Важно ли знать имена начальств над городом? Как можно это подтвердить?
В некоторых местах Библии записаны собственные имена духов. Например, Артемида Ефесская (Деян. 19:23-41), Веельзевул (Лук. 11:15), Полынь (Откр. 8:11), Аввадон или Аполлион (Откр. 9:11) и некоторые другие в Новом Завете. В Деяниях 16:16 упоминается о духе, именуемом Пифон, хотя в большинстве английских переводов его называют «духом прорицательным».
В Ветхом Завете мы находим имена дьявольских начальств, такие как Ваал (4 Цар. 21:3), Астарта (3 Цар. 11:5), Милхом (3 Цар. 11:5) и многие другие. Библейские источники указывают имена духовных существ, которых хорошо знают люди, занимающиеся освобождением, но здесь нужно особое умение распознавать, прежде чем это будет признано за факт.
Иногда практикующие освобождение могут назвать случаи, когда дьявольские силы были изгнаны, а их имена собственные и функциональные не были узнаны. В то же время большинство практикующих освобождение подтверждают, что если имя раскрыто, последующее освобождение происходит с большим успехом.
Как я подробно описал в своей книге «Молитва духовной борьбы», нам помогло то, что мы узнали имена шести духов, правящих над Резистенсией, Аргентина: Помберо, Курупи, Рейна дель Сиело, Сан Ла Муэрте, дух колдовства и масонства, когда вместе с Эдгардо Сильвосо проводили эксперимент молитвенной евангелизации в неприспособленных условиях10. Джон Доусон в своей книге «Занимая наши города для Бога» говорит о том, что только когда он со своей командой обнаружил, что правящим начальством Кордобы, Аргентина, была «житейская гордость», они смогли выступить против нее, проповедуя в духе смирения»11.
11. Вы упомянули название своей книги «Молитва духовной борьбы». Так как это не библейский термин, почему вы его используете?
Это правда, что некоторые возражают против термина «молитва борьбы». И если мы и не находим такого понятия в Библии, однако, знаем, что мы находимся в состоянии борьбы. Павел просит Тимофея, чтобы тот «воинствовал, как добрый воин» (1 Тим. 1:18). Он использует аналогию с римским легионером, когда говорит ефесянам «приимите всеоружие Божие» (Еф. 6:13).
Библейское духовное оружие для ведения этой борьбы является духовным оружием, а не физическим (см. 2 Кор. 10:4), и самое превосходное из всех видов оружия — молитва. Клинтон Арнольд говорит: «Если бы Павел подытожил пути получения доступа к Божьей силе для ведения успешной духовной борьбы, он бы, несомненно, подтвердил, что делать это нужно через молитву»12.
Взяв эти библейские понятия, мы создали термин «молитва борьбы» для описания особой молитвы, с которой противостоим дьявольским силам тьмы. Использование внебиблейского термина для библейских понятий приемлемо в христианских кругах. Например, мы часто используем слово «Троица» для описания Бога, хотя слово «Троица» тоже не встречается в Библии.
[1]2. В Новом Завете нет прямых указаний участвовать в духовной борьбе на стратегическом уровне. Не заходим ли мы в этом за пределы того, что предписывает Слово Божье?
Евангельское христианство не провозглашает принципом не делать того, о чем нет ясного указания в Писании. Но вместо этого все согласны с тем, что нельзя делать то, что противоречит Писанию. Поэтому многие из нас поклоняются Богу по воскресеньям, хотя в Писании нигде не говорится, что мы должны это делать.То же самое относится к празднованию Рождества и Пасхи. Мы строим Церкви и организовываем воскресные школы, рукополагаем служителей и проводим городские евангелизационные кампании, выступаем за освобождение рабов и изгоняем демонов из христиан, хотя в Писании нет ясных указаний делать что-либо из вышеперечисленного.
Для того, чтобы делать все это, у нас есть знание о Личности и характере Бога, о Его воле, о природе Божьего Царства и о принципах христианского поведения и служения. Все проверено по принципу отсутствия противоречия Писанию. Поэтому многие из нас, если не все, делают это без сомнений. Но мы должны знать, что каждый из перечисленных пунктов подвергался строгой критике со стороны предусмотрительных братьев и сестер во Христе, чувствующих, что то или иное является неправильным, т.к. противоречит воле Бога. Они единодушно отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее тем, что такое поведение выходит за рамки Слова Божьего.
Один из моих друзей сказал, что если бы Павел хотел, чтобы мы участвовали в духовной борьбе на стратегическом уровне, то он сказал бы об этом в одном из своих посланий. Он очень удивился, когда я ответил, что если бы этот подход был принципиальным, то мы должны были бы применить его и к благовествованию. Ни в одном из своих посланий Павел не говорит адресатам, что они должны завоевывать души и пытаться привести своих соседей ко Христу. Тогда мой друг сделал вывод, что если этот принцип нельзя применять постоянно, то, возможно, он не так уж хорош.
Это может показаться странным, но многие ищут в Посланиях библейских указаний для служения, особенно представители традиционных евангельских церквей. Они часто интерпретируют Евангелия и Деяния апостолов на основе Посланий. И, наоборот, анабаптисты стремятся брать Евангелия за точку отсчета, а харизматы — Деяния Апостолов. Вначале я тоже больше ориентировался на Послания, но теперь пытаюсь принимать все три Источника в одинаковой степени. Если бы мой друг согласился, мы могли бы рассмотреть духовную борьбу и благовествование на основе того, чему Иисус учит в Евангелиях и что апостолы практиковали в Деяниях и увидели бы, что там есть и духовная борьба, и благовествование, хотя на них не делается ударение в Посланиях.
13. Из Деяний святых апостолов нам известны примеры, как апостолы благовествовали. Почему нет примеров того, как апостолы вели духовную борьбу на стратегическом уровне?
Я считаю, что такие примеры есть в Деяниях святых апостолов. И мы не совсем знаем об этом, потому что вопросы, которые рассматриваем в этой главе, не занимали умы большинства исследователей Библии, предоставивших нам стандартные толкования Деяний святых Апостолов. Признавая это, я заканчиваю двенадцатилетнее исследование Деяний публикацией моих открытий в новом трехтомном комментарии. В этом исследовании я обнаружил существенные свидетельства в пользу духовной борьбы на стратегическом уровне.
Одним из примеров является рассказ, записанный Лукой о миссионерской деятельности Павла после того, как он был послан из Антиохии. Когда Павел проповедовал Слово Божье на Кипре, произошло драматическое противостояние, записанное в Деян. 13:6-12. Он лицом к лицу столкнулся с волхвом по имени Елима или Вариисус (сын Иисуса). Противостояние волхву — это, несомненно, духовная борьба оккультного уровня. Но можно ли назвать ее также духовной борьбой стратегического уровня? Вполне возможно, так как Елима был связан с Сергием Павлом, проконсулом. Павел наглядно продемонстрировал, что сила Бога больше силы оккультных духов, которые покровительствовали Елиме; он ослеп, а проконсул уверовал в Иисуса.
Некоторые могут заметить, что на Кипре Павел имел дело с бесовской силой в человеке, а не с силой, владеющей территорией. Если дух высокого ранга поселяется в человеке, в этом нет ничего необычного. Подобного рода духом мог быть и дух, именуемый Легион, которого Иисус изгнал из человека. По какой-то причине Легион умолял Иисуса не высылать его из той земли (см. Мк. 5:10).
Такого рода примером может служить дух Пифон в Филиппах. Это был известный дух, связанный с храмом Аполлона в Дельфах. Он, несомненно, был от трона сатаны в этой части мира. В Филиппах Пифон вселился в служанку, и здесь Павел обращается прямо к нему: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее» (Деян. 16:18). Борьба с этим духом оказала такое влияние на невидимый мир, что целый город Филиппы был потрясен. В результате Павел и Сила были брошены в темницу. А впоследствии там была основана благоденствующая церковь.
Я уже упоминал, как была побеждена «великая богиня» Артемида (Диана) Ефесская, хотя это и было не прямое противостояние, как с духом Пифона, а посредством духовной борьбы на земном и оккультном уровнях. История свидетельствует, что апостол Иоанн позже был вовлечен в прямую конфронтацию с Артемидой Ефесской, хотя об этом не упоминается в Деяниях святых Апостолов13.
Дают ли нам эти примеры бесспорное право утверждать, что Библия направляет нас на духовную борьбу на стратегическом уровне? Нет. Однако эти примеры указывают, что библейские свидетельства не противоречат буквальному пониманию того, что сказал Иисус: «даю вам власть... на всю силу вражию» (Лк. 10:19).
14. А что говорит история? Есть ли в истории примеры, когда христианские лидеры использовали духовную борьбу на стратегическом уровне как часть евангелизационного наступления?
У нас нет большого количества свидетельств, что наши предшественники явно практиковали то, что мы называем молитвой борьбы. Почему? Одной из возможных причин является отсутствие исследований по данному вопросу. Постоянно делаются исторические открытия, и, если историки займутся поисками, они, наверное, обнаружат такие примеры.
Но если и не найдут, то это не будет противоречить природе Бога, творящего новое. Я считаю, что мы живем сейчас в необыкновенное время, во время последнего рывка евангелизации в мировом масштабе. Враг подавлен в течение почти двух тысяч лет, Царство Божье продвигается по всему миру, и сатана загнан в угол. Он пытается устоять в последней попытке, и для того, чтобы приблизить Царство Божье, требуется сверхъестественная сила, большая, чем когда-либо. Я верю, что духовная борьба на стратегическом уровне — это одна из новых «духовных технологий», которую Бог дал Своему народу для этого необычного времени.
15. Если мы рассмотрим общепринятые христианские богословские теории, то не найдем раздела по духовной борьбе стратегического уровня. Почему?
Если мы признаем, что духовная борьба на стратегическом уровне является относительно новым понятием в христианском движении, отсюда следует, что богословы не задавались поисками ответов на вопросы, которые мы поднимаем. Можно провести интересную параллель с доктриной служения верующих друг другу посредством духовных даров. Наши общепринятые богословские теории не развивали в деталях это положение до 1970 года, хотя в настоящее время оно почти повсеместно признано в Теле Христовом. Мартин Лютер, например, заново открыл библейское учение о священстве всех верующих, но он, очевидно, не заметил библейского учения о служении верующих друг другу.
Наши богословы прикладывают максимум усилий, но большинство из них, сознательно или несознательно, определяют сферу своих богословских исканий в контексте служения. И лишь с недавних пор в контексте нашего служения возникли вопросы относительно духовной борьбы на стратегическом уровне.
16. Проповедование Слова Божьего всегда было данным Богом способом благовествования. Только Евангелие спасает. Зачем нам добавлять к нему нечто наподобие духовной борьбы?
Это очень важный вопрос, потому что он дает хорошую возможность уяснить, что духовная борьба и проповедь Евангелия — это не одно и то же. Никто не был спасен просто потому, что «сильный был связан». Только проповедь о Христе и Его распятии, покаяние и личная вера во Христа как в Спасителя и Господа дает новое рождение и вечную жизнь.
Однако в настоящее время очень немногие удовлетворены результатами проповеди Евангелия в своих городах и их окрестностях. Каковы же препятствия? Апостол Павел говорит, что основным препятствием сиянию славы Христа для неверующих является бог века сего, ослепивший умы (2 Кор. 4:3-4). Духовная борьба на стратегическом уровне является средством в попытке устранить ослепление, чтобы неверующие могли услышать Благую Весть и ответить на зов Духа Святого. Духовная борьба — не самоцель. Основной вопрос не в том, сколько сатанинских «твердынь» разрушено, но в том, сколько пленников врага освобождено для славы Божьей.
17. Если мы будем уделять столько внимания составлению духовных карт и определению территориальных духов, это может привести к распылению усилий, и этим мы окажем слишком много чести сатане и силам тьмы. Почему мы должны превозносить сатану?
Мы не должны оказывать никакой чести сатане никакими своими действиями. Наша главная цель, как ее красноречиво описывает Вестминстерское Вероисповедание, — славить Бога и радоваться Ему вечно. Некоторые экстремисты настолько увлекаются духовной борьбой, что она становится самоцелью. В этом случае все внимание приковывается к врагу, а не к Богу. Нам нужно избегать такой крайности, и мы это делаем.
Самым главным в духовной борьбе является то, что она должна служить искупительной цели Бога для данного города или какой-нибудь территории. Бог должен быть превыше всего. Как я уже говорил в ответе на последний вопрос, борьба с силами тьмы лишь средство в достижении Божьих целей, в чем бы они ни заключались — в благовествовании, социальной справедливости или чем-либо другом.
Я благодарен Джону Доусону за то, что в книге «Занимая наши города для Бога», он акцентирует внимание на искупительном даре. Это самое важное. Как правило, в первый день моего курса по духовной борьбе в Фулеровской семинарии я приглашаю Джона прочесть лекцию, чтобы задать положительный настрой занятиям. Я хочу, чтобы Божьи цели были на самом главном месте в умах моих студентов, и я хочу, чтобы они научились молиться с верой о том, чтобы Царство Божье пришло в их общины.
18. Не усиливает ли публичное обсуждение духовной борьбы самих сатанинских духов и, следовательно, не делает ли их более опасными?
Мне совершенно не понятно, откуда этот случайный вопрос. Он звучит примерно так же, как вопрос, стоит ли исследовать и публиковать данные о том, как передается вирус ВИЧ, из страха, что это приведет к большему заражению СПИДом. Целью медицинских исследований является искоренение болезни, и чем больше мы о ней знаем, тем успешней мы можем с ней бороться.
Разоблачая то, что Павел называет «кознями диавольскими» в Еф. 6:11, мы ослабляем, а не усиливаем силы тьмы. «Козни» — это другое название стратегии. Возможно, что Павел знал о стратегии дьявола, но, к несчастью, многие сегодня о ней не знают. И это делает нас более уязвимыми. Павел говорит, «чтобы не сделал нам ущерба сатана; ибо нам не безызвестны его умыслы» (2 Кор. 2:11). Так как никто из нас не хочет, чтобы его использовали в своих целях, нам нужно постараться узнать, как можно больше о том, как действует враг.
Дьявол присутствует в «оккультном», что в переводе значит «тайное». Тайные общества знают, что если их ритуалы и деятельность станут известны общественности, они будут ослаблены и чувствительны к нападению. Тайна — оружие дьявола, потому что он обманщик по своей природе. Нам нужно проводить служение в противоположном духе, духе полного и открытого разоблачения реальности.
19. Может быть, духовная борьба на стратегическом уровне просто «пунктик»? Есть ли опасность, что она может обернуться чем-то наподобие дискредитированного «пасторского движения», которое нанесло вред Телу Христову?
Да, опасность существует, и ее нужно избегать. Так как я лично не был вовлечен в наставническое движение, то обращусь к Полу Рейду из Северной Ирландии, который имел такой опыт. Рейд разорвал связь с наставническим или пасторским движением после того, как сильно пострадал от него. Он проанализировал свой опыт в книге «Восход новой Пасхи»14. В ней Рейд указал на три наиболее значительных греховных аспекта движения, потребовавших впоследствии покаяния:
1) Самоуверенность. «Мы верили, что были лучше, чем другие церкви и общины». Такая опасность есть и в духовной борьбе на стратегическом уровне. Мы должны понимать и объяснять широкому кругу верующих, что лишь немногие члены Тела Христова призваны и помазаны быть на переднем крае борьбы. Это призвание основывается не на каких-либо особых достижениях в духовности или положением перед Господом. Это, большей частью, независимый выбор Бога, подобный выбору трех сотен воинов Гедеона или менее одного процента воинов, имеющих право быть избранными. Когда победа завоевана, все Тело Христово получает одинаковую награду.
Серьезной ошибкой является мнение, что в духовную борьбу вовлекаются первоклассные христиане или церкви, а те, кто не практикуют этой борьбы — христиане второго сорта. Мы знаем, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).
2) Манипулирование. «Управление образом жизни через пасторское движение». Я не видел указаний на подобное в духовной борьбе на стратегическом уровне. Фактически, «Сообщество Духовной Борьбы» (Spiritual Warfare Network) является составляющей «2000 год после Р.Х.» (A.D. 2000), «Движения по ту сторону» (Beyond Movement) и их «Пути Объединенной Молитвы» (United Prayer Track), структура которых соответствует структуре массовых организаций, что предотвращает любую возможность манипулирования. И я надеюсь, что это будет продолжаться.
3) Сотворение кумиров. «Мы оказывали людям почести, которые можно оказывать только Богу». Этому искушению подвергались практически все межцерковные движения, с которыми я был связан. В движении «Рост Церквей» (Church Growth Movement) пасторы больших, растущих церквей подвержены тому, чтобы принимать славу. В движении чудес и знамений те, кому больше всех открылось «слово знания» (1 Кор. 12:8) или кто видит больше людей «пораженными» в Духе Святом, являются людьми самовлюбленными. В движении духовной борьбы на стратегическом уровне это те, кто видит города, социально и духовно преображенными.
Если мы хотим научиться на ошибках наставнического движения, на ошибках, которые сейчас исповедуют их лидеры, мы сможем избежать нанесения вреда Телу Христову, нанося ущерб только царству тьмы.
20. Существует ли опасность в противостоянии начальствам высокого ранга, таким как те, которым противостояли Павел и Сила в Филиппах (их избили и бросили в тюрьму), или же христиане должны занять оборонительную позицию и «устоять», как говорится в Ефесянам 6:13? (Здесь говорится о всеоружии Божьем как об оборонительном).
Во-первых, Бог не призывает всех христиан подвергаться опасности на переднем крае, как это делали Павел и Сила. Большинство верующих, это те 31700 остававшихся дома, когда Гедеон сражался против мадианитян. Они были там, где им предназначено было быть Богом, так же как тем тремстам предназначено было быть на переднем крае битвы вместе с Гедеоном. Но примечательно в этом случае то, что ни одна сторона не упрекала другую. Ни три сотни не жаловались, что 31700 остались дома, ни те, кто остались, не критиковали ушедших.
В контексте сегодняшнего дня я чувствую себя призванным на передовую. И это не знак духовных заслуг, а простая убежденность в том, что Бог призвал меня к этому и дал мне личное желание подчиняться Божьим заповедям. У меня нет ни малейшего желания упрекать тех, кого Бог призвал остаться дома. Они сражаются с сатаной на другом фронте. Одни должны хранить свою семью, другие работать с нечестными деловыми партнерами, еще одни работать в школьном попечительском совете в условиях недостаточного финансирования, заботиться о престарелых родителях, выплачивать арендную плату, участвовать в программе помощи бездомным, выращивать урожай или разрешать конфликт между пастором и пожилым человеком. Это в духе Библии. Библия говорит нам о вещах, которые позволяют не участвовать в сражении — строительство нового дома, закладывание виноградника или обручение с женою (см. Втор. 20:5-7). И для многих, в принципе, для большинства христиан, подобные вещи — это исполнение Божьей воли и максимум того, что они могут сделать.
Но Божья воля для моей жизни, как и для Павла, — идти в мир с наступательных позиций. Вокруг меня сплотились люди, чувствующие такое же призвание, и в результате возникла «Международная организация духовной борьбы» (International Spiritual Warfare Network). Хочу признаться, что своим рвением я воздействовал на других, так как считал их менее верными Богу, если они ко мне не присоединялись. Я глубоко сожалею об этом и прошу прощения. Мне нужно улучшить мои методы общения, и я знаю, что многие мои друзья могут признаться в том же.
В то время, когда мы старались следовать Божьим призывам к действию, сильнее всего нас ранили нападки на наши действия со стороны тех, кто был призван оставаться дома и противостоять сатане иным образом. Одни обвиняли, а другие прямо говорили, что мы не следуем Божьей воле. Некоторые утверждали, что христиане, в принципе, не должны противостоять «начальствам и властям». Нас ругали за превышение полномочий. Духовную борьбу на стратегическом уровне высмеивали как «теорию крупных бесов», «угрозу кулаком дьяволу», «ругань с бесом на перекрестке». Многие из них поднимали вопросы, на которые я даю ответы в этой книге, защищая оборонительную, а не наступательную позицию, считая ее Божьей волей не только для себя, но и для всех остальных христиан.
Многие из этих критиков в действительности не знают, что происходит в духовной борьбе на стратегическом уровне. Они большей частью не знают об обширных предварительных исследованиях, об основании единства местных христианских пасторов и руководителей, о длительном близком общении с Отцом, о прославлении и поклонении превозносящих Бога, глубоком покаянии в молитве, социальном и личном примирении как плодах этого служения.
Если мы рассматриваем всеоружие Божье в Еф. 6 только как оборонительное, мы неправильно понимаем аналогию Павла. Римский воин, на которого ссылался Павел, никогда не имел перед собой конечной целью лишь защиту. Он использовал защиту как средство остановить завоевание врага. Когда римские легионы выходили на битву, они имели перед собой явную цель — расширить границы Римской империи, а не для того, чтобы отступить и предоставить врагу возможность атаковать себя. Их оружие было создано, чтобы служить этой цели. Те, кого Бог призвал к духовной борьбе стратегического уровня, должны облачиться во «всеоружие Божие» и искать приближения Царства Божьего.
Это рискованно? Да. Павел говорит Тимофею: «Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2:3). На каждой войне есть раненые и убитые, хотя мы стараемся свести потери к минимуму. Даже Павел, один из наилучших солдат Бога, говорит о своих тяжелых испытаниях, нужде, бедствии, «тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях» (2 Кор. 6:4-5). Он также свидетельствует о «побивании камнями, кораблекрушениях, опасностях от разбойников, опасностях в городе, стуже и наготе, о голоде» и других трудностях (2 Кор. 11:23-27).
Многие из моих коллег страдали от подобных бедствий. Враг нанес сильный удар моей жене. Но большая часть воинства Божьего «с великой радостью принимает различные искушения» (Иак. 1:2), поднимается и снова бросается в бой. Они знают о своем призвании от Бога и радостно живут в послушании Ему, как бы рискованно это ни было.
21. Что вы ответите на опубликованное заявление, утверждающее, что занимающиеся духовной борьбой на стратегическом уровне стремятся заменить техникой и методологией святость, благовествование и учение, вдохновляемое Духом Святым?
Те, кто указывают на данное заявление, очевидно, плохо информированы. Среди тех, с кем я связан по работе в сфере духовной борьбы на стратегическом уровне, никто не сводит свое служение к методологии или технике. К этому можно отнести лишь некоторых авторов, печатающих образцы молитв для тех, кто занимается освобождением. И хотя я этого не делаю, все же понимаю, что эти молитвы предлагаются не как магическая формула, но как вид помощи начинающим и малоопытным. И большинство авторов открыто об этом заявляют.
И современная организация «Сообщество Духовной Борьбы» (Spiritual Warfare Network) наряду с «Пути Объединенной Молитвы — 2000 год после Р.Х.» (A.D. 2000 United Prayer Track) не пренебрегают проповедованием Слова Божьего, а наоборот, концентрируют на нем все свои усилия. Как уже было мною отмечено ранее, я не считаю молитву духовной борьбы конечной целью, но средством, способствующим проповедованию Слова Божьего по всему миру, в частности, среди людей, находящихся в плену врага.
Духовные воины считают святость необходимым предварительным условием для вступления в битву. Синди Якобе говорит, что вы можете надеть «всеоружие Божье», но без личной святости вы будете иметь в нем «дыры». Недостаток чистоты и плодов Духа провоцирует успешную контратаку дьявола.
Любое учение, которое не ведет Дух Святой, является опасным в духовной борьбе. Поэтому большинство опытных бойцов передовой проводят долгие часы в молитве, заботясь о близости с Отцом. Делать это их вынуждает реалистическая оценка мощи вражеских сил. С их стороны было бы глупо ввязываться в бой, не будучи исполненными Духом Святым, без особого Его водительства в отношении как методологии, так и ее применения в каждом конкретном случае. Они тщательно изучают запечатленное Слово Божье и внимательно слушают слова водительства Духа Святого. Меч Духа — это слово Бога (Еф. 6:17).
Вооружившись совершенным знанием Слова Божьего и полнотой Духа Святого, призванные на линию фронта могут пользоваться властью, данной им Иисусом Христом, связывая на земле то, что связано на небесах, успешно сражаясь против начальств и властей и видя приближение Царства Божьего, а также выполнение великой задачи Иисуса.
Глава 6
Библейская перспектива
Том Уайт
С начала 80-х годов до настоящего времени в церквах и миссиях разрабатывается стратегия служения, которая направлена на активное участие в духовной борьбе. Сам по себе этот термин очень популярен. Последователи Иисуса борются «с миром, плотью и дьяволом». Большей частью это борьба с плотью и ложными ценностями. Никто не хочет уделять слишком много внимания лукавому. И все же многие перешли от просто теологических служений до противостояния злу и убеждения, что для этого нужно согласованная стратегия.
Что касается оставшейся части века, то мы живем под влиянием «свершившегося, но еще не окончившегося» триумфа Иисуса над силами зла. «Свершившегося» , потому что Иисус лишил силы дьявола, разрушил его дела (Евр. 2:14; 1Ин. 3:8) и обезоружил начальства и власти (Кол. 2:15). «Но еще не окончившегося», потому что сатана и его войска не будут окончательно связаны до конца века (Мф. 13:37-43).
Перед верующими поставлена задача — победить лукавого (1 Ин. 2:13-14). Продолжающееся присутствие дьявола обеспечивает полигон для испытаний как неверующих, так и верующих.
Мы призваны лично победить зло, жить в свете истины и принимать участие в освобождении других от греха и сатаны. Однако, призвание к конфронтации с правящими силами зла не является настолько ясным. Я считаю, что мы должны противостоять внедрению небиблейских методологий, насаждающих менталитет «магического оружия». Далее приводятся некоторые библейские положения в качестве моделей, направленных на обнаружение, распознавание и одержание победы над «начальствами и властями» зла.
Задавая трудные вопросы
Грустная правда заключается в том, что часто верующие реагируют на проявление зла недостаточно и несвоевременно. Необходима установка на активность. В настоящее время мы наблюдаем значительный рост влияния движения «Новый век» и гуманистической философии, распространение культов и оккультного спиритизма, возрождение воинствующего ислама и настораживающее появление явно сатанинских ритуалов. В то же самое время Дух Святой вдыхает новое мужество в церковь, вооружая Свое воинство на битву. Мы слишком заняты теоретизированием и теологизированием. Пришло время для многих из нас занять места в окопах.
В проповедовании Евангелия мы привыкли иметь дело с культурными барьерами, интеллектуальным сопротивлением и религиозными догматами. Достаточно ли у нас опыта и умения распознавать невидимую духовную силу, отвращающую душу от знания истины? Как мы с этим боремся? Можем ли мы распознать духовные силы, отравляющие атмосферу некоторых городов и регионов? Это трудные вопросы.
Рассмотрим притчу о семенах и сеятеле. В некоторых случаях, когда слово правды падает, как зерно, прилетают «птицы» и поедают его. Эти птицы, согласно Иисусу, и есть дьявольские силы, ворующие принятие спасительной истины (Мф. 13:4,19). Павел говорит нам, что неверующие подвержены «духу непослушания» (Еф. 2:2) и что бог века сего «ослепил умы неверующих, чтобы для них не воссиял свет благовествования» (2 Кор. 4:4). Мы недостаточно серьезно воспринимаем эти стихи.
Мы читаем в Еф. 6 об облачении во всеоружие Божье для борьбы с дьявольскими силами. Что же значит слово «борьба»? Из контекста мы знаем, что Павел описывает рукопашный бой. При интерпретации этого слова, его нужно облечь в плоть.
Что описывает Иисус, говоря о том, как связать и похитить добро «сильного»? (Лк. 11:21-22). Он говорит о победе над царством сатаны. Относится ли это просто к людям, одержимым бесом и нуждающимся в освобождении? Или это можно отнести к агрессивному распространению территориальных «твердынь»?
Каков скрытый смысл места из Послания к Ефесянам 3:10, где в некотором роде извещается тайна искупления «через церковь начальствам и властям»? А как можно оценить повеление Иисуса Савлу, «чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» (Деян. 26:18-19)? Подразумевается ли здесь просто слово истины, обращенное к людям, или здесь есть место и для обнаружения и ослабления хватки дьявольских сил, препятствующих людям откликнуться на слово истины?
Я считаю, что нужно более наступательное применение власти Бога, чтобы повысить эффективность нашей жатвы. Но давайте уясним следующее. Это скорее ходатайство перед Божьим троном, чем простая конфронтация сил. Роль руководителей в применении этой власти несколько десятилетий назад описал богослов Дж. А. Макмиллан:
«Восседать рядом на троне, несомненно, значит иметь власть, которую этот трон символизирует. И в самом деле, они были возвышены по плану Бога именно для этой цели, которую могут реализовать сейчас в меру своих духовных возможностей, проявить свою власть над духами поднебесными и над условиями, которые они создали на земле и продолжают создавать посредством бесконечных манипуляций человеческими умами и обстоятельствами»1.
Мы, посланцы Христа, имеем помазанную власть от Него над самими властями (см. Лук. 10:17-20) и над разного рода влиянием, какое они оказывают на людей. Это волнующая концепция! Но эту власть нужно проявлять в действии.
В начале 80-х годов индусский гуру Багхван Шри Райниш купил земельный участок в центральном Орегоне и начал строительство города для своих учеников. Около пяти тысяч приверженцев увлеклись его явно антихристианским учением. Местные жители, политики и представители закона безуспешно пытались выселить эту группу из штата Орегон в течение ряда лет. В 1985 — 1986 гг. я имел честь участвовать в двух молитвенных собраниях, ходатайствующих в стратегической молитве перед Господом об ослаблении хватки духовных сил, стоящих за общиной Райниша. После этих собраний участники почувствовали, что окончательное выселение Багхвана всего лишь вопрос времени.
Мне явственно вспоминается сильная молитвенная просьба Давида: «Побори, Господи, борющихся со мною» (Пс. 34:1).
В 1987 году нескольким руководителям общины были предъявлены обвинения, в течение нескольких недель Гуру был депортирован, и там осталось всего лишь несколько разрозненных его последователей. Я уверен в том, что именно молитва святых рассеяла врагов Яхве.
Позвольте мне сформулировать обсуждаемый вопрос в виде двух вопросов. Первый: согласуется ли с Библией и безопасно ли для людей разрабатывать и воплощать наступательную стратегию борьбы со злом на высших уровнях правящих властей? В Библии есть четкое указание обличать лжеучения и лжепророков, освобождать людей от порабощающей власти дьявольских духов (Лк. 10:17-20), занимать оборонительную позицию против сатанинского порабощения (Еф. 6:10) и лично «побеждать» лукавого (Откр. 12:11). Но оправданно ли в церкви разжигание конфликта? Наше ли это дело? Для убедительности необходимо соответствующее место из Писания и несомненное водительство Духа перед атакой на «врата ада».
Можно также привести эсхатологическое рассуждение. До какой степени мы можем реалистично ожидать ослабления и уничтожения территориальных сил тьмы — до того ли, как возвратится Иисус со святыми ангелами, чтобы судить неправедных и положить конец власти сатаны (2 Фес. 1:5-10)? Неизбежны ли плевелы среди злаков до момента жатвы? И необходимо ли пребывание темных сил на небесах до момента, когда Царь царей подпишет приказ об их изгнании?
Второй вопрос практический. Если мы можем аргументировать положительный ответ на первый вопрос, то естественен и вопрос: «А в чем же заключается эта наступательная стратегия?» Это может быть сверхъестественная стратегия, порожденная Богом и наполненная силой молитвы и прославления. И все же она не может быть мистической и трудной для понимания. Эта стратегия должна быть осязаемой и выполнимой, а также совместимой с библейскими нормами, иначе ей нельзя следовать вообще. Это большой риск. И нужно видеть опасности. Хотя сатана и «псевдокнязь», все же он еще обладает достаточной силой, чтобы использовать человеческие плотские усилия. Далее я попытаюсь изложить безопасное и разумное направление для тех, кто чувствует призвание к духовной борьбе космического уровня.