Раздел 2. Характеристика и особенности дизайн – проектирования

В современной индустрии моды

Тема. 2.1. Основные этапы современного проектирования трикотажных изделий. Анализ предпроектного исследования. Особенности этапа: изготовление образца, выпуск минимальной партии, тиражирование изделия.

Современное проектирование костюма представляет системный под­ход к разработке изделий, моделей и включает несколько основных этапов:

- предпроектное исследование;

- поиск идеи;

- разработка идеи;

- изготовление образца;

- выпуск небольшой серии, с целью изучения спроса;

- тиражирование изделия.

Особенностью этапа предпроектного исследования является то, что в нем формируются основные средства и методы по которым будет стро­иться дальнейшая работа. Данный этап включает:

- определение цели;

- выявление и сбор информации;

- анализ проектной ситуации;

- определение доминирующих функций, соответствие их назначению;

- обобщение собранных данных;

- формирование конкретных проектных задач.

Следующий этап в проектировании костюма (поиск идеи) зависит от результатов предыдущего этапа и включает в себя:

- теоретический и чувственный анализ источников творчества или анало­гов;

- выявление необходимых для решения поставленных проектных задач методов творчества (метод инверсии, метод аналогии, метод эмпатии, метод фантазии, метод «мозгового штурма», метод новых комбинаций).

Методы творчества:

Метод «мозгового штурма» - брейнсторминг. Этот метод был предложен Озборном и предназначен для продуцирования идеи и решений при работе в группе.

Существуют следующие правила проведения данного метода:

· · группа состоит из 5 – 10 человек одной профессиональной направленности или различной профессиональной направленности ,но с обязательным присутствием нескольких профессионалов.

· · Запрет критики, т.е. нельзя прерывать чужую идею.

· · Участники должны находиться в состоянии релаксации, т.е. состоянии психического и мышечного комфорта и расслабленности.

· · Все высказанные идеи необходимо фиксировать без указания автора.

· · Собранные материалы передаются группе экспертов.

Данная методика эффективна в различных сферах деятельности, 10 % ценных идей.

Этот метод заложен в основу метода синектики.

Метод синектики. Этот метод предусматривает 4 направления, основанных на аналогии, поэтому данный метод так же называется «методом аналогии».

1. 1. прямая аналогия, т.е. творческие проблемы решаются аналогично подобным заданиям.

2. 2. аналогия личностная - эмпатия. Данный метод предполагает войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения. Направлен на решение коммерческих задач. Необходимо четко ставить задачи.

3. 3. символическая аналогия. В данном методе в нескольких словах дается образное или девизное представление сути задачи.

4. 4. фантастическое направление аналогии. Автор перевоплощен в сказочного волшебника. Этот метод приемлем для креативных направлений. Включает создание позитивных и негативных образов.

Метод фокальных объектов. Суть метода заключается в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносятся на рассматриваемый объект (фокальный) – т.е. находятся в фокусе внимания. В результате чего происходит неожиданные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию, традиционное решение.

Метод инверсии. Предполагает использование различных сочетаний в одном объекте в не стандартном варианте.

Метод новых комбинаций. Заключает в себе сочетание не сочетаемых комбинаций, т.е. разных объектов с нестандартным синтезом.

Метод контрольных вопросов. Способствует интенсификации поиска. Данный метод предусматривает применение наводящих вопросов. Вопросы необходимо тезисно записывать.

Метод морфологического анализа. Заключается в том, что выделяются главные характеристики объекта, затем по каждой из них разрабатываются варианты, элементы.

Этап разработки идеи включает многократный поиск решений, опре­деляющих основные параметры первичных элементов в формообразовании моделей и определение средств гармонизации, композиционных связей, объединяющих в единое целое первичные элементы формы. Каждая про­ектируемая форма одежды, костюма состоит из следующих первичных элементов:

- геометрический вид формы в целом и ее частей;

- поверхность формы в целом и ее частей;

- конструктивные и декоративные линии формы;

- величина формы и ее частей;

- масса формы и ее частей;

- фактура материала, полотна;

- физико-математические свойства материала;

- орнамент, отделка, декор, отделочные материалы.

В дизайне костюма все стороны объекта (модели) необходимо брать в таких связях и взаимоотношениях, чтобы направить их на решение основ­ной проектной задачи. Свойства костюма, как объемной формы, первичные элементы должны быть направлены на выражение и воплощение содержа­ния, вкладываемого в модель (изделие) как со стороны функционально ­ технической, так и художественно-эстетической, с учетом всех возможных вариаций с точки зрения социальной функции.

Этап, связанный с изготовлением образца, включает: выполнение ос­новных параметров проектного задания с учетом особенностей разрабо­танных моделей, используемого сырья, выбранного конструктивного и технологического решения.

Следующие два этапа характерны для проектирования моделей одеж­ды, предназначенных для производства малыми и крупными партиями на промышленной основе.

Тема. 2.2. Характеристика основных первичных элементов формообразования в проектировании трикотажных изделий. Геометрический вид формы в целом и ее частей. Поверхность формы в целом. Конструктивные и декоративные линии в дизайне трикотажных изделий

Геометрический вид формы в целом и ее частей - это свойство формы определяется характером ее силуэта, степенью объемности, соподчинением частей.

Под силуэтом костюма понимается проекция объемной формы в плоскости, важное значение приобретает силуэт в связи с развитием моды, т.к. для моды на определенном отрезке времени характерны определенные формы и, следовательно, силуэты одежды. Отсюда вытекает значение си­луэта как средства выражения моды.

Историю современной моды принято делить по десятилетиям - мода 20,30,40,50-х годов и т.д. Деление это несколько условно, но опыт показывает, что оно целесообразно, так как десять лет - срок, за который обычно определенная мода успевает исчерпать свои возможности. Приход новой моды совершается постепенно и не имеет четких границ. Происходит как бы наслаивание одного стиля на другой. Даже в случае резких перемен мо­ды можно определить заранее появление новых форм, линий, пропорций. Если не уловить этой закономерности в изменении моды, то можно ока­заться неподготовленным к восприятию новой формы, не понять причин возникновения новых линий, рельефов и т.д.

Каждому периоду моды присущ свой стиль. Под стилем подразумевается совокупность черт, характеризующих определенное направление моды: пропорции человеческого тела, принятые этой модой за идеал, принцип цветового построения ансамбля, силуэтная форма одежды, принцип построения композиции, приемы кроя и т.д. Но, прежде всего отличительной чертой каждого десятилетия является принципиально иной подход к главной характеристике моды - форме одежды. Необходимо учитывать, что в хх веке мы имеем дело не с застывшей формой (периодов ношения корсета и кринолина, фиксировавших искусственно созданный силуэт), а с одеждой, форма которой определена естественными пропорциями человеческого тела, подвижного, меняющегося в зависимости от манеры ходить, сидеть, изменяющего осанку даже в течение одного дня, и т.д.

Тем не менее, благодаря определенным приемам кроя и использованию законов зрительного восприятия, человеческое тело в одежде может восприниматься по-разному, приближаться по форме и силуэту к той или иной геометрической фигуре.

В известной степени мода нашего времени рассчитывает и на возможность относительно изменить человеческое тело. В определенных пределах мы можем сделать талию фактически (не только иллюзорно, за счет покроя и фасона одежды) тоньше, стягивая ее широким жестким поясом. Применяя различные формы бюстгальтеров, можно создать более высокий и пышный бюст, или, наоборот, спокойную, мягкоокруглую форму.

Форма и силуэт - две основные характеристики моды - тесно связаны между собой. Изменяясь во времени, они дают движение моде. В силу это­го классификация силуэтов расширяется и приобретает наряду с пространственной временную характеристику. В современном проектировании кос­тюма используется количественная и качественная классификация силу­этов.

Количественная классификация силуэтов задается модой и имеет от­ношение к формированию перспективных коллекций одежды, где задают­ся ведущие силуэты для каждой ассортиментной группы и на их основе разрабатываются различные варианты.

Качественная классификация включает в себя разделение силуэтов по принципу соотношения формы и фигуры. Данная классификация выделяет силуэты:

- приталенный (акцентируется линия талии поясом или особенностями покроя);

- прилегающий (с разной степенью приталивания), как разновидность

- ­полуприлегающий;

- прямой (с большей или меньшей свободой облегания);

- расширенный (трапеция, силуэт А).

Поверхность формы в проектировании костюма.

Понятие поверхность формы в дизайне костюма определяется характером формы и характером плоскостей в изделии.

В зависимости от характера формы поверхности бывают:

- прямолинейные;

- криволинейный;

- ломаные.

В зависимости от характера плоскости формы поверхности делятся на:

- выпуклые;

- вогнутые.

Такие характеристики как выпуклость и вогнутость приемлемы в основном для криволинейных поверхностей.

Характеристика криволинейных и ломаных поверхностей формы .

К криволинейным поверхностям формы относятся разнообразные драпировки, сборки, буфы, фалды, складки, защипы. Примерами ломаной поверхности формы служат различного рода плиссе, гофре и складки.

Складки бывают односторонние, встречные, бантовые и веерные.

Кроме объемной формы складки создают определенный рельеф, расчленяют поверхность, особенно такие виды складок, как плиссе и гофре.

Сборки получаются при стягивании материала нитями. Сборки - это множество мелких, мягких незакрытых вытачек. Сборки применяются и как конструктивный, и как декоративный элемент. Как прием формирования объемной поверхности сборки применяются в дизайне костюма очень широко, в самых разных частях одежды.

При стягивании плоской поверхности большим числом параллельных рядов нитей образуют буфы. Буфы, кроме объемных форм, создают также особый рельеф поверхности, они могут заполнять форму, как в минимальном, так и в максимальном варианте, в зависимости от идеи текстильного дизайна и модели.

Драпировкой называется укладывание материала в свободно лежащие или падающие складки различного характера с их последующим переплетением на пять основных групп:

- трубчатые;

- каскадные;

- лучевые;

- пазушные;

-радиальные.

Конструктивно- декоративные линии в формообразовании костюма.

Контуры формы, ее отдельных частей, деталей можно рассматривать как линии. В дизайне костюма различают конструктивные и декоративные линии.

Конструктивные линии- это, во-первых, контуры ее формы в целом ее деталей; во-вторых, это видимые линии соединения составных частей деталей формы: вытачки, соединительные швы и т.д.

Декоративные линии- это линии различных отделок одежды, определяющие линейный характер: отделочные строчки рельефов, пояса, кла­паны, хлястики, рулики, сутаж, линейная вышивка, линейный орнамент и др. Часто декоративный характер носят и конструктивные линии. Разнообразное расположение конструктивно-декоративных линий в одежде принято выделять в три большие группы соотношения линий с си­луэтом одежды:

- подобие;

- ­контраст;

- противоречие.

Наши рекомендации