Старец сказал: во всяком искушении – НЕ ОБВИНЯЙ человека, но только -- самого себя, говоря: сие случилось со мною -- за грехи мои.
Некоему из братьев явился диавол, преобразившись в ангела светла, и говорит ему: я архангел Гавриил и послан к тебе. -- Брат же сказал: смотри, не к другому ли ты послан? Ибо я НЕ ДОСТОИН -- видеть Ангела. -- И диавол тотчас стал – невидим.
Старец был спрошен: как некоторые говорят, что мы видим ангелов? -- Старец отвечал: блажен тот, кто всегда видит -- грехи свои.
Некоторый брат, обиженный от другого брата, пришел к авве Сисою и говорит ему: такой-то брат обидел меня; хочу и я отметить за себя. -- Старец же увещевал его: нет, чадо, оставь лучше Богу дело отмщения. -- Брат сказал: не успокоюсь до тех пор, пока не отмщу за себя. -- Тогда старец сказал: помолимся, брат! -- И вставши, старец сказал: Боже! Боже! Мы не имеем нужды в Твоем попечении о нас; ибо мы сами делаем отмщение наше. -- Брат, услышав сие, пал к ногам старца, сказав: не стану судиться с братом; прости меня!
Некий старец сказал: если кто будет помнить -- об оскорбившем его, или обесчестившем, или причиняющем вред ему, то должен помнить о нем, как -- о враче, посланном от Христа, и должен считать его -- за БЛАГОДЕТЕЛЯ; а оскорбляться сим есть признак болящей грешной души. Ибо если бы ты не был болен, то -- не страдал бы. Ты должен радоваться о таком брате, потому что через него узнаешь болезнь свою, должен молиться за него и принимать от него все, как целительное лекарство, посланное -- от Господа. Если же ты оскорбляешься против него, то с силою говоришь Христу: НЕ ХОЧУ -- принимать врачеваний Твоих, а хочу гнить в ранах моих.
Авва Антоний сказал: от ближнего нам -- жизнь и смерть. Ибо если приобретем брата, то приобретаем Бога; если же соблазним брата, то согрешим -- против Христа.
Два старца жили вместе и никогда не было у них распри. Сказал же один другому: сделаем и мы распрю, как другие люди. -- Он же, отвечая, сказал брату: не знаю, какая бывает распря. -- Тот же сказал ему: вот я кладу кирпич посередине и говорю: он мой, а ты говоришь: нет, он мой; это и будет началом. - И сделали так. И говорит один из них: это мой. -- Другой же сказал: нет, это мой. -- И сказал первый: да, да, он твой, возьми и ступай. -- И разошлись, и не могли вступить в распрю между собою.
ВНЕЗАПНАЯ СМЕРТЬ.
Страшное дело -- смерть ВНЕЗАПНАЯ. Она есть МЕЧ гнева Божия за наши грехи! Это мы ясно видим из притчи о богатом и Лазаре. Богатый был корыстолюбив, раб плоти и прихотей. Он совершенно забыл о смерти, о безсмертии души и о Боге. Он привязался умом и сердцем к благам земным, к богатству и умер не как человек, верующий в Бога, но как нечестивый, потерявший всякую веру; не как человек, имеющий безсмертную душу, но как душою умерший. За все эти грехи богатый и умер, по определению Божию, смертию принужденной -- Внезапной. Что он умер не естественно, а его скосила, по повелению Божию, внезапная смерть, -- это мы видим из той же притчи.
В этой смерти Сам Бог обличает нечестивого грешника и объявляет ему страшную казнь Внезапной смерти: Безумие, в сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лк. 12, 20). При этом Господь открыл и причину такого страшного осуждения, -- порок лихоимства, жадности, эгоизма, безпечности, нерадения, о своей душе и о конце земной жизни.
Да, пагубна для души нашей смерть Внезапная! Ибо в каком состоянии застанет нас момент смерти, в таком мы останемся и пребудем вечно. По смерти же ни Добродетельный -- не изменяется из добродетельного в порочного, ни грешник -- из порочного в добродетельного. Подтверждает это и божественный Екклесиаст, говоря: И если падёт древо на юг, и или на север, то на месте, где падёт древо, там и останется. Это значит: какого места достойным будет человек в час смерти своей, там и определяется и пребывает в безконечные веки веков. Жил честно и по доброму человек, по Заповедям Божиим – к Богу пойдёт. Жил нечестиво, по дурному, зло и обман творил – в Ад пойдёт!
Мы, несчастные, постоянно согрешаем, и грех следует постоянно по пятам нашим. Одно время мы посвящаем многоядению и многопитию; другое -- проводим в покое, безпечности, прихотях, остальное -- жертвуем хищениям, неправдам, убийствам, враждам, притеснениям и гонениям братии! Когда мы не согрешаем? Поношения, клеветы, осуждение, ложь, сквернословие и празднословие не престают исходить из уст наших. Когда бываем мы непричастными гордости, славолюбию, гнусной мстительности и лукавому воображению? Почти что никогда! Грех всегда окружает нас, всегда представляет уды наши в рабы нечистоте и беззаконию в беззаконие (Рим. 6, 19). Когда прежде смерти Человеколюбец Бог посылает на нас жестокую болезнь, тогда она, пришедши, возвещает нам, как бы другой Исайя, говоря: Сия глаголет Господь: устрой о доме твоем, умиравши бо ты (Ис. 38, 1).
Как велегласная труба -- возглашает тогда тяжкая БОЛЕЗНЬ: «Человек! Приготовляйся к будущей жизни. Время твоё пришло». Чувствует тогда человек разлучение с миром, видит тогда, что бесполезны и не нужны ему теперь и богатство, и слава, и премудрость, и вообще любые любые земные блага. Родственники и друзья больного призывают тогда духовного отца его, чтобы он мог раскаяться, плакать, обратиться к Богу, исповедать грехи свои и соединиться со Спасителем Иисусом Христом, через принятие Пречистого Тела и Крови Его. Без сомнения, тогда есть надежда, что таковой может спастись и остаться не на месте мучения, но на месте блаженства.
Но когда ВНЕЗАПНО, как налетевший ураган, как вихрь, -- СМЕРТЬ похитит Жизнь, когда человек, будучи в силах, здоров и предан греху, в одну минуту -- УМРЁТ и явится к Богу на Суд -- безгласен и безчувствен, какая тогда может быть надежда ко спасению? Где тогда покаяние? Где исповедь? Где обращение? Ни сродник, ни друг, ни священник не смогут помочь тогда, хотя бы и хотел кто, старался и усердно желал. Тогда вдруг придут немилосердные, истязующие душу несчастного. В сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лк. 12, 20).
.
Когда же -- СЛУЧИТСЯ с нами смерть нечаянная, ВНЕЗАПНАЯ, когда она застанет нас среди – БЕЗЗАКОНИЙ наших, как она СТРАШНА будет для нас, как губительна! Увидим и почувствуем мы тогда, что повис над нами обнаженный меч её, и мы сейчас, в одну секунду, отойдем -- в Вечность. И как бы мы - не ЖЕЛАЛИ бы тогда всей душой своей -- ИЗБЕЖАТЬ этого, но побег уже невозможен.
Хотели бы мы сделать распоряжения предсмертные о доме своём, но мысли наши помутятся и исчезнут. Хотели бы покаяться, исповедать грехи свои пред священником, но язык наш не будет повиноваться нам, и наши уста сомкнутся, и мы горько почувствуем, что умираем во грехах и уготованы диаволу и бесам его.Это причинит нам страшные мучения, ужас и совершенное отчаяние. Бесы мрачные и немилостивые, обличая деяния наши и истязуя душу нашу, будут терзать нас. Наконец, душа наша в невыразимых мучениях разлучится с телом, -- похитится насильственно. Горе тому человеку, который таким образом окончит жизнь свою, ибо это и есть та самая смерть, о которой святой пророк Давид сказал: Смерть грешников Люта (Пс. 33, 22).
Страшная, МУЧИТЕЛЬНАЯ смерть – ЖДЁТ всех Грешников!
Мы, люди, не только не знаем о времени нашей смерти, но не знаем и о том, какова будет наша кончина: кроткою ли она придет к нам, или лютою и зверскою. Предупредит ли она нас какими-либо знамениями или настигнет как тать в нощи. Даст ли она нам некоторое время на раскаяние, или мгновенно похитит нас во всех беззакониях наших? Ничто не известно нам. Для чего же такая неизвестность, такое неведение о часе смертном? Но так устроил человеколюбивый Бог, ради нашего спасения, потому, что незнание часа смертного рождает страх, страх -- воздержание, а воздержание пресекает случай ко греху.
Незнание о часе смертном производит ВНИМАНИЕ; а внимание – ЖЕЛАНИЕ и стремление жить -- по Заповедям Божиим, которое бывает причиною Добродетели. Оставлено для нас в неизвестности, -- добрая или лютая будет кончина наша для того, чтобы СТРАШИТЬСЯ, чтобы -- ИЗБЕГАТЬ греха, и, отстраняясь от пороков, более и более преуспевать в Добродетели. Поэтому приготовимся к Вечности и к переходу в вечность, именуемому смертью, во время земной жизни, в этом преддверии Вечности.
Земная жизнь это непрестанная борьба между жизнью и смертью, и мы колеблемся между ними, постоянно уклоняясь то к той, то к другой. Если оценим должным образом то краткое мгновение, на которое мы поставлены здесь, на земле, сравнив его с неизмеримою и величественною вечностью, то найдем, что только правильное употребление земной жизни, т.е. приготовление к вечности, будет для нас полезно.