Диалоги Иова с друзьями, обзор аргументации двух сторон.
Если пролог предлагает увидеть происходящее глазами Бога, то спор Иова с друзьями дает оценку происходящему с позиции человека. Иову ничего не известно о том, что происходило на совете Господнем. Он боролся с традиционными представлениями, согласно которым всякое страдание является прямым следствием человеческого греха (ср. Ин. 9,2: "Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?"). Собеседники и друзья Иова, подобно ученикам Иисуса, сочли, что степень страданий Иова является отражением тяжести его греха.
Иов же не может понять, почему на долю богобоязненного человека выпадают столь тяжкие испытания, тогда как "раздражающие" Бога пребывают во здравии и наслаждаются всеми благами жизни (12,6).
Вопреки очевидному, Иов упорствовал в своей надежде, и надеждам Иова суждено было сбыться: он получает, наконец, возможность встретиться с Господом лицом к лицу, чего он так настойчиво добивался (13,15-18; 31,35-37).
1б. Учение Иисуса Христа о Себе как о Хлебе Жизни: чудо насыщения пяти тысяч пятью хлебами (Мф.14.13-21; Мк.6.30-44; Лк.9.10-17; Ин.6.1-13) и его символический смысл;
Иоан. 6:8-9. Андрей сообщил Господу (сравните записанное у Марка - Мар. 6:38 повеление Иисуса ученикам: "пойдите посмотрите") о мальчике, у которого есть пять хлебов ячменных и две рыбки. Но что это для такого множества? - резонно заключил он. Бессилие и беспомощность человеческие служат здесь тем фоном, на котором тем более впечатляюще заявляют о себе всемогущество Бога и Его сострадание к людям. "Пять хлебов ячменных" напоминают о том случае, когда пророк Елисей накормил двадцатью ячменными хлебцами сто человек (4-Цар. 4:42-44). Но здесь действовал Тот, Кто был несравненно больше Елисея.
Иоан. 6:10-11. Замечание Иоанна о том, что в этом месте было много травы как бы подчеркивает привычную параллель: Иисус - добрый Пастырь, Который питает Своих овец (Мар. 6:34) на зеленом пастбище (сравните Пс. 22:2). Марк, описывая этот случай (Мар. 6:40), указывает, что люди "сели рядами" по 50 и 100 человек. Так легче было никого не пропустить при раздаче пищи. Иоанн пишет, что было людей …около пяти тысяч; Матфей упоминает особо о женщинах и детях (Матф. 14:21). Так что можно предположить, что Иисус накормил "пятью хлебами" более десяти тысяч человек. То обстоятельство, что место это было "пустынным", а время - предпасхальное, возможно, уподобляло Иисуса в глазах "народа" Моисею, который вел Израиль в пустыне, где Господь чудесным образом питал его. Как совершалось чудо насыщения, Иоанн не описывает, но и из сказанного им ясно, что хлеб и рыба "множились" в руках Христа по мере того, как Он давал их ученикам, а те раздавали пищу возлежавшим на траве.
Иоан. 6:12-13. Словами и когда насытились …Иоанн подчеркивает, что чудо действительно совершилось. Некоторые богословы ошибочно видят в этом насыщении лишь некую "священную символику"; другие не менее ошибочно полагают, что "чудо" выразилось в том, что все эти тысячи людей "по-братски" поделились пищей, принесенной с собой. Своего рода "воспитательная символика" видится в том, что остатками этого необычайного обеда ученики, собрав их, наполнили двенадцать коробов. Не указывает ли это на то, что Господь с избытком готов исполнить нужды Своего народа? Позже Иисус укажет ученикам (в этой связи) на их духовное скудоумие (Мар. 8:17-21). Даже они, которые были к Нему гораздо ближе, чем "толпа", долго оставались духовно слепыми (Мар. 6:52).
Иоан. 6:14-15. Люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, вспомнили о предсказании Моисея, что Бог "воздвигнет" им пророка, подобного ему (Втор. 18:15). Моисеи кормил народ в пустыне, и он же вывел евреев из рабства. Теперь Иисус накормил народ в пустынном месте. Не значит ли это, что Он в состоянии освободить Израиля из-под ненавистного римского владычества? Однако свидетель чудесного знамения, народ не понимал всей глубины его значения. Потому и возникло у толпы решение придти …взять Его… и сделать Его царем (в англ. Библии не "нечаянно взять", а "взять силою"). Очевидно, именно в это время популярность Иисуса достигла наивысшей своей точки, и в ней таилось искушение для Него как для человека. Мог ли Он принять царство, не взойдя на крест? Нет, не мог. Ибо Его Царство должно быть дано Ему Отцом (Пс. 2:7-12; Дан. 7:13-14). Оно не могло "прийти" от мира сего (Иоан. 18:36). Подчинившись воле Отца, Иисус должен был пойти иным путем. Прежде чем вступить на Царство как "лев из колена Иудина", Он должен был стать Агнцем, берущим на Себя грех мира (1:29).