Особая важность -- молитвы иисусовой.
Замечено, что враг больше всего нападает на тех людей, которые молятся именем Иисусовым.Святые Отцы объясняют это тем, что молитва Иисусова имеет -- великую силу, способную ввести человека в Рай. Конечно, если кто будет проходить эту молитву, а сам вести ГРЕХОВНУЮ жизнь, то она не спасет его, но если он будет вести жизнь внимательно, то проходя Иисусову молитву, ощутит в сердце своем любовь, мир и радость о Святом Духе.
Но чтобы проходить эту молитву -- с пользой, необходимо иметь духовного руководителя, без него же легко попасть -- в сети врага, который вооружается за это на человека целою тучею помыслов. Нападает он по всякому. То, старается привести человека в уныние, внушая мысль, что спастись невозможно. Начинает открывать перед ним его грехи во всем их безобразии, желая окончательно смутить душу. «Да разве возможно тебе, грешнику, идти по узкому пути, он крайне неудобен, и, находясь на нем, ты ничего не получишь, кроме страдания. Да, наконец, успеешь еще покаяться; насладись жизнью, сойди пока на удобный путь: видишь, все им идут, зачем тебе выделяться?» Но если человек не слушает вражеских советов, то он начинает нападать справа. «Вот, какая ты хорошая, далеко не такая, как другие, они – погибшие грешники, а ты спасенная, ты достойна за святую жизнь свою божественных видений и откровений». Горе человеку, который поверит врагу, но распознать его козни бывает иногда очень трудно, а отсюда как важно, как необходимо иметь духовного руководителя.
Без руководства Иисусову молитву -- проходить опасно.
Страшная эта молитва, не любит её сатана, мстит всем, кто её совершает. Без руководства Иисусову молитву проходить опасно. Если хочешь начать, то начни с небольшого. Возьми четки, по четочкам 100 молитв Иисусовых в день с поклонами, хочешь земными, хочешь поясными, все равно.
Бесы не любят -- Иисусовой молитвы.
Иисусова молитва есть необходимейшее оружие в деле нашего спасения. Но кто берется за нее, должен ожидать -- искушений и приготовиться к борьбе внутренней, к борьбе с помыслами. Бесы не любят Иисусовой молитвы и всячески мстят человеку, бьющему их этим бичом. Но хотя молитва Иисусова и дает человеку труд, она же несет с собою и высокие утешения.
Крест Христов и имя Иисусово -- гонит врагов, и потому так важно и необходимо творить непрестанно молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!» Один подвижник, Паисий (Величковский), основал монастырь в Бессарабии под названием Нямецкий. Кроме общежития, на некотором расстоянии от монастыря была поставлена келья для подвизавшихся в безмолвии иноков. Однажды к Паисию явились бесы говорили ему: «Убери ты этих иноков, что они за самочинники, живут отдельно, пусть живут вместе с вами в монастыре!» – «Да чем они вам мешают?» – спросил Паисий. «Они нас жгут», – отвечали бесы. Жгут, они бесов -- непрестанной Иисусовой молитвой, которая есть пламень огненный на супостатов. Необходимо всегда поражать врага этим оружием, и как пес, которого ударяют палкой по голове, отстает от человека, так и враг, опаляемый и бичуемый именем Иисусовым, убежит от нас, если мы будем -- творить молитву. У святых она была самодвижущаяся, то есть совершалась в сердце беспрерывно, а мы, грешные, хотя по силе своей будем совершать сию молитву, и Господь -- не оставит нас и спасет от сетей врага.
Псаломское слово, троекратное повторение слов: «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им» (Пс. 117, 11), вполне понимают -- все делатели молитвы Иисусовой, хотя бы им этого никто не растолковывал. Они понимают, что это говорится -- про молитву Иисусову. Это одно из самых ясных мест о молитве Иисусовой, коих много в Псалтири... Можно ли потерять молитву Иисусову тому, кто достиг уже внутренней молитвы? – Да, я думаю, что можно от нерадения при окружающей суете. А бывает, что Господь по неведомым нам судьбам Своим отнимает -- молитву, как это было со схимонахом о. Клеопою, он 2 года чувствовал в себе потерю сердечной молитвы, после чего она опять возвратилась к нему. Может быть это Господь послал ему для испытания его веры. Поэтому, в таких случаях -- не надо отчаиваться...
Томительное, часто безотрадное состояние, предваряющее получение молитвы Иисусовой внутренней, не бывает обязательно с каждым. Ибо царь может сразу обогатить нищего. Но общий порядок стяжания молитвы Иисусовой тот, что достигают ее трудами и скорбями, в число которых имеет себе место -- томительное состояние духа... Это надо просто -- ПОТЕРПЕТЬ.
В Казани, когда я был на военной службе, митрополит С.–Петербургский Антоний прислал мне только что вышедшую в печать книгу: «Откровенные рассказы странника». Я прочитал ее и говорю себе: «Вот ещё есть какой путь спасения, самый краткий и надежный – молитва Иисусова. Надо принять это к сведению.
Достал я себе четки и начал молитву Иисусову. Вскоре НАЧАЛИСЬ -- разные звуки, шелесты, шатания, удары в стену, окно и проч. Бесовские явления. Их слышал не только я, но и мой денщик. Мне стало страшно одному ночевать, я стал звать к себе денщика. Но эти страхи не прекратились, и я через 4 мес. не выдержал и бросил занятия молитвой Иисусовой. Потом спрашивал о. Амвросия об этом, он мне сказал, что не надо было бросать. Вот так я поступил в Скит: в миру не дал мне враг заняться этой молитвой, вот и думал, займусь ею в монастыре. А здесь враг -- поднял на меня братию, хоть уходи из Скита.
Молитва Иисусова -- отгоняет вражеские помыслы.
Изгоните все образы из головы и из сердца вашего, чтобы там был только один образ Христа. Но как этого достигнуть? Опять же молитвой Иисусовой!
На днях приходил ко мне один наш скитянин-схимник.
-- В уныние прихожу я, авва, так как не вижу в себе перемены к лучшему, а между тем ношу высокий ангельский образ. Ведь Господь строго взыщет с того, кто инок или схимник только по одежде. Но как измениться? Как умереть для греха? Чувствую свое полное бессилие...
-- Да, отвечаю, – мы современные банкроты, и если Господь будет судить по делам, то мы, конечно, не имеем ничего доброго. -- Но есть ли надежда на спасение?
-- Конечно, есть! Произносите всегда -- Иисусову молитву, и все предоставьте воле Божией.
-- Но какая же польза от этой молитвы, если в ней не участвует ни ум, ни сердце?
-- Громадная польза. Эта молитва имеет множество подразделений, от простого произношения этой молитвы до молитвы -- творческой, но нам хотя бы на последней-то ступеньке быть – и то спасительно. От произносящего эту молитву -- БЕГУТ вражеские силы, и такой рано или поздно, но все-таки спасается.
-- Воскрешен! – воскликнул схимник, – больше не буду унывать.
И вот повторяю: произносите молитву хотя бы только устами, и Господь никогда не оставит вас. Для произношения этой молитвы не требуется изучения каких-либо наук.
Действие этой молитвы -- покрыто величайшими тайнами. Не в одном говорении слов "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго" она состоит, но доходит до сердца и таинственно водворяется в нём. Через эту молитву мы входим -- в общение с Господом Иисусом Христом, молимся Ему, сливаемся с Ним -- в одно целое. Эта молитва -- НАПОЛНЯЕТ душу покоем и радостию среди самых тяжелых испытаний, среди тесноты и суеты житейской.
Заметьте, что не о неверах и безбожниках я сейчас говорю; не о тех, что тоскуют, когда они потеряли Бога, не о них говорю. Нет, теряют смысл жизни -- верующие души, вступившие на путь спасения, души, находящиеся под действием Божественной благодати. Не знают они, что это состояние временное, переходное, которое надо -- ПЕРЕЖДАТЬ. Пишут: "Впадаю в уныние, что-то темное обступает меня".
Я не говорю, что такая скорбь законна, не говорю, что эта скорбь – удел каждого человека. Это не наказание – это Крест, и этот Крест -- надо понести. Но как же понести его? Где поддержка? Иные ищут этой поддержки и отрады у людей, думают найти покой среди мира – и не находят. Отчего? Оттого, что не там ищут. Покоя, света и силы надо искать -- в Боге, через молитву Иисусову. Станет тебе очень тяжело, мрак обступит тебя – стань перед образом, зажги лампадочку, если она не была зажжена, стань на колени, если можешь, и так скажи: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!" Скажи раз, другой, третий, так скажи, чтобы не одни уста произносили эту молитву, а доходила бы она до сердца. Сладчайшее имя Господа, и мало-помалу уходят тоска и скорбь, просветлеет на душе, тихая радость воцарится в ней.
Понять чудное действие молитвы Иисусовой может только тот, кто на опыте познал его. Какой-нибудь человек никогда не пробовал меда и станет расспрашивать, что это такое, как ему объяснить? Скажешь ему: "Он сладкий, приготовляется пчелами, вынимают его из улья, режут на части..." – и все же он не поймет. Не проще ли сказать: "Хочешь узнать мед, так попробуй его. Пробовал? Сладко?" – "Сладко". – "Знаешь ли теперь, что такое мед?" – "Знаю". Понадобилось ли прибегать к каким-нибудь научным объяснениям? Попробовал человек и сам понял. Так и с молитвой Иисусовой. И многие, познав ее сладость и значение, всю жизнь -- отдавали ей, чтобы сродниться с нею, слиться с сладчайшим именем Господа Иисуса Христа.
Для занятия этой молитвой уходят люди в монастырь. Правда, в настоящее время монастыри, особенно женские, поставлены в такое положение, что все время уходит на исполнение послушаний: на хлопоты, на работу. Трудно монахиням, а все-таки проникаются они молитвой постепенно и навыкают ей. Помню, поступая в монастырь, я вообразил, что там только и знают, что вот так (Батюшка молитвенно возвел руки). Ну, когда поступил, оказалось совсем другое. Мало молитвы, мало труда молитвенного, на одной молитве не проживешь, нужен еще и труд послушания. Если труд молитвенный и исполнение послушания чередуются, сменяя один другое, так и хорошо, и этим путем легко достигнуть спасения.