жизни и, в случае необходимости, смерти ради дела Христа»35.
Работа в области социальных реформ: проявление справедливости и милости.
Как уже упоминалось выше, в Писании отражен более широкий взгляд на составляющие духовной борьбы. Это борьба со злом во всех его проявлениях. И так как ярость властей направлена против людей, мы должны видеть их деятельность там, где есть несправедливость, включая эксплуатацию бедных и слабых. В Псалме 81 говорится: «Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость. Избавляйте бедного и нищего, исторгайте его из руки нечестивых» (ст. 3-4).
У Израиля была та же проблема, что и у многих американских евангельских церквей: они толковали посвящение Богу как исполнение определенных предписанных сугубо религиозных обязанностей. Они были виновны в том, что закрывали глаза на человеческие страдания в их собственном обществе. Бог через пророка Исайю осуждает такое узкое понимание духовности. Он говорит, что предпочитает следующий пост: «Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого — одень его» (Ис. 58:6-7).
И через пророка Амоса Бог говорит примерно то же: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших... Удали от Меня шум песней твоих... Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!» (Ам. 5:21-24).
Является ли борьба против несправедливости формой духовной борьбы? Является ли работа над реформированием несправедливых, эксплуататорских социальных структур частью духовной борьбы? Если рассматривать это в более целостном смысле, то, конечно же, те, кто вовлечены в такого рода борьбу, сражаются против духовной тьмы, так как она воплощена в социальных структурах.
Винк считает социальный протест против зла формой «изгнания нечистой силы» во времена коллективной одержимости общества. Он считает движение за гражданские права и усилия Мартина Лютера Кинга в 1960-х годах «обличением беса расизма, срыванием с него покровов законности и привычности перед лицом всего мира». Он задает вопрос о том, что могло бы случиться, если бы германские пасторы и церкви провели акции протеста за стенами нацистских концентрационных лагерей? Изменило ли бы это историю? В качестве библейской модели он берет очищение храма Иисусом, как пример коллективного очищения института, который использовался в совершенно других целях (Мк. 11:11-19). Винк утверждает, что изгнание бесов нужно понимать с этой точки зрения «как ответ на проблемы идеологической слепоты». «Наше вовлечение во зло, — говорит он, — превосходит наше социальное участие во зле. Мы в большей степени одержимы ценностями и силами несправедливого строя, чем мы думаем»36. Поэтому, каждый из нас как личность ответственен за то, каким образом наш народ откликается на нужды обездоленных в еде, одежде, крове, медицинской помощи и справедливом обращении.
Страдаем ли мы, американцы, такого рода «идеологической слепотой»? Задумываемся ли мы над тем фактом, что, хотя мы составляем лишь 6 процентов мирового населения, но потребляем 40 процентов мировых ресурсов? Наши алчные международные ресурсы и дешевую рабочую силу других стран мы используем лишь с тем, чтобы увеличить прибыль и поставить на свой рынок недорогие товары потребления. Например, американские компании покупают и используют наилучшие земли в бедных странах Латинской Америки для выращивания говядины для рынка США, в то время как местное население голодает. Подумайте об этом, когда будете есть свой следующий деликатес — «Биг Мак».
В мире насчитывается от двадцати пяти до тридцати миллионов бездомных детей в городских районах. По самым грубым подсчетам, около двухсот миллионов работают практически, как рабы, зачастую по восемнадцать часов в день в нечеловеческих условиях. Бесчисленное количество малолетних девушек эксплуатируется в сфере проституции и порнографии. Примерно один миллиард из мирового населения живет в абсолютной нищете, без необходимой пищи, одежды и крова над головой. Ежедневно сорок тысяч детей умирают от недоедания и болезней, от которых несложно вылечить. Это ли не духовная борьба, если вы боретесь против ужасных условий, порабощающих человеческую расу?
Распознаем ли мы влияние сил тьмы на подобные вещи? В нынешних условиях, когда современные средства связи сделали из нас «глобальную деревню» и мы знаем обо всех мировых нуждах, увеличивается ли наша ответственность за то, чтобы любить и заботиться о страдающих людях, а также бороться против сил угнетения? Это может быть ненасильственный социальный протест, «лоббирование» (оказание воздействия) политических лидеров, участие в ходатайственных молитвах, провозглашение Евангелия Христова и образа жизни, управляемого ценностями Царства Божьего.
В 1979 году, во время голода в Камбодже, вьетнамские власти отказались пропустить транспорт с гуманитарной помощью, n христиане различных деноминаций предприняли значительные усилия для разрешения ситуации. Мы молились, делали пожертвования, «лоббировали» наших политических представителей, некоторые из нас участвовали в демонстрации перед зданием Организации Объединенных Наций, посылали тысячи прошений во Вьетнамское и Российское консульства с просьбой оказать давление на власти в Камбодже. Бог использовал все эти усилия наряду со многими другими и чудесным образом изменил ситуацию. Вьетнамские оккупационные войска в Камбодже смягчились и позволили пройти конвоям с гуманитарной помощью. От двух миллионов человек была отведена угроза голодной смерти. Это, несомненно, была духовная борьба в более широком смысле, как она описана в Писании. И нам необходимо практиковать такого рода духовную борьбу, усилиями христиан приближая Царство Христа во всех аспектах, а не концентрироваться на узком участке чисто «духовной» реальности.
В «Хрониках Нарнии» К.С. Льюиса четверо детей робко пробираются через стенной шкаф в совершенно иное измерение реальности. Это мир, в котором правит злая Белая Колдунья и держит все создание в оковах леденящего страха. Вначале эти четверо детей чувствуют себя порабощенными ее властью. Но затем они понимают, что Ослан, Великий Лев имеет большую власть и является их другом, готовым освободить и одарить так, чтобы они смогли присоединиться к нему в битве против ведьмы и ее приближенных37. И, как детям в фантазии Льюиса, нам тоже не нужно ничего бояться, потому что наш Господь идет со «всей властью на небесах и на земле», чтобы одарить и дать силу тем, кто вступил в битву с силами тьмы в нашем мире. И мы, несомненно, знаем, у кого верховная власть и за кем истинная победа, какую бы тактику ни использовал лукавый.
Глава 8
Приближая Божье Царство
Том Уайт
Используя современную терминологию, мы можем говорить о примерах духовных «ударных группировок», возникающих в различных областях. Отдельные христиане, признающие превосходство сил зла и ощущающие себя призванными к войне против этих сил, разрабатывают стратегию и для обороны, и для наступления на «твердыни» врага.
В течение последних двенадцати лет я руководил молитвенными шествиями, занимался изгнанием бесов и молился за города нашей местности на вершине горы, которая известна как место ритуального колдовства. Когда меня просят о служении в чужих городах и странах, я делаю призыв в «армию» святых, которых Дух Святой побудил к битве за души на более высоком уровне. Мы просим Господа излить на нас Дух Святой, дабы остановить волну зла, захлестывающую наши города и народы. Это длительное и искреннее прошение.
Я верю, что в послушании Иисусу Христу, как представители Его Царства и уполномоченные Его властью, мы должны активно и зримо противостоять злу, разоблачая замыслы врага в своих сферах служения, связывая дьявольские силы властной молитвой и изгоняя силы тьмы из людей, церквей и христианских организаций. Далее, мы должны посвятить себя противостоянию и ограничению влияния злых сил на города, области, группы людей и народы. Предлагая действующую модель такой борьбы, я хочу обратить внимание на жизненно важные принципы. В настоящее время используется множество новых методологий и режимов духовной борьбы. Так давайте сначала убедимся, что стоим мы на библейском основании, прежде чем ринемся в бой против «врат ада».
Принципы и перспективы
Духовный солдат должен понимать и помнить о превосходстве Божьей власти над злом. Мы должны, как Иов, подтвердить, что «намерение Твое не может быть остановлено» (Иов. 42:2). Точнее говоря, мы понимаем, что Бог направляет ход человеческой истории. Однако я считаю, на индивидуальном уровне битвы за души могут быть выиграны или проиграны, в зависимости от нашей способности к повиновению Духу Святому и нашей эффективности в благовествовании. Согласно слову Иисуса к Его ученикам (Лк. 10:17-20), мы должны придерживаться того убеждения, что самым важным в работе Царства является «написание имен» в Книге Жизни. Духовная борьба космического уровня, как и любой другой аспект служения, не должна превалировать над другими. И. здесь заключается опасность крестового похода против «твердынь» зла. Если видение боли Божьего сердца за потерянных будет похоронено за операцией группы по штурму врат ада, то теряется смысл Великого Поручения.
Мы должны позволить Иисусу Христу, как Главнокомандующему воинств Господа, планировать и вести наши духовные битвы. Гордость и упоение властью подкрадываются к палатке воина. Мы должны проявить истинное упование на Всемогущего и сдерживать любой фанатизм, который может проистекать от плотского рвения. По выражению Джесс Пенн-Льюис, дьявольские «орлы» парят над вершинами христианского руководства, пробуждая чувство гордости, упоения властью и сознание собственной значимости1. Грандиозности не место в духовной борьбе.
Это служение не для тех, кто не подвергался испытаниям. Те, кто призван к такому служению, должны испытать очищающую милость Духа в таких областях греха, как похоть, страх, гордость, обман и честолюбие. Далее, они должны эмоционально исцелиться и быть неуязвимыми для страха, ложного чувства вины, депрессии, и чувствовать, что Дух Святой наделил их силой и властью для такой особенной работы. Среди тех, кто считается духовными «отцами» (1 Ин. 2:12-14; 1 Кор. 4:15), должны быть зрелые, стойкие, преданные всей душой мужчины и женщины. Потенциальные потери будут сведены к минимуму, если сразу исключить ретивых новообращенных, а также тех, чьи мотивы сомнительны.
Для такого типа сопротивления необходимо четко ориентироваться по следующим двум направлениям: 1) на Бога: чутко вникать и слушать источник, получать ясные впечатления и наставления от Самого Иисуса Христа. Молитвенный образ жизни должен быть усилен постоянным прославлением (Еф. 5:19-20), «выдыхая» прошение, «вдыхайте» служение мира и полномочий от Духа (Фил. 4:6-7); 2) на сатану: сопротивление, основывающееся на власти и активизируемое молитвой, усиленной объективной истиной. Это сопротивление не просто «молитва». Это — противостояние, вовлеченность в действия, «борьба». Мы не «Молимся» дьяволу. Мы сражаемся с ним небесным Всеоружием. По этой причине многие из нас используют термин «противостояние сил» для этого аспекта нашей работы.
Успешная стратегическая молитва имеет несколько необходимых элементов. Предполагается истинное единство сердец участников, преданность друг другу и общему «делу» (Деян. 1:14; 4:32). В поиске Божьего мнения должно быть согласие во имя Иисуса просить согласно Его воле и цели (Мф. 18:18- 20, Деян. 4:30). Вера группы должна быть яркой и непоколебимой (Мк. 11:22-25). И необходимо трезво оценивать ситуацию — выступление против царства сатаны обязательно будет подвергаться проверке — нам придется претерпеть преследования, испытания и даже смерть (Лк. 18:1-8).
Я не одобряю такой подход к противостоянию силам зла, который предполагает нанесение сильного удара, способного вышвырнуть их с территории. Я разделяю взгляд на «борьбу» как на глубокую, длительную форму молитвы, просьбу к Богу о действии. Это значит — посвятить себя вместе с соратниками смелой воплощенной истине, которая ослабляет действенность зла. Например, стирание расовых предрассудков, оказание милости бедным, консультации перед абортом могут воплощать непобедимую силу Евангелия. Для этого нужны выдержка, духовное мужество и посвящение себя жизни в соответствии с ценностями Царства. В свете Послания к Ефесянам (3:10), Бог извещает о «тайне Христа» (строительстве церкви) начальства и власти на небесах. Это происходит, когда церковь живет в динамичном взаимодействии с Духом и при господстве Иисуса в повседневной жизни.
Это не большой всплеск. Большинство ослепительных замыслов рождено человеком. Бог сохраняет за Собой парадоксальное право избрать слабого для посрамления умов мудрых. Что-то динамичное и вечное происходит на небе, когда истина торжествует. Это не всегда сразу очевидно или измеримо. Христианский характер, выкристаллизовавшийся в испытаниях, демонстрирует превосходство пути Иисуса и обличает грех.