Первая речь Иова — это крик нескончаемой боли (глава 3).
Когда впервые его сердце подверглось воспитанию, его дух замыкается, и он выкрикивает: «На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад» (3:20,21). Первая речь Иова — это крик, в котором слышна одна нестерпимая боль.
2. Во время второй речи Иов пытается защититься от испытывающего взгляда Бога, потому что в тот момент Бог наводит на него ужас.
Иов выражает только горе и мучение. Он занимает по отношению к Богу оборонительную позицию, что является свидетельством закрытого сердца:
Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое, посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь его? Доколе же Ты не оставишь, доколе не отойдешь от меня, доколе не дашь мне проглотить слюну мою? Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость? И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? ибо, вот, я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет (7:17-21).
Бог, кажется, действует больше как враг, чем как друг.
Настроение Иова ощутимо меняется в его третьей речи (главы 9,10).
Он начинает, говоря, что Бог «премудр сердцем и могущ силою; кто восставал против Него и оставался в покое?» Впервые после болезни Иов прославляет Господа, превознося Его мудрость и силу. Закрыв свое сердце для Бога, Иов понимает, что не может ожесточить свое сердце к Господу и одновременно процветать, поэтому он снова открывается перед Богом. И вот он прославляет Бога за Его безграничную силу и власть. Затем он продолжает жаловаться, понимая: что бы он ни делал, он все еще будет полон бесчестья перед Богом и будет нуждаться в Его милости (см. 9:15; 10:15).
4. В четвертой речи сердце Иова, очевидно, открывается к Богу все сильнее и сильнее, поэтому он начинает видеть цель своего страдания (главы 12—14).
Иов, наконец, превозносит царственную мудрость Бога. Затем он делает свое, возможно самое цитируемое, утверждение: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!» (13:15). Сердце Иова открывается к Богу до такой степени, что он выражает свое полное доверие Богу, даже если Он пожелает убить его.
Далее он утверждает, что верит в свое спасение: «И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лице Его!» (13:16). Далее он добавляет: «Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена» (14:14). Это первые свидетельства того, что Иов начинает видеть цель в своем бедствии. Он начинает осознавать, что Божья рука на его жизни и что Бог освободит его в конце, а надежда дает ему возможность открывать свое сердце Богу еще больше. Однако этот процесс еще не завершен в сердце Иова, поэтому он все еще требует, чтобы Бог убрал Свою руку (13:21) и отвел Свой взгляд от него (14:6). Эти эмоциональные и умственные колебания типичны для реакции людей на этот процесс из-за их слабости.
В следующей речи Иов выражает свое раздражение на своих друзей, которые отказываются прекратить свои безжалостные атаки (главы 16,17).
Он описывает многие моменты переживания своего горя и выражает свое разочарование от непонимания друзей.
6. В шестой речи Иов растет в понимании того, что Бог намерен не только спасти его от скорби, но также изменить его через смелые откровения о Нем Самом (глава 19).
Иов выражает свою боль, описывая многочисленные способы, которыми Бог поразил и опустошил его, но затем его речь принимает драматический оборот, особенно в главе с самой глубокой пророческой декларацией всей книги: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаивает сердце мое в груди моей!» (19:25-27). Иов говорит сейчас с сильным пророческим помазанием. Он видит в духе, что Бог даст ему величественное откровение о Себе и осознает, что это откровение о Боге придет к нему в настоящей жизни — «и я во плоти моей узрю Бога». Эта растущая ясность Божьей цели дает Иову великое желание сердца, всевозрастающую надежду и способность открывать свое сердце все больше и больше для Бога.
7. Иов заявляет, что нечестивых ждет Божий суд (глава 21).
Иов опровергает возражение своих друзей, что бедствия приходят на беззаконных. Он размышляет о том, как часто злые процветают до дня их смерти, но затем заявляет, что после смерти их ждет Божий суд.