Последняя речь Иова отражает состояние сердца
которое все больше открывается для Бога (главы 26-31).
Начиная с этого момента друзьям Иова больше нечего сказать. Они молчат, и Иов начинает монолог, который занимает шесть глав книги и завершает его речь. В главе 26 он превозносит величие Бога, в главе 27 описывает конечную участь беззаконных. В главе 28 он красноречиво говорит, что мудрость нельзя найти или не найти по инициативе человека, мудрость дается Богом. Иов безоговорочно утверждает, что его несчастье предназначено Богом, чтобы научить его мудрости. После того как Иосиф прошел через то же несчастье, он вышел с возросшей мудростью, которая дала ему возможность «старейшин его учить мудрости» (Пс. 104:22). Иов осознает, что одна из Божьих целей тюрьмы — это научить Его слуг истинной мудрости, которая поддерживала Иосифа во мраке заточения (так как Иосиф наверняка знал историю Иова).
Иов заканчивает главу 28 одним из самых важных утверждений всей книги, истиной, которая будет цитироваться постоянно в других местах Писания: «вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум»(28:28). В главе 29 Иов жаждет благословения и уважения, которыми он когда-то располагал. Напротив, глава 30 описывает его настоящее жалкое состояние и унижение. Иов завершает свой монолог (глава 31) совершенно славным описанием того, что представляет собой чистое благочестие, сохранив свою непорочность до конца (он настаивал, что его бедствие не было наказанием за грех в его жизни).
Я полагаю так: во время своих странствований и страданий Иов растет в понимании Божьих целей своего несчастья, и чем понятнее цель, тем легче он может принять руку Бога в своей жизни. Но он еще не свободен, чтобы полностью открыть свое сердце Богу, пока Он Сам не посетит его в главах 38-41. Только откровение Бога открывает сердце Иова для Божьих суверенных целей в его жизни.
Иов прошел через свой кризис успешно, потому что постоянно смотрел на Бога. Пока его друзья говорили о Боге, он говорил к Богу. И хотя его позиция была плотской, а его слова неосторожными, есть то, что он делал правильно: он оставался перед лицом Бога. Это был ключ, который дал Богу возможность привести Иова к полному пониманию цели.
Писание уподобляет нас лилии (Песн. П. 2:2). Одно из свойств лилии это то, что она открывается при свете и закрывает свои лепестки в темноте. Когда мы в первый раз сталкиваемся с темнотой, мы естественно закрываемся. Но как лилия, когда мы оказываемся в свете Его присутствия, мы начинаем открывать наше сердце. Иов отказался отвернуться от света Божьего присутствия, и в конце концов Бог привел его к полной открытости к Нему.
Когда мы решаем для себя любить Бога с упорной решимостью среди нашей боли, Он заставит работать все болезненные обстоятельства нам на благо — потому что мы любим Его (Рим. 8:28): «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу»). Псалом (90:14) свидетельствует об этом: «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его».
Хотя мы можем уклоняться и съеживаться перед Богом, когда боль от прикосновения Его жезла только что поразила нас, но если мы выстоим перед Его лицом, Он проведет нас вперед, к открытой любви (см. 2 Кор. 3:18). Наша цель — это абсолютное посвящение нашему возлюбленному Господу Иисусу Христу, который даже в то время, когда Бог убивал Его физически, не закрыл Свое сердце перед Отцом, но молился: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». Иисус умер с полностью открытым сердцем.
Павел знал этот секрет, потому что писал: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10). Одно дело выдержать страдание, и совсем другое: «благодушествую в немощах»! Это и называется принимать Божье воспитание с открытым сердцем. Павел не получил открытость за одну ночь, но по мере того как Бог раскрывал ему цель, он постепенно открывал свое сердце Богу посреди пламени страдания.
Совершенная любовь
Библия использует другой термин, чтобы описать открытое сердце: «совершенная любовь». Совершенная любовь — это тот вид любви, который способен принимать руку Божью в нашей жизни, несмотря на ее строгость, не уклоняясь от Него и не закрывая наше сердце. Совершенная любовь осознает, что все, что исходит от
Бога, — лучшее для нас, и приходит к нам в вечной любви нашего Отца, который «по уши влюблен» в нас! Поэтому если Он что-то дает, я могу принимать это с открытым сердцем. Как только мы занимаем эту позицию, мы принимаем совершенную любовь.
Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Иоан. 4:17,18).
Иоанн говорит о том, что тот, кто боится Божьего воспитания, несовершенен в любви. Я слышал, как христиане говорят следующее: «Не просите у Бога терпения — все рухнуло в моей жизни, когда я это попросил». Или они могут сказать: «Я научился не просить у Бога большего подобия Христу». Подобное утверждение смотрит на воспитание от Бога с позиции закрытого сердца. Это несовершенная любовь.
Просите. Просите многого. Просите самого высшего. Молитесь дерзновенными молитвами! Стремитесь к золоту.
Я слышу, как Бог говорит Иову: «Иов, Я начну делать что-то необычное в твоей жизни. Если ты будешь сотрудничать со Мной, Я приведу тебя в совершенно новое и просторное место. Но чтобы добраться туда, ты должен получить честь отождествиться со страданиями Моего Сына. Я приглашаю тебя разделить крест с Моим Сыном. Я даю тебе возможность узнать, что такое высшая любовь. Я открываю Свое Сердце тебе, а ты теперь открой свое Мне!»
Когда Иов увидел цель Отца, его сердце стало медленно открываться перед Богом, а его любовь становилась все более совершенной. Эта совершенная любовь, таким образом, становится величайшей целью всех святых — «верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:17-19).
Глава 12
Святое отчаяние