Страдания Иова были настолько сильны, что люди, где бы они ни находились, могут почувствовать это.

Я никогда не встречал святого, который бы говорил: «Страдание Иова ничто по сравнению с тем, что пере­жил я». Нет, на самом деле каждый чувствует, что Иов страдал так же или больше, чем он. Здесь лежит сила апостольского примера Иова, потому что каждый стра­далец способен сравнить себя с Иовом, находя надежду, ободрение и веру в Божью милость к нему. Таким обра­зом, страдание Иова было искупляющим.

Точно так же никто не может посмотреть на крест и сказать: «Иисус не знает боли. Его раны не сравнить с моими страданиями. Он не может понять мою боль».

Никто не может сказать так. Буквально любой и каж­дый на планете может взглянуть на страдание Иисуса и узнать, что Иисус страдал так же или даже сильнее, чем мы. Никто не понимает боль лучше, чем Иисус. Он опустился на самое дно человеческого страдания, чтобы теперь Он мог поднять самого презренного из людей к высотам славы.

Тот факт, что никто не страдал больше, чем Иов или Иисус, дает им право служить примером всему челове­честву. Величайший голос дан не тем, кто не вовлечен или невредим, но тем, кто пережил боль тех, к кому они посланы. Бог позволит Своим слугам пройти через боль, чтобы потом дать им помазание идти и говорить с теми, кто страдает. Иеремия не заслужил тюрьмы, но Бог позволил ему выстрадать лишения темницы, чтобы он мог получить силу говорить пророчески к на­роду об их надвигающемся заточении в Вавилоне. Когда люди оказались в вавилонском плену, они были способ­ны принять служение Иеремии, потому что он жил там, где живут сейчас они. Боль дала Иеремии силу для слу­жения.

Иисус мог освободить Себя от болезненных последс­твий нашего греха, но Он захотел отождествиться со страдающим греховным человечеством. Здесь сила Евангелия.

Хотя страдания Иова служат нам сегодня, но еще больше нужны нам сегодня страдания Христа. Точно так же есть сегодня люди, которые призваны страдать ради Тела Христа. Павел писал: «Ныне радуюсь в стра­даниях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Цер­ковь» (Кол. 1:24). Павел нашел цель своей боли, кото­рая простиралась за пределы самого страдания, чтобы содержать его в смирении, зависимым или очищенным. Он осознал, что его страдания служили для пользы Телу

Христа, его слабость поддерживала жизнь других, да­руя другим храбрость, чтобы выстоять. Таким образом могущественный апостол стал близок к самым послед­ним и самым слабым из святых. Как и Иову, это страда­ние ему дано с целью искупления.

Иов страдал по Божьей воле.

В несчастье Иова Бог видел определенную цель (эту тему мы продолжим позже). Страдание Иова было идеей Бога, а не сатаны. Это доказывается тем фактом, что Бог упомянул имя Иова перед сатаной, а не наоборот. Бог начал борьбу. Тяжелое испытание Иова было Божьей суверенной волей. У Бога был план извлечь великое бла­гословение из испытания Иова.

Мы видим Божью волю и в страданиях Иисуса. Одно из самых изумительных утверждений о страдании Христа находится в Книге пророка Исаии: «Но Господу угодно было поразить Его» (Ис. 53:10). Богу было угодно страдание Христа не из-за боли, но из-за славы, которая явилась в результате. Иов участвовал в том, что Писа­ние называет «участием в страданиях Христа» (Кол. 2:14). Что значит разделять страдания Христа? Ответ на это очень важен, потому что не все страдания явля­ются разделением страдания Христа (есть ведь и глу­пое, и бессмысленное страдание). Вот вывод, который я сделал, когда очень внимательно изучал этот вопрос. Разделяющие страдания Христа — это «страждущие по воле Божией» (1 Пет. 4:19). Когда Бог желает, чтобы мы страдали определенным образом в определенное время, Он всегда имеет в этом цель искупления. Откровение (6:11) показывает, что есть определенная мера страда­ния, которую церковь должна исполнить прежде, чем вернется Христос. Слезы невесты Христа увлажнят почву урожая последнего времени.

Иногда вы слышите голос: «Вы страдаете лишь из-за своей личной боли. Ваше страдание не имеет значения. Взгляните на себя, что ваш болезненный маленький мирок значит для кого-то другого? Это бессмысленное страдание, это боль без цели. Ваш личный маленький крест ничего не значит». Это то, что сказали Иисусу на Голгофе. «Как Ты думаешь, чего Ты этим добился?» Но у Бога есть способ взять наше личное страдание и пре­вратить его во что-то, что питает народы, — если мы правильно воспринимаем испытание.

5. По Божьей воле, через страдания, Иов получил выс­шее наследство.

Страдание было единственным путем, которым Иов мог получить свое наследство. Он оставался верным в испытании и получил обетование (см. Евр. 6:15). Сре­ди многих других привилегий Иов получил честь стать первым краеугольным камнем Священного Писания. Он получил двойную порцию благословений и место ве­ликой славы в Божьих искупительных целях.

Страдание было также дорогой Иисуса к возвыше­нию. Дьявол искушал Его, предлагая славу народов без мучения на кресте (см. Мат. 4:8,9). Но Иисус отказался от простого пути и вместо этого решительно повернулся лицом к кресту.

В результате этого Иисус получил место славы на не­бесах. «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и вся­кий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:9-11). Непостижимая слава ожида­ет Господа Иисуса Христа, потому что Он согласился ис­пытать боль.

Это очень важный принцип: Бог обрекает Своих свя­тых на страдание. Тем, кто призван к возвышению, на­значается самое сильное страдание (см. Деян. 9:15,16).

Как и мучения Иова, испытание Христа стало зрели­щем, чтобы через позор Своих страданий Он мог обли­чить все силы зла (Кол. 2:15).

Иов спрашивал: почему?

• Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?

И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? ибо, вот, я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет (7:20,21).

• Скажу Богу: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься? (10:2).

• Для чего скрываешь лице Твое и считаешь меня врагом Тебе? (13:24).

На вершине боли Иов страстно хотел знать, «поче­му?». Иисус также спрашивал: «почему?». Мы видим это по завершении Его тяжелого испытания на кресте: «...а около девятого часа возопил Иисус громким го­лосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мат. 27:46).

Не упрекайте страдающего святого, когда он спраши­вает, «почему?». Господь хочет, чтобы мы росли, пони­мая происходящее с нами, но бывают времена, когда мы просто не в состоянии осознать. Писание приглашает нас «посещать [святый] храм Его» (Пс. 27:4). Но важно, как вы спрашиваете, «почему?». Вы должны спрашивать «почему?» в Его храме. Не спрашивайте о Боге у других людей, это быстро навлечет Божье неудовольствие. Если у вас есть какие-нибудь вопросы, спрашивайте о Нем у Него самого.

Наши рекомендации