Часть 3. Духовная борьба: Космический уровень
5. Двадцать один вопрос (С. Питер Вагнер)
6. Библейская перспектива (Том Уайт)
7. Как сатана действует на космическом уровне (Джон Робб)
8. Приближая Царство Божье (Том Уайт)
Часть 4. Применяя стратегии на практике
9. Из лагеря смерти – на свободу (Марк Х. Уайт)
10. От «Нового века» - к новой жизни (Лора Элизабет)
11. Аргентина: евангелизация в контексте духовной борьбы (Эдгардо Сильвосо)
Сноски
Введение
Поскольку мы, христиане, служим нашему Господу и Учителю в этом мире, мы живем и работаем на территории противника. Новый Завет указывает, что, несмотря на великую победу Иисуса, "весь мир лежит во зле" (1 Ин. 5:19) и был предан сатане (Лк. 4:6). Следовательно, мы, последователи Иисуса, находимся в постоянном конфликте с врагом нашего Бога и Его Сына Иисуса, лукавым.
В большинстве случаев кажется, что мы находимся в раздоре с людьми этого мира, а не с невидимыми силами. Это неудивительно, так как люди вокруг нас ослеплены врагом (2 Кор. 4:4) и завербованы на дело того, кого Иисус называет "князем мира сего" (Ин. 14:30).Люди, находящиеся под сатанинским влиянием, ненавидят и преследуют нас, как преследовали нашего Господа (Ин. 15:18-21). И так как против нас ополчились и видимые, и невидимые силы, нам необходима помощь, которую мы можем получить от Самого Бога и других верующих.
Мы вовлечены в битву во имя Иисуса длиной в жизнь, сражаясь как на человеческом уровне, так и "против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (Еф. 6:12).
Эта книга о том, что значит жить и сражаться в стане врага. Идея ее написания возникла в процессе обсуждения встреч под названием Лозанна II, проходивших в Маниле в 1989 г. На этих встречах состоялось три семинара по вопросу духовной борьбы, привлекших наибольшее внимание. Этот факт является особенно важным ввиду того, что это мероприятие проводилось при содействии евангельской нехаризматической организации. И хотя на встречах Лозанна I (1974) тема, посвященная духовной войне, не рассматривалась, она вызвала такой большой интерес у сторонников движения нехаризматических евангельских церквей, что ей были посвящены несколько специальных курсов и встреч.
Четыре из представленных глав этой книги были прочитаны в Маниле как доклады. Две главы, написанные Томом Уайтом (шестая и восьмая), являются частью его блестящего доклада, прочитанного там же. Моя вводная глава также была представлена там, как более краткая версия исследования Эдгардо Сильвосо. К ним я присоединил семь дополнительных глав, три из которых полностью новые, написанные участниками встречи Лозанна II (главы три, четыре и пять). Эти и остальные главы были написаны специально для этой книги.
Все авторы происходят из консервативного евангельского (нехаризматического) окружения. Поэтому мы строго придерживаемся Писания и основываемся на нем.
Таким образом, мы подходим к данному предмету осторожно. И хотя чувствуем, что открыли то, что для нас является новой библейской истиной, все же не хотим позволить этому открытию поколебать основы, с которыми прошли большую часть нашей жизни. Однако мы видели силу Божьего воздействия, проявленную различными путями, поэтому не будем возвращаться к бессильному евангелизму нашего прошлого.
У нас нет полного согласия по некоторым пунктам. Мы вместе со всем "движением" духовной борьбы исследуем, экспериментируем и стремимся к росту и зрелости в нашем понимании и практике. У каждого из нас своя биография и опыт. При нашей строгой приверженности авторитету Писания мы приходим к согласию почти по каждому вопросу, если он ясно истолковывается Библией. К сожалению, есть темы, относительно которых нет четкого руководства в Священном Писании. В этой области читатель обнаружит несходство во взглядах между различными авторами, особенно теми, кто пишет о борьбе на космическом уровне.
В любом общении есть отрицательный момент, выражающийся в том, что людям непросто сказать, что они предполагают. Исследуя Слово Божье, написанное много веков тому назад людьми из культурной среды, радикально отличавшейся от нашей, мы не всегда четко понимаем, что предполагали авторы. Например, в Посланиях Павла редки ссылки на такие чудные события, как изгнание бесов. Потому ли, что этого не случалось? Или Павел просто не ссылался на такие события, так как они были обычными, или же по какой-либо другой причине, недостойной упоминания?
Что касается территориальных духов, то и в Старом Завете, и в небиблейских источниках есть указания на то, что люди в них верили. Но мы практически не получили никакой помощи, пытаясь определить по Библии, что с ними делать. Итак, некоторые из нас стремятся экспериментировать, но у них есть весьма незначительная, а порой и отсутствует всякая библейская поддержка. Другие же не столь отважны.
Мы думаем, что, постигая сущность, приобретаем опыт. Но большинство вопросов остаются нерешенными, и это совершенно очевидно прослеживается в нескольких главах этой книги. Например, насколько далеко может простираться наше знание об организации царства сатаны и о благих ангелах, посредством которых Бог ему противостоит? Ищем ли мы или не ищем противостояния бесам? Имеем ли мы библейское разрешение противостоять территориальным духам высокого ранга? Если да, то кто это должен делать и как? Можем ли мы с уверенностью определить бесовские твердыни в городе (порнография, алчность или чрезмерность амбиций, проституция, оккультная инвазия), или наши попытки - это просто догадки? И что нам делать, если Библия ничего не говорит о многих вещах такого рода?
Читая эту книгу, вам придется много и усердно думать над некоторыми из этих вопросов. Ободритесь, но не ожидайте легких ответов. Мы стараемся следовать Библии, быть рассудительными и созидательными. Но никто из нас не претендует на знание ответов на все вопросы (даже когда мы выглядим уверенными в себе).
Мы хотели бы обсудить эти вопросы и пригласить вас к поиску лучших ответов и подходов.
Соавторы
Главы этой книги написаны восемью различными авторами. Это: Эд Мэрфи (глава третья) получил степень доктора миссиологии в Фулеровской семинарии после миссионерского служения в Мексике. Является вице-президентом международной евангелизационной кампании (ОС International — ранее Overseas Crusades). Эд Мэрфи много путешествовал по миру, обучая и консультируя по вопросам, связанным со спасением и духовной борьбой. Ранее он преподавал в университете Биола, а сейчас преподает в христианском колледже Сан-Хосе. Недавно Эд Мэрфи издал книгу под названием «Руководство по духовной борьбе» (Nelson, 1992).
Питер Вагнер (глава пятая) с 1971 г. является профессором Школы мировых миссий Фулеровской семинарии по предмету «Рост церквей», куда он пришел после шестнадцатилетнего миссионерского служения в Боливии. С 1982 г., когда мы вместе пришли к вере в исцеление и применению его на практике, Питер написал несколько полезных книг о молитве и духовной борьбе (см. библиографию). Помимо преподавания и написания книг, он возглавляет организацию «Всемирная жатва» (Global Harvest), целью которой является расширение Божьего Царства через молитву и духовную борьбу. Эта организация координирует деятельность организации «Пути Объединенной Молитвы — 2000 год после Р.Х.» (A.D. 2000 United Prayer Track).
Том Уайт (главы шестая и восьмая) был обращен из оккультной среды и в настоящее время руководит организацией Frontline Ministries of Corvallis, Орегон, в рамках которой много путешествует, проводя семинары и курсы по духовной борьбе и спасению. Том написал две очень полезные книги, обе опубликованы издательством «Служитель» (Servant, см. библиографию).
Джон Робб (глава седьмая) является руководителем программы «Люди, которые не слышали Слова Божьего» (Unreached Peoples) международной организации «Всемирное откровение» (World Vision International). Джон много путешествует по миру, проводя семинары и исследуя взаимозависимость духовной борьбы и обращения к людям, которые еще не знают о Христе или не откликнулись на Его истину.
Марк Уайт (глава девятая) является студентом Фулеровской семинарии, недавно открыл в себе способности в служении духовно угнетенным и в редактировании. Марк был моей правой рукой в составлении этой книги и вполне заслужил право видеть свое имя на титульной странице этой и предыдущей моей книги.
Лора Элизабет (глава десятая) — мать и домохозяйка, в прошлом участник движения «Новый век». Ее вклад в эту книгу — чудесная история о том, как Бог в ответ на ее молитву смог прорваться к ней, чтобы привести к Себе.
Эльгардо Сильвосо (глава одиннадцатая) родился и вырос в Аргентине. После получения степени по миссиологии в Фулеровской семинарии и исцеления Господом от смертельной болезни, стал выдающимся стратегом в области, которую я называю «противоборствующий евангелизм», в Аргентине и во всем мире через свою организацию «Благовестив жатвы» (Harvest Evangelism в Сан-Хосе, Калифорния).
Чарльз Крафт (главы первая, вторая и четвертая). У меня за плечами срок миссионерской работы в Нигерии, десять лет преподавания в светских университетах и двадцать пять лет преподавания антропологии, методов общения и позже духовной борьбы в Школе мировой миссии Фулеровской семинарии. Это моя четвертая книга в области духовной борьбы.
Структура книги
Книга состоит из четырех частей. Часть первая содержит основополагающие, формирующие взгляды на предмет материалы. Первая глава начинается, как и Библия, признанием существования двух царств: законного Царства Бога и царства сатаны, бросившего Ему вызов. Во второй главе я попытался выделить несколько моментов из наших наблюдений и переживаний.
Часть вторая состоит из двух глав о том, что мы называем духовной борьбой «земного уровня». В первой из этих глав Эд Мэрфи предупреждает нас о некоторых опасностях, которых мы должны остерегаться в духовной борьбе на этом уровне. В следующей главе описывается разрабатываемый мной и моими коллегами подход к изгнанию бесов.
В части третьей мы обращаемся к тому, что я называю духовной борьбой «космического уровня» (ниже смотрите объяснение данной терминологии). Питер Вагнер открывает раздел ответами на наиболее часто задаваемые вопросы относительно ведения духовной борьбы на этом уровне. Далее, в шестой главе, Том Уайт рассматривает места из Библии, так или иначе относящиеся к тому, что прямое противостояние духовным существам более высокого уровня является обоснованным. Джон Робб в седьмой главе не только затрагивает те же самые вопросы, но и предлагает иллюстрации различных подходов, основываясь на обширном личном опыте. Затем в восьмой главе Том Уайт рассказывает нам о модели проведения акции продолжительностью в три года, направленной на изгнание сатанинских духов космического уровня.
И, наконец, в четвертой части мы представили три исследования, каждое из которых охватывает несколько аспектов духовной борьбы, рассматриваемых в предыдущих восьми главах книги. В девятой главе Марк Уайт излагает историю освобождения одной женщины, которая привела к ее обращению. Результаты этой борьбы земного уровня могут быть использованы во время евангелизации. Лора Элизабет, рассказывая собственную историю в десятой главе, подчеркивает эффективность молитвы для прорыва сквозь пелену слепоты, вызванной ее зависимостью от сатаны. Затем в одиннадцатой главе Эд Сильвосо излагает свое понимание евангелизации в городе с использованием методов духовной борьбы на основе личного опыта, приобретенного в Аргентине.
Примечания по терминологии
Термин «духовная борьба земного уровня» используется для описания стратегии и действий, которые мы должны предпринять, чтобы противостоять деятельности бесов среди людей и в людях. Бесы — это пехота сатаны, специализирующаяся на разного рода нападениях на людей как изнутри, так и снаружи. Сюда относится искушение совершить грех, обеспокоенность бесами, духовная отягченность и одержимость бесами (бесы, обитающие в людях).
По мере чтения вы заметите, что уровни духовной борьбы, выше земного, называются по-разному. Иногда их называют «высшим уровнем», иногда «космическим уровнем». Однако, на встрече членов организации Сообщество Духовной Борьбы (Spiritual Warfare Network), к которой принадлежит большинство авторов этой книги, было высказано замечание, что термин «космический» будит ассоциации с «Новым веком». Поэтому, в поиске другого термина, мы остановились на «стратегическом уровне».
И хотя Питер Вагнер, наиболее плодовитый автор в этой области, постоянно использует термин «стратегический уровень», я нахожу его весьма неудачным. Слово «стратегия» представляется мне достаточно емким термином, включающим обдумывание и планирование какой-либо последовательности действий. Я думаю, мы можем говорить о стратегической деятельности земного уровня, а также о стратегической деятельности более высокого уровня и, конечно же, о стратегии, включающей оба уровня.
Однако, так как терминология большей частью дело вкуса, единственно важным является понимание читателем, что используемые здесь термины «космический уровень» и «стратегический уровень» означают одно и то же.
Благодарность. Я хочу выразить благодарность Марку X. Уайту, который практически редактировал эту книгу вместе со мной. Я высоко ценю его преданность всему проекту и скрупулезность в работе над каждой главой в согласовании их друг с другом. Благодарю также Бетси Ранкл-Иденс, работавшую с несколькими главами на ранней стадии.
Особая благодарность каждому из авторов за их вклад и сотрудничество, так как им пришлось изменить свои личные планы для того, чтобы книга вышла в срок. Спасибо также Бет Фейя, Энн Спэнглер, Дэйв Кэйм и персоналу издательства «Служитель» (Servant) за их время и энергию, потраченные на этот проект. И, наконец, спасибо Мег, моей жене, за то, что разделила со мной компьютер, телефон и офис UPS в качестве вклада в Божье Царство.
Переводы. Не принуждая авторов использовать один и тот же перевод Библии, мы позволили им следовать своим предпочтениям и использовать стихи из разных версий Писания.
Да благословит Господь эту книгу, чтобы помочь тебе, читатель, сражаться с большим знанием и умением в стане врага.