БЛАЖЕННЫЙ ФЕОДОРИТ, епископ Кипрский (393-457 гг.)
Родился в Антиохии, как полагают, в 393 году, в христианской семье. Получил прекрасное образование в Антиохийском богословском училище.
Став епископом Кира (423 г.), главного города Евфратской области, Феодорит весь отдался заботам о своей пастве. Раздав еще в Антиохии часть своего имения бедным, он остальную его часть использовал на благоустройство города Кира: построил мост, создал форум, украшенный портиками, выстроил собор. В личных своих средствах он настолько был скромен, что кроме одежды у него ничего не было.
Кроме дел по благоустройству главной заботой Феодорита было укрепление православия в своей епархии и обращение еретиков к Церкви.
Но с проявлением несторианства Феодорит некоторое время сам колебался в православии. Усвоив методологию Антиохийской богословской школы, он придерживался взглядов Нестория, в защиту которого писал сочинения.
На Халкидонском соборе (451 г.) он отказался от Нестория и осудил свои сочинения, написанные в его защиту.
Феодорит был образованнейшим человеком своего времени. Кроме сочинений, написанных против монофизитов (Эранист), и «церковной истории» в пяти книгах, ему принадлежат еще два исторических сочинения: «История боголюбцев», содержание которой составляет повествование о тридцати подвижниках, и «Свод еретических басней». Последнее состоит из четырех книг, излагающих лжеучения древних и современных ему еретиков. Это сочинение написано спокойным тоном, без полемического задора, и чуждо нетерпимости.
Из апологетических сочинений Феодорита интересно «Врачевание эллинских недугов».
Как толкователь Священного Писания Феодорит держался строго приемов толкованиям принятых Антиохийской школой. Главное значение придавал историко-грамматическому разбору текстов. Он не любил аллегорию, хотя и допускал ее в отдельных случаях; его объяснения при всей своей научной глубине и художественной отделке отличаются простотой и ясностью. От него остались толкования на псалмы, «Песнь Песней», на пророков и послания апостола Павла. Ветхий Завет он объясняет в свете новозаветного откровения и находит в нем прообразы новозаветных событий.
Восточно-сирийская богословская школа
Восточно-сирийская или Эдесско-Низибийская школа, по своему богословскому направлению примыкала к Антиохийской школе. Основателем ее был преподобный Ефрем Сирин.
Преп. ЕФРЕМ СИРИН
Преподобный Ефрем Сирин родился в конце III-го или в начале IV-го столетия в Низибии, главном городе Месопотамии или в ее окрестностях. Его родители были земледельцами. Ефрем получил христианское воспитание, но в юношеском возрасте не был свободен от некоторых недостатков: он был раздражителен, склонен к чувственным удовольствиям и колебался сомнениями относительно Промысла Божия. Но одно обстоятельство в жизни произвело в нем решительный переворот. Его обвинили в краже овец и посадили в тюрьму. В заключении он дал обет посвятить жизнь свою Богу, если получит свободу.
Вскоре он оставил мир и удалился в окрестные горы к отшельникам. Здесь он довершил свое духовное воспитание под руководством знаменитого подвижника Иакова Низибийского, ставшего позже Низибийским епископом. В Низибии он основал школу, в которой был учителем сирийского языка, С переходом Низибии под власть персов (363 г.), Ефрем со многими христианами переселился в Эдессу, где продолжал заниматься преподавательской деятельностью.
Св. Ефрем был ревностным поборником православия. В Эдесской епархии было много еретиков. Чтобы привлечь на свою сторону православное население, еретики облекали свое учение в поэтическую форму и распевали на своих собраниях гимны по особым напевам. В противовес им св. Ефрем излагал в стихотворных гимнах православное учение и вместе с верующими пел их в собраниях. В 370 году Ефрем совершил путешествие в Египет, чтобы познакомиться с жизнью египетских подвижников. В Кесарии Каппадокийской он встречался о Василием Великим, который рукоположил его во диакона. Василий Великий приглашал его и на епископскую кафедру, но Ефрем притворным юродством отклонил от себя эту честь, считая себя по смирению недостойным епископского сана, Св. Ефрем скончался в 372 году.
Как писатель св. Ефрем замечателен не столько как догматист, сколько как толкователь Священного Писания и учитель сердечной веры и благочестия. Его богословские сочинения полемико-догматичеокого характера (20 слов против ариан, 56 слов против гностиков, манихеев, 7 слов о двух естествах во Христе, 3 - о вере против иудеев, о покаянии против новициан) представляют собой не столько научные трактаты, сколько благочестивые размышления об истинах веры или простое изложение их.
В толковании Священного Писания св. Ефрем выступает замечательным экзегетом. По свидетельству Григория Ниоского, он истолковал все Священное Писание Ветхого и Нового Заветов Его толкования, особенно на книги Ветхого Завета (Пятикнижие, Иисуса Навина, Судей, Царств, Паралипоменон, Иова, 4 великих пророков и из малых Осии, Иоиля, Амоса, Захарии и Малахии) отличаются высокими достоинствами..
Для истолкования Священного Писания он владел такими средствами, каких недоставало другим толкователям. Благодаря отличному знанию еврейского языка, он прекрасно знаком был с Востоком, где происходили библейские события, с нравами и обычаями евреев, с устными преданиями, которые на Востоке отличаются особенной устойчивостью и хранятся из рода в род. Ефрем осуждал как исключительный буквализм в толковании, так и излишнюю наклонность к аллегории, в то же время буквальное толкование не исключало у него попыток проникнуть в глубокие тайны созерцания.
Неподражаемым Ефрем Сирин остается и в своих беседах духовно-нравственного характера. В них он по преимуществу выступал проповедником живой веры и сердечного сокрушения, соединенного с радостью, истекавшей из любви к Богу и надежды на спасение.
Кроме этого Ефрему Сирину принадлежит много церковных молитв и песнопений.