Что такое «открытое сердце»?

Выражения «открытое сердце» в Библии нет, но это понятие духовно обосновано. Когда мы имеем в виду кого-то, мы говорим, что этот человек либо с открытым, либо с закрытым сердцем. Открытое сердце принимает другого человека свободно, даже если взаимоотношения затруднены. Закрытое сердце защищается от другого человека и относится к нему с некоторым подозрением, сохраняя при этом дистанцию.

Иисус описал закрытое сердце во взаимоотношениях брака, когда сказал: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мат. 19:8). Жестокосердие в браке это то же, что и закрытое сердце. Если ваша жена когда-ни­будь закроет свое сердце для вас, то это проблема. Это значит, что она ожесточила свое сердце из-за неправиль­ных взаимоотношений, и теперь будет очень трудно пре­одолеть ее защиту и быть услышанным. Вместо того что­бы слышать ваше сердце, она будет слышать все, что вы говорите, через фильтр собственных подозрений.

Когда один из супругов имеет закрытое сердце, ниче­го нельзя сделать, чтобы помочь восстановить взаимоот­ношения, пока ожесточение не уйдет и пара не откроет свои сердца.

Вот еще один пример открытого сердца: отношение детей к своим родителям в период воспитания. Когда Павел учил о воспитании детей, он увещевал отцов: «не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4). Отец может быть прав, наказывая ребенка, но если он делает это тяже­лой рукой, то ребенок может закрыть сердце для своего отца. Крайне важно, чтобы в процессе воспитания детей мы стремились сохранить с ними взаимоотношения «от­крытого сердца». Если мы чувствуем, что они закрыва­ются, мы должны остановиться и позаботиться, чтобы их сердца открылись вновь.

История Ионы иллюстрирует, как можно быть пос­лушным внешне, но закрытым внутри. Иона направил­ся в Ниневию, но пошел туда с закрытым сердцем, что проявилось в его гневе против Бога (Ион. 4). Некоторых родителей вводит в заблуждение внешне подчиненное поведение уступчивого ребенка, и лишь позже они об­наруживают, что сердце ребенка закрыто для них. Дети с сильной волей могут закрыть свое сердце перед вами очень быстро, но часто так же стремительно они откры­ваются снова!

Один из величайших вызовов отцовства — это на­учиться, как вести своих детей по пути благочестия, одновременно сохраняя их сердце открытым для вас. Подобным образом, Божье сердце в нашем воспитании направлено к тому, чтобы наставлять нас, одновре­менно оставляя наши сердца открытыми для Него.

Закрытое сердце

Когда Бог воспитывает, мы инстинктивно съежива­емся и уходим в себя. Если Он исправляет нас по-настоящему основательно, мы занимаем эмоционально враждебную позицию. Когда мы наполнены болью, проявляется наш инстинкт самосохранения, потому что мы чувствуем, что переполнены. «Еще немного, Боже, и Ты убьешь меня!» И все же во время кризиса Бог заверяет нас в Своей любви снова и снова.

Когда Бог сурово дисциплинирует, вы закрываете свое сердце. Даже если вы чувствуете, что духовно под­готовлены к вызову, то когда воспитание действительно начинается, его внезапность и сила может поразить са­мого духовного. Это и есть процесс настоящего Божьего воспитания.

Существуют два способа закрыть сердце в момент су­рового процесса воспитания. Некоторые закрывают свое сердце и отворачиваются от Бога, другие закрыва­ют свое сердце, все еще продолжая служить Богу. Пер­вые вступают в партнерство с лжецом и теряют высшее наследство, которое Бог приготовил для них. Вторые все еще любят Бога, но отступают от яркости Его присутствия и больше не открывают свое лицо в Его присутствии, опа­саясь того, что произойдет дальше. Иов был в таком со­стоянии, когда говорил: «Поэтому я трепещу пред лицем Его; размышляю — и страшусь Его» (23:15).

Книга Иова описывает путь человека, которого суро­во воспитывает Бог, человека плотно закрывшего свое сердце для Бога и затем медленно снова открывавшего себя Ему, проходя через долину смертной тени (слова «смертная тень» встречаются в книге Иова девять раз, поэтому неудивительно, что Давид использовал их в сво­ем самом любимом псалме. См. Пс. 23:4).

Сначала Иов закрывает свое сердце. Он корчится от боли и проклинает день своего рождения (глава 3). В первых нескольких главах он явно отдаляется от Бога. «Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж челове­ков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?» (7:20). Вместо того чтобы критиковать Иова, мы должны смотреть на него как на кристально честного человека, не скрывающего свои мысли и чувства.

Иов говорит о злом человеке: «и нет жезла Божия на них» (21:9). Иов указывает на путь, на котором злой человек часто, кажется, процветает без какого-либо вос­питания со стороны Бога: Бог не вмешивается, чтобы ис­править его жизнь. Это слово истинно. Бог не воспиты­вает злого. Его воспитание — это выражение Его любви, предназначенной для Его сынов (см. Евр. 12:5-11).

Сначала Иов не понимает, что его бедствие — это про­явление Божьей любви. Он не осознает, что страдает из-за того, что угодил Богу, но со временем, постепенно Бог начинает раскрывать Иову цель происходящего. По мере того как разворачивается сюжет книги, мы видим, как сердце Иова начинает открываться все больше и больше. Давайте, вместе со мной, обратим внимание на девять речей Иова.

Наши рекомендации