Тема 2. Особенности современных конфликтов, роль этнического и религиозного факторов
АНО ВО «МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
проректор по учебной работе
_________________________
А.И. Ковалева
«___»______________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Б1.В.ДВ.4.1
Направление подготовки:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
Профиль подготовки:
Азиатские исследования
Квалификация (степень) выпускника– бакалавр
Форма обучения– очная
Факультет международных отношений и туризма
Кафедра регионоведения
Москва 2017
Рабочая программа дисциплины «Религиозный фактор в современных международных отношениях» составлена в соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки – 41.03.01 «Зарубежное регионоведение», профиль – Азиатские исследования в соответствии с рабочими учебными планами, утвержденным ректором АНО ВО «Московский гуманитарный университет».
Автор: | Т.Н.Миронова – кандидат культурологии., доцент кафедры регионоведения МосГУ |
Эксперты: | Е.С.Журавлева – доктор исторических наук, профессор кафедры регионоведения МосГУ Ю.И.Надточей – кандидат исторических наук, доцент кафедры мировых политических процессов МГИМО (университета) МИД РФ |
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры регионоведения «25» мая 2017 г., протокол № 9.
ОДОБРЕНО
Методической комиссией факультета международных отношений и туризма
«29» июня 2017г., протокол № 9.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель курса – ознакомить студентов с основными проявлениями влияния религиозного фактора на современные международные отношения, также дать анализ конкретной религиозно-политической ситуации в различных странах и регионах мира.
Задачи курса – рассмотрение особенностей социально-экономического и политического положения этнических групп и конфессиональных меньшинств в их историко-культурном развитии, соотношении их потребностей, интересов, ценностей; анализ объективных и субъективных причин усиления этноконфессионального фактора во внутриполитическом развитии многих стран на современном этапе; - рассмотрение идеологии, движущих сил, мотивации участников, стадий, механизмов и форм проявления конфликтов и путей их разрешения. Отдельно рассматриваются вопросы участия региональных и международных организаций в процессе урегулирования конфликтов на религиозной почве.
Дисциплина нацелена на формирование целостного представления о содержательной стороне религиозных особенностей международной политики, политических систем и культуры, а также современной ситуации изучаемых стран, закономерностях формирования и функционирования религиозных институтов, сознания, моделей поведения наций и народов.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина «Религиозный фактор в современных международных отношениях» относится к вариативной части обязательных дисциплин базового цикла ОП бакалавриата.
Изучение дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении следующих дисциплин: «Социально-экономическая и политическая карта современного мира», «Всемирная (синхронная) история», «Политическая география стран (ы) региона специализации», «История стран (ы) региона специализации», «Глобальные проблемы современного мира», «История зарубежных стран».
Дисциплина «Религиозный фактор в современных международных отношениях» является последующей для изучения таких дисциплин как: «Российская, западная и восточная (конфуцианская) цивилизации: взаимодействие и сотрудничество в условиях глобализации», «Россия в глобальной политике», «Внутреннее положение в странах Восточной Азии: Япония, Китай, Корея», «Глобальные проблемы восточно-азиатского региона».
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В данном разделе содержится описание перечня планируемых результатов обучения дисциплине «Религиозный фактор в современных международных отношениях», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы по направлению 43.03.01 «Зарубежное регионоведение».
Процесс изучения дисциплины «Религиозный фактор в современных международных отношениях» направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурных:
ОК-3 -способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
Общепрофессиональных:
ОПК-7 - способность выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
-особенности функционирования религиозных институтов и организаций и их место и роль в политической системе и процессах в изучаемых странах мира;
-основные концепции и понятия в области изучения роли религии и конфессий в международных отношениях;
- специфику развития религиозной и конфессиональной ситуации изучаемых стран и регионов мира, роль религиозных институтов и организаций в политических и экономических процессах в изучаемых странах мира;
- специфику позиции изучаемых стран на международной арене как носителей религиозной культуры, которая сформирована под влиянием доминирующей в обществе конфессии;
.
Уметь:
- анализировать процесс влияния религиозных идеологий на международные отношения и возникающие в результате этого новые формы взаимодействия религии и политики;
- проводить сравнение и находить аналогии между религиозными и политическими процессами в различных странах и регионах мира;
- описывать современные религиозные и конфессиональные реалии изучаемых стран и регионов мира, а также понимать причины существующих различий и уважать их;
- учитывать в профессиональной деятельности культурно-религиозные традиции стран и регионов современного мира, выделять религиозный фактор в развитии современных международных отношений;
Владеть:
- навыками профессиональной коммуникации в различной этноконфессиональной среде;
- способностью анализа религиозной ситуации в изучаемой стране и регионе мира;
- способностью аргументированного научного объяснения элементов сходства и различия религиозных и конфессиональных институтов и процессов в государствах мира, обусловленных историческими закономерностями;
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1.Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Для очной формы обучения
Вид учебной работы | Всего часов | 6 Семестр час. |
Аудиторные занятия (всего) | ||
Занятия лекционного типа | ||
Занятия семинарского типа (практич., семин., лаборат. и др.) | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | экзамен | экзамен |
4.2. Учебно-тематический план дисциплины
Для очной формы обучения
Номер раздела | Наименование раздела/темы | Часов по учебной (рабочей) программе | Самостоятельная работа обучающихся | Отрабатываемые компетенции | |||
Всего в учебном плане | Аудиторная работа | ||||||
Всего | в том числе | ||||||
Лекции (всего/интеракт.) | Практич. занятия(всего/интеракт. | ||||||
Тема 1. Введение в дисциплину | ОК-3; | ||||||
Тема 2.Особенности современных конфликтов, роль этнического и религиозного факторов | ОК-3; ОПК-7; | ||||||
Тема 3.Особенности религиозно-политического взаимодействия в христианском мире | ОК-3; | ||||||
Тема 4. Религиозные конфликты на базе христианских вероучений | ОПК-7; | ||||||
Тема 5. Католицизм в международных отношениях на современном этапе | ОПК-7; | ||||||
Тема 6. Сосуществование представителей христианских конфессий и иудаизма. Исторический и современный аспект. | ОК-3; | ||||||
Тема 7. Современный протестантизм в международных отношениях | ОПК-7; | ||||||
Тема 8. Роль религиозного фактора в развитии североамериканского общества | ОК-3; ОПК-7; | ||||||
Тема 9. Особенности мировоззрения традиционного ислама. Ислам как религия и образ жизни | ОК-3; | ||||||
Тема 10. Проблема интерпретаций общих принципов исламской веры | ОК-3; | ||||||
Тема 11. Ислам в регионах современного мира. Исламский фундаментализм | ОК-3; ОПК-7; | ||||||
Тема 12. Роль религиозного фактора в «горячих точках» Евразии: Ольстер,Балканы, Ближний Восток | ОПК-7; | ||||||
Тема 13. Арабо-израильские конфликты в контексте современных международных отношений | ОПК-7; | ||||||
Тема 14. Этноконфессиональные и межконфессиональные аспекты политического процесса в России: традиции и современность | ОПК-7; | ||||||
Тема 15. Ислам, христианство и политика России на Северном Кавказе | ОК-3; | ||||||
Тема 16. Религиозный фактор в политических процессах центральной, Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона | ОПК-7; | ||||||
Тема 17. Этноконфессиональные конфликты стран Центральной Азии | ОПК-7; | ||||||
Тема 18. Этноконфессиональные конфликты стран Дальнего Востока | ОПК-7; | ||||||
Всего |
4.3. Содержание дисциплины
Тема 1 Введение в дисциплину
Общая характеристика религиозной ситуации в современном мире.
Важнейшие современные конфессии: количественный анализ. Основные особенности христианства, краткая характеристика его важнейших направлений. Основные особенности ислама, краткая характеристика его важнейших направлений. Современные международные религиозные организации и объединения: общая характеристика. Религия и политика в современном мире. Религия и общество. Религия и культура. Религия и национализм.
Тесты
1. Выберите наиболее полное и корректное из предложенных определений религии:
1. совокупность обычаев и обрядов, направленных на поклонение сверхъестественным силам;
2. вера в богов и духов;
3. мировоззрение и деятельность, основанные на вере в сверхъестественное;
4. мистическое знание о сверхчувственном мире.
2. Учреждение патриаршества на Руси имело место в:
1. 988 г.
2. 1051 г.
3. 1439 г.
4. 1589 г.
3. Найдите соответствие стран и преобладающих в них направлений христианства:
1: Православие
2: Католицизм
3: Протестантизм
А. Греция, Болгария, Россия
Б. Италия, Испания, Франция
С. Великобритания, Дания, Финляндия
4. Инквизиция была учреждена в:
1. IV в.
2. начале XIII в.
3. конце XV в.
4. 1673 г.
5. Папой Римским в настоящее время является ______
1. Бенедикт II
2. Бенедикт XV
3. Бенедикт XVI
4. Бенедикт XIV
6. Выберите предписания, входящие в число «пяти столпов» исламской веры:
1. намаз - пятикратная молитва в течение суток;
2. исповедание ислама;
3. закят - материальная поддержка общины;
4. рамадан - пост в течение этого месяца лунного календаря;
5. джихад - священная война;
6. хадж - паломничество в Мекку и Медину;
7. пищевые запреты на свинину, вино;
8. заповедь многоженства.
7.Исламские страны в современной Европе:
1. Албания, Босния;
2. Хорватия, Македония;
3. Болгария, Румыния
4. Испания, Португалия
Задания на проверку сформированности второго компонента компетенций – «уметь».
· Написать эссе по предложенным темам. (Использовать темы из тематичсекого плана);
· Подготовить презентацию. (Использовать темы из тематичсекого плана);
· Провести текущей прессы/интернет источников, с точки зрения этнической конфликтности/толерантности. Подготовить аналитический доклад.
Алгоритм подготовки задания:
1. Сформируйте подборку информации из различных источников по заданной теме за неделю.
2.проанализируйте ход и развитие событий за выбранный вами период.
Подготовьте аналитическую записку о развитии ситуации.
· Написать коллоквиум.
Коллоквиум №1. Примерные вопросы для подготовки к коллоквиуму (источник: М.Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»:
1. В каких странах в 16-18 вв. происходит переход к протестантизму.
2.Инициатор реформ за обновление католицизма
3. «… …… спокойнее, наделенный значительно более слабой склонностью к приобретательству тревожной жизни, он предпочитает устойчивое обеспеченное существование, пусть с меньшим доходом, риском…. ».
О каком типе религиозной личности идет речь.
4. С точки зрения капитализма, верны ли следующие идеи:
А) кредит – деньги
Б) деньги – по природе плодоносны
В) для тех, кто точно платит – открыт кошелек других
5. Является ли «сдельная оплата» труда стимулом повышения экономической эффективности производства.
6. Является ли труд «самоцелью для человека?
7.Как трактуется идея о загробной жизни в исламе и протестантизме ?
8.Можно ли по поведению людей определить избраны они или осуждены на вечные муки.
Коллоквиум №2. Примерные вопросы для подготовки к коллоквиуму (источник: Хантингтон С. «Столкновение цивилизаций»
1. Сущность и происхождение термина la guerra fria …
2. Напишите 2 основных формы межцивилизационных конфликтов
3. Какие страны можно назвать стержневыми
4. Вставьте пропущенные слова . Согласно статистике, за период с 1757 по 1919 год произошло (……….) приобретения мусульманских территорий немусульманскими правительствами. К 1995 году (……………….) из этих территорий вновь оказались под властью мусульман и примерно в (………………….) независимых государствах преобладало мусульманское население. Насильственный характер этих перемен отражается в том факте, что среди войн, которые в период с 1820 по 1929 год вели между собой государства с различными религиями, (……………) процентов составляли войны между мусульманами и христианами
5. Какие цивилизации расположены в Азии? Каковы ключевые страны
6. Какие существуют неразрешенные конфликты на территории Азии?
7. Какие страны (2) в Юго-Восточной Азии, в наибольшей степени предрасположены к противодействию и сдерживанию Китая.
8. «В последние десятилетия “холодной войны” Китай с успехом разыгрывал против Советского Союза и Соединенных Штатов Америки “китайскую карту”. После окончания “холодной войны” России стоит разыгрывать “российскую карту”. Совместными усилиями Россия и Китай способны [ c .388] решающим образом изменить евразийский баланс в ущерб Западу и возродить все те опасения, которые существовали в 1950‑х годах относительно китайско‑советских отношений» . О каких опасениях идет речь. И каковы на ваш взгляд перспективы российско-китайских отношений.
Коллоквиум №3. Примерные вопросы для подготовки к коллоквиуму (источник: Хантингтон С. «Кто мы?»
1. Кто и по каким причинам является главными врагами США?
2. Является ли на ваш взгляд, верным утверждение Патрика Глина: «Одна из наиболее ярких и неожиданных характеристик американского образа жизни — это возрождение религиозного чувства как важнейшей силы в политике и культуре». Назовите социально-экономические причины религиозного возрождения.
3. Может ли стать религия центральным компонентом американской идентичности.
4. Какие религиозные движения появляются в США во второй половине ХХ веке.
5. Какие нормы в отношении к религии закреплены в американском законодательстве. Взаимоотношение между религией и государством.
6. При каком президенте США в структуре государственного управления появился отдел по религиозным и благотворительным инициативам.
7. В последние десятилетия двадцатого века какие конфессии поддерживают республиканскую и демократическую партию. Что показали последние выборы (Барак Обама). Суть «религиозного барьера»
8. Почему исламские экстремисты считают своим главным врагом США?
Задания на проверку сформированности третьего компонента компетенций – «владеть»
Сформированность третьего компонента компетенций – «владеть» проверяется методами работы с интерактивными Интернет- ресурсами и учебной литературой..
5.3.4. Примерные вопросы к экзамену
1. Религиозное многообразие современного мира
2. Теоретические аспекты взаимодействия религии и политики
3. Даосская религия и этапы ее становления
4. Религиозно-философские учения Древнего Китая
5. Синтоизм
6. Буддизм и джайнизм – оппозиционные индуизму антропоцентрические культы
7. Направления буддизма и различия между ними.
8. Причины разделения Церкви на католическую и православную.
9. Распространение православия в Восточной Европе.
10. Особенности воздействия основных направлений христианства на политические процессы в современном мире
11. Особенности догматики и культа католической церкви.
12. Католицизм в средневековой истории Запада.
13. Реформация и основные направления протестантизма.
14. Зарождение и распространение ислама.
15. Роль ислама в современной мировой политике
16. Иудаизм в политических процессах современности
17. Межконфессиональные отношения в Южной Азии
18. Конфессиональная структура населения Северо-Восточной Азии
19. Конфессиональная структура населения Юго-Восточной Азии
20. Конфессиональная карта Латинской Америки
21. Религиозное многообразие в Северной Америке
22. Ватикан и католицизм в международных отношениях конца XX в.
23. Общая характеристика религиозно-политической ситуации в современной Европе
24. Англиканство как национальный и международный феномен
25. Католическое и протестантское измерение Ольстерского конфликта
26. Роль религиозного фактора в политической жизни стран Восточной
Европы
27. Религиозное измерение Балканского конфликта
28. Роль религиозного фактора во внешней политике США
29. Своеобразие американского протестантизма и католицизма
30. Основные решения II Ватиканского собора
31. Особенности внешней политики Ватикана после вступления на престол Франциска I.
32. Протестантизм в Германии и Скандинавских странах.
33. Исторические предпосылки и современное состояние Ольстерского конфликта
34. Религиозные аспекты распада Югославской Федерации.
35. Современная религиозная ситуация на Балканах
36. Исторические и современные аспекты иудео-христианских взаимоотношений
37. Исламское возрождение в 1970–1990-е гг.
38. Ислам в Европе.
39. Ислам и политика на Северном Кавказе. Религиозные и национальные аспекты чеченского конфликта
40. Исламский радикализм и современные международные отношения.
41. Религиозное измерение Ближневосточного конфликта.
42. Межконфессиональные отношения в современной России
43. Истоки сепаратизма в неиндуистких штатах Республики Индия
44. Религиозная составляющая тамильско-сингальского конфликта на Шри-Ланке
45.Тибетский вопрос в индийско-китайских отношениях
46.Суннитский и шиитский ислам, его роль в истории России и мира.
АНО ВО «МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
проректор по учебной работе
_________________________
А.И. Ковалева
«___»______________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Б1.В.ДВ.4.1
Направление подготовки:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
Профиль подготовки:
Азиатские исследования
Квалификация (степень) выпускника– бакалавр
Форма обучения– очная
Факультет международных отношений и туризма
Кафедра регионоведения
Москва 2017
Рабочая программа дисциплины «Религиозный фактор в современных международных отношениях» составлена в соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки – 41.03.01 «Зарубежное регионоведение», профиль – Азиатские исследования в соответствии с рабочими учебными планами, утвержденным ректором АНО ВО «Московский гуманитарный университет».
Автор: | Т.Н.Миронова – кандидат культурологии., доцент кафедры регионоведения МосГУ |
Эксперты: | Е.С.Журавлева – доктор исторических наук, профессор кафедры регионоведения МосГУ Ю.И.Надточей – кандидат исторических наук, доцент кафедры мировых политических процессов МГИМО (университета) МИД РФ |
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры регионоведения «25» мая 2017 г., протокол № 9.
ОДОБРЕНО
Методической комиссией факультета международных отношений и туризма
«29» июня 2017г., протокол № 9.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель курса – ознакомить студентов с основными проявлениями влияния религиозного фактора на современные международные отношения, также дать анализ конкретной религиозно-политической ситуации в различных странах и регионах мира.
Задачи курса – рассмотрение особенностей социально-экономического и политического положения этнических групп и конфессиональных меньшинств в их историко-культурном развитии, соотношении их потребностей, интересов, ценностей; анализ объективных и субъективных причин усиления этноконфессионального фактора во внутриполитическом развитии многих стран на современном этапе; - рассмотрение идеологии, движущих сил, мотивации участников, стадий, механизмов и форм проявления конфликтов и путей их разрешения. Отдельно рассматриваются вопросы участия региональных и международных организаций в процессе урегулирования конфликтов на религиозной почве.
Дисциплина нацелена на формирование целостного представления о содержательной стороне религиозных особенностей международной политики, политических систем и культуры, а также современной ситуации изучаемых стран, закономерностях формирования и функционирования религиозных институтов, сознания, моделей поведения наций и народов.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина «Религиозный фактор в современных международных отношениях» относится к вариативной части обязательных дисциплин базового цикла ОП бакалавриата.
Изучение дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении следующих дисциплин: «Социально-экономическая и политическая карта современного мира», «Всемирная (синхронная) история», «Политическая география стран (ы) региона специализации», «История стран (ы) региона специализации», «Глобальные проблемы современного мира», «История зарубежных стран».
Дисциплина «Религиозный фактор в современных международных отношениях» является последующей для изучения таких дисциплин как: «Российская, западная и восточная (конфуцианская) цивилизации: взаимодействие и сотрудничество в условиях глобализации», «Россия в глобальной политике», «Внутреннее положение в странах Восточной Азии: Япония, Китай, Корея», «Глобальные проблемы восточно-азиатского региона».
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В данном разделе содержится описание перечня планируемых результатов обучения дисциплине «Религиозный фактор в современных международных отношениях», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы по направлению 43.03.01 «Зарубежное регионоведение».
Процесс изучения дисциплины «Религиозный фактор в современных международных отношениях» направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурных:
ОК-3 -способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
Общепрофессиональных:
ОПК-7 - способность выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
-особенности функционирования религиозных институтов и организаций и их место и роль в политической системе и процессах в изучаемых странах мира;
-основные концепции и понятия в области изучения роли религии и конфессий в международных отношениях;
- специфику развития религиозной и конфессиональной ситуации изучаемых стран и регионов мира, роль религиозных институтов и организаций в политических и экономических процессах в изучаемых странах мира;
- специфику позиции изучаемых стран на международной арене как носителей религиозной культуры, которая сформирована под влиянием доминирующей в обществе конфессии;
.
Уметь:
- анализировать процесс влияния религиозных идеологий на международные отношения и возникающие в результате этого новые формы взаимодействия религии и политики;
- проводить сравнение и находить аналогии между религиозными и политическими процессами в различных странах и регионах мира;
- описывать современные религиозные и конфессиональные реалии изучаемых стран и регионов мира, а также понимать причины существующих различий и уважать их;
- учитывать в профессиональной деятельности культурно-религиозные традиции стран и регионов современного мира, выделять религиозный фактор в развитии современных международных отношений;
Владеть:
- навыками профессиональной коммуникации в различной этноконфессиональной среде;
- способностью анализа религиозной ситуации в изучаемой стране и регионе мира;
- способностью аргументированного научного объяснения элементов сходства и различия религиозных и конфессиональных институтов и процессов в государствах мира, обусловленных историческими закономерностями;
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1.Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Для очной формы обучения
Вид учебной работы | Всего часов | 6 Семестр час. |
Аудиторные занятия (всего) | ||
Занятия лекционного типа | ||
Занятия семинарского типа (практич., семин., лаборат. и др.) | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | экзамен | экзамен |
4.2. Учебно-тематический план дисциплины
Для очной формы обучения
Номер раздела | Наименование раздела/темы | Часов по учебной (рабочей) программе | Самостоятельная работа обучающихся | Отрабатываемые компетенции | |||
Всего в учебном плане | Аудиторная работа | ||||||
Всего | в том числе | ||||||
Лекции (всего/интеракт.) | Практич. занятия(всего/интеракт. | ||||||
Тема 1. Введение в дисциплину | ОК-3; | ||||||
Тема 2.Особенности современных конфликтов, роль этнического и религиозного факторов | ОК-3; ОПК-7; | ||||||
Тема 3.Особенности религиозно-политического взаимодействия в христианском мире | ОК-3; | ||||||
Тема 4. Религиозные конфликты на базе христианских вероучений | ОПК-7; | ||||||
Тема 5. Католицизм в международных отношениях на современном этапе | ОПК-7; | ||||||
Тема 6. Сосуществование представителей христианских конфессий и иудаизма. Исторический и современный аспект. | ОК-3; | ||||||
Тема 7. Современный протестантизм в международных отношениях | ОПК-7; | ||||||
Тема 8. Роль религиозного фактора в развитии североамериканского общества | ОК-3; ОПК-7; | ||||||
Тема 9. Особенности мировоззрения традиционного ислама. Ислам как религия и образ жизни | ОК-3; | ||||||
Тема 10. Проблема интерпретаций общих принципов исламской веры | ОК-3; | ||||||
Тема 11. Ислам в регионах современного мира. Исламский фундаментализм | ОК-3; ОПК-7; | ||||||
Тема 12. Роль религиозного фактора в «горячих точках» Евразии: Ольстер,Балканы, Ближний Восток | ОПК-7; | ||||||
Тема 13. Арабо-израильские конфликты в контексте современных международных отношений | ОПК-7; | ||||||
Тема 14. Этноконфессиональные и межконфессиональные аспекты политического процесса в России: традиции и современность | ОПК-7; | ||||||
Тема 15. Ислам, христианство и политика России на Северном Кавказе | ОК-3; | ||||||
Тема 16. Религиозный фактор в политических процессах центральной, Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона | ОПК-7; | ||||||
Тема 17. Этноконфессиональные конфликты стран Центральной Азии | ОПК-7; | ||||||
Тема 18. Этноконфессиональные конфликты стран Дальнего Востока | ОПК-7; | ||||||
Всего |
4.3. Содержание дисциплины
Тема 1 Введение в дисциплину
Общая характеристика религиозной ситуации в современном мире.
Важнейшие современные конфессии: количественный анализ. Основные особенности христианства, краткая характеристика его важнейших направлений. Основные особенности ислама, краткая характеристика его важнейших направлений. Современные международные религиозные организации и объединения: общая характеристика. Религия и политика в современном мире. Религия и общество. Религия и культура. Религия и национализм.
Тема 2. Особенности современных конфликтов, роль этнического и религиозного факторов
Характерные особенности конфликтов эпохи «двухполюсного» мира, определяющее влияние соперничества двух великих держав.
Изменения в мировой политической обстановке в связи с окончанием «холодной войны». Повышение удельного веса внутри- и межгосударственных конфликтов на основе этнополитических, этнотерриториальных и религиозных противоречий. Проблемы соотношения принципов территориальной целостности государства и права наций на самоопределение. Движущие силы современных конфликтов, мотивация их участников и способы мобилизации. Сложности урегулирования. Типология современных конфликтов.