Критически важная природа морального целомудрия
Совершенно необходимо, чтобы мы поддерживали нашу моральную чистоту в последние времена. Битвы будут интенсивными, и цена компромисса высокой, но награда чистоты будет еще выше.
Иисус сказал о Себе: «Ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Иоан. 14:30). Иисус говорил, что из-за Его моральной чистоты сатана не смог найти места в Его жизни. Не было никаких греховных зацепок в сердце Иисуса, за которые сатана мог бы ухватиться и манипулировать. Когда мы идем на моральный компромисс, мы даем сатане законное право вбить гвоздь влияния в этой области. Как только он получает малейший доступ, он будет манипулировать им и использовать его, достигая еще большего влияния в нашей жизни. Как только в нашем сердце появляется тьма, князь тьмы имеет законное основание править в этой области тьмы.
Эта истина проиллюстрирована наглядно внутри маленького круга двенадцати учеников Иисуса. Иисус имеет две категории учеников, представленные жизнями Иуды Искариота и Петра.
Первые — это ученики, подобные Иуде, которые позволяют моральному компромиссу сохраняться в своей жизни довольно длительное время. Моральный компромисс такого ученика делает его открытым и уязвимым для планов сатаны. Точно так же, как сатана смог войти в Иуду и использовать его как пешку в игре (см. Иоан. 13:26-30), сатана может делать с таким учеником все, что захочет и даже привести его к смерти. Иуда представляет подобного ученика, который дает сатане законное основание править в какой-то области своего сердца.
Но есть ученики, подобные Петру. Этот ученик установил границы моральной чистоты вокруг своей жизни. Он сформировал стены моральных стандартов, которые поддерживает. Чтобы сатана мог коснуться такого ученика, он должен сначала спросить. «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лук 22:31,32).
Через личную чистоту Петр отказал сатане в возможности получить какой-либо законный доступ в его жизнь, поэтому сатана должен был получить Божье позволение, чтобы коснуться Петра. То же было истинным и в отношении Иова. Не было никакой области тьмы в жизни Иова, которую сатана мог бы использовать. Иов имел иммунитет от манипуляций сатаны благодаря своей святости и благочестивому страху (Иов. 1:10). Поэтому сатана должен был получить специальное позволение от Бога, чтобы коснуться Иова.
Когда сатана просит сеять в вас, и Отец дает ему позволение, примите к сведению следующие истины, касающиеся этого сценария:
• Отец устанавливает границы, как далеко сатана может зайти в своих действиях. Книга Иова иллюстрирует, что когда сатана сеет в благочестивого человека, он может дойти только до какой-то точки и не дальше. Он мог коснуться здоровья Иова, но он не мог забрать его жизнь.
• Иисус молится за вас, «чтобы не оскудела вера твоя» (Лук. 22:32).
• Бог имеет Свою цель. План сатаны — заставить вас «похулить» Бога, потерять ориентир и мужество до такой степени отчаяния, чтобы решить бросить свою душу. Но Божий план в том, чтобы вы выстояли и прошли испытания, чтобы вы были изменены в этом процессе, и впоследствии чтобы «утвердили братьев ваших».
Сатана будет просить разрешения сеять в вас, потому что он успешно спланировал многие случаи в течение столетий. Он смог лишить мужества достаточное число святых людей до такой степени, что они уходили; поэтому он хочет сделать ставку на вашу жизнь. Он думает, что сможет опустить и вас. Но у вас есть Иисус, который молится за вас, и если вы будете отвечать с благодатью в вашем сердце, вы пройдете через горнило навсегда измененными.
Сатана становится чрезвычайно нервным, когда он видит святого, хранящего свою моральную чистоту и продолжающего придерживаться стандартов праведности. Он знает, что если этот святой пройдет через сеяние успешно, он станет еще более эффективным слугой для Христа.
Не позволяй последним судорогам его поражения превозмочь тебя. Защищай свою чистоту, держись за свои добродетели, продолжай изобиловать добрыми делами, заботься о бедном и нуждающемся, и ты выйдешь из горнила измененным — истинно опасным орудием в руках Бога!
Глава 15
Бог изменил Иова как отца
Вначале книги мы видим человека, который был честен, свят, непорочен и в то же время глубоко расстроен. Он был опечален тем, что не мог вселить в своих детей любовь к Богу.
Иов был свят, но по-настоящему успешным отцом его назвать было нельзя. Его первые десять детей жили в угоду своим инстинктам (см. 1:4,5). Они получали от благочестивого отца финансовое благословение и транжирили его, утоляя свои желания. Унаследованным от своего отца благословением они распоряжались совершенно неразумно.
Несмотря на непорочность, Иов не смог вселить веру в своих детей. Это кажется противоречивым, и все же это очень распространенное явление даже сегодня.
Книга Иова рассказывает историю того, что случилось, когда Бог решил посетить Иова и изменить его как отца, то есть сформировавшуюся основу и упущения Иова, которые двигали и направляли его.
Некоторые люди воспринимают Божью воспитывающую руку исключительно как наказание. Хотя элемент наказания в большой части Божьего процесса воспитания присутствует, это не всегда главная часть работы.
Иногда Божье воспитание на самом деле является возвышением. Бог не посетил Иова потому, что тот совершил ошибку. Смирение Иова не было наказанием за грех, оно было способом, посредством которого Бог возвышал Иова за его верность.
Кто-то однажды спросил меня: «Вы можете найти Бога милости в книге Иова?» Мой ответ: конечно да! Бог мог сказать Иову: «Пусть у тебя остаются десять своевольных детей, пусть у тебя остается ворчливая жена, пусть у тебя остается твой маленький безопасный мирок». Бог мог оставить Иова в покое. Но Он любил Иова слишком сильно. Именно милость Бога посетила Иова, чтобы привести его на высшее место. Богу не нравится процесс причинения боли для того, чтобы возвысить нас (см. Плач. 3:33), но Он знает, что это единственный путь.
Просьба Иова
«Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал» (12:4). Иов говорит нам, что его бедствие пришло в ответ на молитву, которую он вознес. Иов как будто говорит: «Я просил у Бога, и Он ответил на мою просьбу. Теперь мои друзья смеются надо мной».
Итак, большой вопрос в следующем: о чем просил Иов?
Ясно, что он обращался к Богу с просьбами, но нет никаких свидетельств того, о чем он конкретно просил. Однако я бы хотел сделать «научное предположение».
Я думаю, что молитвенная просьба Иова касалась его детей. Это правда, что Иов был благочестивым, но он также был расстроенным человеком. Он был огорчен духовной апатией своих детей. Кажется, не важно, насколько добросовестно он подавал пример благочестия для них, они не проявляли большого интереса к следованию за Богом. На самом деле, думается, они чувствовали, что забота их отца поставила их в область духовного иммунитета. Они обманывались, считая, что жертвы отца избавили их от последствий духовной лени.
Иов был расстроен своей неспособностью зажечь собственных детей любовью к Богу. Он терял детей, для которых стилем жизни стало угождение себе, и чувствовал себя беспомощным. Иов делал все, что йог как родитель, но этого было недостаточно. Истина в том, что когда дело доходит до воспитания детей, самого лучшего, что у нас есть, недостаточно. Нам нужна Божественная помощь и Его вмешательство.
Я предполагаю, что молитвенная просьба Иова звучала примерно так: «Боже, что нужно для того, чтобы достучаться до моих детей? Я молюсь, чтобы Ты дал мне способность вести их к преданному следованию за Тобой. Измени меня, Господи. Я желаю стать духовным отцом. Поставь меня на более высокий уровень в Тебе».
Свидетельство показывает, что эта молитва понравилась Господу. Возможно, Бог сказал: «Позволь Мне помочь. Я обновлю твои мехи. Я изменю каждую крупицу твоего бытия, и ты станешь истинным духовным отцом».
Значение имени Иова
Я был сбит с толку множеством значений, даваемых имени Иов. «Иллюстрированная Энциклопедия Библии» говорит, что имя Иов могло значить «где мой отец?» или «нет отца». Автор затем продолжает: «Обе формы могут свидетельствовать о том, что он был сиротой или незаконнорожденным ». '
Комментарий Кларка говорит, что Иов означает «печальный» или «тот, кто плачет».
«Библейский словарь» Смита говорит, что Иов означает «раненый».
«Библейский словарь для переводчиков» связывает имя Иов с еврейским словом «враг», таким образом предполагая, что его имя связано с понятием «вражда» или «враждебность». Словарь для переводчиков был самым полезным в плане предоставления широкого спектра значений для имени Иов. Мы используем еврейское имя Иов (‘iyyobh), оно связано со словом «враг» (oyebh). Когда мы принимаем во внимание арабские корни Иова, это может означать «раскаивающийся» или «печальный». Имя Иов также появляется в документах Аккадиана во II столетии до Р.Х. и объяснено Н. Ф. Олбрайтом в значении «где мой отец?»
Поэтому мы не можем принять какое-либо одно значение этого имени. Однако мне очень нравится трактовка Аккадиана, что имя Иов означает «где мой отец?» Если у Иова не было должной модели отцовства (недостаток, который поражает наш мир сегодня), возможно, это частично объясняет его видимый недостаток понимания того, что значит быть отцом.
Обновление Иова
Чтобы поднять Иова на более высокий духовный уровень, Бог должен был полностью изменить его отцовство — основное понятие и обязанности отца. Бог должен был изменить саму суть естества Иова и его личность. Подобное радикальное изменение личности происходит только в горниле сильного жара и давления. Ничто другое не может вызвать подобного драматичного изменения в самой природе личности. Это не был просто урок, который Иов должен был выучить. Это было меняющее жизнь переживание, которое должно было запечатлеться в душе через Божье воспитание (см. Евр. 12:11).
Используя другую метафору для этого процесса, Бог обновлял мехи Иова. Чтобы объяснить это, приведем краткое описание процесса производства вина с использованием мехов.
Новое вино заливается в мехи, которые сделаны из кожи животного, затем зашивается и крепко запечатывается. Когда вино бродит, оно подвергается активной химической реакции, что заставляет мехи растягиваться от давления газов в процессе брожения. Когда вино стареет, химические реакции замедляются, кожа мехов пропитывается известью и становится твердой. Если после того, как зрелое вино выливается, вы наполните отвердевшие мехи новым вином и снова запечатаете его, неэластичная кожа не сможет растянуться снова. Старые мехи в конце концов разорвутся, и содержимое выльется. Иисус говорил об этом: «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые» (Мар. 2:22).
Вы можете сделать одно из двух со старыми мехами: выбросить их или починить. Починить старые мехи, чтобы они снова стали мягкими, податливыми и гибкими, — это очень трудная задача. Часто легче просто выбросить их. Но иногда Бог выбирает старые мехи, чтобы сделать их новыми.
Бог избирает Иова для нового вина, но сначала Он должен полностью исправить его. В противном случае Иов никогда не смог бы принять то новое, что Бог хотел вложить в него.
Работа Бога в подготовке старых мехов для нового вина точна и чрезвычайно интенсивна. Я пришел к пониманию, что для того чтобы приготовить старые мехи для нового вина, требуется тяжелая работа, такая как сильное втирание масла в кожу, ее энергичное растягивание, скручивание и отбивание. Будучи подвергнуты такой обработке некоторое время, мы думаем, что уже вполне достаточно, но Бог знает лучше. Мы понимаем, глядя на жизнь Ионы, что трех дней было недостаточно, чтобы изменить его. Потребуется больше времени, чем столь короткий период, чтобы предать старым мехам новую прочность.
Псалмопевец сказал: «Я стал, как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл» (Пс. 118:83). Дым испортит мехи, потому что впитается и исказит вкус вина. Мое личное понимание этих слов в том, что мехи псалмопевца исправляются Богом, и он чувствует болезненную глубину процесса обновления. Испытывая несчастье, он чувствует, что Бог разрушает его (процесс обновления мехов может показаться вам слишком суровым). Но, несмотря на болезненность такого интенсивного воспитания, псалмопевец имеет правильную позицию — он держится за Слово Бога.
Когда Бог обновлял мехи Иова, тот ответил почти инстинктивно постом (6:6,7; 23:12). Пост — это одна из самых правильных реакций, которые вы можете применить, если ваши старые мехи обновляются Богом. Когда Иисус говорил о старых и новых мехах, Он говорил о посте (см. Мар. 2:22 в контексте). Если вы хотите сотрудничать с Богом в достижении Его целей и пройти через все испытания успешно, пост будет необходимым элементом. Я не говорю о посте из чувства долга, как это практиковали фарисеи, но как об акте плача и смирения перед Богом и как способе неотступного следования за Богом.
Как Бог изменил Иова
Теперь я бы хотел описать некоторые силы, действовавшие в жизни Иова, чтобы ясно очертить специфические методы, которые Бог использовал для обновления
Иова и изменения его отношения к отцовству. Они не упомянуты особо, но собранные вместе они описывают природу испытания Иова. Я надеюсь, что эти описания дадут вам возможность понять действия Бога.
Боль горя
Горе Иова от его потерь было безмерным. Он взывал: «о, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое!» (6:2). Иов получил мощный удар во всех трех областях жизни: взаимоотношениях в семье, финансах и физическом здоровье. Если вы тяжело поражены лишь в одной из этих трех областей, этого достаточно, чтобы вывести вас из себя. Но Иов пережил одновременно потери во всех трех областях, и его внезапное горе казалось невыносимым.
Очень легко судить кого-то, находящегося в горе, особенно если вы никогда не страдали сами. Как только вы прочувствуете горе, то никогда больше не будете воспринимать свысока несчастье другого человека. Так легко стоять в отдалении, критикуя глубину и продолжительность чьего-то переживания, связанного с потерей. Легко думать: «Отключись уже от этого!», но пока вы не пережили большую потерю в одной из этих областей, вы не в состоянии оценить горе Иова или симпатизировать ему.
Горе — это одна из естественных эмоций человека при переживании потери. Горе чаще всего ассоциируется со смертью любимого человека, но на самом деле оно случается чаще: например, потеря работы, дружбы, здоровья, дома, финансовой безопасности, социального статуса, брака, служения и т. д. Много раз мы не признавали факта, что нас постигло горе, пока не погрузились в него целиком. Тогда мы понимаем: «У меня беда! Вот что я, оказывается, переживал! Я пережил ужасную потерю, и поэтому горюю».
Те, кто не понимает вашего горя, попытаются исправить создавшееся положение. Они отчаянно ищут способы помочь вам, но никак не могут понять, что это переживание печали является даром от Бога, необходимым элементом в исправлении произошедшего с вами.
Иисус сказал, что тот, кто переживает горе, более благословенный, чем тот, который смеется (Лук. 6:21, 25). Когда вы переживаете потерю, самое лучшее и самое благословенное, что вы можете делать, это оплакивать ее. Мы можем молиться: «Я люблю Тебя, Господь. Я не выхожу из себя по отношению к Тебе, Боже, но у меня на сердце очень тяжело, потому что я чувствую боль моей потери так глубоко. Я поклоняюсь Тебе, всемогущий Бог, но я страдаю». Или словами Иова: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (1:21).
У меня нет ничего, кроме уважения к глубине горя Иова и к тому, как он держался, переживая его. У него не было Писания, у него не было устных пророческих слов ободрения, наоборот, все, что он получил от своей жены и друзей, были слова, которые могли лишить его мужества. И все же он поклонялся! Действительно впечатляет.
Горе было одним из самых основных и необходимых факторов, действующих в душе Иова и способствующих его обновлению.
Боль недоумения
Иов и три его друга пытаются понять, почему это бедствие постигло его. Иов, хоть и не совсем уверенно, заключает, что должно быть это сделал Бог, поэтому говорит: «Если не Он, то кто же?» (9:24). Какой мучительный вопрос! Иов выражает свое недоумение — если не Бог сделал это с ним, то кто?
Иов отчаянно пытается различить источник своего бедствия. Ветер, подобный торнадо, обрушил дом на десятерых детей Иова (1:19). Писание говорит: «[Бог] изводит ветер из хранилищ Своих» (Пс. 134:7). Возможно, Иов хотел знать: если Бог контролирует ветер, как сатана мог вызвать бурю? Был ли этот ветер от Бога или сатаны? Если Бог послал вихрь, то разве можно допустить, что Бог убил его детей? Это должен быть сатана. Но как мог сатана получить такую власть над семьей Иова? Подобные вопросы вертелись, не переставая, в разуме Иова без удовлетворительного ответа. Он был в тисках великого недоумения.
Когда вы травмированы потерей, ваше первое побуждение — это попытаться различить, что явилось причиной этому. И вот вы спрашиваете Бога: «Это был Ты, Господи?»
Ответ: «Да».
Если бы это сделал Бог, вы бы знали, как реагировать, или если бы это сделал сатана, вы бы знали, что делать. Писание учит: «Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу» (Иак. 4:7). Если это Бог, вы подчиняетесь, если это дьявол, вы противитесь. Но что вы делаете, когда вы спрашиваете, Бог ли это или дьявол, и ответ приходит «Да»?
Вы не хотите подчиняться этому, потому что это может быть дьявол, вы не хотите сопротивляться этому, потому что это может быть Бог. Вы не знаете, что делать! Поэтому вы ничего не делаете, а только стоите на месте и плачете. Вы взываете к Богу за благодатью, но не уверены, правильно ли реагируете.
Рука Бога была на Иове, рука сатаны и людей. Бедный Иов не мог отличить верха от низа! Он делал все, что мог, но не понимал, откуда летит шрапнель.
Когда Бог вас изменяет, Он намеренно удерживает от света ваше понимание. Недоумение имеет в себе необычайную способность закалять душу и углублять сердце. В этом сила недоумения. Недоумение — это необходимая часть процесса. Иов понятия не имел, что с ним происходит, пока все не закончилось. Если бы он узнал о небесном пари, на которое поставлена его жизнь, он бы никогда не вышел из этого горнила, обладая новыми качествами характера. Именно когда мы не понимаем «почему», качество нашей любви пробуется, испытывается и очищается.
В Библии есть несколько мест, где Божьи цели и действия сатаны сливаются воедино, будучи совершенно неразличимыми. В одном случае говорится: «А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа. И сказали слуги Сауловы ему: вот, злой дух от Бога возмущает тебя» (1 Цар. 16:14,15). Итак, этот злой дух (или в некоторых переводах дух изнеможения) — это демон, используемый Богом, или небесный ангел? Как может что-то злое происходить от Бога? Или как насчет этого: «И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе» (3 Цар. 22:23). Трудно представить, что дух лжи может исходить от Бога?
Еще один пример противостояния демонического и небесного миров, которые трудно различить, находится в оценке приказа Давида об исчислении Израиля. Эта история рассказана по-разному в двух местах Писания:
• Вторая книга Царств (24:1): «Гнев Господень опять возгорелся на израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду».
• Первая книга Паралипоменон (21:1): «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление израильтян».
Вторая книга Царств говорит, что Бог побудил Давида исчислить народ, но Первая книга Паралипоменон говорит, что это сделал сатана. Итак, кто это был, Бог или сатана? Иногда руку Бога и руку сатаны с нашей ограниченной человеческой позиции нам почти невозможно различить.
В случае с Иовом Бог спровоцировал борьбу, а сатана использовался как орудие. Но Иов не знал этого! Иов не знал о главах 1 и 2, пока испытание не закончилось! И вот сейчас он находится в вихре водоворота и не знает, что делать.
Недоумение Иова служит знаком для последних времен. Дух Божий свидетельствует, что недоумение будет одной из величайших проблем, с которыми люди столкнутся в последние дни. Иисус сказал: «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится» (Лук. 21:25). Иисус предупреждал, что в последние дни люди будут сбиты с толку относительно того, что будет происходить в их жизнях. Будьте внимательны: недоумение поднимается повсюду вокруг нас.
Не только неверующие будут введены в недоумение, святые тоже. Книга Откровение описывает несколько событий последних дней, которые будут вызваны и Богом, и сатаной. Даже святые не смогут временами различать, что от Бога, а что от сатаны. Вот два примера из книги Откровение:
И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными (Отк. 6:8).
Контекст этого стиха — описание Иоанном того, как он был восхищен к трону Бога и как небеса открылись ему. Он видит четырех скачущих коней, каждый очевидно происходящий с небес. Но всадника на одном коне зовут «смерть», и тень следует за ним. Он, кажется, происходит с небес, но несет адские орды на своем хвосте. Этот посланец от Бога или от сатаны? Когда бедствия поражают землю в наши дни, почти невозможно различить источник.
И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю... Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу. Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих... И град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая (Отк. 16:1, 8-11, 21).
Три раза в главе 16 книги Откровение говорится, что люди хулили Бога за свои язвы. Когда Иов был поражен язвами, большим испытанием для него было следующее: начать хулить Бога. «Похули Бога и умри» — подстрекала его жена (2:9). Если бы Иов проклял Бога, он бы не получил высшее наследство. Но в последние времена люди оставят целомудрие и проклянут Бога из-за своей боли. Вместо того чтобы подготовиться к более высокому положению, они будут испытывать гибельную горечь против Бога.
Заметьте, в Откровении (16:11), цитированном выше, люди будут хулить Бога из-за своих язв. Первый должен стать последним. Первая язва будет и последней. Язвы
Иова снова появятся на человеческой плоти. Таким образом, Иов является пророческим знаком для поколения последнего времени тех глубоких язв, которые поразят человечество, и он появится на суде в последний день как свидетель против тех, кто выбрал хулу на Бога, вместо того чтобы благословлять Его имя.
Но по-прежнему мой главный довод для цитирования этого места Откровения — это совпадение действий, которые отличают руку Бога от сатаны. Небесные чаши изливаются ангелами по команде Бога, но проявление их содержимого повсеместно приписывается в наши дни работе дьявола: болезнь, карающий огонь, тьма, язвы, боль, землетрясения и смертоносный град. Когда Бог посетит землю этими испытаниями, великое недоумение захватит сердца людей при попытке различить, что происходит от Бога, а что от сатаны.
Бог использовал недоумение, чтобы обновить мехи Иова. И Он снова использует силу недоумения в последние дни, чтобы полностью переделать Своих слуг последнего времени, изменив их отцовство, ускорив взросление и умножив силу любви к Иисусу перед лицом распространяющегося зла.
Боль упрека
Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь теснить меня (19:3).
Иов чувствовал жало позора, связанного с его горем. Эта травма заставила дрожать каждый его нерв от тревоги, и теперь он чувствовал каждый намек поднятых бровей, критических слов, скептического отношения и недоуменных взглядов, которые появились в его жизни по Божьей воле.
Когда вы были ранены Богом, вы ходили с постоянным ощущением, что люди смотрят вам в затылок и говорят о вас. «Интересно, что она сделала не так». Иногда вам лишь кажется, что окружающие обсуждают вас, но иногда это больше, чем просто воображение — люди действительно смотрят и удивляются. И вы понимаете, что причина состоит в том, что вы говорили о них, когда то же самое происходило с ними. Но после того времени, которое вы провели в огне, вы не станете снова так опрометчиво судить других.
Теперь понятно почему друзья упрекали Иова: способы, которыми Бог продвигает Своих самых избранных слуг, те же, посредством которых Он наказывает непослушных. Для непрозорливого Божья рука наказания выглядит точно такой же, как Его рука возвышения. Раны, кризис и заточение выглядят одинаково в обоих случаях. Бог определил, чтобы эта похожесть запутывала людей, заставляя их ставить неправильный диагноз того, что происходит с Иовом. Упрек, который является следствием их неверного диагноза, — это очень важный элемент исправления Иова.
Бог целенаправленно делает так, чтобы другие не понимали, что с вами происходит. Иов сказал своим друзьям: «Ибо Ты закрыл сердце их от разумения, и потому не дашь восторжествовать им» (17:4). Подобным образом ваши друзья заключают, что вы согрешили и поэтому неугодны Богу. Это подкрепляет их решение отстранить вас от служения или применить какое-то церковное наказание. Они могут сказать: «Мы любим тебя очень сильно, но пока ты борешься с проблемами в своей жизни, мы думаем, что для тебя будет лучше, если ты отдохнешь». Они на самом деле могут быть правы: вам, вероятно, нужно отложить все, что вас отвлекает, и проводить больше времени у ног Христа. Но отставка может также быть абсолютно неправильной.
Это может быть тем, что означает разделять «поношение Христово» (Евр. 11:26). Точно так же, как религиозные лидеры ошибались, когда думали, что Иисус был оставлен Богом, наше современное церковное начальство может считать, что Бог очень недоволен вами. Но вы не можете иметь награду без упрека (см. Евр. 11:26).
Один из стратегических вопросов, который Бог выводит на поверхность, касается нашей склонности упиваться людской похвалой. Бог хочет вытеснить из вас плотскую нужду в одобрении со стороны людей. Для того чтобы сделать совершенной работу в вашем сердце, Он заставит всех, кого вы любите и уважаете, отвергнуть и упрекать вас.
Кто-то из вас сейчас получает такой же упрек от своих друзей, что и Иов от своих. Огонь такого упрека — это важный инструмент в руке Бога для подготовки к великим делам.
Боль разбитого видения
Иов взывал: «думы мои — достояние сердца моего — разбиты» (17:11). Иов говорит, что цель, которую он имел в жизни, внезапно исчезла, и теперь он не способен сформулировать новое видение на будущее.
Я помню то время, когда пасторы, служащие в моей церкви, пришли ко мне, своему старшему пастору, и спросили, каким было мое видение на нашу поместную церковь. Мой ответ был: «У меня нет видения на нашу церковь. Мое видение — это выжить сегодня». Представьте, каково жить с подобным лидерским видением!
Когда Бог унижает человека, когда-то обладавшего видением лидера, до состояния выживания в конкретный момент, боль невероятна. Одна из целей Бога в этом «провале видения» — вновь научить своих слуг тому, что значит совмещать лидерство с видением.
В этой зависимости от Бога сокрушенный лидер начинает осознавать, что многие из его прошлых целей были определены не в результате близких отношений с Иисусом, но скорее в результате его собственного творчества и являются продуктом коллективного мозгового штурма. Шок от этого понимания заставляет его вновь обдумать стиль своего лидерства. Он начинает видеть, что будет гораздо более плодотворен в сборе урожая, если будет ждать, пока не услышит Бога, а не будет с усилием двигаться вперед со своими собственными идеями.
Гораздо проще быть творческим, чем послушным. Потому что иногда Бог ждет дольше, чем нам хочется. За то время, которое необходимо, чтобы услышать Бога, мы могли бы получить десяток невероятно творческих идей и броситься вперед! Но сбалансированная истина в следующем: одна идея, полученная от трона, совершит больше, чем все наши идеи вместе взятые. Помимо этого, претворение в жизнь наших собственных творческих идей — это изнуряющая работа; претворение идей, вдохновленных Богом, дает силу, потому что они снабжены обильной благодатью.
Когда я оборачиваюсь, чтобы посмотреть на годы, в течение которых единственным моим видением было ежедневное выживание, наибольшее впечатление на меня производит следующий урок: смирение для того, чтобы слушать Божий голос и просто слушаться Его, производит больший урожай для Царства, чем труды того, кто следует великим мифическим целям. Место сокрушенной цели может стать местом возрожденной цели.
Когда Иов говорит о том, что его цели разрушены, он вопиет от боли. Он также открывает нам жизненно важный элемент в процессе изменения наших мехов. Этот путь мучителен, но Бог предназначил его, чтобы
Его слуги вышли из горнила, имея перед собой главную цель — слушать в уединении Бога и затем делать то, что Он говорит. Это готовит слугу к истинному духовному отцовству, и подобная модель отцовства несет в себе величайший потенциал для настоящего взаимодействия с Богом!
Боль теологического кризиса
Я был спокоен, но Он потряс меня; взял меня за шею и избил меня и поставил меня целью для Себя. Окружили меня стрельцы Его; Он рассекает внутренности мои и не щадит, пролил на землю желчь мою, пробивает во мне пролом за проломом, бежит на меня, как ратоборец. Вретище сшил я на кожу мою и в прах сложил голову мою. Лицо мое побагровело от плача, и на веждах моих тень смерти, при всем том, что нет хищения в руках моих, и молитва моя чиста (16:12-17).
Хотя в душе Иова нет ожесточенности и его молитва чиста, однако Бог поставил его мишенью для ран. Иов не понимает этого. Он находится сейчас в теологическом кризисе, потому что все, во что он раньше верил, разрушилось, и он должен вновь обдумывать каждое представление о Боге, в которое он раньше верил. Великий теологический вопрос в следующем: «Почему Бог делает это со мной, когда я хожу в послушании, люблю Его, исполняю Его волю и держу себя в чистоте и моральной непорочности? »
Иов, без сомнения, разделял теологическую позицию трех своих друзей, пока не испытал кризис. Теперь он больше не может придерживаться стандартной теологии, в которую он когда-то верил. Я представляю, как Иов говорит своим друзьям: «Послушайте, ребята, я был учителем систематической теологии. Я знаю абсолютно все ваши аргументы, потому что когда-то верил в них и учил им. Но я не могу больше принимать ваши ответы. Бог изменил мою теологию. И хотя я не знаю, во что верить, но уверен, что больше не верю в вашу стандартную теологию».
Иов встретился с Богом, который убирает теологические границы. Как только для вас становится удобным ваше понимание Бога, Он приходит и ломает ваши самые основные конструкции в понимании Его сущности.
Очень болезненно переживать какое-то откровение о Боге, о котором у вас нет понимания, основанного на Писании. Вы думаете: «Если это есть в Библии, я не знаю, в каком месте». Все, что Бог делает здесь, разбивает вашу теологию, чтобы представить Себя заново. Библия дает одно ясное качество духовных отцов: «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала» (1 Иоан. 2:13). Духовные отцы истинно пришли к пониманию Бога — Бога в Его вечности, Бога в Его суверенности, Бога, Который есть начало и конец.
Одно дело узнавать о Боге через информацию из вторых рук, но Иов пришел к пониманию Бога через личную встречу с Ним. Это был важный элемент исправления отцовства Иова. Теперь он может быть отцом как человек с глубокой личной историей в Боге. Иов больше не ограничивает Бога набором принципов, потому что он узнал Его безграничную личность.
Некоторые люди действуют так, как если бы Бог был ограничен Библией. «Если этого нет в Библии, Он не может этого делать». Неужели? Бог написал Библию не для Себя, а для нас. Вечный никогда не будет ограничен никакими внешними пределами, даже Библией. Бог никогда не будет действовать против Библии, но Он также свободен действовать сверх Библии (за пределами
Библии) — что всегда будет соответствовать Его путям. Духовные отцы — это те верующие, кто пришел к познанию Бога в Его безграничной, суверенной, вечной славе и великолепии (1 Иоан. 2:13). Духовные отцы должны были искать Божьего лица с необычным посвящением в результате своего теологического кризиса, поэтому прошли через духовные изменения, познав Бога новым и живым образом.
Нет более волнующих слов во всей книге, чем заключительные слова Иова: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (42:5,6). О прорыв, который приходит от видения Бога! Ничто не остается прежним, когда вы видите Его! Иов был абсолютно изменен этой неописуемой встречей с Самим Господом. На другом конце теологического кризиса находится совершенно новое откровение о Боге.
Боль разоружения
Иов взывает: «Так как Он развязал повод мой и поразил меня, то они сбросили с себя узду пред лицем моим» (30:11) (в англ. тексте «ослабил мою тетиву». — Прим. пер.). Тетива — это часть лука, к которой прикладывается стрела, затем лучник отводит тетиву назад и пускает стрелу. Таким образом, тетива представляет способность отходить назад и бросаться вперед, она олицетворяет способность защищаться от нападения и двигаться вперед в атаке.
Когда тетива ослаблена, вы не можете драться. Однажды я сказал Господу: «Господь, если это атака дьявола, то я его обеденное меню», потому что я был абсолютно бессилен, чтобы защититься от духовной атаки. Я лишь мог отдать себя на милость Бога и обратить свою любовь к Нему.
Есть много книг, кассет и конференций по духовной войне, но, однако, мало кто обсуждает реальность того, как проходить через лабиринт духовной войны с ослабленной тетивой. Когда ваша тетива развязана, невероятно больно слушать увещевания других в Теле Христа, когда они призывают вас встать и бороться. Они не понимают или не верят, что вы не способны защитить себя сейчас. Не все пережили подобное состояние абсолютной сокрушенности и слабости. «Но ныне Он изнурил меня. Ты разрушил всю семью мою» (16:7).
Вот что Бог собирается сделать с этим, по крайней мере, частично: «сокрушил лук» (Пс. 45:10) из-за вашей неэффективности и неумелости в духовной войне. Вы думали, что вы точно попадаете в цель, но Он начинает открывать, что вы в действительности «обращались назад, как неверный лук» (Пс. 77:57). Он показывает вам, как стрелы, которые вы пустили в служении, устремлялись дальше, чем вы ожидали. Он собирается исправить ваше оружие, и, однажды исправленные, вы поразите цель с гораздо большей точностью. В Книге пророка Захарии (9:1-13) Господь показывает, как Он заточает Свой народ в темницу надежды для того, чтобы вывести его и использовать как могучий лук в Своей руке, при помощи которого