Б. Богослужение Пасхи Господней и Светлой седмицы.

Праздничная Утреня предваряется крестным ходом. Священнослужители в белых облачениях выходят из алтаря с пением стихиры "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". Крестный ход обходит вокруг храма, подобно женам-мироносицам, шедшим рано утром ко гробу Спасителя. Все молящиеся идут с возжженными свечами. Шествие останавливается перед закрытыми дверями храма, как бы у гроба Господня. И здесь же, на ступенях храма начинается праздничная Утреня: Настоятель после обычного возгласа, начинающего Утреню, вместе с остальными священнослужителями трижды поет тропарь Святой Пасхи: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Затем тропарь этот трижды повторяется хором. Настоятель впервые произносит ликующее пасхальное приветствие "Христос воскресе!" Утреня продолжается стихами древних пророчеств царя Давида о Воскресении: "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его...". После каждого стиха хор поет тропарь "Христос воскресе...". После этого все входят в храм под пение праздничного тропаря.

Исхождение из храма и закрытие его дверей символизирует еще и изгнание наших прародителей из рая. И лишь Христос Искупитель открыл для нас снова райские двери. Когда в начале Пасхальнй утрени отверзаюся вновь врата храма - это знаменует отверзение для рода человеческого райский дверей Христовой смертью и Воскресением.

По входе в храм произносится великая ектения и затем поется пасхальный канон. Начало каждой песни канона запевается священнослужителями в алтаре. После каждой песни канона произносится малая ектения. После канона поется светилен: "Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть, Пасха нетления, мира спасение". Затем поются стихиры на Хвалитех и стихиры Пасхи. После чего все молящиеся в храме приветствуют друг друга пасхальным приветствием "Христос воскресе". Затем читается слово святителя Иоанна Златоуста на Пасху.

Часы в праздник Пасхи и в Светлую седмицу состоят из пасхальных песнопений.

Литургия начинается, как и утреня, по Пасхальному чину, пением стихов "Да воскреснет Бог...". Поются особые Пасхальные антифоны. Евангелие читается на разных языках. Вместо "Достойно есть" - задостойник Пасхи: "Ангел вопияше...". В конце литургии вместо пения "Благословен грядый во имя Господне...", "Видехом свет истинный...", вместо 33-го псалма поется "Христов воскресе".

Царские врата не затворяются всю Светлую седмицу.

Молитва "Царю Небесный" не поется до праздника Пятидесятницы ни на какой службе.

На Пасхальном богослужении освящается артос - особый хлеб, на котором изображается крест или Воскресение Христово. Всю светлую седмицу артос ледит на особом столике на солее, а в субботу разделяется на небольшие части и раздается молящимся. Ощущая живой верой невидимое присутствие Господа, апостолы имели обычай, приступая к трапезе, оставлять место для Христа и хлеб, как бы для Него. В воспоминание этого обычая и освящается на Пасху артос и полагается перед взорами верующих, напоминания о присутствии с нами Воскресшего Господа.

Богослужение Светлой седмицы

После дня Пасхи вся Светлая седмица составляет как бы один продолжительный день - праздник.

По 66 правилу VI Вселенского собора, "от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели Новыя (т.е. Фомины) во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениях и песнях духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая и Святыми Тайнами наслаждаяся".[1]

Все богослужение Светлой седмицы совершается по Пасхальному чину, начинается со стихов "Да воскреснет Бог...". Каждый день после Литургии или после утрени совершается крестный ход вокруг храма. Чтение псалмов на всем богослужении отменяется. Пасхальные часы поются также вместо полунощницы и повечерия.

Отличие службы дней Светлой седмицы от службы дня Пасхи в том, что на утрени при пении канона в эти дня не положено ектении после каждой песни, а только после 3-й, 6-й и 9-й. Не читается слово святителя Иоанна Златоуста. На литургии Евангелие читается, как обычно.

На вечерне дня Пасхи читается Евангелие о явлении Господа апостолам.

В пятницу совершается служба иконе Божией Матери "Живоносный источник", добавляются стихиры и канон "Живоносному источнику", после Литургии совершается малое освящение воды.

Особенности богослужения до отдания Святой Пасхи

После Светлой седмицы и до праздника Вознесения Господня в начале всех богослужений трижды поется тропарь Пасхи "Хритос воскресе...". На воскресной утрени песнопение "Воскресение Христово видевше..." поется не один, а три раза. На литургии задостойник Пасхи, а вместо "Видехом свет истинный..." поется трижды "Христос воскресе".

Первый воскресный день после Пасхи называется Неделей Фоминою. В этот день воспоминается являение Господа по воскресении апостолам и осязание ран Господа апостолом Фомою. Господь рассеял неверие Фомы, уверил мир в воскресении, раскрыл силу веры, назвав блаженными не видевших и веровавших. также этот день именуется Неделей Антипасхи, что значит "вместо Пасхи", потому что этот день первый из воскресных дней всего года. Богослужение этого дня все праздничное, песнопения из Октоиха не поются. Перед вечерней читается 9-й час (обычным порядком, не Пасхальный), после которого закрываются Царские врата.

А. Первые Крестовые походы и отношения между Церквами. Причины крестовых походов. Историография вопроса. Папа Урбан II и первый Крестовый поход. Основание латинских владений на Востоке. Появление латинской иерархии. Отношение между Западной и Восточной Церквами после первых Крестовых походов.

серия военных походов в XI—XV в.в. из Западной Европы против мусульман. В узком смысле — походы 1095—1290 гг. в Палестину, направленные на захват в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), против турок-сельджуков. В более широком смысле — также и другие походы, провозглашаемые римскими папами, в том числе более поздние, проводившиеся с целями обращения в христианство язычников Прибалтики и подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (

Причины крестовых походов лежали в западноевропейских политических и экономических условиях того времени: борьба феодализма с возрастающей властью королей выдвинула с одной стороны ищущих независимых владений феодалов, о другой – стремление королей избавить страну от этого беспокойного элемента; горожане видели в движении в далекие страны возможность расширения рынка, а также приобретения льгот от своих ленных сеньоров, крестьяне спешили участием в крестовых походах освободиться от крепостной зависимости; папы и вообще духовенство нашли в руководящей роли, которую им предстояло играть в религиозном движении, возможность осуществления своих властолюбивых замыслов.

Тревожные известия о поругании святых мест и о дурном обращении с богомольцами, вызвали в Западной Европе мысль о военном походе в Азию для освобождения Святого Гроба, вскоре приведенную в осуществление благодаря энергической деятельности папы Урбана II, созвавшего духовные соборы а Пьяченце и Клермоне (1095), на которых вопрос о походе против неверных был решен утвердительно, и тысячеголосый возглас народа, присутствовавшего на Клермонском соборе: «Deus lo volt» («Такова воля Божия») сделался лозунгом крестоносцев.

Истинным вдохновителем массового крестового похода стал простой нищий отшельник Пётр Амьенский, по прозвищу Пустынник, родом из Пикардии. При посещении Голгофы и Гроба Господня, зрелище всяческих притеснений палестинских братьев по вере возбудило в нём сильнейшее негодование. Добившись от патриарха писем с мольбой о помощи, Пётр отправился в Рим к папе Урбану II, а затем, надев рубище, без обуви, с непокрытой головой и распятием в руках — по городам и весям Европы

Первый крестовый поход начался вскоре после страстной проповеди папы Урбана II, состоявшейся на церковном соборе во французском городе Клермоне в ноябре 1095 года. Незадолго до этого византийский император Алексей I Комнин обратился к Урбану с просьбой помочь отразить нападение воинственных турок-сельджуков

Первый поход начался в 1096 году. 7 июня 1099 года перед глазами крестоносцев открылся, наконец, святой город, а 15 июля они взяли его, причём произвели страшную резню среди мусульман. Власть в Иерусалиме получил Готфрид Бульонский Государства крестоносцев полностью охватывали территорию, через которую шла в то время торговля Европы с Индией и Китаем, никакой лишней территории не занимая. Египет оказывался отрезан от этой торговли. Доставка грузов в Европу наиболее экономичным путем из Багдада, минуя государства крестоносцев, стала невозможна. Таким образом, крестоносцы приобрели в некотором роде монополию в данного рода торговле.

Последствием Крестовых походов можно считать усиление власти и значения пап, как главных их зачинщиков, далее – возвышение королевской власти вследствие гибели многих феодалов, возникновение независимости городских общин, получивших, благодаря обнищанию дворянства, возможность покупать льготы у своих ленных владетелей; введение в Европе позаимствованных у восточных народов ремесел и искусств.

папы Григория VII (1073–1085). Реформа проводилась в двух направлениях. К первому относились прежде всего такие проблемы, как нравственность клириков; уровень образования духовенства и его способность к обрядовому, литургическому и пастырскому служению; участие мирян в церковной жизни; назначение лиц на церковные должности. Другими словами, в этом направлении деятельность реформаторов сводилась к сохранению чистоты отправления культа, то есть они стремились очистить Церковь от всего, что мешало ей быть достойной посредницей между людьми п Богом, а также к созданию условий для правильного исполнения религиозных ритуалов

Таким образом, одной из непосредственных предпосылок Крестовых походов на Восток послужили церковные реформы XI в.; они создали папству непререкаемый авторитет и заставили феодальный мир внимательно прислушиваться к голосу римского первосвященника.

Речь шла об освобождении святыни, и любое убийство здесь за грех уже не считалось, потому что «цель оправдывает средства». Все эти речи усиливались слухами о том, что на востоке «реки там текут млеком и медом», а их земля – земля обтованная, якобы завещана им.[3] С этого времени прекращается всякий диалог с Римом представителей Восточных Церквей, который и так уже носил условный характер.

Завоевание крестоносцами Константинополя было выражением той борьбы которую вела западная церковь с Восточной. При папе Иннокентии III латиняне готовы были считать Греческую Церковь царством сатаны, разрушить которое есть их священное назначение

Итак, в результате завоевания Константинополя он был еще и материально отягощен суровой феодальной структурой. Построенная в ней феодальная лестница из баронов и рыцарей сильно угнетала производителей, а общий уровень жизни на Востоке упал. Если сравнивать магометанское иго и латинское, то первое было слабее и проще. Не остались в стороне от лишения свободы действий и другие Восточные Православные Церкви. Так, вынуждены были покинуть свою паству Православные патриархи — Антиохийский Иоанн и Иерусалимский Савва

Конечно, их вес в общей антагонистической среде был практически не слышим, и попытки восстановить церковное единство не увенчались успехом. Но они важны для нас, поскольку мы видим, что хотя на высоком уровне произошел разрыв, но на уровне епископальном представители обоих церквей не были настолько заражены этим противостоянием и пытались выполнить заповедь Христову о любви ко всем людям, в том числе и к отпадшим. К тому же многие и многие еще считали, что расхождения между церквами будут рано или поздно преодолены и все вернется на предыдущее положение. Конечно мы увидим, что большие надежды на воссоединение возлагали восточные отцы, в то время как виновницей продолжавшегося отчуждения продолжала оставаться западная церковь, продолжавшая свысока смотреть на Восточную церковь.

Таким образом, именно после IV Крестового похода разделение Церквей было не только оформлено институционально, но и стало фактом в народном сознании.

Б. Устройство Русской Церкви. Церковное управление. Начало Русской митрополии. Митрополиты-греки. Митрополиты из русских: Иларион,Ефрем и Климент Смолятич. Каноническая оценка поставленияИлариона (1051) и Климента (1147). Тенденция к независимости. Отношение Киевских митрополитов к Константинопольским патриархам. Первые епархии на Руси. Порядок избрания епископов и их отношение к митрополитам и удельным князьям. Взаимоотношения Церкви и государства. Роль иерархии в общественной и политической жизни.

Русская церковь была устроена в виде особой митрополии Константинопольского патриархата. Первым ее митрополитом был пришедший с Владимиром из Корсуня Михаил († 992). Все время его святительства прошло только в первоначальном распространении по России христианства, вследствие чего Русская митрополия при нем еще не успела устроиться.Первое правильное устройство дал ей преемник его Леонтий († 1008 г.), который в 992 г. разделил ее на епархии и назначил первых епархиальных епископов. Кафедру свою первые митрополиты до великого князя Ярослава имели в Переяславе, потом при Ярославе, когда был устроен киевский Софийский собор с митрополичьим домом, перешли на жительство в Киев

Русские митрополиты и избирались и посвящались в Греции самим патриархом с согласия императора и, разумеется, из греков.Притом же на Русскую митрополию присылались даже не лучшие люди из грековТаковы были: Георгий (с 1062 г.), человек образованный но, как чуждый пастырь, покинувший свою паству во время междоусобия детей Ярослава; преемник его Иоанн II (с 1077 г.), по свидетельству летописи, умудренный книгами, ласковый ко всем, смиренный, молчаливый и вместе с тем речистый, когда нужно было святыми книгами утешать печальных; Никифор I, известный своими посланиями к Мономаху. Другие только вскользь упоминаются в летописях, а об одном — Иоанне III (с 1089 г.) даже прямо замечено, что он был не книжен и прост умом

После смерти м. Феопемпта греки 3 года не присылали нового митрополита. В это время только что кончилась война Ярослава с греками, в которой греки варварски ослепили 800 русских пленников. И вот в 1051 году “Бог князю вложи в сердце” поставить митрополита из русских и собором русских же епископов, — поставлен был Илларион,

Богословское видение святителя Илариона таково, что не России «пришлось заимствовать» Православие от греков, а Византии «назначено было»передать нам наследие Вселенской Церкви и вручить неугасимый светоч Христовой веры.

Ответчая КП о праве иметь свою церковь АКФ

Апостолов не было , но князь Владимир равноапостольный

Пишем от переизбытка книг, тоесть начитанные

Стадо малое , но ИХ сказал, что мы малое стадо спасемся

Около мест где проповедывали апостолы должны подчиняться – Владимир много и часто был в КП и слушал о греч церкви , но не подрузомевает близость , непосредственно видение.

Несколько времени спустя, в конце ХI века, видим еще митрополита из русских св. Ефрема, бывшего прежде придворным великого князя Изяслава, потом епископом Переяславским. И он был известен, как святой муж и чудотворец; свое управление и переяславской епископией, и митрополией он ознаменовал строением многих церквей, больниц и страннопримниц. Поставление на митрополию он, впрочем, получил не в России, а в Греции.

После Иллариона другой пример независимого поставления митрополита из русских видим в 1147 году при Изяславе Мстиславиче. Вследствие неудовольствия на митрополита Михаила, который покинул свою паству во время княжеских смут и ушел в Грецию, а также вследствие смут из-за патриаршего престола в самой Греции, великий князь собрал в Киеве собор для поставления митрополита из русских. Выбор пал на Климента Смолятича, схимника и затворника, и вместе с тем человека книжного, философа, какого на Руси прежде не бывало. О личности его не было спора, но возник важный вопрос, можно ли посвящать митрополита в России одним епископам без патриарха. Смуты в греции нет патриарха.Три епископа, — Новгородский Нифонт, Смоленский Мануил и Полоцкий Косьма, решали этот вопрос в интересах греческого патриарха отрицательно. Напротив, 6 епископов из русских доказывали, что по церковным канонам собор епископов всегда может поставить себе митрополита; им легко было бы опровергнуть крайнее мнение греческой партии, если бы они сами не впали в крайность, настаивая на праве епископов ставить митрополита без благословения патриарха. Греческая партия оперлась на эту ошибку противников и заставила их прибегать к странным уловкам. Онуфрий Черниговский предложил заменить благословение патриарха поставлением митрополита посредством главы Климента римского; греки ставят же, утверждал он несправедливо, рукою Иоанна Предтечи. Спор не кончился ничем определенным. Климент был поставлен, но греческая партия не признала его митрополитом и была им за это преследуема. Нифонт был посажен в тюрьму в Киеве; Мануил спасся от тюрьмы только бегством. Но и положение Климента было не прочно; его не признавал соперник Изяслава, сильный князь Юрий Долгорукий. Сделавшись великим князем после смерти Изяслава (1155), он изгнал Климента и выпросил у патриарха другого митрополита — Константина.

Зависимость же митрополита от заграничной власти греческого патриарха была не велика и не могла быть большой помехой ни для его собственной церковно-правительственной деятельности, ни для самобытного развития местной церковной жизниВнутри своего ведомства он вершил все церковные дела самостоятельно, или сам лично, или с собором местных епископов, которые часто собирались около него в Киеве. Решения его признавались окончательными и переносились на суд патриарха чрезвычайно редко,

Церковная жизнь, однако, во многих отношениях и сама не могла не подвергаться влиянию удельного строя государства. Удельное деление Руси прежде всего отразилось на епархиальном делении. Первое разделение Русской церкви на епархии, как мы видели, было произведено в 992 году митрополитом Леонтием. Всех епархий, устроенных тогда, летопись перечисляет 6:В течение последующего времени до половины ХII в. открылось еще несколько епархий, так что всех стало 15

С падением удела уничтожалась и епархия;как ни крепко было единство Русской церкви и как ни заботилась она о том, чтобы сохранить это единство, обычное стремление каждого удела к самостоятельности, к меньшей зависимости от Киева и к жизни особняком нередко отражалось и на церковных отношениях епархиальных епископов к митрополиту и стесняло его законные права и полномочия.

Зависимость епископов от митрополита была не велика, ограничиваясь почти одним только их поставленном на епархии. Делами своей епархии каждый из них управлял вполне самостоятельно, при помощи своих наместников из почетных духовных лиц, своего “клироса” или соборных священников, составлявших при нем постоянный кафедральный совет, и светских десятильников по разным епархиальным округам, заведовавших главным образом архиерейскими сборами с округов.

Как великие князья стремились к ограничению власти патриарха в избрании митрополитов, так, в свою очередь, удельные князья и жители уделов стремились ограничить власть митрополита в назначении своих епископов. В ХII в. вошло уже в общий обычай ставить епископов не иначе, как по избранию удельных князей и народа. В княжеских уделах главный голос при избрании епископа принадлежал князьям, а в Новгороде, где вече было сильнее князя, с ХII века видим народное избрание владык.В случае несогласия избирателей прибегали к жребию; для этого жребии избираемых клали на престол святой Софии и посылали вынимать их слепца или младенца; первый вынутый жребий обозначал избранника святой Софии. Избранного владыку посылали в Киев для посвящения. К особенностям Новгорода относится и то, что владык выбирали здесь не из одних иноков, но и из белого духовенстваВоля князя или народа могла быть причиною и изгнания епископов, даже без церковного суда.

верная своим православным, греко-восточным понятиям об отношении духовной власти к светской, русская иерархия не воспользовалась выгодами своего положения для того, чтобы создать для себя в юном государстве самостоятельное церковно-политическое могущество, как это делали в юных государствах Европы представители иерархии латинской, а напротив, употребляла все свое влияние на устроение самого же государства, на воспитание и укрепление в нем слабой княжеской власти. Она принесла на Русь неведомые еще здесь понятия о верховной власти, поставленной от Бога. Советуя св. Владимиру казнить разбойников, епископы, с которыми он советовался о строе земляном, говорили ему: “Князь, ты поставлен от Бога на казнь злым и добрым на помилование”.Самое единство русской иерархии способствовало ему к выполнению этой задачи, стягивая все уделы к Киеву, где сидел общий русский митрополит, и тем усиливая власть великого князя киевского.Русские иерархи вступались почти в каждую усобицу князей, как общие миротворцы и ходатаи за общее благо народа.Во время княжеских переговоров послами постоянно видим тех же всеобщих миротворцев — духовных лиц; их слово было авторитетнее, чем слово мирских послов; притом же своим саном они были ограждены от обид, от которых тогда не спасало иногда и звание посла.

Владимирская летопись говорит о своих князьях несравненно с большим благоговением, чем новгородская и южные летописи. Рассказав, например, об убиении великого князя Андрея, она предает убийц проклятию и долго распространяется о святости княжеской власти, сравнивает князя по власти с Богом, доказывает, что противник власти противится Богу и проч.

В пределах своей епархии каждый епископ был первым и самым влиятельным человеком во всех гражданских делах, был также нужен для удельной области, как князь. Новгородцы не могли себя и представить без владыки. С благословения местного святителя делались все дела, так что он невольно втягивался во все местные земские интересы. Мы видим его в челе [18] удельного посольства к князю с приглашением на княжеский стол; он же принимал вновь приехавшего князя и совершал обряд его посажения на стол; в княжеской думе святитель был первым советником, внушал князю миролюбивые отношения к родичам, и предстательствовал перед ним за благо удельного народонаселения

Билет 3

Наши рекомендации