Включение стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии в мировую политику

Развал колониальной системы в Юго-Восточной Азии и по­зиции великих держав после Второй мировой войны, стра­тегическое противостояние на Дальнем Востоке, пробле­мы мирного урегулирования с Японией и война в Корее, узел противоречий в Юго-Восточной Азии в 50-70-х гг.

Вторая мировая война, в отличие от Первой, затронула все страны субрегиона Восточной Азии. Страны Дальнего Востока - Китай и Монголия - ещё в 30-е гг. оказались объектом японской экспансии, а Корея к этому времени уже была колонизирована японцами. Народы Юго-Восточной Азии, включённые в коло­ниальные системы Франции, Нидерландов, США и Англии ока­зались втянутыми в мировую войну во второй половине - конце 1941 г. Здесь в годы Второй мировой войны проводились круп­ные военные операции. Указ японского императора от 25 авгу­ста о капитуляции Японии застал многие японские войска вдали от портов, что вынудило часть их уйти в джунгли Вьетнама, Лаоса, Филиппин, тогдашней Бирмы, Малайзии. Ушла в леса также часть местных коллаборационистов. Бывшие владельцы колоний в этом регионе мира, за исключением США, ослабли, чем и воспользовались национальные силы этих стран, попы­тавшиеся взять власть в свои руки. Характерной особенностью национально-освободительного движения в странах Юго- Восточной Азии и Дальнего Востока в послевоенный период было то, что в большинстве их у руководства оказались левона- строенные лидеры. Так было во Вьетнаме (Хо Ши Мин), Индо­незии (Сукарно, Хатта, Шарафутддин), на Филиппинах (Компа- рия), в Бирме (Аун Сан, Такин, Тан Тунн, Не Вин). Там же, где у власти оказались правые лидеры (Китай с Чан Кай-ши, Корея с Ли Сын Маном), им противостояли левые (Мао Цзэ-дун в Китае и Ким Ир Сен в Корее).

Второй особенностью послевоенного этапа национально- освободительного движения в этом регионе было то, что вели-

кис державы, вышедшие из войны сверхдержавами - США и ('ССР, не желали сохранения колониальной системы и по раз­ним мотивам начали её разрушать. Экономика США, превра- птшаяся за годы войны в самую великую экономику мира, производила после войны четверть продукции мира и потребля­ла четверть сырья. Ей нужен был весь мир как рынок сбыта и источник сырья, а колонии, как правило, были закрыты для сво­бодной торговли, поэтому США с трибуны ООН стали требо- иагь свободы и независимости колониальным народам, финан­сировали и пытались привести к власти проамерикански настро­енных националистов.

СССР, втягиваемый в “холодную войну” и гонку вооруже­ний, считал, что мотць системы капитализма Западного мира прирастает за счёт колоний, поэтому ликвидация колониализма приведёт к ослаблению системы капитализма. Он, в свою оче­редь, настаивал на предоставлении колониальным и зависимым народам независимости, СССР помогал левым силам нацио­нально-освободительных движений.

Капитуляция Японии создала благоприятные условия для захвата власти в странах Юго-Восточной Азии национальными силами, так как бывшие метрополии были крайне ослабленными войной с фашистской Германией.

В Индонезии попытка англичан и американцев вернуть к власти голландцев закончилась провалом. У власти утвердились лсвонастроенныс националисты во главе с Сукарно. После не­скольких попыток Нидерландов свергнуть правительство Су­карно в 1949 г. бывшая метрополия подписала с ним соглаше­ния, по которым Индонезия обрела независимость.

В Бирме, которую Англия в 1946 г. выделила из состава британской Индии, англичане намеревались привести к власти националистов во главе с У Со и Ба Мо. Однако У Со и Ба Мо и их сторонники проиграли парламентские выборы, и к власти пришла левоцентристская группировка токинов - молодежного революционного движения Бирмы, возникшего ещё до Второй мировой войны. Их вожди - Такин Тан Тун, У Ну, Не Вин и Аун Сан - в годы Второй мировой войны с оружием в руках боро­лись за независимость Бирмы, пользуясь поддержкой Японии.

Попытка националистов во главе с У Со и Ба Мо взять власть в ходе военного переворота в июле 1947 г. провалилась, и токины удержали власть в своих руках. 4 января 1948 г. Бирма была объявлена независимой, и Англия потеряла контроль над ней. Она надолго оказалась иод властью таких вождей токинов, как ' У Ну и Не Вин. |

В Лаосе. Камбодже и Таиланде формально к власти верну- * лась старая аристократия, однако реальная власть находилась в I руках военных хунт, поддерживаемых США.

После войны Англия сохранила свои колонии в Юго- Восточной Азии, однако она вынуждена была постоянно лави­ровать, создав из их числа федерацию, которая в 1962 г. распа­лась на Федерацию Малайзия и Республику Сингапур - остров­ной анклав, населенный этническими китайцами, малайцами и ! индийцами.

Французский Индокитай развалился. Франция сохранила за собой только Южный Вьетнам, в то время как Северный объя­вил себя Демократической Республикой Вьетнам (ДРВ) во главе с Хо Ши Мином.

Ещё до вступления Советского Союза в войну с Японией Сталин настойчиво добивался от США и Чан Кай-ши гарантий интересов СССР в Маньчжурии. В этой связи он готов был идти на уступки США в Японии, вплоть до их единоличного контро­ля над всем архипелагом японских островов.

Контроль над Маньчжурией был на самом деле важен для Москвы. Позиции СССР в Приморье являлись уязвимыми из-за того, что единственной транспортной магистралью, связывав­шей советский Дальний Восток и главную военно-морскую базу СССР на Тихом океане во Владивостоке с европейской частью страны, была старая Транссибирская железная дорога. Она шла вдоль границ СССР с Китаем и Монголией, и в случае воины её было трудно защищать. Путь к Владивостоку через Маньчжу­рию по Китайско-Восточной железной дороге, которую СССР был вынужден уступить Японии в 30-х гг.. был гораздо короче. Если бы Москва смогла вернуть себе контроль над КВЖД, рас­пространив его к тому же на железнодорожные ветки, отходя­щие от КВЖД к незамерзающим портам Порт-Артур и Дайрен

74 на побережье Восточно-Китайского мори (где СССР также стремился получить в аренду старые российские военно- морские базы), то Советский Союз получил бы крупные страте­гические преимущества с точки зрения обеспечения безопасно­сти своих дальневосточных территорий.

Советский Союз уделял первоочередное внимание закреп­лению своих позиций в этом районе, сосредоточившись на за­ключении договора об отношениях с Китаем. В июле 1945 г. в Москве проходили советско-китайские переговоры о его подго­товке. Соединённым Штатам было важно, чтобы Советский Союз подключился к боевым действиям против Японии на ма­терике. Кроме того, США добивались согласия на включение Китая в Совет безопасности ООН в качестве постоянного члена. Сам Чан Кай-ши стремился заручиться признанием со стороны СССР территориальной целостности Китая, то есть подтвержде­ния его прав на Маньчжурию и другую провинцию - Синьцзян, где власть китайского центрального правительства была почти номинальной.

Советский Союз не соглашался начать войну против Япо­нии до того, как договор с Китаем определит гарантии его инте­ресов в Маньчжурии. 10 августа 1945 г. советско-китайский до­говор был заключён. СССР официально признал принадлеж­ность Синьцзяна и Маньчжурии Китаю. В результате обмена нотами, который был совершён после подписания договора, ки­тайская сторона обязывалась признать независимость Внешней Монголии (которая по советско-китайскому договору 1925 г. формально считалась частью Китая) в случае, если на референ­думе монгольское население выскажется за независимость. Со­ветский Союз, как и предполагалось, снова приобрёл право на эксплуатацию КВЖД, а кроме того, получил тс же права и в от­ношении Южно-Маньчжурской железной дороги (до Порт- Артура). Обе дороги были объединены в одну, которая стала называться Китайско-Чанчуньской и была передана под управ­ление советско-китайской компании. СССР получил права дол­госрочной аренды баз в Порт-Артуре и Дайрене.

В советско-китайском договоре 1945 г. вопрос об отноше­ниях СССР с китайскими коммунистами был обойдён. Но по

логике договора СССР не должен был препятствовать стремле­нию правительства Чан Кай-ши установить контроль над Мань­чжурией после её освобождения от власти Японии. Однако Чан Кай-ши не располагал возможностями распространить свою власть на Маньчжурию ввиду нехватки личного состава его армий и возможностей для их быстрой переброски на север. Китайские коммунисты, напротив, базировались в районах, приближённых к Маньчжурии и могли легко установить в ней свою власть по­сле изгнания японской администрации, если бы это им позволи­ло советское командование. Присутствие коммунистов в Мань­чжурии было средством давления И.В.Сталина на Чан Кай-ши. СССР угрожал вывести войска из Маньчжурии, что означало бы автоматически установление там власти коммунистов.

США выступали за принцип “открытых дверей” в Китае, включая Маньчжурию. Советский Союз опасался, что не сможет конкурировать с западными странами, и возражал против “от­крытия” Маньчжурии. Вашингтон убеждал Чан Кай-ши проти­водействовать стремлению Москвы добиться “исключения эко­номических интересов других держав в Маньчжурии”. К марту 1946 г. Чан Кай-ши счёл себя подготовленным к противостоя­нию с коммунистами в случае ухода СССР из Маньчжурии. Со­ветский Союз приступил к выводу своих войск, место которых стали занимать отряды китайских коммунистов. Между прави­тельственными войсками и коммунистами возобновились столк­новения. Хотя вооруженные силы Чан Кай-ши в течение весны 1946 г. установили контроль над главными городами и желез­ными дорогами Манчжурии, их опорные пункты были блокиро­ваны коммунистами, преобладавшими в сельских районах. Так начался очередной тур гражданской войны.

Накануне вступления Советского Союза в войну с Японией в июле 1945 г. Сталин переслал американской стороне совет­ские предпочтения о капитуляции Японии. В соответствии с ними в зону советской оккупации должны были войти Северная Корея, Маньчжурия, Курилы и остров Хоккайдо. Сахалин по умолчанию возвращался в состав СССР. США согласились с планом, исключив из него Хоккайдо, так как всс собственно японские острова они включили в свою зону оккупации, поэго-

76му еще до вступления СССР в войну с Японией и августе 1945 г. были обозначены границы возможного для СССР в отношении Японии.

После капитуляции Японии формально политику союзных держав в отношении Японии определил Союзный Совет для Японии в составе США, СССР, Англии и Китая, штаб-квартира которого находилась в Токио. Решение Совета считалось приня­тым, если за него голосовали все четыре члена. Главой штаба оккупационных войск был назначен генерал Дуглас Мак Артур, человек крайне амбициозный, соперничавший с Трумэном, став­шим президентом США. Он игнорировал не только решения Со­юзного Совета, но и своего президента и по сути сам определял политику в отношении Японии. Он сделал ставку на превращение архипелага в зону особых интересов США, подобную той, кото­рую Советский Союз создавал для себя в Восточной Европе.

В 1945-1947 гг. штаб оккупационных войск под руково­дством Д.Мак Артура инициировал демократические реформы в Японии. Были распущены репрессивные органы, заложены ос­новы парламентской демократии, свёрнуто военное производст­во. В 1947 г. вступила в силу новая конституция, закрепившая отказ Японии от войны как средства решения международных споров. В стране были проведены важные меры по демократи­зации образования и ликвидации довоенных крупных клановых компаний (дзайбацу), выступавших опорой милитаризма. Новая конституция повлекла за собой либерализацию политической жизни Японии. В обществе усилились нейтралистские настрое­ния. Подобно тому как это случилось в Европе, выросло влия­ние легализованных левых партий - социалистической и ком­мунистической. На этой волне весной 1947 г. к власти в стране впервые в японской истории пришло коалиционное правитель­ство во главе с социалистом Тзцу Катаяма.

Политические преобразования в стране отчасти отвечали и интересам СССР, для которого существование сильной и анти­советской Японии представляло серьёзную угрозу. Но Совет­ский Союз опасался превращения Японии в базу американского присутствия и не отказывался от надежд на нейтрализацию Японии и удаление из неё американских войск.

Вашингтон нервозно реагировал на усиление позиций япон­ских социалистов, в чьей программе содержались идея “невоо­руженного нейтралитета”, то есть нейтрализации Японии и её невхождения в военные союзы и блоки. Рост левых настроений приписывался влиянию советского коммунизма, хотя успех со­циалистов был связан с антивоенными настроениями, естест­венными для побеждённой страны. В конце 40-х гг. в условиях американской оккупации подъём национализма в самых разно­образных формах был зримой чертой политической жизни Япо­нии, а характерный для японского общества настрой на нейтра­лизм (“неприсоединение”) был ничем иным, как выражением этого национализма во внешней политике.

Решающее влияние на политику США в отношении Японии оказала гражданская война в Китае 1946-1949 гг. Пока гоминь- дановский Китай во главе с Чап Кай-ши, которого США рас­сматривали как основного своего геополитического союзника на Дальнем Востоке, одерживал победы над Компартией, амери­канцы проводили в Японии курс на демократизацию и допуска­ли вхождение во власть представителей левых сил, ратовавших за нейтралитет Японии. Однако летом 1947 г. ситуация в Китае стала меняться в пользу КПК. Чан Кай-ши стремительно терял социальную базу, которая переходила к КПК, и к началу 1948 г. вопрос “кто кого?” решился в пользу КПК. Стало быть, ставка США на гоминьдановский Китай была бита, и начальник Уп­равления внешнеполитического планирования США Джон Кен- нан разработал план превращения Японии в геополитического союзника США. Его основные положения были предложены Мак Артуром, который развернул борьбу с левыми силами Япо­нии, сочетая административные ограничения против коммуни­стов и левых вообще с оказанием Японии экономической помо­щи. Одновременно (летом 1947 г.) им был поставлен вопрос о прекращении режима оккупации, заключении мирного договора и передаче в руки японского правительства всей полноты вла­сти. Был подготовлен проект мирного договора, с которым были ознакомлены союзники - СССР, Британия и Китай. Однако воз­никли неразрешимые противоречия по вопросу о процедуре го­лосования при обсуждении и доработке этого документа. США

настаивали на принятии решений простым большинством голо­сов, а СССР и Китай добивались предоставления каждой из ве­ликих держав права вето.

В Корее после её раздела на Северную и Южную на севере при помощи СССР укреплялась власть ТПК во главе с Ким Ир Сеном. Поначалу ему писал речи и опекал полковник Штыков, ставший послом СССР в Северной Корее, однако очень скоро Ким Ир Сен обрёл самостоятельность и его биография мифоло­гизировалась, его сделали великим вождём партизанского анти- я пон с кого движения, борцом за независимость Кореи.

Американцы не смогли из своей марионетки Ли Сын Манна сделать такого героя, и он стал проигрывать идеологическую войну Ким Ир Сену. Попытка военным путем решить “кто кого” в июне 1950 г, закончилась затяжной войной, поставившей мир на грань ядерной катастрофы.

В войну на корейском полуострове на стороне южан всту­пили США, а на стороне северян КНР и СССР. Она продолжа­лась до лега 1953 г. и закончилась подписанием соглашения о перемирии, закрепившего раскол корейского этноса на две части по 38 параллели.

После капитуляции японскихвойск во французском Индо­китае до 16 параллели находились войска Англии, а севернее - гоминьдановского Китая, принимавшего капитуляцию японцев. Коммунисты Индокитая во главе с Хо Ши Мином 2 сентября 1945 г. объявили северный Вьетнам ДРВ и стали распространять свою власть на юг. Однако Англия выдавила отряды Хо Ши Мина на север и передала юг Вьетнама под контроль Франции, которая тут же восстановила довоенные колониальные порядки. Хо Ши Мин был вынужден пойти па компромисс с Францией и согласился на вхождение ДРВ во Французский Союз - послево­енное объединение колоний и протекторатов Франции. В то же время он искал помощи у США и Советского Союза в деле пол­ной независимости Вьетнама. Президент Трумэн в то время не хотел создавать проблем для Франции и занял нейтральную по­зицию. Советский Союз до тех пор, пока в послевоенное прави­тельство Франции входили социалисты и коммунисты, гоже не хотел с ними ссориться из-за Вьетнама. Но в 1947 г. социали-

сток и коммунистов изгнали из правительства Франции, и СССР тут же поддержал ДРВ, которая с декабря 1946 г. уже находи­лась в состоянии вооружённого конфликта с Францией.

Начавшаяся Индокитайская война оказалась крайне обре­менительной для Франции, и, не имея средств для её ведения, она влезала в долги перед США, рассчитываясь по ним и пере­дачей американским компаниям своей собственности в Индоки­тае. К 1949 г. США уже на 80 % оплачивали эту войну и от их нейтралитета ничего не осталось. Франция проиграла эту войну и в 1954 г. подписала Женевские соглашения о выводе своих войск и проведении свободных выборов. Американские экспер­ты по Индокитаю были уверены, что в случае их проведения более 80 % мсет в законодательном собрании объединенного Вьетнама получат сторонники Хо Ши Мина. Выборы были со­рваны, и раздел Вьетнама на Южный (Республику Вьетнам) и северный (ДРВ) сохранился. Во главе Республики Вьетнам США посадили свою марионетку Нго Динь Зьема, расставивше­го на руководящие посты членов своего многочисленного се­мейного клана. Таким образом, проблема Вьетнама не была ре­шена, она перешла от Франции к США и Советскому Союзу, оказывавшему помощь ДРВ. К 60-м гг. во внешней политике США на смену доктрине “сдерживания коммунизма”, пришла более воинственная доктрина “отбрасывания коммунизма”, и в 1964 г. США начали войну против ДРВ, которая закончилась в 1973 г. их поражением. Принятие новой доктрины США сделало интересы США и СССР в Азии взаимно исключающими. Логи­ка конфронтации, приходившая уже в 50-е гг. на смену логике компромиссов между двумя сверхдержавами, закрепилась вой­ной в Индокитае окончательно.

Филиппины были американской колонией с 1901 г. В 1934 г. США объявили их автономными и пообещали предоставить им полную независимость в ближайшие 10 лет. Вся промышлен­ность страны, армия и полиция находились под контролем аме­риканцев. Лишь аграрный сектор находился в руках прежних колонизаторов -• испанцев. Война помешала реализации наме­рений США. После войны на острове Лусон сформировалось мощное левое движение Хукбалахап, которое после войны в

80 случае свободных выборов имело все шансы на победу. США помешали левым прийти к власти, чем спровоцировали граж­данскую войну, которая затихла только к началу 50-х гг. Амери­канцы посадили во власть местную проамериканскую элиту и 4 июля 1946 г. предоставили Филиппинам независимость, про­должая контролировать их экономическими и финансовыми ме­тодами, а также через офицерский корпус, который готовился в США. На Филиппинах США создали крупнейшую за пределами их территорий военно-морскую базу Субикбей, что почти на сорок лет предопределило их роль в геополитике США в отно­шении Азиатско-Тихоокеанского региона.

Индонезия, избавившаяся в 1949 г. от колониальной зави­симости, встала на путь независимого развития, дрейфуя между США и СССР. Президент Сукарно обнародовал концепцию внутренней и внешней политики, основанную на принципах “панча шила” - заимствованные им идеи Сунь Ят-сена и Ма­хатмы Ганди. Будучи гедонистом (по философии жизни) он предпочёл роль национального символа, отца нации, перепору­чая государственные дела правительству, а поскольку в начале 50-х гг. на первое место по влиянию выдвинулась компартия, то во внутренней политике Индонезия совершила левый марш, оп­лаченный кредитами СССР. Левый эксперимент Индонезии не* обычайно обострил международные отношения в Юго- Восточной Азии. Победа КПК в Китае, утверждение режима Ким Ир Сена на севере Кореи, поражение Франции в войне с коммунистами во Вьетнаме, приход к власти левых сил в Индо­незии рассматривались США, всем Западным миром, как насту­пление коммунизма по всей тихоокеанской дуге. В США заго­ворили об эффекте домино - падении режимов их союзников и прихода к власти коммунистических или прокоммунистических режимов. Ответом стала доктрина сдерживания, а затем отбра­сывания коммунизма, существенно менявшая всю систему меж­дународных отношений в регионе Юго-Восточной Азии и Даль­него Востока, вносившая в мировую политику элемент воору­жённой конфронтации.

В 1962 г. левые эксперименты в Индонезии закончились во­енным переворотом генерала Сухарто, установившего режим

военной диктатуры. Компартия Индонезии была разгромлена, и страна была повёрнута лицом к Западному миру.

Таким образом, логика советско-американской конфронта­ции в регионе Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии как симметричного противопоставления каждому шагу одной сто­роны максимально приближённого к нему контршага другой закрепилась в начале 50-х гг. XX в. и сохранялась вплоть до разрядки международной напряжённости в 70-е гг. Эта логика требовала от Советского Союза непомерно высоких расходов его материальных ресурсов, которые далеко не всегда окупались политическими дивидендами. Так, например, после переворота генерала Сухарто в Индонезии выплата долгов Индонезии Со­ветскому Союзу, превышавших 5,5 млрд. рублей, была заморо­жена вплоть до падения его режима в 1998 г. и прихода в 2001 г. на пост президента Индонезии дочери Сукарно Мегавати Су- карнопутри. Ресурсное обеспечение противостояния США ком­мунизму в Азии было несравненно выше советского, однако оно не изматывало экономику США в силу её громадного домини­рования над экономикой Советского Союза.

Контрольные вопросы:

1. Итоги Второй мировой войны для Дальнего Востока.

2. Особенности деколонизации региона Юго-Восточной Азии.

3. Причины заинтересованности СССР в контроле над Мань­чжурией.

4. Основные положения советско-китайского договора от 10 августа 1945 г.

5. Позиции США и СССР по вопросу о мирном урегулирова­нии с Японией.

6. Охарактеризуйте режимы Ли Сын Мана и Ким Ир Сена в Корее.

7. Гражданская война в Китае 1946-1949 гг.

8. Война в Индокитае 1946-1954 гг. и её итоги.

9. Место Индонезии в американо-советском противостоянии в Юго-Восточной Азии.

10. Роль Филиппин в политике США в Азии.

Наши рекомендации