Наружное благочестие без внутреннего подвига -- не имеет цены.
В монастырях учат бороться со страстями и искоренять их, а это самое важное, так как только наружное благочестие, без любви к Богу и ближним -- не имеет цены. Иной по наружности и благочестив – он ходит в церковь, иногда и милостыню даст, – но все это он делает без участия сердца – РАВНОДУШЕН к Богу и к людям, а потому в случае какой-либо неудачи сразу -- ОТПАДАЕТ от Бога, так как холоден ко Христу.
Только лишь внешнее благочестие без желания спасения -- ведет к погибели души.
Толстой, например, обладал огромным образованием, но потерял Христа – и погиб. Церковью было сделано всё для его спасения, но он сам НЕ ЗАХОТЕЛ спастись – и погиб. А когда-то он был благочестивым человеком, но, видно, это благочестие было -- только внешним.
БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ.
Благодать Божия всех призывает ко Христу.
Благодать Божия действует и поныне. Иной совершенно отошел от Бога, только по списку значится православным. Он и в церковь не ходит и не причащается, но вдруг услышит такое призвание Божие и весь загорится. Этот божественный огонь сохранит он потом на всю жизнь. Такое явление бывает и в наше время.
Один англичанин, по имени Джемс рассказал, как обратился ко Христу. Был он неверующим, не признавал ни православия, ни англиканства, над всем кощунствовал. У Джемса был товарищ православный, глубоко верующий. Однажды англичанин шел по улице и вдруг встретил экипаж своего друга. Этот последний велел остановить лошадей и довести его. Они поехали. Но вот на пути часовня.
-- Я зайду помолиться, – сказал Джемсу товарищ. -- Зайди, а я тебя здесь подожду.
-- Да только подождать тебе придется, так как там сейчас читают акафист Божией Матери.
-- А мне можно зайти? – спросил Джемс. -- Конечно, можно.
Они вошли в часовню. Джемс устремил взор на икону Божией Матери и вдруг упал без чувств. Его отвезли домой, привели в чувство. Придя в себя, Джемс сказал своему другу:
-- Ах, если бы ты знал, что я видел; когда я внимательно смотрел на икону, то вдруг Сама Матерь Божия, как живая, -- отделилась от образа, ПОДОШЛА ко мне и возложила на мою голову Свой омофор. Не могу передать тебе, какая неземная радость -- охватила мою душу.Сам не знаю, что со мной сделалось, это все равно, как если бы слепому от рождения вернули зрение, и он не понял бы сразу, что такое свет. Отныне – я православный христианин.
Милосердный Господь взирает на душу человека, правда, Джемс смеялся над всем, но верно, в глубине души верил, и эта раздвоенность доставила ему мучение. И вот Бог помиловал его, и Сама Матерь Божия взяла на себя миссию -- привести его ко Христу.
БЛУДНАЯ БРАНЬ.
Эта страсть никого не щадит: ни старого, ни средних лет, ни молодого. Достаточно вспомнить преп. Иакова отшельника и 80-ти летнего Епископа, впадших в блуд...
... Блудная страсть и сребролюбие очень сильны, от них никто не застрахован, хотя, каждому возрасту соответствует преимущественно одна страсть. У старых – обыкновенно скупость и сребролюбие, а у молодых блуд. Злоба, гнев, раздражительность, блуд и другие душевные недуги – это такие гадины, которые ползут за человеком и в вечную жизнь. Цель жизни и заключается в том, чтобы здесь на земле раздавить этих гадов, чтобы очистить свою душу. Душа грешная, не очищенная покаянием, не может быть в сообществе святых.
90-й псалом "Живый в помощи Вышняго" полезно читать три раза в день: утром, в полдень и вечером. В полдень на человека особенно -- нападает блудный бес, этот же псалом далеко -- отгоняет его прочь.
Да, сомнения все равно как блудные помыслы и хулы надо презирать, не обращать внимания на них. Презирайте их, и враг–диавол не выдержит, уйдет от вас, ибо он горд, не вынесет презрения. А если будете входить с ними в разговоры, ибо все блудные помыслы, хулы и сомнения не ваши, то он закидает вас, завалит, убьет... Поэтому надо презирать эти сомнения и хулы, и помыслы блудные, тогда сии вам нисколько не повредят, особенно, если будете еще открывать их старцу–наставнику. Но открывать их надо не подробно, иначе можно повредить и себе, и старцу.
Блудные помыслы вам в грех – НЕ ПОСТАВЯТСЯ, если вы -- не услаждались ими...
Священное Писание говорит, что «ни блудники,.. ни пьяницы... Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9–10). Святые отцы учат: со всякою страстию борись, но от блуда -- убегай. Да, а нам приходится почти от всякой страсти спасаться бегством. Под бегством здесь разумеется не буквально бегство: ощутил в себе блудную страсть – так и уходи из обители. Нет, под бегством разумеется имя Господа Иисуса; молитва Иисусова, ибо сказано: «камень прибежище заяцем»... (Пс. 103, 18). Под зайцами -- разумеются все робкие, слабые и смиренные люди, которые – НЕ МОГУТ бороться со страстями своими силами...
БОГАТСТВО ЗЕМНОЕ.
Если человек далек от Бога, то никакое земное богатство не может принести ему истинного счастья
Кажется, ни в какой другой стране нет таких колоссальных богачей, как в Америке. В настоящее время, например, там славится миллионер Рокфеллер. Кроме всякого недвижимого имущества, денег у него целый миллиард. Ведь это 1000 миллионов. Рассуждая по-человечески, этому ли человеку не быть счастливым? А между тем, он несчастнейший человек в мире. У него неизлечимая болезнь желудка, в котором сделан треугольный клапан, куда золотыми зондами накачивается пища; остальные питательные соки втираются в тело. При этом он иногда испытывает такие мучительные боли, что жаждет умереть, думая, что в аду легче будет. Все время он проводит в том, что читает всевозможные газеты, желая узнать, не появилась ли какая-нибудь знаменитость в медицинском мире. И как скоро прочтет о какой-нибудь знаменитости, сейчас же сооружает корабль и посылает за ним. Но до сих пор облегчения ни от кого не получил.
Вам кажется странным, отчего я заговорил о Рокфеллере, какое вам до него дело? А заговорил я о нем, чтобы показать вам, что само по себе богатство не может принести человеку счастья. Радость бывает только о Господе, а если человек далек от Бога, то далек он от истинного счастья.