Тема 18. Этноконфессиональные конфликты стран Дальнего Востока

История складывания Китая как полиэтнического и поликонфессионального государства. Численность и география проживания ханьцев и национальных меньшинств (55 «законно установленных национальностей»). Этно-психо-лингвистические особенности народов Китая и концепция «единой китайской нации». Проблемы национальной идентификации и курс на упрощение национального состава КНР.

Этапы эволюции китайской национальной политики: автономия без национального самоопределения. Деструктивный период политики «слияния национальностей» 1957–1978 гг. и влияние проблем Тайваня, Тибета, Монголии, «Восточного Туркестана» на состояние национального вопроса в Китае.

Подъем тибетского сепаратизма и исламского фундаментализма в Китае после распада СССР. Национальный вопрос и методы решения проблем национального сепаратизма и религиозного экстремизма в современном Китае.

Особенности поликонфессионализма во Вьетнаме. Буддизм, католицизм, протестантизм и «новые» (т.н. синкретические) религии во Вьетнаме: основные вехи истории.

Этнопсихологические и культурно-религиозные составляющие самоидентификации кхмеров. Социально-экономические «ниши» некоренных нацменьшинств в Камбодже. Причины «синофилии» и «вьетофобии» кхмеров.

Практические занятия соответствуют тематике дисциплины. Задания представлены в пункте 5.3.

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

5.1.Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Компетенции, закрепленные за дисциплиной ОП ВО:

ОК-3 -способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

Данная компетенция формируется в процессе изучения следующих дисциплин:

· История -1 семестр;

· Всемирная синхронная история - 1 семестр;

· История зарубежных стран - 1 семестр;

ОПК-7 - способность выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации;

Данная компетенция формируется в процессе изучения следующих дисциплин:

· История страны региона специализации -3 семестр;

· Страны Восточной Азии: комплексные характеристики конфуцианской цивилизации -5 семестр;

· Внутреннее положение в странах Восточной Азии: Япония, Китай, Корея - 8 семестр;

· Глобальные проблемы Восточно-азиатского региона - 8 семестр;

· Государственная итоговая аттестация - 8 семестр;

Схема фонда оценочных средств промежуточной аттестации дисциплины, отражающая этапы формирования компетенций, проводимой в форме зачета

№ п/п Раздел рабочей программы дисциплины Контролируемые компетенции (или их части) Оценочное средство
Тема 1. Введение в дисциплину ОК-3; Тест 1;8. Задание 1. Вопрос 1,2.
Тема 2.Особенности современных конфликтов, роль этнического и религиозного факторов ОК-3; ОПК-7; Задание 1. Вопрос 33; Коллоквиум №1.
Тема 3.Особенности религиозно-политического взаимодействия в христианском мире ОК-3; Тест 3. Задание 1. Вопрос 8;9;10;20;23. Коллоквиум №1.
Тема 4. Религиозные конфликты на базе христианских вероучений ОПК-7; Тест 13. Задание 1. Вопрос 26;27. Коллоквиум №1.
Тема 5. Католицизм в международных отношениях на современном этапе ОПК-7; Тест 4,5. Задание 1. Вопрос 11;12;22;30;31.
Тема 6. Сосуществование представителей христианских конфессий и иудаизма. Исторический и современный аспект. ОК-3; Коллоквиум №2. Вопрос 16;36.
Тема 7. Современный протестантизм в международных отношениях ОПК-7; Задание 1. Вопрос 13;24;32. Коллоквиум №1. Коллоквиум №3.
Тема 8. Роль религиозного фактора в развитии североамериканского общества ОК-3; ОПК-7; Задание 1. Вопрос 13;21;29. Коллоквиум №1. Коллоквиум №3.
Тема 9. Особенности мировоззрения традиционного ислама. Ислам как религия и образ жизни ОК-3; Задание 1. Вопрос 14;15.
Тема 10. Проблема интерпретаций общих принципов исламской веры ОК-3; Тест 6;14.
Тема 11. Ислам в регионах современного мира. Исламский фундаментализм ОК-3; ОПК-7; Тест 7;15. Задание 1. Вопрос 38. Коллоквиум №2.
Тема 12. Роль религиозного фактора в «горячих точках» Евразии: Ольстер,Балканы, Ближний Восток ОПК-7; Задание 1. Вопрос 34;35. Коллоквиум №2.
Тема 13. Арабо-израильские конфликты в контексте современных международных отношений ОПК-7; Задание 1. Вопрос 36;37;41. Коллоквиум №2.
Тема 14. Этноконфессиональные и межконфессиональные аспекты политического процесса в России: традиции и современность ОПК-7; Тест 2. Задание 1. Вопрос 40;46.
Тема 15. Ислам, христианство и политика России на Северном Кавказе ОК-3; Вопрос 42;39;Задание 1. Коллоквиум №2.
Тема 16. Религиозный фактор в политических процессах центральной, Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона ОПК-7; Тест 9;11;12. Задание 1. Вопрос 5;6;17;19;44.
Тема 17. Этноконфессиональные конфликты стран Центральной Азии ОПК-7; Задание 1. Вопрос 18;43. Коллоквиум №2.
Тема 18. Этноконфессиональные конфликты стран Дальнего Востока ОПК-7; Задание 1. Вопрос 3;7;45. Коллоквиум №2.


Наши рекомендации