Эстетизация – придание чему-либо внешней формы.
Эстетика –осмысление красоты и с искусства.
Эстетика представляет красоту как нечто субъективное, а это нехарактерно для предшествующих эпох.
Кант:эстетическое суждение непредсказуемо, но оно претендует на общезначимость.
КОНФЛИКТ:у всех разное понятие о красоте.
Гегель считает искусство первым этапом человека по развитию абсолютного духа, тк через искусство он переходит в материальную форму=> искусство как первый акт самопознания субъекта.
НО: так было не всегда.
Искусство понималось как:1. высшая степень ремесла (ораторское искусство) 2. божественное вдохновение.
КОНФЛИКТ:с одной стороны искусство направлено на выражение самого ВЫВОД: развитие искусства – диалектическое движение, которое стремится максимально выразить внутреннюю истину субъекта, но она же и является разрушительной для любой определенной формы.
10. Дух и наука. Конфликт способов описания мира.
Специфика науки в Европе – она опирается на эксперимент. Наука в античности опирается на рассуждение и наблюдение.
В Европе – знание это сила.
В античности знание нужно только ради него самого.
Разделение наук на естественные и гуманитарные.
Философия науки (19 в). ПОЗИТИВИЗМ. О.Конт: критикует метафизику и говорит, что философия должна систематизировать науки.
Трудно различить факты физические и психические.
Псевдовысказывания.Чтобы проверить ложность: Верификация (соотнесение с опытом).
НО: отсылка к опыту это бред, тк фактов нет, есть только интерпретации (Ницше). => Появление аналитич философии.
Постпозитвизм (20в): К. Поппер. Критерий научности - идет опровержение теорий.
Две стадии науки: нормальная (забивают на мелкие несоответствия) и революция (меняет все методы науки и картину науч мира).
П. Фаербах. Равенство науч познания с любым другим.
Рорти. Истины никакой нет, так как она может быть выражена только в высказываниях, которые постоянно меняются.
Вопросы по первоисточникам:
11. Понятие духа. Дух и природа (по работе М.Шелера «Положение человека в космосе»)
Второ й вариант ответа:
Шеллер занимается философской антропологией. Начинает он с того, что же такое «человек», все трактуют это по-разному и что же отличительного в нем есть.
Он рассматривает иерархическую структуру: Растение – Животное – Человек.
Он рассматривает несколько стадий развития живого существа (по степени обособления от природы):
1. Чувственный порыв (есть уже у растений и предпологает движение «От» и «К» - напр «К свету»)
2. Инстинкт (характеристики: оно целенаправленно для носителя жизни, оно должно происходить в каком-либо ритме, может действовать отдаленно (животное заранее готовится к зиме), оно типично повторяющиеся ситуацию – подготовка к спячке и др., есть у животных
3. Ассациативная память (приобретание привычек - что то постоянно повторяется и на основе опыта выводится лучший вариант; есть у животных, нет у растений)
4. Практический интеллект (происходит предвосхищение чего-то и выстраивается цепочка действий, которая позволяет этого добиться) только у человек
5. Разум (Выбор) (то, что делает человека человеком; противоположен естественной жизни вообще) только у человека
Разум + определенные волевые акты (любовь и др.)+эмоции = ДУХ
Дух – центр всех действий, сознания. Он наделен жизнью. Дух раскрывает личность в её внутреннем тождестве. Дух свободен
Дух не противоположен природу, он произростает из неё. При помощи Духа человек отделился от Природы, сделав её предметом.
Дух дает акт идеации – спец-й духовный акт полностью отделенный от интеллекта технического.
12. Дух и негативность (по работе М.Шелера «Положение человека в космосе»)
Второй вариант:
Негативность – Дух выделяет себя из всего (противопоставление жизни вообще) => поэтому человек отделен от мира, что ведет его к агрессивности. Но именно это позволяет ему что-то новое (он может сказать «нет» жизни)
Противоположность в человеке – это противоположность жизни и Духа.
Дух зависит от временного процесса жизни. «Жизнь» и «Дух» зависимы друг от друга, так как оба необходимы человеку: Дух идеирует жизнь. Но только жизнь способна привести в действие и осуществить дух, начиная с его простейшего побуждения к акту и вплоть до создания произведения, которому мы приписываем духовное смысловое содержание.