Эстетизация – придание чему-либо внешней формы.

Эстетика –осмысление красоты и с искусства.

Эстетика представляет красоту как нечто субъективное, а это нехарактерно для предшествующих эпох.

Кант:эстетическое суждение непредсказуемо, но оно претендует на общезначимость.

КОНФЛИКТ:у всех разное понятие о красоте.

Гегель считает искусство первым этапом человека по развитию абсолютного духа, тк через искусство он переходит в материальную форму=> искусство как первый акт самопознания субъекта.

НО: так было не всегда.

Искусство понималось как:1. высшая степень ремесла (ораторское искусство) 2. божественное вдохновение.

КОНФЛИКТ:с одной стороны искусство направлено на выражение самого ВЫВОД: развитие искусства – диалектическое движение, которое стремится максимально выразить внутреннюю истину субъекта, но она же и является разрушительной для любой определенной формы.

10. Дух и наука. Конфликт способов описания мира.

Специфика науки в Европе – она опирается на эксперимент. Наука в античности опирается на рассуждение и наблюдение.

В Европе – знание это сила.

В античности знание нужно только ради него самого.

Разделение наук на естественные и гуманитарные.

Философия науки (19 в). ПОЗИТИВИЗМ. О.Конт: критикует метафизику и говорит, что философия должна систематизировать науки.

Трудно различить факты физические и психические.

Псевдовысказывания.Чтобы проверить ложность: Верификация (соотнесение с опытом).

НО: отсылка к опыту это бред, тк фактов нет, есть только интерпретации (Ницше). => Появление аналитич философии.

Постпозитвизм (20в): К. Поппер. Критерий научности - идет опровержение теорий.

Две стадии науки: нормальная (забивают на мелкие несоответствия) и революция (меняет все методы науки и картину науч мира).

П. Фаербах. Равенство науч познания с любым другим.

Рорти. Истины никакой нет, так как она может быть выражена только в высказываниях, которые постоянно меняются.

Вопросы по первоисточникам:

11. Понятие духа. Дух и природа (по работе М.Шелера «Положение человека в космосе»)

Второ й вариант ответа:

Шеллер занимается философской антропологией. Начинает он с того, что же такое «человек», все трактуют это по-разному и что же отличительного в нем есть.

Он рассматривает иерархическую структуру: Растение – Животное – Человек.

Он рассматривает несколько стадий развития живого существа (по степени обособления от природы):

1. Чувственный порыв (есть уже у растений и предпологает движение «От» и «К» - напр «К свету»)

2. Инстинкт (характеристики: оно целенаправленно для носителя жизни, оно должно происходить в каком-либо ритме, может действовать отдаленно (животное заранее готовится к зиме), оно типично повторяющиеся ситуацию – подготовка к спячке и др., есть у животных

3. Ассациативная память (приобретание привычек - что то постоянно повторяется и на основе опыта выводится лучший вариант; есть у животных, нет у растений)

4. Практический интеллект (происходит предвосхищение чего-то и выстраивается цепочка действий, которая позволяет этого добиться) только у человек

5. Разум (Выбор) (то, что делает человека человеком; противоположен естественной жизни вообще) только у человека

Разум + определенные волевые акты (любовь и др.)+эмоции = ДУХ

Дух – центр всех действий, сознания. Он наделен жизнью. Дух раскрывает личность в её внутреннем тождестве. Дух свободен

Дух не противоположен природу, он произростает из неё. При помощи Духа человек отделился от Природы, сделав её предметом.

Дух дает акт идеации – спец-й духовный акт полностью отделенный от интеллекта технического.

12. Дух и негативность (по работе М.Шелера «Положение человека в космосе»)

Второй вариант:

Негативность – Дух выделяет себя из всего (противопоставление жизни вообще) => поэтому человек отделен от мира, что ведет его к агрессивности. Но именно это позволяет ему что-то новое (он может сказать «нет» жизни)

Противоположность в человеке – это противоположность жизни и Духа.

Дух зависит от временного процесса жизни. «Жизнь» и «Дух» зависимы друг от друга, так как оба необходимы человеку: Дух идеирует жизнь. Но только жизнь способна привести в действие и осуществить дух, начиная с его простейшего побуждения к акту и вплоть до создания произведения, которому мы приписываем духовное смысловое содержание.

Наши рекомендации