Блаженный Никита Константинопольский

День памяти: 9 / 22 Сентября

Блаженный Никита жил в Константинополе и занимал должность хартулария (письмоводителя). Называют его "сокровенным" потому, что, живя в миру, среди городской суеты, тайными подвигами благочестия достиг духовного совершенства и был великим угодником Божиим. Его святая жизнь открылась при необыкновенных обстоятельствах. Два друга, некий священник и диакон Созонт, поссорились. Священник умер, и диакон очень скорбел, что они не успели помириться. Опытному старцу-подвижнику он рассказал о терзавшем его совесть грехе. Тот подал ему письмо и велел отдать его первому, кого Созонт встретит в полночь у храма Святой Софии, Премудрости Божией. Им оказался святой Никита-хартуларий. Прочитав письмо, он заплакал и сказал, что на него возлагается то, что превышает его силы, но молитвами старца, пославшего Созонта, он постарается это исполнить. Сотворив поклон перед церковными дверями, святой Никита сказал: "Господи, открой нам двери милости Твоей", - и двери храма сами собой открылись. Оставив диакона на пороге, святой Никита стал молиться, и Созонт видел, как его осиял чудный свет. Затем они вышли из храма, и двери закрылись. Подойдя к церкви Влахернской Божией Матери, святой Никита снова помолился и опять перед ними отверзлись двери. В храме стало светло, и из алтаря вышло два ряда священников, среди которых диакон Созонт узнал своего умершего друга. Святой Никита тихо сказал: "Отче пресвитер, побеседуй с братом твоим, и прекратите вражду, которую вы имеете между собой". Тотчас священник и диакон Созонт поклонились друг Другу, с любовью обнялись и примирились. Священник ушел обратно, и двери сами собой затворились. Блаженный Никита сказал диакону: "Брат Созонт, спаси душу свою для себя и для моей пользы. Отцу же, пославшему тебя, скажи, что чистота его святых молитв и его упование на Бога могут и мертвых воздвигнуть". После этих слов блаженный Никита стал невидим для Созонта. Вернувшись к своему старцу-духовнику, диакон со слезами благодарил его за то, что, по его молитвам, великий сокровенный угодник Божий Никита-хартуларий снял грех с живого и мертвого.

Блаженный Никита Константинопольский - student2.ru
Сщмч. Захария (Лобов), архиеп. Воронежский, 1930-е гг. Фотография

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЗАХАРИЯ (ЛОБОВ), АРХИЕПИСКОП ВОРОНЕЖСКИЙ

Память 9 / 22 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских, а также в Соборах Воронежских и Липецких святых

Детство и юность

В миру Лобов Захар Петрович, родился 23 марта / 5 апреля 1865 года в слободе Петровке Павловского уезда Воронежской губернии[29] в семье мелкого чиновника (губернского коллежского регистратора) Петра Федоровича и Александры Павловны Лобовых (православного исповедания)[30].

В 1882 году окончил II Тамбовское духовное училище по II разряду[31] и поступил в Тамбовскую духовную семинарию, где проучился 4 курса по II разряду[32], закончил образование в Донской духовной семинарии в 1888 году по I разряду[33].

Вступил в брак с Александрой Андреевной (1869 - 1917), в их семье родилось семь детей:

  • Гавриил (1890 г.р.), окончил Донскую духовную семинарию и Московскую духовную академию в 1914 году[34], преподавал в Черниговской духовной семинарии, служил инспектором Черниговского епархиального женского училища, после революции преподавал в Донском университете, проживая в Новочеркасске по адресу: Арсенальная, 13.
  • Прокопий (1892 г.р.), окончив Московский Коммерческий институт и получив степень кандидата экономических наук, жил в Москве и служил в Московской Конторе Государственного Банка.
  • Алексей (1894 - 1942), окончив Новочеркасское духовное училище, затем Донскую духовную семинарию в 1915 г. по первому разряду, обучался в Киевской духовной академии, принял постриг с именем Антоний и стал архимандритом Киево-Печерской Лавры, умер в Устьлаге.
  • Симеон (1895 г.р.), окончив Новочеркасское духовное училище и Донскую духовную семинарию, Черниговское военное училище, стал офицером и находился на военной службе.
  • Вера (1896 г.р.), окончила Епархиальную женскую гимназию (Донское епархиальное женское училище в 1913 году), затем была слушательницей Бестужевских курсов в Петрограде, вышла замуж за Михаила Анохина – секретаря краевого прокурора, и в замужестве носила фамилию Анохина.
  • Арсений (1899 г.р.), выпускник Новочеркасского духовного училища (1913) и Донской духовной семинарии, военнослужащий
  • Ольга (1900 г.р.), закончила Донское епархиальное женское училище (В период первого своего ареста епископ Захария указывал, что Вера и Ольга работают машинистками в одном из учреждений Ростова-на-Дону, проживают на ул. Садовая, 99-б.)[35].

Священство

13 / 26 ноября 1888 года был рукоположен во священника Донским и Новочеркасским архиеп. Макарием (Миролюбовым) и назначен к Архангельскому храму слободы Сариновой (Нагольной) Голодаевки.

14 / 27 февраля 1890 года переведен в Рождественский храм хутора Ажинов, 23 марта / 5 апреля того же года - в Петропавловский храм города Александровска-Грушевского (ныне Шахты Ростовской обл.), являлся строителем собора. Был законоучителем городских одноклассных мужских (1890-1894) и женских школ (1894-1900), заведовал школой грамотности Азовской компании (1896-1900), был духовным следователем Александровского благочиния (1895-1900).

16 / 29 мая 1900 года был переведен в Новочеркасск. Служил в Михаило-Архангельском храме, а затем, с декабря того же года, - в Троицком храме.

С 1900 года был заведующим новочеркасской Михайловской женской школой, преподавал в ней Закон Божий.

В 1901 году назначен делопроизводителем Донского епархиального училищного совета. Сверхштатный (1901-1903) и штатный (1903-1908) член Донской духовной консистории. Один из ближайших сотрудников Донского архиепископа Афанасия (Пархомовича).

25 июля / 7 августа 1903 года был перемещен на должность ключаря Новочеркасского кафедрального собора.

С 1905 года - член епархиального Миссионерского комитета.

11 / 24 мая 1906 года был возведен в сан протоиерея. С 1906 года - член Донского епархиального совета.

22 декабря 1908 (это было бы 4 января 1909) года уволен с должности штатного члена Донской духовной консистории[36].

С 1909 года - законоучитель частного Коммерческого училища Абраменкова, с 1910 года - законоучитель Новочеркасской военно-фельдшерской школы.

С 1910 года - казначей Донского епархиального Богородичного братства, член строительной комиссии, член Донского епархиального училищного совета.

С 1915 года - член совета епархиального женского училища. В том же году организовал при Вознесенском соборе Миссионерский кружок ревнителей веры и благочестия, став его председателем.

В 1917 году овдовел[37].

28 марта 1921 года был переведен из Новочеркасского собора в церковь монастырского подворья[38].

В 1922 году проявил себя активным борцом с обновленчеством. Как сообщалось в обвинительном заключении ГПУ, «на съезде Донской епархии Лобов один из всего духовенства оставался тихоновцем». После осуждения советской властью епископа Ростовского Арсения (Смоленца), епископа Нижне-Чирского Николая (Орлова), ареста епископа Аксайского Митрофана (Гринёва) и увольнения обновленческим Высшим церковным управлением на покой Донского и Новочеркасского митр. Митрофана (Симашкевича) прот. Захария Лобов стал «правой рукой» последнего в организации сопротивления обновленцам. Привлекался к следствию по обвинению в «халатном хранении церковного имущества» (очевидно, за попытку пассивного сопротивления во время кампании по изъятию церковных ценностей). После ареста епископа Митрофана (Гринёва) в 22 января 1923 года церковный совет Троицкого храма Новочеркасска обратился к патриарху Тихону (Беллавину) с просьбой о

епископской хиротонии протоиерея Захарии Лобова[39].

Наши рекомендации