Раздел 3. характеристика и особенности теологических взглядов в мусульманском праве.
Теология шариата
Шариат как система мусульманского законодательства по своей сути является аналогом конституции. Но в разных государствах шариат задействован в законах по-разному. Такое положение дел вызвано различными обстоятельствами, иногда субъективными, но иногда и объективными. Среди субъективных причин можно отметить приверженность власти и части населения светскому образу жизни, что является наследием эпохи колониализма. Объективными причинами могут быть отсутствие религиозных знаний; невозможность претворения законов шариата в жизнь по политическим или этнорелигиозным мотивам и др.
Государства, в законодательстве которых так или иначе задействованы нормы шариата, условно можно разделить на несколько групп. Первая группа – это те страны, где законы шариата первичны, являясь основой для Конституции – Саудовская Аравия, Иран, Судан и в какой-то мере Пакистан. Вторая группа – это государства, где существуют шариатские суды, в основном для разрешения гражданских дел. Среди таких государств – Сирия, Ирак, Иордания и некоторые другие. Следующая группа – это страны, в законодательствах которых закреплены отдельные положения шариата; превалируют же там законы европейские. Таких мусульманских государств большинство, и в качестве примера можно назвать ОАЭ, Кувейт, Оман, Афганистан и др. Есть государства, где нормы шариата отсутствуют на законодательном уровне практически полностью [18, с.144].
Отдельным пунктом следует рассматривать и т.н. зоны нестабильности – страны, поделенные на зоны влияния различных партий и движений. В таких регионах отдельные группировки порой заявляют о «введении шариата» в той или иной местности. Однако по причине их непонятного, а порой и откровенно нелегитимного статуса такие заявления нуждаются в тщательных проверках. Причина этого заключается в том, что такие полуавтономные государственные образования вполне могут не иметь ни ученых-богословов, ни квалифицированных судей, т.е. полноценная судебная система фактически в них отсутствует. Это, в свою очередь, означает, что на таких территориях под красивыми знаменами может вершиться самосуд, что с точки зрения исламского вероучения неприемлемо. Конечно, обо всем ведает только Всевышний Аллах, однако реальные факты свидетельствуют о существовании подобного рода опасности. Прежде всего это относится к самопровозглашенным территориальным образованиям, которые абсолютно никем не признаны и потому по сути своей не легитимны. Из признанных государств к этой группе можно отнести Сомали, частично – Афганистан и нынешнюю Ливию [11].
Итак, в некоторых мусульманских государствах, где ислам является официальной религией, шариат ограничен определенными рамками. Тем не менее, даже в них он продолжает считаться источником права и одной из основ мусульманской идеологии.
Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифоф, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман - Коран и Сунна [16, с.360].
Шариат с самого начала сложился и развивался как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божественного порядка и закона, которым управляется мир. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. Такая слитность шариата нашла свое специфическое выражение в том, что его нормы (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные («человеческие») отношения, а с другой - определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат) [25]. Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразие правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию.