Как соотносятся свобода и послушание? Не лишается ли человек свободы, слушаясь своего духовного отца?
Священное Писание говорит: вся свобода в духе, "Где Дух Господень, там свобода" (2 Кор.3,17). Когда духовник руководствуется Священным Писанием, Духом Божиим, он не может ограничить свободу своего чада. Кроме того, каждый человек может выбрать, поступать как ему советует духовник, или по-своему. Духовник должен знать духовные силы своего чада: сможет ли он вместить сказанное, есть ли у него призвание, например, на монашество?
Нельзя совершать НАСИЛИЕ -- над личностью: человек -- желает вступить в брак, а его склоняют -- к монашеству. Нужно все согласовывать с духовным устроением чада, его состоянием.
Верно ли, что любое послушание, выполненное со смирением, Господь оборачивает во благо послушника?
Мы знаем из святых отцов: если послушник по договоренности с духовником полностью -- вверяет себя в его руки и всё выполняет со смирением, Господь его От падений -- защищает. Но такие отношения могут быть только в монастыре, к мирянам это не относится, они этого не поймут. Для них главное -- получить Божие благословение -- на учебу, на брак, устроиться на работу.
МИР СЕМЬИ. Протоиерей Николай Щелочков.
Мир нашей семьи -- в чем он заключается? Древняя наша русская пословица гласит "Не выноси сор из избы". Сор из избы выносить можно, а вот наши ссоры, которые случаются в наших семьях, выносить из избы нельзя.
Об этом-то и гласит пословица. Стоит нам в чём-то – НЕ УСТУПИТЬ друг другу, как мы начинаем уже спорить, а то и ругаться. Теряя над собою контроль, в порывах гнева, мы КРИЧИМ так, что слышат -- за стенами соседи и всякие другие люди. Это случается не только в квартирах и домах, где мы живем, но и на работе, и в общественном транспорте.
После мы стараемся РАССКАЗАТЬ другим -- об этих ссорах, и если мы привыкаем к подобному, то мир даже семьи, где мы живем, начинает -- распадаться. Только мир, любовь и согласие могут сохранить -- наши семьи. Никто, никогда и никому НЕ РАССКАЗЫВАЙ – ПЛОХОЕ -- всё, что случается в семье.
Удержи каждый себя – от ЗЛОГО, скверного слова, от КРИКА и раздражения, от обидных прозвищ и матерков.
ГОВОРИ только – доброе, ПЕРВЫЙ -- прощай обиды, ПЕРВЫЙ -- смири себя и ПРОСИ -- прощения, а смирения сам сатана трепещет. Бог всегда с тем, кто любовью – ПОКРЫВАЕТ -- случившиеся ссоры, кто говорит -- доброе, а не злое. Как огонь – не тушат огнем, так и Зло никогда никто -- не истребит злом, а только добром.
Не надо раздувать – из-за несогласия, из-за обиды или спора – очередной скандал.
Если даже кого из нас в чем-то обидели -- не обижайтесь. Помни пословицу "Врач на больного не обижается". Это действительно так, врача больные могут и ударить и оскорбить, когда он совершает сложные операции, больно бывает и от того кричат, а когда вылечат болезнь, те же больные уже его благодарят. Так и нам надо, ради мира в семье -- ПОТЕРПИ злое, получишь – Благое. Малых детей родители наказывают, воспитывают, чтобы после ими же радоваться.
И Священное Писание гласит "Кого любит Господь того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему" (Притч.3. 12) Это естество воспитания вложено Богом не только в мир человеческой жизни, эти же законы соблюдаемы и в мире животных, когда каждое животное, воспитывая своего детеныша, и наказывает его, и защищает, и милует его.
Все создано Богом добро зело, только сам человек не желает этого понять. А понять всем нам нужно. И если мы ЖЕЛАЕМ себе -- доброй жизни, ХОТИМ видеть -- добрые дни, то как свидетельствует Священное Писание, мы ДОЛЖНЫ стремиться "Уклоняться -- от зла и удерживать свой язык -- от лукавых речей и ДЕЛАТЬ -- добро, искать мира и стремиться к нему. Потому что очи Господа обращены -- к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить их и с земли" (1 Петра, 3,11,12) Эти слова забывать никому нельзя.
Как проверить свое -- духовное состояние.
Старец Паисий Святогорец
Человеку, для того чтобы понять, верно ли он преуспевает в отношении духовном, должно прежде всего ИСПЫТЫВАТЬ -- себя, РАДУЕТСЯ ли он, отдавая, а не принимая. Расстраивается ли, когда -- дают ему, и переживает ли радость, когда -- дает сам?
И потом, если он правильно трудится в духовном отношении, то, делая какое-то добро, он никогда его -- не запоминает, но никогда НЕ ЗАБЫВАЕТ -- даже самое малое добро, сделанное ему. Он не может закрыть глаза даже на самое ничтожное благодеяние других по отношению к нему. Сам он, может быть, подарил кому-то целый виноградник и забыл об этом. Но одну виноградную гроздь, данную ему из подаренного им же самим виноградника, он не может забыть никогда. Или, может, он дал кому-то много резных деревянных икон и этого не помнит. Если, однако, этот «кто-то» подарит ему одну иконочку, запаянную в пластик, то он придет в умиление от этой иконочки, несмотря на ее малую цену, и с благодарностью будет потом думать, как за это отплатить. Он может построить целую церковь, пожертвовать землю под строительство и забыть об этом.