Полемические трактаты. Архиепископ Лев Охридский и Никита Стифат. Личность патриарха Михаила Керулария.

Став патриархом, Керуларий хотел получить ещё более высокий чин. О нём говорили как о высокомерном, самонадеянном и непреклонном человеке, который вёл себя так, «словно он бог, идущий по небу». Он отстаивал независимость византийской церкви от императорской власти и от папства. Желая получить ещё больше власти, Керуларий стал предпринимать действия, приведшие в 1054 году к расколу с папой римским.

Имя патриарха Михаила Керулария тесно связано с историей окончательного разделения Восточной и Западной церквей. Наметившийся раскол, связанный с отступлениями в богослужебной и иерархической традиции Римской церкви от прочих церквей (IX век), был на некоторое время предотвращён политикой светских властей Византии. Это, в свою очередь, диктовалось интересами обеспечения безопасности их западных владений и восточными политическими настроениями. Однако, настойчивое вмешательство папы Льва IX (1049—1054) в богослужебную практику на территории западных владений Византии, его попытки навязывания папской теократии Вселенской Церкви, вызвали раздражение и отторжение даже у такого поборника межцерковного компромисса, как византийский император Константин Мономах(1042—1054 г.). Патриарх Михаил Керуларий уже раньше пытался противостоять политике папизма в духе«лжеисидоровских» декреталий, в том числе отлучив от причастия Аргира, начальника греческих войск в Италии, содействовавшему совершению Евхаристии на опресноках. Он же закрыл в Константинополе латинские монастыри и церкви, для предотвращения опресночной практики в Константинополе, и поручил (1053 г.) архиепископу Болгарскому Льву написать обличительное послание против латинских нововведений. Это, естественно, вызвало раздражение в Риме. В целях примирения в Константинополь были приглашены папские легаты во главе с кардиналом Гумбертом. Прибыв в Константинополь, Гумберт крайне высокомерно обошёлся как с восточными иерархами, в частности с патриархом Михаилом Керуларием, так и с самим императором. «Венцом» пребывания папских послов явилось возложение наалтарный престол храма св. Софии отлучительной грамоты на восточную церковную иерархию. Данное деяние было квалифицировано как грубейшее нарушение церковной и политической этики. Только благодаря вмешательству императора Константина Мономаха папские легаты были спасены от расправы константинопольского населения (как послы иностранного государства). 20 июля 1054 г. под руководством патриарха Михаила Керулария, 12 митрополитов и нескольких архиепископов было подписано соборное определение синода о проклятии папских легатов и незаконности их действий (вернее, отсутствии полномочий, ввиду смерти Льва IX на момент вручения грамоты). Данное событие и послужило точкой невозврата в отношениях Западной и Восточной церквей. Таким образом, роль патриарха Михаила Керулария в общецерковной истории состояла в качестве «фиксатора» церковного разделения и защитника позиций как семи Вселенских Соборов, так и позиции Церкви Вселенской.

Он заставил императора согласиться с этим расколом. Довольный своей победой, Керуларий организовал восшествие на трон Михаила VI и помог ему укрепиться у власти. А через год Керуларий заставил нового императора уйти с престола и поставил вместо него в 1057 году Исаака I Комнина (около 1005—1061).

Конфликт между патриархией и империей обострялся. Керуларий, уверенный в поддержке общества, сыпал угрозами, выдвигал требования и прибегал к насилию. Один историк того времени заметил, что он публично предсказывал падение императора, вёл себя вызывающе и пренебрежительно.
В результате разногласий, Михаил Керуларий был в конце 1058 года смещён императором Исааком I и сослан на остров Имброс. Часть монастырских земель былаконфискована. Керуларий погиб по пути в ссылку 21 января 1059 года, в результате крушения корабля в бурю.

Личности папы Льва IX

Лев IX (лат. Leo PP. IX; в миру граф Бруно фон Эгисхайм-Дагсбург нем. Bruno von Egisheim-Dagsburg; 21 июня 1002, Эгисхайм, Эльзас — 19 апреля 1054, Рим) — папа римский с 12 февраля 1049 по 19 апреля 1054. Причислен Римско-католической церковью к лику святых. День памяти — 19 апреля

Двоюродный брат императора Конрада II и дальний родственник Генриха III (1039—1056), а также один из последних представителей династии Этихонидов. Он родился в Эгисхайме, Верхний Эльзас (ныне Франция)[1]. Лев IX был епископом в Туле (с 1026)[2]. На этой должности он оказал важные политические услуги Конраду II и Генриху III. Он также стал широко известен как искренний сторонник реформирования церкви в духе Клюнийского движения.Двоюродный брат императора Конрада II и дальний родственник Генриха III (1039—1056), а также один из последних представителей династии Этихонидов. Он родился в Эгисхайме, Верхний Эльзас (ныне Франция)[1]. Лев IX был епископом в Туле (с 1026)[2]. На этой должности он оказал важные политические услуги Конраду II и Генриху III. Он также стал широко известен как искренний сторонник реформирования церкви в духе Клюнийского движения.

После смерти папы Дамасия II в 1048 году, благодаря влиянию императора Генриха III, Бруно был избран новым папой на синоде в Вормсе. И император, и римские делегаты согласились с выбором. Тем не менее, Бруно по-видимому выступал за каноническое избрание и заявил, что он должен сначала прибыть в Рим и быть избранным духовенством и народом Рима. Вскоре после Рождества он встретился с аббатом Гуго Клюнийским в Безансоне, где к нему присоединился молодой монах Хильдебранд, который впоследствии стал папой Григорием VII. Прибыв в паломнической одежде в Рим в феврале следующего года, Бруно был принят с большим радушием и рукоположён под именем Льва IX.

Лев положил начало спорам по поводу инвеституры и безбрачия духовенства. Он был ярым сторонником реформы церкви. Не выступая против назначения королём епископов и аббатов, основные усилия сосредоточил на подъёме морального уровня духовенства. Проявил себя решительным борцом с симонией, обусловленной на тот момент практикой светской инвеституры. Уже в апреле 1049 г. созвал собор в Риме, который сместил ряд епископов. В октябре 1049 г. созвал собор в Реймсе. В Реймском соборе он повелел выставить на алтаре гроб с мощами св. Ремигия, окрестившего Хлодвига. Каждый из присутствовавших на соборе епископов и аббатов должен был поклясться перед этими мощами, что он невиновен в грехе симонии.

После прибытия в Рим он провёл ещё один пасхальный синод 29 апреля 1050 года. Он был посвящён в основном полемике по поводу учения Беренгара Турского. В том же году он председательствовал на провинциальных соборах в Салерно, Сипонто и Верчелли, а в сентябре отбыл в Германию. Вернувшись, он провел третий пасхальный синод, на котором поставил вопрос о возвращении в лоно церкви тех, кто был рукоположен симонистами.

В постоянном страхе нападения норманнов на юг Италии византийцы призвали папу противостоять им. После четвёртого пасхального синода в 1053 году Лев IX выступил против норманнов на юге с армией из итальянских и швабских наемников. Войска папы были разбиты в битве при Чивитате 15 июня 1053 года, а папа оказался в почетном плену до марта 1054 года в Беневенто, пока он не признал завоевания норманнов в Калабрии и Апулии. Вскоре после возвращения в Рим он умер 19 апреля 1054 года.

Лев IX впервые ввёл в коллегию кардиналов неитальянцев, являвшихся сторонниками церковной реформы. Лев IX был первым из пап, кто после 250-летнего перерыва отважился совершить поездки к северу от Альп. Стремление Льва IX подчинить себе юг Италии, находившийся под церковной юрисдикцией константинопольского патриарха, получить при этом военную помощь в борьбе с норманнами или от Византии, или от конфликтовавшей с Византией Руси послужило толчком к острому конфликту с византийской церковью, вылившемуся в Великий Раскол.

В 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его «канцлер» Никифор выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами[3].

Мемориальная доска на стене замка Эгисхайм в Эльзасе, месте рождения папы Льва IX.

Однако найти путь к примирению не удалось, и через три месяца после смерти Льва IX 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Так произошло разделение церквей на Католическую и Православную.

Наши рекомендации